Шпаргалка по "Культурологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 14:34, шпаргалка

Краткое описание

1 )Культурология как наука: ее место в системе социогуманитарного знания, междисциплинарные связи. Предмет, объект, методы культурологи.
Культура- мир искусств. объектов и порядков, созданные людьми: материальность, идеальность, социальность, технологическое разнообразие способов осуществления деятельности. Объекты порядка культуры наследуются человеком не биологически, а только методом заучивания. Науки: 1)выделяемые по предмету человеческой деятельности (экономика, военное дело) 2) об общих аспектах человеческой деятельности (философия, психология). Объект науки исследуемая сфера жизни, наблюдаемая объективно. Предмет науки изучаемый аспект или свойство, выделяемый в объекте среди иных его аспектов и свойств.

Вложенные файлы: 1 файл

Shpory_po_kulturologii.docx

— 206.84 Кб (Скачать файл)

Мир  «варваров», как  называли полудикие племена гер- манцев римляне,  значительно уступал  греко-римскому с точки   зрения  наличия  гражданской,  политико-правовой и  духовной  культуры, но  обладал  большей жизнеспособно- стью.  На долгое время  здесь исчезли государственные  обра- зования, крупные города были  разрушены, и весь этот мир раскололся и раздробился на мелкие  части.  Народы бывшей империи были  отброшены  из цивилизованного состояния далеко  назад, к догосударственному существованию  и пери- оду разложения родового  общества, и им предстояло заново пройти нелегкий путь становления первичных  государств  и основ цивилизации.

Единственной уцелевшей  от прежнего мира силой, обла- давшей  централизованной организацией и духовным  влия- нием, оказалась христианская церковь во главе  с римским  патриархом, что  обусловило её роль  в становлении нового порядка  и её возвышение, обретение политического  веса и власти  на всей территории Западной Европы.

Однако столетия существования  античной цивилизации не могли пройти даром для народов Европы. Они  обусловили

 характер   западноевропейского   феодализма   прежде   все-  го частной  собственностью  на землю,  навыками  управле-  ния  государством,  развитым  договорным  правом,  наличи- ем  христианской  религии и церкви,  а также доставшейся от античности  философией. Это позволило  западноевропей- скому феодализму в ускоренном  темпе пройти этап станов- ления   новой  цивилизации, в ходе  которого сложилась со- циальная  структура феодального  общества  и  способы  его жизнедеятельности,  позволяющие характеризовать запад-  ноевропейский феодализм как  законченный целостный культурно-исторический  тип  — романо-германская  хри-  стианская цивилизация.

Другие средневековые  цивилизации — арабо-мусульман- ская, византийская, восточные —  вследствие засилья там па- триархально-родовых  и даже рабовладельческих отношений, их переплетения  с феодальными,  оказались  гораздо менее динамичными  и продуктивными  в культурно-историческом процессе движения  человечества к  современному обществу. Присущие  им типологические  характеристики  — государ- ственная  собственность  на землю, стремление  к политиче- скому централизму,  деспотизм  власти и бесправие  поддан- ных, доминирование общинных  обычаев  и традиций  — на длительное время  затормозили  становление этих цивилиза- ций и обусловили,  в конечном  счете, их историческое  от- ставание от западноевропейского мира. Поэтому  в истории мировой  культуры Средневековье  представляет  именно  за- падноевропейский феодализм как реализующий закономер- ности становления культурно-исторического  развития чело- вечества в наиболее чистом, классическом  виде.

Существуют  различные   способы   периодизации  эпо- хи Средневековья.  Наиболее приемлемой выглядит пе- риодизация,  в основу которой  положен  принцип  цикли- ческого развития феодального общества: становление феодализма,  зрелый феодализм,  кризис  феодальных обще- ственных отношений.  Первый период соответствует раннему

 

Средневековью  (У—ХI в.), второй — зрелому (ХН-ХIУВ. ) И третий — позднему Средневековью  (ХУ—ХУII в.), совпадаю- щему по содержанию с эпохой Возрождения и Реформации.

