Шпаргалка по "Русскому языку и культуре речи"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2012 в 16:52, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 90 вопросов по "Русскому языку и культуре речи"

Вложенные файлы: 1 файл

русский язык и кул. р. лекции.docx

— 243.65 Кб (Скачать файл)

 

Уровень владения грамматикой  во многом определяет правильность речи. Человек никогда не будет считаться  грамотным, если он неправильно ставит ударения в словах, неверно употребляет  ряд существительных и т. д. Что  касается фонетики, то в основе ее норм лежит московский говор, который  был принят как часть литературного  языка. А именно: в правильной речи не должно быть так называемых оканий, растянутых гласных звуков или, наоборот, слишком быстрого произнесения данных звуков.

 

Конечно, говоря об устной речи, трудно выделить главенство какого-либо стиля и переход одного стиля  в другой. Обычно устную речь подводят под публицистический стиль. Но судить так обобщенно не следует. Ведь научный  доклад и беседа двух соседок –  это не одно и то же, что следует  учитывать, и не употреблять, например, просторечий в деловой речи.

 

Письменная речь вообще отличается большей приближенностью к литературной речи, чем устная. Она может быть достаточно сложной, так как тот  факт, что одно и то же предложение  можно перечитать, сильно облегчает  восприятие письменной речи. Но это  же накладывает дополнительные требования на употребление грамматических, синтаксических и особенно стилистических правил. Вопросы стилистики вообще сложнее  и спорнее.

 

Так, например, очень неоднозначный  и даже дискуссионный вопрос для  лингвистов – что такое историзмы  и архаизмы и чем именно они  друг от друга отличаются? Конечно, есть слова, отношение которых к  той или иной группе однозначно, но языковедам придется еще много  работать над этим.

 

Употреблять архаизмы и историзмы  в речи следует очень осторожно. Их уместное применение не снижает  уровень речи, а даже делает ее интереснее, разнообразнее и стильнее. Однако употребление подобной лексики не в  тему может исказить смысл высказывания и сделать речь непонятной для  других.

 

Вот что однозначно загрязняет нашу речь, так это жаргонизмы. К  ним относится целый ряд слов от студенческих жаргонизмов и профессионализмов  до худшего варианта жаргонизмов  – нецензурных слов и арго. Жаргон разными путями попадает в литературный язык, но результат один и тот  же – он перестает быть нормативным  и нейтральным и приобретает  стилистическую окраску. На жаргон существует своя мода. Обычно она касается молодежного  жаргона. В него лексика зачастую попадает из тюремного жаргона и  аргона. Их мотивацию и смысл объяснить  чаще всего довольно сложно. Эти  слова не литературные, потому что  искажаются их первоначальный смысл  и связь с предметом. Они искажают действительное положение вещей.

 

И ответить на вопрос – влияют ли на чистоту речи жаргонизмы? –  можно однозначно – да. Они снижают  ее уровень. И из разряда литературной она переходит в разряд разговорной.

 

79. ЭЛЛИПТИЧНОСТЬ 

 

Эллиптичность – это интересный стилистический прием. Эллипсис, или  эллиптические конструкции, также  относится к группе синтаксических фигур. Это незаконченные предложения, пропуски слов и целых словосочетаний. Обычно подразумевается, что собеседники  в курсе событий и пропуски могут быть легко восстановлены  из контекста в монологе, из предыдущих реплик в диалоге, из прежних знаний людей.

 

В ситуативной речи, когда  люди понимают друг друга с полуслова, степень эллиптичности бывает очень  высока, пропуски восполняются обстановкой, ходом игры, жестами. Такая речь дает хороший материал для психологического анализа.

 

Эллиптическая речь лаконична, обладает большой внутренней энергией. В поэзии и театре к эллипсису  прибавляется умолчание, как правило, умышленное. Слушатель или читатель сами должны восстановить этот пропуск, таким образом вызывается активность воспринимающего речь.

 

Обычно авторы используют эллипсис в произведении, если хотят  заставить читателя домыслить фразу, работать вместе с ними. Это хороший  способ для читателя глубже проникнуть в текст и стать в какой-то мере соавтором. Так называемое умолчание  может быть разных видов. Например, когда в произведении, пьесе и  ином говорят о каком-либо предмете, человеке или событии косвенно, т. е. все понимают, о чем идет речь, но никто не произносит этого слова. Или молчание в ответ на вопрос или реплику. Подразумевается, что  все и так поняли ответ, а пауза  от этого становится многозначительнее.

 

Что касается ситуативных  эллипсисов, то здесь они присутствуют не в чистом виде, так как пропущенная  фраза не употребляется до этого, а понимается из ситуации или компенсируется невербальными средствами общения. Как пример можно привести комментарии  к футбольным или хоккейным матчам, когда эмоциональные дикторы  говорят что-то вроде: «Опасный момент, мяч у ворот и. Ай, ай, ай, не получилось, ну что ж!» Если не быть в курсе  событий, вообще трудно понять из речи комментатора, о чем он сокрушается. Эллипсисы обладают невероятным  эмоциональным потенциалом, который  подкрепляется краткими восклицаниями.

