Мир «варваров», как называли
полудикие племена гер- манцев римляне,
значительно уступал греко-римскому
с точки зрения наличия
гражданской, политико-правовой и
духовной культуры, но обладал
большей жизнеспособно- стью. На
долгое время здесь исчезли государственные
обра- зования, крупные города были
разрушены, и весь этот мир раскололся
и раздробился на мелкие части.
Народы бывшей империи были отброшены
из цивилизованного состояния далеко
назад, к догосударственному существованию
и пери- оду разложения родового
общества, и им предстояло заново пройти
нелегкий путь становления первичных
государств и основ цивилизации.
Единственной уцелевшей
от прежнего мира силой, обла- давшей
централизованной организацией и духовным
влия- нием, оказалась христианская
церковь во главе с римским
патриархом, что обусловило её роль
в становлении нового порядка
и её возвышение, обретение политического
веса и власти на всей территории
Западной Европы.
Однако столетия существования
античной цивилизации не могли пройти
даром для народов Европы. Они
обусловили
характер западноевропейского
феодализма прежде все-
го частной собственностью
на землю, навыками управле-
ния государством, развитым
договорным правом, наличи- ем
христианской религии и церкви,
а также доставшейся от античности
философией. Это позволило западноевропей-
скому феодализму в ускоренном
темпе пройти этап станов- ления
новой цивилизации, в ходе
которого сложилась со- циальная
структура феодального общества
и способы его жизнедеятельности,
позволяющие характеризовать запад-
ноевропейский феодализм как
законченный целостный культурно-исторический
тип — романо-германская хри-
стианская цивилизация.
Другие средневековые
цивилизации — арабо-мусульман-
ская, византийская, восточные —
вследствие засилья там па- триархально-родовых
и даже рабовладельческих отношений,
их переплетения с феодальными,
оказались гораздо менее динамичными
и продуктивными в культурно-историческом
процессе движения человечества к
современному обществу. Присущие им
типологические характеристики
— государ- ственная собственность
на землю, стремление к политиче-
скому централизму, деспотизм
власти и бесправие поддан- ных,
доминирование общинных обычаев
и традиций — на длительное время
затормозили становление этих цивилиза-
ций и обусловили, в конечном
счете, их историческое от- ставание
от западноевропейского мира. Поэтому
в истории мировой культуры Средневековье
представляет именно за- падноевропейский
феодализм как реализующий закономер-
ности становления культурно-исторического
развития чело- вечества в наиболее
чистом, классическом виде.
Существуют различные
способы периодизации эпо- хи
Средневековья. Наиболее приемлемой
выглядит пе- риодизация, в основу
которой положен принцип цикли-
ческого развития феодального общества:
становление феодализма, зрелый
феодализм, кризис феодальных обще-
ственных отношений. Первый период
соответствует раннему
Средневековью (У—ХI в.), второй
— зрелому (ХН-ХIУВ. ) И третий — позднему
Средневековью (ХУ—ХУII в.), совпадаю-
щему по содержанию с эпохой Возрождения
и Реформации.
48. Феномен Ренессанса.
Рассматривается как переход
от средних веков, от феодального
к буржуазному общ-ву. Появляются
мануфактуры, развивается банковское
дело, междунар. торговля. Формируется
научная картина мира на открытиях
в обл. астрономии. Ученые эпохи: Н. Коперник,
Д. Бруно, Г. Галилей. Ренессанс - эпоха
великих открытий. Известные первооткрыватели
- Колумб, Магеллан. Были открыты 2 богатых
континента. Наивысшей точки развития
к-ра Ренессанса достигает в 16в. В
утверждаемой системе ценностей
духовной к-ры в целом выдвигаются
идеи г-зма. Г-зм Р. - это такое мышление,
для кот. хар-рны свободолюбие и
светский индивидуализм. Понятие "г-зм"
в ф-фской лит-ре имеет 2 значения:
1) в широком смысле - система идей
и взглядов на чел-ка как наивысшую
ценность; 2)в узком - прогрессивное
течение западноевропейской культуры
эпохи В., направленное на утверждение
внимания к достоинству ч-ка. Г-зм
развивается как идейное движение,
захватывает купеческие круги, находит
единомышленников при дворцах тиранов,
проникает в высшие религиозные
сферы, становится мощным орудием политиков,
оставляет глубокий след в народной
поэзии, зодчестве, дает богатый материал
для поисков худ-ков и скульпторов,
складывается новая светская интнллегенция.
Г-сты вносят в духовную к-ру свободу
суждений, независимость по отношению
к авторитетам, смелый критический
дух, раскрывают безграничные возможности
чел-ка. Они выступают против цензуры
церковной, формируют чел-ка предприимчивого,
активного, инициативного, чел-к уже
сам кует свою судьбу. Г-зм как принцип
к-ры базируется на антропоцентричной
картине мира. Утверждается новый
центр - могучая и прекрасная личность.