 

 

48. Феномен Ренессанса.

Рассматривается как переход  от средних веков, от феодального  к буржуазному общ-ву. Появляются мануфактуры, развивается банковское дело, междунар. торговля. Формируется  научная картина мира на открытиях  в обл. астрономии. Ученые эпохи: Н. Коперник, Д. Бруно, Г. Галилей. Ренессанс - эпоха  великих открытий. Известные первооткрыватели - Колумб, Магеллан. Были открыты 2 богатых  континента. Наивысшей точки развития к-ра Ренессанса достигает в 16в. В  утверждаемой системе ценностей  духовной к-ры в целом выдвигаются  идеи г-зма. Г-зм Р. - это такое мышление, для кот. хар-рны свободолюбие и  светский индивидуализм. Понятие "г-зм" в ф-фской лит-ре имеет 2 значения: 1) в широком смысле - система идей и взглядов на чел-ка как наивысшую  ценность; 2)в узком - прогрессивное  течение западноевропейской культуры эпохи В., направленное на утверждение  внимания к достоинству ч-ка. Г-зм развивается как идейное движение, захватывает купеческие круги, находит  единомышленников при дворцах тиранов, проникает в высшие религиозные  сферы, становится мощным орудием политиков, оставляет глубокий след в народной поэзии, зодчестве, дает богатый материал для поисков худ-ков и скульпторов, складывается новая светская интнллегенция. Г-сты вносят в духовную к-ру свободу  суждений, независимость по отношению  к авторитетам, смелый критический  дух, раскрывают безграничные возможности  чел-ка. Они выступают против цензуры  церковной, формируют чел-ка предприимчивого, активного, инициативного, чел-к уже  сам кует свою судьбу. Г-зм как принцип  к-ры базируется на антропоцентричной  картине мира. Утверждается новый  центр - могучая и прекрасная личность. 1 поэт нового времени - Данте Алигьери. Позиции его взглядов развил Франческа  Петрарка, ф-ф и поэт, кот. считают  основателем г-кого движения в Италии. Известное влияние на г-кое движение оказал итальянский демократ К. Салютати. Известны работы Джаноццо Манетти("О  достоинстве и превосходстве  человека"), Лоренцо Валла (трактат "О наслаждении"), Пико делла  Мирандолла("О достоинстве человека"). Важную роль в утверждении г-ких  идей сыграла Платоновская Академия во Флоренции. Г-сты В-ния убеждены в том, что чел-к как и бог  обладает свободой действий, он сам  управляет судьбой и общ-вом, делая  правильный выбор. Г-сты уделяли  внимание изучению древних языков, они основали классическую филологию. Г-сты критиковали всю средневековую  схоластику. Схоластической системе  образования они противопоставили воспитание, кот. развивает чел-ка умственно  и физически, формирует у нее  высокие моральные кач-ва. Но становление  и расцвет г-зма глубоко противоречивы. Добро и зло переплетались  самым причудливым образом. Развивается  наука, поэзия, ар-ра, изобразительные  иск-ва. Но проблемы общ-ных отношений  решаются кинжалом и ядом, заговорами и войнами. Вошло в историю  семейство Борджиа во главе с  папой Александром 7 - убийцей, грабителем и развратником, но наделенным блестящим  талантом гос-ного деятеля. Гармония в  соц. устройстве не была достигнута, страсти  овладевали отдельными личностями, побуждая их действовать не останавливаясь ни перед чем и не задумываясь  о последствиях

 

 

 

49. Культура Нового  времени. Эпоха Просвещения.