 

Говоря о невербальных средствах общения в эллипсисе, следует отметить, что это тоже своего рода язык – язык жестов. И  он передает неизвестную информацию, даже если она не упоминалась раньше. Например, ответить на вопрос можно, не разъясняя, что вы не знаете ответа, а просто пожав плечами. Не объяснять  нежелания делать что-либо, а просто отмахнуться рукой. Также спортсмены на поле в командных играх длинные  фразы, представляющие собой совет  партнеру по команде, куда бежать и  что делать, заменяют окликом по имени и указанием рукой в  лучшую сторону.

 

Интересно, что эллиптичность  – прием очень поэтический  и психологически сложный, часто  применяется в разговорной речи в виде недомолвок и намеков.

 

Также этот прием мы можем  встретить при общении близких  людей. Рядом стоящему человеку может  быть абсолютно непонятен разговор двух подруг, с одной стороны, потому что им хорошо известен предмет обсуждения, с другой – потому что уровень  их психологической связи настолько  сложен и тесен, что они понимают друг друга без слов.

 

80. ИНТОНАЦИЯ И ПОРЯДОК  СЛОВ В РАЗГОВОРНОЙ РЕЧИ 

 

Разговорная речь является частью разговорно-бытового стиля. Это выражается в ее синтаксической структуре. Для  этой сферы общения типична эмоциональная, в том числе оценочная, реакция (например, в диалогах), что также  воплощается в речевых особенностях разговорного стиля. Среди условий  проявления разговорной речи оказываются  и такие, как большая роль жестов, мимики, ситуации, характера взаимоотношений  собеседников и ряда других экстралингвистических  факторов, оказывающих влияние на особенности речи. Такая своеобразная лингвистическая основа разговорной  речи обусловливает ее особое положение  среди других стилистическо-речевых  разновидностей литературного языка.

 

Особенно характерен синтаксис  разговорной речи. Именно здесь нагляднее  всего проявляются ее эллиптичность, а также эмоциональность и  экспрессивность. Это выражается и  в высокой частотности разных семантических оттенков инфинитивных и неполных предложений (Хватит! Здорово! Сидеть!), и в характере неполноты  последних (например, пропуск не только и не столько второстепенных, сколько  главных членов: Вина? – Мне, пожалуйста, совсем немного), и в большом проценте вопросительных и побудительных  предложений.

 

Специфическая черта –  собственно интонационная, эмоционально-экспрессивная  передача значений. Лишь разговорной  речи свойственно употребление специальных  слов и соответствующих предложений, выражающих согласие или несогласие. Причем эти предложения могут  быть нераспространенными, без каких-либо дополнений и пояснений. Например: Да; Нет; Наверное и т. д.

 

В связи с неподготовленностью  и ассоциативностью разговорной  речи для нее характерна перестройка  на ходу и вообще разорванная структура  с перебоями интонации, активность присоединительных конструкций  разных видов и способов выражения. Например: Кажется; Мало ли что; А что, если., и т. д.

 

Порядок слов более свободный, чем в книжно-письменной речи. Большая  активность междометных фраз (например, Да ты что? Вот как! Ой ли., и т. д.), фраз-предикатов, усиленных эмоционально-экспрессивными частицами. В сложных предложениях явно преобладает сочинение над  подчинением, а в сложноподчиненных  предложениях весьма однообразен состав придаточных, причем такой распространенный их вид, как определительные, в разговорной  речи не находит широкого использования. Характерна и ограниченность словарного пополнения придаточных предложений.

 

Для разговорной речи характерны разнообразие ритмико-темпового и  интонационного оформления речи и богатство  эмоционально-экспрессивных интонаций. Интонации используются в разговорной  речи для предоставления дополнительной информации. В разговорной речи из-за ее эмоциональности интонация иногда может сказать больше, чем непосредственно  слова. С интонацией соприкасается  такой прием, как эллиптичность, он может удачно дополнять ее и  вносить некоторый эмоциональный  накал.

 

Если вернуться к вопросу  о порядке слов в предложениях разговорной речи, то, как было уже  сказано выше, он свободный. В зависимости  от ситуации и необходимости он может  быть совсем нарушен, главное, чтобы  высказывание было понято, т. е. состоялся  процесс коммуникации.

 

81. СКЛОНЕНИЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ 

 

Имя числительное – часть  речи, обозначающая отвлеченные числа  и количество предметов и их порядок  при счете.

 

Числительные обладают способностью сочетаться в качестве количественного  определителя только с именами существительными, образуя с ними синтаксически  неразложимые словосочетания, функционирующие  как единый член предложения, и неспособностью определяться именами прилагательными: сто, двести тридцать пять (тетрадей); третий, сорок седьмой. Числительные бывают количественные (обозначают в целых  единицах отвлеченное число или  определенное количество однородных предметов: один, семь) и дробные (обозначают дробную  величину), собирательные (обозначают количество предметов как совокупность, как одно целое (трое, четверо), порядковые (обозначают порядок следования предметов при их счете).

