Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 00:54, реферат
Литературным героем принято называть одного из центральных персонажей в литературном произведении, того, кто сосредотачивает на себе внимание и является основным для развития сюжета и действия. Именно судьба литературного героя находится в центре фабулы любого литературного произведения.
Литературный герой является носителем конструктивной роли в произведении, он должен быть олицетворенным в представлении воображения. Помимо личности, это может быть животное, растение или фантастическое существо. Литературные герои делятся на главных, побочных и эпизодических.
4. Прозе Б.Екимова в
большей степени свойственны
косвенные формы выражения
5. Исследуя народный характер, Б.Екимов
в качестве его
Объем и структура диссертации. Общий объем диссертации - 170 страниц. Она состоит из введения, двух глав, заключения, примечаний и списка использованной литературы, включающего 189 наименований.
Заключение диссертации по теме "Русская литература", Великанова, Ирина Вячеславовна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Идейно-эстетическое своеобразие прозы Б.Екимова во многом обусловлено
особенностями художественного конфликта,
раскрываемого в сюжете рассказов и повестей. Анализ
произведений писателя позволяе
Содержание первого типа конфликта, который мы назвали социально-этическим, заключается в испытании и утверждении позиции героя, чьи нравственные и гражданские принципы приходят в столкновение с противоположными устремлениями персонажей или же с устоявшимся укладом жизни.
Уже в рассказах 1970-х годов, сюжет которых служит
воплощением первого типа конфликта («Все для доченьки», «Девушка в красном
пальто», «Веселый блондин Володя» и др.), сформировались особенности сюжетостроения, во многом сохраняющие свое
значение в творчестве писателя и в последующие
годы. Это развернутость фабулы и детальность повествования;
динамичность сюжета, в котором внефабульным элементам отведена подчиненная
роль; противоречие фабульной развязк
В произведениях 1980-х — 90-х годов содержание этого типа конфликта, равно как и сюжетный рисунок, заметно усложняются, приобретают новые черты (рассказы «Тарасов», «Учительница Маруся», «Живая душа», «Враг народа», «Набег» и др.; повести «Частное расследование», «Донос», «Пиночет»). Развитие художественного конфликта происходит по пути его усложнения, являющегося результатом использования в рамках одного произведения двух или трех разновидностей конфликта, а также введения микроконфликта, дублирующего семантику основного.
Конфликт второго типа,
психологический, представляет собой
противоречие между привычными и
новыми убеждениями героя. Переворот,
совершающийся в сознании персо
Содержание конфликта второго типа является общим для рассказов и повестей, но его структура в повести усложняется: в сюжете произведения одновременно раскрываются внутреннее и внешнее противоречия. Соответственно, равнозначными в сюжете выступают описательные элементы и динамичная фабула.
В 1990-е годы в прозе Б.Екимова формируется особый тип конфликта - онтологический: его содержание заключается в противопоставлении жизни и смерти, краткости пребывания человека на земле и вечности природного мира (рассказы «Проездом», «Наш солдат» и др., повесть «Наш старый дом»). Важнр отметить, что сюжет произведений этого типа заключает в себе не возникновение и развитие противоречия, а момент, либо процесс осознания его героем. Наиболее адекватной раскрытию данного типа конфликта становится форма «свободного повествования» (Э.Шубин).
Преобладание на разных этапах творчества того или иного типа художественного противоречия позволяет судить об изменении масштаба авторского мировидения. От изображения событий, происходящих с отдельным героем, - к осознанию им своего места в человеческой общности и далее - к осмыслению наиболее общих закономерностей человеческого бытия, — такова внутренняя динамика конфликта в творчестве Б.Екимова.
Анализ сюжетостроения произведений Б.Екимова позволил нам выделить два основных, полярных типа сюжетной организации:
1. Сюжет предстает как система
событий, организуется
2. Строение сюжета подчиняется
законам организации лирическог
Соотношение «автор - повествователь» определяет особенности субъектной организации произведений Б.Екимова. Как известно, субъектные формы выражения авторского сознания могут содержать две формы оценки - прямую и косвенную. Для повествовательной манеры Б.Екимова в большей степени характерна вторая из этих форм, в связи с чем наибольшее распространение в прозе писателя получает форма повествования от третьего лица. Это дает возможность автору значительно расширить временные границы повествования. Широкое использование форм несобственно-прямой речи приводит к объединению точки зрения автора и повествователя, при этом внутренний мир героя и авторская позиция предельно сближаются.
Речь повествователя в произведениях Б.Екимова, как правило, включает в себя различные точки зрения — самого повествователя, главного героя и второстепенных персонажей, обобщенно-безличную. Каждый субъект, имеющий особую точку зрения на мир, одновременно предстает как форма выражения авторского сознания. Все точки зрения в своей совокупности подводят к пониманию авторской позиции, которая выражается не отдельным субъектом речи, а всей субъектной организацией произведения.