1 поэт нового времени - Данте Алигьери.
Позиции его взглядов развил Франческа
Петрарка, ф-ф и поэт, кот. считают
основателем г-кого движения в Италии.
Известное влияние на г-кое движение
оказал итальянский демократ К. Салютати.
Известны работы Джаноццо Манетти("О
достоинстве и превосходстве
человека"), Лоренцо Валла (трактат
"О наслаждении"), Пико делла
Мирандолла("О достоинстве человека").
Важную роль в утверждении г-ких
идей сыграла Платоновская Академия
во Флоренции. Г-сты В-ния убеждены
в том, что чел-к как и бог
обладает свободой действий, он сам
управляет судьбой и общ-вом, делая
правильный выбор. Г-сты уделяли
внимание изучению древних языков,
они основали классическую филологию.
Г-сты критиковали всю средневековую
схоластику. Схоластической системе
образования они противопоставили
воспитание, кот. развивает чел-ка умственно
и физически, формирует у нее
высокие моральные кач-ва. Но становление
и расцвет г-зма глубоко противоречивы.
Добро и зло переплетались
самым причудливым образом. Развивается
наука, поэзия, ар-ра, изобразительные
иск-ва. Но проблемы общ-ных отношений
решаются кинжалом и ядом, заговорами
и войнами. Вошло в историю
семейство Борджиа во главе с
папой Александром 7 - убийцей, грабителем
и развратником, но наделенным блестящим
талантом гос-ного деятеля. Гармония в
соц. устройстве не была достигнута, страсти
овладевали отдельными личностями, побуждая
их действовать не останавливаясь ни
перед чем и не задумываясь
о последствиях
49. Культура Нового
времени. Эпоха Просвещения.
Эпоха Просвещения по праву
может быть назв. "золотым веком
утопии". Под Пр. понимают прогрессивное
идейное течение эпохи становления
капитализма, связанное с борьбой
против феодальных порядков. Хар-рной
чертой Пр. было стремление его представителей
к перестройке всех общ-ных отношений
на основе разума, равенства и др.
принципов, кот., по их мнению, берут
начало из "природных прав чел-ка".
Основной ф-фской идеей к-ры 18в. стал
разум. Изменения в соц.-эконом. сфере
жизни периода Пр. повлияли на духов.
мир людей, повлияли на их идеалы, огромное
значение в этом процессе сыграла
лит-ра. В период Пр. вырос соц-льный
статус иск-ва. Для эпохи Пр. хар-но
наличие худ. направлений, кот. переплетались:
сохраняются барокко и классицизм,
возникает рококо и романтизм. Основным
направлением в ар-ре был классицизм
- наследование ар-ры древних Греции
и Рима. Широко использовался в
Англии. Известным ар-ром был К.
Рен, под его рук-ством было построено
огромное кол-тво сооружений, великим
его достижением был собор
Св. Павла, кот. считается шедевром мир.
ар-ры. Хар-рной особенностью развития
ар-ры было сооружение огромных строений
гос-ного и гражданского назначений,
распространяется "галантный" стиль
во внутренней и внешней отделке
дворцов, замков, церквей. Порождением
сугубо светской к-ры эпохи Пр. стал
стиль "рококо", получивший наиб.
совершенное воплощение в обл. прикладного
иск-ва. Ар-ра и живопись рококо ориентировались
на создание комфорта для того чел-ка,
кот. будет созерцать их творение.
Во время франц. революции ар-ра во
Франции возвращается к классицизму.
Этот стиль особенно утвердился во
время наполеоновского правления.
Строения создавались в четких пропорциях,
как во времена импер-ского Рима,
всюду встречалась военная атрибутика.
Все это подчеркивало мощь империи
Наполеона 1. Стиль франц. ар-ры в
империи Наполеона 1 наз. ампир (империя).
Шедевр франц. классицизма - Площадь
Свободы в Париже( Габриэль). Зримым
воплощением "лучших миров" для
людей эпохи Пр. были сады и парки.
В них конструировался утопический
мир, альтернативный сущ-щему, отвечавший
представлениям времени об этических
идеалах, счастливой жизни, гармонии природы
и чел-ка, людей м-ду собой, свободы
и самодостаточности чел-кой личности.
В композиции парков включ. библиотеки,
картинные галереи, музеи, театры, храмы,
посвященные не только богам, но и
чел-ским чувствам - любви, дружбе. Можно
рассматривать худ-ную к-ру 18в. как
период ломки воздвигающейся веками
грандиозной худ-ной системы, в
соотв. с кот. иск-во создавало модель
жизни более значительную, чем
земная жизнь. Перед худ-ком впервые
открылась возможность свободы
наблюдения и тв-тва. Особенно модной
была "галантная живопись", кот.
