Шпаргалка по "Культурологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 14:34, шпаргалка

Краткое описание

1 )Культурология как наука: ее место в системе социогуманитарного знания, междисциплинарные связи. Предмет, объект, методы культурологи.
Культура- мир искусств. объектов и порядков, созданные людьми: материальность, идеальность, социальность, технологическое разнообразие способов осуществления деятельности. Объекты порядка культуры наследуются человеком не биологически, а только методом заучивания. Науки: 1)выделяемые по предмету человеческой деятельности (экономика, военное дело) 2) об общих аспектах человеческой деятельности (философия, психология). Объект науки исследуемая сфера жизни, наблюдаемая объективно. Предмет науки изучаемый аспект или свойство, выделяемый в объекте среди иных его аспектов и свойств.

Вложенные файлы: 1 файл

Shpory_po_kulturologii.docx

— 206.84 Кб (Скачать файл)

Постмодернизм - проект освобождения человечества не только от власти Бога, разума, саморефлексии, но и от власти времени и объективности.

Ничто великое, могущее довлеть  над человечеством, не впускается в  культуру.

Новизна - это одновременно и вызов требованиям законопослушания, и утверждение ценности самоодержимости, нарциссизма, презрения ко всем социальным порядкам.

"Новое" рассматривается  как главная ценность культуры  настоящего, способ оценки прогрессивности  настоящего. "Новое", "новизна" - это все то, что дает возможность  испытать неведомое ранее наслаждение.

Непослушание - вид деструкции, без которой, утверждают постмодернисты, нет новизны. Реклама: "жить без  границ", "Делай как хочешь!", "Ваш мир не должен знать границ!" и т.д.

Постмодернисты отработали несколько приемов, с помощью  которых можно творить новизну  Бесконечно. Среди них - постоянная деконструкция форм и стилей, пародирование, произвольная трактовка и обезображивание  как отдельных элементов, так  и произведения в целом

Новизна постмодернистского толка несовместима с такими основополагающими  для человеческого существования  понятиями как Бог, душа, совесть  и т.д.

Это дает основание критикам постмодернизма утверждать, что введенный  ими культурный смысл "нового", "новизны" развращает людей и  общество.

 

 

 

 52. Феномен информационного типа культуры. Виртуальная культура.

Проблематика виртуальной  реальности давно вышла за пределы  научной сферы кибернетики и  достигла границ гуманитарного знания, где находит свой отклик в рамках социально-философской, психологической  и культурологической проблематики. Спектр исследований феномена виртуальной  реальности в этих областях охватывает целый ряд проблем, одной из которых  является формирование в рамках культуры постмодерна новой виртуальной  культуры, обладающей специфическими чертами.

Несмотря на то, что феномен  виртуальной реальности является относительно новой областью исследований, на сегодняшний  день можно выделить два направления, которые могут быть представлены как аксиологические подходы  к ее осмыслению.

Первое направление рассматривает  феномен виртуальной реальности в контексте осмысления технических  средств для ее создания и перспектив функционального применения в различных  областях жизнедеятельности (компьютерном дизайне, учебно-тренировочных системах), то есть акцентирует внимание на анализе  предпосылок и последствий принципиально  нового качественного уровня развития современных информационно-коммуникативных  систем. В рамках данного направления  под виртуальной реальностью  понимается технически конструируемая при помощи компьютерных средств  интерактивная среда порождения и оперирования объектами, подобными  реальным или воображаемым, на основе их трехмерного графического представления, симуляции их физических свойств (объем, движение и т.д.), а также их способности  воздействия и самостоятельного присутствия в пространстве. Виртуальная  реальность предполагает также создание средствами специального компьютерного  оборудования эффекта присутствия  человека в этой объектной среде, сопровождающегося ощущением единства с компьютером.

Данный подход к исследованию виртуальной реальности представляется в некоторой степени утилитарным, поскольку не дает понимания природы  данного феномена, его соотношения  с социальной реальностью.

Ко второму направлению  относятся концепции виртуальной  реальности, рассматривающие виртуальную  реальность с точки зрения проблемы природы реальности, как развитие идеи множественности миров, изначальной  неопределенности и относительности "реального мира". Характерным  становится противопоставление реальности и виртуальности как оппозиции  вещи и копии, вещи и подобия. Ведущий  представитель постнеклассической философии, Ж. Бодрийар, полагает, что  точность и совершенство технического воспроизводства объектов, их знаковая репрезентация конструирует иные объекты - симулякры, из которых и состоит  виртуальная реальность. Под виртуальной  реальностью понимается организованное пространство симулякров - особых объектов, "отчужденных знаков", которые  в отличие от знаков-копий фиксируют  не сходство, а различие с референтной  реальностью. В противоположность  актуальной действительности, выражающей целостность, стабильность и завершенность, виртуальная реальность является источником различия и многообразия. Социальный теоретик М. Постер, сопоставляя феномен  виртуальной реальности с "эффектом реального времени" в сфере  телекоммуникаций отмечает, что происходит проблематизация реальности, ставится под сомнение обоснованность, эксклюзивность и очевидность "обычного времени", пространства и идентичности.