Эпоха Просвещения по праву  может быть назв. "золотым веком  утопии". Под Пр. понимают прогрессивное  идейное течение эпохи становления  капитализма, связанное с борьбой  против феодальных порядков. Хар-рной чертой Пр. было стремление его представителей к перестройке всех общ-ных отношений  на основе разума, равенства и др. принципов, кот., по их мнению, берут  начало из "природных прав чел-ка". Основной ф-фской идеей к-ры 18в. стал разум. Изменения в соц.-эконом. сфере  жизни периода Пр. повлияли на духов. мир людей, повлияли на их идеалы, огромное значение в этом процессе сыграла  лит-ра. В период Пр. вырос соц-льный  статус иск-ва. Для эпохи Пр. хар-но наличие худ. направлений, кот. переплетались: сохраняются барокко и классицизм, возникает рококо и романтизм. Основным направлением в ар-ре был классицизм - наследование ар-ры древних Греции и Рима. Широко использовался в  Англии. Известным ар-ром был К. Рен, под его рук-ством было построено  огромное кол-тво сооружений, великим  его достижением был собор  Св. Павла, кот. считается шедевром мир. ар-ры. Хар-рной особенностью развития ар-ры было сооружение огромных строений гос-ного и гражданского назначений, распространяется "галантный" стиль  во внутренней и внешней отделке  дворцов, замков, церквей. Порождением  сугубо светской к-ры эпохи Пр. стал стиль "рококо", получивший наиб. совершенное воплощение в обл. прикладного  иск-ва. Ар-ра и живопись рококо ориентировались  на создание комфорта для того чел-ка, кот. будет созерцать их творение. Во время франц. революции ар-ра во Франции возвращается к классицизму. Этот стиль особенно утвердился во время наполеоновского правления. Строения создавались в четких пропорциях, как во времена импер-ского Рима, всюду встречалась военная атрибутика. Все это подчеркивало мощь империи  Наполеона 1. Стиль франц. ар-ры в  империи Наполеона 1 наз. ампир (империя). Шедевр франц. классицизма - Площадь  Свободы в Париже( Габриэль). Зримым воплощением "лучших миров" для  людей эпохи Пр. были сады и парки. В них конструировался утопический  мир, альтернативный сущ-щему, отвечавший представлениям времени об этических  идеалах, счастливой жизни, гармонии природы  и чел-ка, людей м-ду собой, свободы  и самодостаточности чел-кой личности. В композиции парков включ. библиотеки, картинные галереи, музеи, театры, храмы, посвященные не только богам, но и  чел-ским чувствам - любви, дружбе. Можно  рассматривать худ-ную к-ру 18в. как  период ломки воздвигающейся веками грандиозной худ-ной системы, в  соотв. с кот. иск-во создавало модель жизни более значительную, чем  земная жизнь. Перед худ-ком впервые  открылась возможность свободы  наблюдения и тв-тва. Особенно модной была "галантная живопись", кот. изображала светских дам и кавалеров, портреты выдающихся просветителей (Ж.Б. Грез). Иск-во эпохи Пр. использовало старые стилистические формы классицизма, отражая при их помощи совершенно иное содержание. Классицизм означал  подчинение чел-ка общ-ной системе. Развивающийся романтизм стремился  к максимальному усилению индивидуального  личностного начала. Как в "галантной  живописи", так и в классицизме  идет тема возвеличивания импер-ров  и знати, а новый романтизм  акцентировал внимание на народе. Представитель  романтизма Ф. Гойя. Одной из важнейших  хар-тик к-ры эпохи Пр. явл. процесс  вытеснения религиозных начал иск-ва светским, отражающая повседневность наблюдения худ-ка за реальной жизнью людей, она получает широкое распространение  и стремится занять главное место  в иск-ве. Парадный портрет уступает место портрету интимному, а в  пейзажной живописи появляется "пейзаж настроения"(Ватто, Гейнсборо, Гварди). Восприятие, настроение, отраженное в  эскизе устанавливает непосредственную связь между зрителями и худ-ком: рисунок и гравюра ценятся  больше, чем живописные полотна. В  работах худ-ков усиливается декоративное понимание цвета: картина должна украшать то место, где она находится. Сущ-ной стороной эпохи Пр. было запечатление худ. ср-вами ощущений и наслаждений  чел-ка. Важное место в иерархии духовных ценностей занимает музыка, поражающая чел-ка масштабностью и глубиной анализа самых затаенных уголков  чел-кой души. На развитие музыки эпохи  Пр. оказали влияние барокко и  классицизм. Вершиной муз. к-рыэпохи  Пр. - тв-во Баха и Моцарта. Основоположником классицизма во французской музыке был Люлли. Во Франции и Италии достигает расцвета опера, в Германии и Австрии - оратория и месса( в  церковной к-ре) и концерт (в светской к-ре).Также развивается опера, балет, народное песенной тв-во, музыкальный  комедийный театр. Одним из ярких  примеров оперного иск-ва явл. опера  Моцарта "Волшебная флейта". Эпоха  Пр. является важнейшим поворотным пунктом в духовном развитии Европы, повлиявшим практически на все сферы  соц.-полит. и к-рной жизни.