изображала светских дам и кавалеров,
портреты выдающихся просветителей (Ж.Б.
Грез). Иск-во эпохи Пр. использовало
старые стилистические формы классицизма,
отражая при их помощи совершенно
иное содержание. Классицизм означал
подчинение чел-ка общ-ной системе.
Развивающийся романтизм стремился
к максимальному усилению индивидуального
личностного начала. Как в "галантной
живописи", так и в классицизме
идет тема возвеличивания импер-ров
и знати, а новый романтизм
акцентировал внимание на народе. Представитель
романтизма Ф. Гойя. Одной из важнейших
хар-тик к-ры эпохи Пр. явл. процесс
вытеснения религиозных начал иск-ва
светским, отражающая повседневность
наблюдения худ-ка за реальной жизнью
людей, она получает широкое распространение
и стремится занять главное место
в иск-ве. Парадный портрет уступает
место портрету интимному, а в
пейзажной живописи появляется "пейзаж
настроения"(Ватто, Гейнсборо, Гварди).
Восприятие, настроение, отраженное в
эскизе устанавливает непосредственную
связь между зрителями и худ-ком:
рисунок и гравюра ценятся
больше, чем живописные полотна. В
работах худ-ков усиливается декоративное
понимание цвета: картина должна
украшать то место, где она находится.
Сущ-ной стороной эпохи Пр. было запечатление
худ. ср-вами ощущений и наслаждений
чел-ка. Важное место в иерархии духовных
ценностей занимает музыка, поражающая
чел-ка масштабностью и глубиной
анализа самых затаенных уголков
чел-кой души. На развитие музыки эпохи
Пр. оказали влияние барокко и
классицизм. Вершиной муз. к-рыэпохи
Пр. - тв-во Баха и Моцарта. Основоположником
классицизма во французской музыке
был Люлли. Во Франции и Италии
достигает расцвета опера, в Германии
и Австрии - оратория и месса( в
церковной к-ре) и концерт (в светской
к-ре).Также развивается опера, балет,
народное песенной тв-во, музыкальный
комедийный театр. Одним из ярких
примеров оперного иск-ва явл. опера
Моцарта "Волшебная флейта". Эпоха
Пр. является важнейшим поворотным
пунктом в духовном развитии Европы,
повлиявшим практически на все сферы
соц.-полит. и к-рной жизни.
50. Эпоха модерна
в европейской культуре.
Объединяя мн-во самостоятельных
направлений (сюрреализм, футуризм, экспрессионизм,
кубизм, имажинизм, абстракционизм, и
т.д.) эта худ.-эстетическая сис-ма стала
одним из глав. путей творческих
исканий творцов 20 века. Сущ.3 пути развития
М: 1) до 1-й мир. войны -зарождение; 2) м-ду
мир. войнами- усиление М. течений в
иск-ве; 3) после 2-й мир. - активизация
поиска выхода из дух. кризиса. М-сты
интересовались созданием нов. форм,
противопоставленных гармоническим
формам клас. иск-ва, а так же акцентировали
внимание на субъективности м-кого миропонимания.
Первые м-сты были приверженцами
дух. революции. внутри М. направления
был принцип историзма. М-сты отрицают
духовно-нравственные "абсолюты".Они
пытаются возродить мифотворческий
метод. Идеи мистической "соборности"
и "мифотворчества" отразились в
символизм. Символисты отвергали традиции
клас. поэзии и строили свой " новый"
язык на основе древ. архаичных образов,
стремились выразить объективное косвенным
путем. Представители :Валери, Элиот, Иванов,
Хлебников, ранний Блок. Др. группировки
м-ской поэзии стали на путь полного
разрыва с поэтической традицией,
бунта против привычных норм стихотворной
речи. Иманженизм (образ)-передавал
непосредственные эпические впечатления,
соединение метафор и образов, логически
мало связанных, стихи превращались
в "каталоги образов". Сущ. в Америке
и Англии. Футуризм (будущее)объявлял
чел-кие чув-ва , идеалы любви , счастья,
добра-"слабостями", провозглашая
критериями прекрасного "энергию",
"силу" ,"скорость". Развивался
в Италии, России и Франции. Экспрессионизм(выражение)
показывал мир в столкновении
контраста, преувеличенной резкости изломанных
линий, замещающих реальное многообразие
деталей и красок нервной дисгармонии,
неестественностью пропорций. Значительное
влияние на экспрессионизм оказало
творчество Винсента Ван Гога. Сущ.
в Германии и Австрии. Поэты М.:
В. Маяковский, Арагон, Бехер, Гарсия Лорка
и др. М-ская проза -австриец Франц
Кафка. Мир представляется ему враждебным
чел-ку, бессильному и обреченному
страдать. Его произведения: "Процесс",
"Замок", "Америка"представляют
мир , где чел-к подвластен священным,
но недоступным пониманию закона.