Исходя из постмодернистского понимания специфики феномена виртуальной  реальности предполагается возможным  выделить ряд отличительных особенностей виртуальной культуры, формирующихся  в результате трансформации социокультурных  процессов. Рассмотрим эти особенности.

Постер фиксирует конституирование симуляционной культуры с присущей ей множественностью реальностей. Несмотря на то, что виртуальная реальность не стала общекультурной практикой, однако она обладает огромным потенциалом  для порождения иных культурных идентичностей  и моделей субъективности.

Определяющей чертой виртуальной  культуры является построенное по принципу мультимедийного гипертекста виртуальное  пространство, т.е. специфическая организация  информационных массивов, элементы которых  связаны между собой ассоциативными отношениями. В силу специфики пространственной организации виртуальной реальности в виртуальной культуре формируется  другая логика мышления: нелинейная, непоследовательная, недетерминистская, ассоциативная. Эти  эффекты достигаются благодаря  моделированию "другого социума" и "другого времени" (отличного  от реального социального времени): неодномерного, обратимого, разнонаправленного и бесконечного (безотносительно  к существованию человечества).

Интересной представляется также точка зрения философа У. Эко, который анализируя культурное пространство, выдвигает идею "отсутствующей  структуры". По его мысли, человеческая деятельность связана с интерпретацией знаков и практически исчерпывается  ею. Применительно к виртуальной  культуре общества постмодерна можно  говорить о том, что статус знака  и статус объекта оказываются  неразличимы.

 

 

 

53. Феномены русской,  российской, советской культуры.

Культура Руси

В 9-19вв. в восточной Европе сформировалось раннефеодальное гос-во - К.Р. с усилением соц-ного развития язычество перестает выполнять  свою основную ф-ция, на смену ему  приходит христианство. На Руси еще  до прихода христианства зарождается  письменность, складываутся моральные  и правовые нормы, развивается ар-ра, скульптура. Древняя Русь славится деревянными скульптурами, в Киеве  из дуба сооружен Софиефский собор, утонченности достигли ювелиры(браслеты, кольца, коралловые ожирелья). Популярной было музыка, особенно тв-во скоморохов. К 12-13вв. древнерусская  культура достигла своего высшего уровня и широко распространилась на огромной территории Вост. Европы. В К.Р. возник свой особенный жанр лит-ры - летопись. Известным истор. произведением  и выдающейся леторпись среди  сохранившихся есть "Повесть временных  лет"(1113г. Нестор). Русские города стали соучастниками создания общеевропейского романского худ-ского стиля. В основе этих достижений - успехи в развитии материальной и духовной культуры предшествующего  периода. Выдающееся развитие получило русское ремесло. Языческая Русь не знала храмового строительства. После принятия христианства по заказам  гос-ва, князей в городах начинается каменное строительство. Русь оставила нам величественные памятники древнего зодчества: Богородицу Десятинную, Софийские  соборы в Киеве, Новгороде, Полоцке, Золотые ворота в Киеве, Владимире. Принципы строительства храмов были заимствованы из Византии. Храм являл  собой как бы уменьшенное отображение  мироустройства. Внимание к сводчатым  аркам определилось традицией, связанной  с грандиозным символом неба - куполом. Все центральное пространство храма  в плане образовывало крест. Особенность  зодчества К.Р. проявлялось, с одной  стороны, в следовании византийским традициям, с др. - сразу наметился  отход от византийских канонов, поиск  самостоятельных путей в ар-ре. Так, в 1 каменной церкви - Десятичной - наметились такие нехарактерные  для Византии черты, как многокупольность, пирамидальность - это чисто русское  наследие деревянного зодчества, перенесенного  на камень. Внутри храмы украшались фресками и мозаикой. Необходимым  эл-том украшения были иконы. Где  бы ни обучались русские худ-ки, они  перенимали лишь технику, интересовались стилем. Уже в 12в. русские иконописцы создают оригинальные худ-ные композиции, неизвестные в Византии.

 

Первое, на чем стоит остановиться при анализе российской культуры, это ее бинарность (двойственность). Исследователи уже давно обратили внимание на существование в российской культуре смысловых пар «свое»-«чужое», «христианское»-«языческое», «сакральное»-«профанное», «светское»-«духовное», «официальное»-«оппозиционное», «коллективное»-«индивидуальное». Указанные оппозиции составляют смысловую основу всех воплощений российской культуры. Именно с позиций бинарности необходимо подходить к исследованию и пониманию всех явлений культуры российского этноса.