 

Количественные числительные изменяются по падежам, т. е. склоняются. Склонение числительных не имеет  единого образца, оно представлено несколькими типами.

 

1. Числительное один склоняется  как прилагательное в единственном  числе.

 

И. п. од-ин (ср. мам-ин). Р. п. одн-ого (ср. нов-ого). Д. п. одн-ому (ср. нов-ому). В. п. од-ин или одн-ого. Т. п. одн-им (ср. нов-ым). П. п. об одн-ом (ср. нов-ом).

 

2. Числительные два, три,  четыре имеют особые падежные  окончания, сходные с окончаниями  имен прилагательных во множественном  числе.

 

И. п. два две три

 

Р. п. двух двух трех. Д. п. двум двум трем. В. п. два (двух) две (двух) три (трех). Т. п. двумя двумя тремя. П. п. (о) двух (о) двух (о) трех.

 

3. Числительные от пяти  до десяти и числительные на  – дцать и – десять склоняются  по 3-му склонению существительных  (сравни ночь). У числительных  на – десять склоняются обе  части.

 

И. п. пять одиннадцать. Р. п. пяти одиннадцати. Д. п. пяти одиннадцати. В. п. пять одиннадцать. Т. п. пятью одиннадцатью. П. п. (о) пяти (об) одиннадцати.

 

4. Числительные сорок,  девяносто, сто имеют две падежные  формы: форма винительного падежа  совпадает с формой именительного,  в остальных падежах окончание  – а.

 

И. п. сорок девяносто. Р. п. сорока девяноста. Д. п. сорока девяноста. В. п. сорок девяносто. Т. п. сорока девяноста. П. п. (о) сорока о девяноста.

 

У числительных двести, триста, четыреста и у всех числительных на – сотсклоняются обе части.

 

При склонении собирательные  числительные имеют окончания полных прилагательных множественного числа. Порядковые числительные изменяются по родам, числам и падежам и согласуются  с существительными: первый день, первое окно.

 

82. ПЕРЕХОД ОТ ИЗОБРАЖЕНИЯ  К СЛОВЕСНОМУ ТЕКСТУ: КОММЕНТАРИЙ  СТАТИЧЕСКОЙ КАРТИНКИ (НАПРИМЕР, СЛАЙДА), КОММЕНТИРОВАНИЕ ДИНАМИЧЕСКОГО  ВИДЕОРЯДА

 

Человек получает информацию по большей части акустически  и визуально, хотя у людей существует и другие способы восприятия окружающего  мира. По способам восприятия делится  и наша память. Чаще всего это  бывает акустическая или визуальная память, т. е. человек помнит событие  по образам или на слух. Поэтому  для изучения какого-либо предмета используются оба вида памяти, что  позволяет полнее оценить картину. Возьмем, например, комментарий к  статистической картинке. Если это  заседание на предприятии, то обычно слайды, предложенные собравшимся, представляют собой рейтинг самого предприятия, уровень продаж или результаты социологического опроса.

 

Комментарии обычно дает тот, кто проводит данное заседание. Они  представляют собой разъяснения  по предложенному вопросу, а именно, что изображено на слайде. Если это  график, то что отображают его изменения  в реальной жизни. Могут быть представлены математические подсчеты, некоторые  формулы, по которым подводились  итоги. Также, в виде ретроспекции, могут  быть представлены некоторые данные прошлых лет и их процентное соотношение.

 

Само название «статистическая  картинка» говорит о принадлежности данного вопроса к предмету экономики. И это могут быть не только слайды, но и всевозможные плакаты, графики  с комментариями. В свою очередь  комментарии могут быть устными  и письменными. Устные отличаются большей  эмоциональностью, наличием оценочных  прилагательных и хотя бы частичным  присутствием автора. Но следует учитывать, что подобные вещи относятся к  официально-деловой документации и  готовятся коллективно, поэтому  присутствие автора – это психологический, человеческий фактор. Обычно устный комментарий  основывается на письменном. В современных  компаниях и на предприятиях практикуется такой вид распространения информации, когда сами комментарии в письменном виде, на отдельных листах раздаются  участникам заседания (собрания, съезда и т. д.) для более подробного ознакомления. Естественно, что письменные комментарии  менее эмоциональны, чем устные. Там представлены четкие данные и  пояснения к ним. По сути своей  комментарии не являются юридическими документами, но сохраняют принадлежность к деловому стилю и подчиняются  всем правилам этого стиля, включая  и недостатки этого стиля, такие  как, например, замкнутость лексики. Некоторые исследователи относят  комментарии к публицистическому  стилю, но в любом случае они будут  частью более строгого делового жанра.

Информация о работе Шпаргалка по "Русскому языку и культуре речи"