Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 00:54, реферат
Литературным героем принято называть одного из центральных персонажей в литературном произведении, того, кто сосредотачивает на себе внимание и является основным для развития сюжета и действия. Именно судьба литературного героя находится в центре фабулы любого литературного произведения.
Литературный герой является носителем конструктивной роли в произведении, он должен быть олицетворенным в представлении воображения. Помимо личности, это может быть животное, растение или фантастическое существо. Литературные герои делятся на главных, побочных и эпизодических.
Научная новизна диссертации заключается в том, что в ней впервые системно и целостно рассматривается поэтика прозы Б. Екимова в аспекте сюжетостроения и выражения авторского сознания. Диссертационная работа поможет восполнить определенный пробел, существующий в изучении творчества писателя.
Объектом исследования является художественная проза Б. Екимова, произведения писателя (рассказы и повести), опубликованные начиная с 1971 г. в периодических изданиях, отдельных сборниках, а также в 2 и 3-томных собраниях сочинений.
В диссертации намечены пути изучения поэтики прозы писателя, являющейся предметом исследования (33); в частности, нами будет рассмотрен такой важнейший её элемент, как сюжет, а также особенности выражения авторского сознания в творчестве писателя.
Выбор сюжета в качестве
первоочередного направления
Представляется целесообразным
начать исследование поэтики прозы
Б. Екимова с рассмотрения основных
принципов сюжетостроения, так как
именно сюжет занимает особое, ключевое
место в структуре
Определяя общее направление
современной сюжетоведческой
Выбор определения сюжета
для конкретного исследования затруднен
тем, что современная сюжетология оп
JI.C. Левитан и Л.М. Цилевич
в качестве исходного пункта сю
Поскольку сюжет является носителем динамики художественного мира, он предполагает движение, развитие, изменение. В основе всякого движения лежит противоречие; для сюжета двигателем развития является конфликт — «противоположность, противоречие как принцип взаимоотношений между образами художественного произведения» (44). При этом сюжет, служащий воплощением, развертыванием конфликта, выступает как «движущаяся коллизия», где каждый эпизод «представляет собой определенную ступень в нарастании или разрешении коллизии» (45).
Л.С.Левитан и Л.М.Цилевич
выделяют три основные области сюжетологических иссле
Вопрос о соотношении сюжета и фабулы долгое время служил предметом научных дискуссий (47). Еще в XIX веке сложилось (а в XX теоретически оформилось) представление о необходимости разграничения двух планов в организации действия. Концепция сюжетно-фабульного единства была разработана Б.В.Томашевским. По его определению, «фабулой называется совокупность событий, связанных между собой, о которых сообщается в произведении» (48). Фабула — это уже не жизненный материал, но элемент художественного мира. Однако в сюжете она воспринимается как то, что могло бы происходить в действительности, поэтому фабулу можно пересказать. «Фабуле противостоит сюжет: те же события, но в их изложении, в том порядке, в каком они сообщены в произведении, в той связи, в какой даны в произведении сообщения о них»
49). Сюжет пересказать нельзя, потому
что он являет собой
Как следует из определения Б.В. Томашевского, система событий на уровне сюжета чрезвычайно значима. Однако только лишь к событиям, художественно организованным, сюжет не сводится. В этом смысле важно уточнение, предложенное Ю.Н. Тыняновым: «.Сюжет же — это общая динамика вещи, которая складывается из взаимодействия между движением фабулы и движением -нарастанием и спадами стилевых масс»
50). Введение в сферу сюжета «стилевых масс», в сущности, означает, что «достоянием» сюжета являются все описания, монологи, диалоги, принадлежащие персонажам и событиями не являющиеся, а также речевой слой, принадлежащий субъекту повествовательной речи. Таким образом, в систему сюжета вводятся не только события, герои и их отношения, но и способ повествования о них.