 

 

50. Эпоха модерна  в европейской культуре.

Объединяя мн-во самостоятельных  направлений (сюрреализм, футуризм, экспрессионизм, кубизм, имажинизм, абстракционизм, и  т.д.) эта худ.-эстетическая сис-ма стала  одним из глав. путей творческих исканий творцов 20 века. Сущ.3 пути развития М: 1) до 1-й мир. войны -зарождение; 2) м-ду мир. войнами- усиление М. течений в  иск-ве; 3) после 2-й мир. - активизация  поиска выхода из дух. кризиса. М-сты  интересовались созданием нов. форм, противопоставленных гармоническим  формам клас. иск-ва, а так же акцентировали  внимание на субъективности м-кого миропонимания. Первые м-сты были приверженцами  дух. революции. внутри М. направления  был принцип историзма. М-сты отрицают духовно-нравственные "абсолюты".Они  пытаются возродить мифотворческий метод. Идеи мистической "соборности" и "мифотворчества" отразились в  символизм. Символисты отвергали традиции клас. поэзии и строили свой " новый" язык на основе древ. архаичных образов, стремились выразить объективное косвенным  путем. Представители :Валери, Элиот, Иванов, Хлебников, ранний Блок. Др. группировки  м-ской поэзии стали на путь полного  разрыва с поэтической традицией, бунта против привычных норм стихотворной речи. Иманженизм (образ)-передавал  непосредственные эпические впечатления, соединение метафор и образов, логически  мало связанных, стихи превращались в "каталоги образов". Сущ. в Америке  и Англии. Футуризм (будущее)объявлял чел-кие чув-ва , идеалы любви , счастья, добра-"слабостями", провозглашая критериями прекрасного "энергию", "силу" ,"скорость". Развивался в Италии, России и Франции. Экспрессионизм(выражение) показывал мир в столкновении контраста, преувеличенной резкости изломанных линий, замещающих реальное многообразие деталей и красок нервной дисгармонии, неестественностью пропорций. Значительное влияние на экспрессионизм оказало  творчество Винсента Ван Гога. Сущ. в Германии и Австрии. Поэты М.: В. Маяковский, Арагон, Бехер, Гарсия Лорка  и др. М-ская проза -австриец Франц  Кафка. Мир представляется ему враждебным чел-ку, бессильному и обреченному  страдать. Его произведения: "Процесс", "Замок", "Америка"представляют мир , где чел-к подвластен священным, но недоступным пониманию закона. На представления Кафки похожи работы экзистенциалистов, но они пытаются сделать обязательной концепцию  чел-ка, кот. сам определяет свои нормы  поведения и поступки.Сущ. во Франции. Представители: Сартр, Камю, Малеро, Голдинг. Живопись м-стов строится "от обратного", совершая путь противоположный канонам  худ. твор-ва. Эта эстетика отразилась в твор-ве фран. художников, прозванных Матиссом кубистами. Худ. кубизма был  Пабло Пикассо с его картиной "Авенские девицы" нач. история  кубизма. Отличием кубизма стало  создание нов. понятия Красоты. Абстракционизм как направление м-ской живописи побуждал к поиску нового, неведомого. Основатель - В. Кандинский, считал, что  он поможет прорваться внутрь сквозь внешнее. К. Малевич- ведущий представитель  абстр.(картина "Черный квадрат на белом фоне" ). М-ское течение живописи 20 в. -сюрреализм. Представители: Миро, Эрнст, Массон. Ярко выражен сюрреализм в иск-ве Дали. Его иск-во апокалиптично. Гармония разрушилась ,смешалась в  беспорядке. Идеи трагедийного театра принадлежат англ. реформатору Г. Крэгу. Противоположность этой концепции  театра - манифест нем. драматурга Б. Брехта- основателя эпического театра. В 20 годы развивается кино. Значительными  явл. эксперименты рус. кинорежиссера  С. Эйзенштейна, кот. представлял иск-во как замену смысла языком жестов. Авангардизм. Углубление к-рного кризиса привело  к появлению новых форм авангардизма во 2 половине 20 в., кот. определялись как  антииск-во. Условно их можно объединить в понятие "концептуальное иск-во", кот. рассматривается как способ демонстрации понятий, употребляющихся  в разных областях знаний. В концептуальном иск-ве выделяют течения: боди-арт, ленд- арт , пеформенс, видеоарт. Это иск-во антиэстетично, оно отказывается от правил худ. логики.