На представления Кафки похожи работы
экзистенциалистов, но они пытаются
сделать обязательной концепцию
чел-ка, кот. сам определяет свои нормы
поведения и поступки.Сущ. во Франции.
Представители: Сартр, Камю, Малеро, Голдинг.
Живопись м-стов строится "от обратного",
совершая путь противоположный канонам
худ. твор-ва. Эта эстетика отразилась
в твор-ве фран. художников, прозванных
Матиссом кубистами. Худ. кубизма был
Пабло Пикассо с его картиной
"Авенские девицы" нач. история
кубизма. Отличием кубизма стало
создание нов. понятия Красоты. Абстракционизм
как направление м-ской живописи
побуждал к поиску нового, неведомого.
Основатель - В. Кандинский, считал, что
он поможет прорваться внутрь сквозь
внешнее. К. Малевич- ведущий представитель
абстр.(картина "Черный квадрат на
белом фоне" ). М-ское течение живописи
20 в. -сюрреализм. Представители: Миро,
Эрнст, Массон. Ярко выражен сюрреализм
в иск-ве Дали. Его иск-во апокалиптично.
Гармония разрушилась ,смешалась в
беспорядке. Идеи трагедийного театра
принадлежат англ. реформатору Г.
Крэгу. Противоположность этой концепции
театра - манифест нем. драматурга Б. Брехта-
основателя эпического театра. В 20 годы
развивается кино. Значительными
явл. эксперименты рус. кинорежиссера
С. Эйзенштейна, кот. представлял иск-во
как замену смысла языком жестов. Авангардизм.
Углубление к-рного кризиса привело
к появлению новых форм авангардизма
во 2 половине 20 в., кот. определялись как
антииск-во. Условно их можно объединить
в понятие "концептуальное иск-во",
кот. рассматривается как способ
демонстрации понятий, употребляющихся
в разных областях знаний. В концептуальном
иск-ве выделяют течения: боди-арт, ленд-
арт , пеформенс, видеоарт. Это иск-во
антиэстетично, оно отказывается от
правил худ. логики.
51. Постмодерн как
социокультурный феномен. Особенности
постмодернистского искусства.
Постмодерн как феномен
культуры.
Постмодернизм стоит в
ряду течений, описывающих уникальность
нашего переживания ситуации конца
XX в, все сумму культурные настроения,
философскую оценку последних тенденций
в развитии культуры.
Постмодернизм означает "после
модернизма", т. е. показывает преемственность
и вполне определенное отношение
к модернистским тенденциям в
культуре. Течение постмодернизма складывалось
в конце 60-х г., в эпоху культурного
кризиса в США. В целом, постмодернизм
- это выражение мировоззрения, переход
к новому витку в развитии культуры,
размывание границ, рамок между формами
культурной деятельности. В эпоху
постмодернизма происходит эклектическая
интеграция не видов искусства, а
искусства и науки, философии, религии.
Все это напоминает возврат к
синкретизму, но на более высоком
мировоззренческом уровне. Постмодернизм
лишен стремления к исследованию
глубинных проблем и процессов
бытия, он стремится к простоте и
ясности, к совмещению культурных эпох.
Поверхностное, но синтетическое отражение
мира суть человеческого сознания.
Мир нужно не понимать, а принимать.
Подлинный мир постмодернизма - лабиринт
и полумрак, зеркало и неясность,
простота, не имеющая смысла. Законом,
определяющим отношение человека к
миру, должен стать закон иерархии
допустимого, суть которого состоит
в мгновенном объяснении истины на
основе интуиции, которая возводится
в ранг основного принципа этики.
Окончательное свое слово постмодернизм
еще не сказал.
Постмодернизм это один из
этапов развития современной Европейской
культуры; сформировался в 70 -80-е
гг. ХХ в. В постмодернизме отчетливо
проявляется идея "усталости"
от прежних ценностей эпох Возрождения
и Просвещения.
Характерные черты постмодернизма
Ориентация постмодернизма
культуры и на "массу" и на "элиту"
общества.
Широкое цитирование в
своих творениях произведений искусства
предшествующих эпох.
Иронизирование над художественной
традицией прошлых культур
Стилевой плюрализм
Влияние искусства на внехудожественные
сферы человеческой деятельности (политику,
религию, экологию и т.д.)
Использование приема игры при
создании произведений культуры
Героика, патриотизм, национальная
идея и т.д. интерпретируются как
формы идеологической власти, от которой
необходимо освободиться.
В постмодернистской культуре
все приходящее, и нет таких
проблем, которые объединяли поколения
в единый человеческий род.
Стираются границы между
искусством, религией, наукой, философией.
В этом смысле постмодерн, есть прежде
всего ориентация на "деконструкцию,
децентрацию, устранение, прерывание,
рассеивание".