В произведениях Б.Екимова,
написанных преимущественно в 1990-е
годы, широко представлена форма повествования
от первого лица, которая отличается
большей степенью близости автора и
повествователя и, соответственно, большими
возможностями прямого
Характерной особенностью лирических расска
Лирическая повесть в рассказах «Наш старый дом» отличается наибольшей степенью
близости автора и повествователя, которая
возникает как результат особой композиционно-
Выбор той или иной формы повествования в каждом конкретном случае определяется особенностями содержания и жанром произведения (динамичный рассказ с развитой фабулой, рассказ-портрет, рассказ-пейзаж, лирическая повесть в рассказах и т.п.). Форма повествования от третьего лица служит выражению сознания автора, стоящего «над всем художественным миром произведения» (А.В.Огнев). Вместе с тем авторская точка зрения не является единственной в произведении: речь повествователя включает в себя различные точки зрения, совокупность которых позволяет раскрыть авторский замысел во всей его полноте. Форма повествования от первого лица особенно характерна для лирических произведений (рассказ-пейзаж, повесть в рассказах), которые отличаются повышенной субъективированностью повествования.
Идея самоценности жизни в прозе Б.Екимова во многом определяет принципы изображения внешнего мира. Писатель тяготеет к изображению открытого, разомкнутого пространства, поэтому одной из основных форм пейзажа в его произведениях является картина-панорама, отличающаяся обширностью перспективы. Представление о безграничности природного мира в прозе Б.Екимова естественным образом перекликается с ощущением его вечности. Настойчивое акцентирование мысли о вечности и бескрайности окружающего мира (рассказы «Горький ветер земли», «Стенькин курган», «Чужой», «Проездом», «Голос неба» и др.) позволяет выразить важную авторскую мысль: человеку необходимо соотносить свою жизнь с вечным, высоким, чтобы постичь тайны бытия и смысл собственного существования.
Наряду с картинами-панорамами писатель широко использует микропейзажи, в которых описание пространства отличается особой насыщенностью, уплотненностью: одним из основных средств создания микропейзажа служит деталь-подробность. Создаваемые Б.Екимовым микропейзажи отличаются точностью и лаконичностью языка, что является результатом употребления определений в прямом, а не переносном значении, стремления к номинативности синтаксических конструкций.
Своеобразие пейзажных картин в прозе Б.Екимова во многом определяется соотношением их динамических и статических характеристик. Писатель тяготеет к созданию динамичных образов природы, поэтому в его произведениях отображаются естественные циклические процессы (смена времени года, суток), переходные состояния в жизни природы.
Пейзаж в прозе Б.Екимова выступает как одна из важнейших форм выражения авторского сознания. Картины природы способствуют раскрытию нравственно-философского смысла произведения, его главной идеи. Пейзаж может усиливать общее эмоциональное звучание, основное настроение в рассказе. Нередко пейзаж выступает как средство авторской оценки героя, помогает раскрыть его психологическое состояние.
Прозе Б.Екимова в большей степени свойственны косвенные формы выражения авторского сознания, в связи с чем возрастает роль сюжетно-композиционных средств. Большую смысловую нагрузку несут антитеза и сюжетная рифма. Широкое использование деталей-подробностей и деталей-символов служит более глубокому раскрытию авторских идей.
В художественной системе произведений Б.Екимова важную роль играют и событийное, и описательное начала, соотношение между которыми может быть различным — в зависимости от авторского замысла, содержания произведения и его жанра. В рассказах и повестях с социально-психологической проблематикой воплощение авторской концепции обусловливает доминирование событийного начала - позиция героя раскрывается в его действиях, поступках. В лирических произведениях описательность заполняет все пространство текста. Оба полюса, сюжетный и описательный, в равной степени важны в прозе писателя, каждый из них служит выражению авторского сознания.
Авторское сознание в прозе Б.Екимова раскрывается в соотношении «автор - герой» — в отношении автора к мироощущению, ценностной ориентации литературного персонажа. Творческой задачей писателя становится художественное исследование определенных характеров. Это:
- человек-труженик, главным
для которого является чувство
ответственности, совестливое
- герой, наделенный «живой душой», способностью к состраданию (рассказы «Елка для матери», «За теплым хлебом», «Как рассказать», «Живая душа», «Фетисыч» и др., повести «Частное расследование», «Донос»);
- человек «вопрошающий», стремящийся открыть истину, постичь основы бытия (рассказы «Болезнь», «Стенькин курган», «Эксперимент» и др.).