Бинарность российской культуры проявляется буквально во всем. Всегда существовало два центра государственности: Киев и Новгород в Древней Руси, Москва и Петербург в России. Существовали и продолжают существовать «западники», утверждающие, что Россия должна развиваться  по типу европейских стран, и «славянофилы», считающие, что Россия имеет свой уникальный путь развития. Бинарность выражается даже в противоречивых названиях  произведений русской литературы, где  соседствуют противоположные, противопоставленные  понятия: «Живой труп», «Война и мир», «Отцы и дети», «Былое и думы», «Поэт и толпа», «Мертвые души»  и т.д. Противоречия лежат в основе развития российской культуры. Они  составляют движущую силу этого развития.

 

Феномен советской  культуры

 Советский период в  истории России продолжался 74 года и за это время сложился  феномен советской культуры. Советская  культура – это сложное и  противоречивое явление, объединяющее, с одной стороны, тоталитарную  мифологию, догматическую идеологию,  подавление инакомыслия, примитизированное  искусство, а с другой –  несомненные культурные достижения  мирового значения.

В первые послеоктябрьские годы культивируется революционный авангардизм  и отрицание традиционных видов  искусства. Революция воспринимается как глобально-планетарный переворот  и интерпретируется утопически. В  архитектуре возникает максимально  выраженный символический функционализм  и отказ от декора (Татлин, Руднев, Веснин). В прикладном искусстве  также доминируют конструктивизм и  функционализм. В 30-е годы появляется классическая школа архитектора  Жолтовского, наблюдается постепенное  развитие ампироподобной декоративности, что в последствии приводит к  пышному расцвету «сталинского»  барокко (ВДНХ и послевоенное московское метро). В хрущевский период ведется  решительная борьба с архитектурными излишествами «сталинского» барокко  и предпринимаются попытки возродить  конструктивизм. В эпохе «застоя» господствует архитектурная эклектика.

В музыке 20- начала 30-х г.г. царят абстрактно-плакатная героика, диатонические интонации и маршевая ритмика, сменяемые трагическим  оптимизмом в творчестве Шостаковича  и Прокофьева. В последующие годы музыка обретает стилистическую строгость  и в таком качестве ей придается  значение официально-государственного стиля. Противостояние этому стилю  – творчество Шостаковича. В годы войны наблюдается некоторое  оздоровление музыки. В послевоенное время имеет место отрыв официального стиля от народных основ, проникновение  западных музыкальных течений и  возникновение музыкального андеграунда (подпольного искусства) с последующей  его легализацией (Шнитке, Денисов, Губайдуллина). В годы «застоя» и  перестройки стремительно развивается  рок-музыка, музыкальная масскультура и кич.

Такая же плакатная героика  заметна в первом десятилетии  и последующих годах и в  изобразительном искусстве (Юон, Кустодиев). Здесь царствует авангардизм  и его абстрактная, космополитическая  архиреволюционность (живопись Малевича, Кандинского, Шагала). Имеет место  борьба отельных групп в этом общем  направлении, которая завершается  последующим их объединением под  флагом социалистического реализма (Герасимов, Мухина). Последний постепенно превращается в стиль официального псевдоклассицизма с длительным господством. Были отдельные попытки  открытого ему противостояния (живопись Пластова). В период великой Отечественной  войны заметны черты некоторого оздоровления изобразительного искусства  под влиянием национально-освободительных  настроений. В годы «оттепели» возникают  неформальные течения в виде разных форм модернизма и авангардизма, сменяемые  эклектикой «застоя» и первых лет  перестройки.

Дальнейшее развитие культуры (и литературы в частности) шло  трудно, особенно после провозглашения в качестве основополагающего творческого  социалистического реализма. Произведения, которые не отвечали требованиям  социалистического реализма, не издавались. Такая участь постигла роман «Мастер  и Маргарита» М. Булгакова, «Ювенильное  море», «Котлован» А. Платонова, «Реквием»  А. Ахматовой. Под запретом оказалось  творчество представителей русского авангарда  и репрессированных В. Мейерхольда, Б. Пильняка, О. Мандельштама. Писатели при первой возможности все равно  печатались, например, в самиздатовских журнала. Первым таким журналом стал «Синтаксис», представленный читателям  произведения В. Шаламова, Б. Окуджавы, В. Некрасова, Б. Ахмадулиной и др. В стране рождалось диссидентское  движение. Власти не могли допустить  свободомыслия, выпустить литераторов  из-под идеологического контроля. Исключение Б. Пастернака из Союза писателей  за опубликованный на Западе роман  «Доктор Живаго» и его вынужденный  отказ от Нобелевской премии в  очередной раз подвели черту  в отношениях между властью и  художественной интеллигенцией.

Информация о работе Шпаргалка по "Культурологии"