 

 

 

51. Постмодерн как  социокультурный феномен. Особенности  постмодернистского искусства.

Постмодерн как феномен  культуры.

 

Постмодернизм стоит в  ряду течений, описывающих уникальность нашего переживания ситуации конца XX в, все сумму культурные настроения, философскую оценку последних тенденций  в развитии культуры.

Постмодернизм означает "после  модернизма", т. е. показывает преемственность  и вполне определенное отношение  к модернистским тенденциям в  культуре. Течение постмодернизма складывалось в конце 60-х г., в эпоху культурного  кризиса в США. В целом, постмодернизм - это выражение мировоззрения, переход  к новому витку в развитии культуры, размывание границ, рамок между формами  культурной деятельности. В эпоху  постмодернизма происходит эклектическая  интеграция не видов искусства, а  искусства и науки, философии, религии. Все это напоминает возврат к  синкретизму, но на более высоком  мировоззренческом уровне. Постмодернизм  лишен стремления к исследованию глубинных проблем и процессов  бытия, он стремится к простоте и  ясности, к совмещению культурных эпох. Поверхностное, но синтетическое отражение  мира суть человеческого сознания. Мир нужно не понимать, а принимать. Подлинный мир постмодернизма - лабиринт и полумрак, зеркало и неясность, простота, не имеющая смысла. Законом, определяющим отношение человека к  миру, должен стать закон иерархии допустимого, суть которого состоит  в мгновенном объяснении истины на основе интуиции, которая возводится в ранг основного принципа этики. Окончательное свое слово постмодернизм  еще не сказал.

Постмодернизм это один из этапов развития современной Европейской  культуры; сформировался в 70 -80-е  гг. ХХ в. В постмодернизме отчетливо  проявляется идея "усталости" от прежних ценностей эпох Возрождения  и Просвещения.

Характерные черты постмодернизма

Ориентация постмодернизма культуры и на "массу" и на "элиту" общества.

Широкое цитирование в  своих творениях произведений искусства  предшествующих эпох.

Иронизирование над художественной традицией прошлых культур

Стилевой плюрализм 

Влияние искусства на внехудожественные  сферы человеческой деятельности (политику, религию, экологию и т.д.)

Использование приема игры при  создании произведений культуры

 

 

Героика, патриотизм, национальная идея и т.д. интерпретируются как  формы идеологической власти, от которой  необходимо освободиться.

В постмодернистской культуре все приходящее, и нет таких  проблем, которые объединяли поколения  в единый человеческий род.

Стираются границы между  искусством, религией, наукой, философией. В этом смысле постмодерн, есть прежде всего ориентация на "деконструкцию, децентрацию, устранение, прерывание, рассеивание".

Информация о работе Шпаргалка по "Культурологии"