В работе термины «сюжет» и «фабула» используются в том их понимании,
которое предлагает В.В. Кожинов. Концепция сюжета, разработанная
ученым, отличается синтетизмом, а также
новым^углом зрения на предмет исследования.
В. В. Кожинов рассматривает сюжет как
систему действий, включая в это понятие
и внешнее (событийное) движение, и внутреннее
(эмоционально-психологическое)
Наиболее полным, универсальным определением сюжета, которое связывает данную категорию с понятиями «автор», «время-пространство», «читатель», стало определение М.М. Бахтина. Исследователь исходит из того, что перед читателем два события - «событие, о котором рассказано в произведении, и событие самого рассказывания (в этом последнем мы и сами участвуем как слушатели-читатели); события эти происходят в разные времена (различные и по длительности) и на разных местах, и в то же время они неразрывно объединены в едином, но сложном событии, которое мы можем обозначить как произведение в его событийной полноте, — включая сюда и его внешнюю материальную данность, и его текст, и изображенный в нем мир, и автора-творца, и слушателя-читателя» (53).
Мир, создаваемый в художественном
произведении автором-творцом, отличается
от мира реального не только обобщенностью
изображения героев, обстоятельств
их жизни, ситуаций и т.п., но и подчиненностью
единой авторской мысли. «Художественная
реальность пронизана авторской
художественной концепцией мира и личности,
подчинена этой концепции и является
ее образным пластическим воплощением»
(54). Следовательно, глубокое и адекватное
прочтение литературного
Проблема автора является
одной из центральных в современном лите
Понятие «автор» в современном литературоведении употребляется в нескольких значениях. Прежде всего, исследователи придерживаются четкого разграничения автора «биографического» (Б.О. Корман), под которым следует понимать «реальное лицо с определенной судьбой, биографией, комплексом индивидуальных черт» (57), и автора в его внутритекстовом, художественном воплощении. М.М. Бахтин, подчеркивая принципиальное различие «изображаемого и изображенного времени», писал: «Автора мы находим вне произведения как живущего своею биографической жизнью человека, но мы встречаемся с ним как с творцом и в самом произведении, однако вне изображенных хронотопов, а как бы на касательной к ним» (58).
Б.О. Корман, придавая большое значение вопросам терминологического порядка, указывал на следующие значения понятия «автор»:
1. Автор «биографический».
2. Автор - некий взгляд на
3. Автор - повествователь (в эпических произведениях).
4. Автор в лирике — особая форма выражения авторского сознания, отличная от лирического героя (59).
При этом ученый считал целесообразным при рассмотрении внутренней структуры произведения закрепить за данным понятием то значение, при котором автор предстает как «некая концепция, некий взгляд на действительность, выражением которого является все произведение» (60).
Научным направлением, выработавшим категориальный аппарат и методику исследования авторской позиции в поэтике литературного произведения, явилась «теория автора», основы которой были разработаны в 1920-е годы в трудах В.В. Виноградова, М.М. Бахтина, Г.А. Гуковского, Л.Я.Гинзбург и др.
Огромную роль в становлении теории автора сыграли работы М. М. Бахтина, исследовавшего авторское начало в произведении как художественном целом. М.М. Бахтин рассматривает слово не в системе языка, а в системе социального общения как определенную ценностную позицию, точку зрения. Слово интересует исследователя прежде всего как высказывание, имеющее автора, чью смысловую позицию оно выражает; при этом слово героя выступает как самостоятельный голос, противостоящий голосу автора.
Принципиально важным для
М.М. Бахтина является представление
о вненаходимости автора по отношению к изображаемому
им миру: «Изображенный мир, каким бы он
ни был реалистичным и правдивым, никогда
не может быть хронотопически тождествен
М.М. Бахтин особо подчеркивает,
что именно благодаря вненаходимости
автор выступает в произведении
как «носитель напряженно активного
единства завершенного целого, целого
героя и целого произведения, трансгредиентног