Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 12:51, дипломная работа
Целью дипломной работы является разработка рекомендаций по совершенствованию системы «поставщик-заказчик» на ОАО «АВТОВАЗ».
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
изучить экономическую сущность и особенности управления закупочной деятельностью на предприятии;
изучить направления совершенствования закупочной деятельности предприятия;
провести анализ логистической системы закупочной деятельности предприятия ОАО «АВТОВАЗ»;
выявить факторы, влияющие на закупочную деятельность предприятия;
разработать рекомендации по совершенствованию системы «поставщик-заказчик»;
оценить экономическую эффективность от предлагаемых мероприятий.
Введение 3
1 Теоретические подходы к управлению закупочной деятельностью предприятия 5
1.1 Экономическая сущность и видовой состав логистики 5
1.2 Особенности организации и управления закупочной деятельностью предприятия 9
1.3 Направления совершенствования закупочной деятельности предприятия 20
2 Анализ логистической системы закупочной деятельности предприятия ОАО «АВТОВАЗ» 29
2.1 Особенности функционирования ОАО «АВТОВАЗ» 29
2.2 Анализ закупочной деятельности ОАО «АВТОВАЗ» 34
2.3 Выбор и оценка поставщиков на предприятии 47
3 Мероприятия по повышению эффективности управления закупочной деятельности 62
3.1 Логистический подход к управлению материальными потоками 62
3.2 Методика определения индекса качества поставок 65
3.3 Совершенствования системы «поставщик-заказчик» 69
3.3.1 Построение многоуровневой системы поставок 69
3.3.2 Экономическая эффективность 77
4 Экологическая безопасность 83
Заключение 98
Список использованных источников 100
Федеральное
государственное бюджетное
высшего профессионального образования
«Тольяттинский государственный университет»
ИНститут энергетики и электротехники
(институт, факультет)
Автоматизация технологических процессов и производств
(кафедра)
220501.65 «Управление качеством»
(код и
наименование направления
ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ
на тему: «Управление закупочной деятельностью на основе логистики (на примере ОАО «АВТОВАЗ»)»
Студент(ка) |
К.С. Гадалина (И.О. Фамилия) |
(личная подпись) |
Руководитель |
О.М. Сярдова (И.О. Фамилия) |
(личная подпись) |
Консультанты: по экономической части |
Е.М. Шевлякова (И.О. Фамилия) |
(личная подпись) |
по безопасности и экологии |
Т.Ю. Фрезе (И.О. Фамилия) |
(личная подпись) |
Нормоконтроль: |
В.В. Щипанов (И.О. Фамилия) |
(личная подпись) |
Допустить к защите
Заведующий кафедрой к.т.н., доцент, М.О. Искосков ______________
«_____»______________________
Тольятти 2012
Содержание
Введение 3
1 Теоретические подходы к управлению закупочной деятельностью предприятия 5
1.1 Экономическая сущность и видовой состав логистики 5
1.2 Особенности организации и управления закупочной деятельностью предприятия 9
1.3 Направления совершенствования закупочной деятельности предприятия 20
2 Анализ логистической системы закупочной деятельности предприятия ОАО «АВТОВАЗ» 29
2.1 Особенности функционирования ОАО «АВТОВАЗ» 29
2.2 Анализ закупочной деятельности ОАО «АВТОВАЗ» 34
2.3 Выбор и оценка поставщиков на предприятии 47
3 Мероприятия по повышению эффективности управления закупочной деятельности 62
3.1 Логистический подход к управлению материальными потоками 62
3.2 Методика определения индекса качества поставок 65
3.3 Совершенствования системы «поставщик-заказчик» 69
3.3.1 Построение многоуровневой системы поставок 69
3.3.2 Экономическая эффективность 77
4 Экологическая безопасность 83
Заключение 98
Список использованных источников 100
Результаты хозяйственной деятельности предприятий автомобильной промышленности во многом определяются эффективностью управления поставками. От качества, количества, цены, своевременности приобретения сырья, материалов, комплектующих зависят расходы предприятия, величина прибыли и потребность в оборотных средствах.
Большинство ведущих компаний мира автомобильной промышленности активно используют концепцию гибкого производства как эффективный инструмент достижения успеха в конкурентной борьбе. Эти предприятия давно осознали, что эффективные взаимоотношения с поставщиками определяют успех деятельности на рынке, поэтому идут по пути интеграции поставщиков в производственный процесс, делая их надежными партнерами, несущими солидарную ответственность за качество выпускаемой продукции. Мировой опыт также показывает, что в ближайшей перспективе предприятия-партнеры будут вынуждены развиваться в направлении интеграции, т.е. в направлении создания ассоциаций, финансово-промышленных групп и иных объединений, позволяющих противостоять нестабильности внешней среды и растущей конкуренции.
Выжить и
развиваться в современных
Актуальность
данной дипломной работы обусловлена
необходимостью повышения эффективности
деятельности предприятия автомобильной
промышленности, а также отсутствием
взаимосвязанных методов
Целью дипломной работы является разработка рекомендаций по совершенствованию системы «поставщик-заказчик» на ОАО «АВТОВАЗ».
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
Объектом исследования дипломной работы является ОАО «АВТОВАЗ».
Предметом исследования является логистическая система закупочной деятельности на ОАО «АВТОВАЗ».
Логистика – это наука об организации, планировании, контроле, оптимизации движения материального и сопутствующих ему потоков.
Главная цель логистики – обеспечение поставок необходимой продукции в нужное место, в указанное время, при оптимальных затратах, требуемого качества и количества [6].
Логистика предполагает формирование и обеспечение функционирования материальных потоков на отдельных этапах движения материалов. Выделяют три функции логистики:
Принципы логистики, представленные в таблице 1, представляют собой исходные положения, на основе которых осуществляется построение и функционирование логистических систем.
Таблица 1 – Принципы логистики
Принцип |
Содержание |
Системность |
Предполагает разработку и осуществление на практике единого технологического процесса, выполнения производственных заказов на стадиях закупки, производства и сбыта продукции. |
Обратная связь |
Требует
выделения в составе |
Оптимальность |
Достижении такой согласованности стадий процесса товародвижения и действий участников, при которой обеспечивается наибольшая эффективность функционирования предприятия как производственно-сбытовой системы. |
Гибкость |
Предполагает степень приспосабливаемости логистической системы к специфическим запросам потребителей. |
Компьютеризация |
Все функции и процессы товародвижения в логистической системе должны выполняться с максимальной степенью автоматизации (контроль за передвижением материалов, наличие производственных запасов, объем поставок и т.д.). |
Надежность поставок |
Создание
таких организационно- |
Общие затраты |
Учет всей совокупности издержек управления потоками в логистической цепи. |
Эффективность |
Минимизация логистических издержек. |
Всеобщее управление качеством |
Подход к руководству |
Логистика обладает собственным понятийным аппаратом, который включает присущие ей категории, понятия, термины.
Логистическая система (рисунок 1) – это совокупность элементов (звеньев), находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, предназначенную для управления потоками.
Рисунок 1 – Логистическая система предприятия
Звено логистической системы –
функционально обусловленный
Материальный поток – это продукция в виде грузов, товарно-материальных ценностей, рассматриваемый в процессе приложения к нему различных логистических (погрузка, разгрузка и т.д.) и технологических (обработка, сборка и т.д.) операций. Материальный поток, который рассматривается не на временном интервале, а в определенный момент времени называется материальным запасом.
Информационный поток – это поток информации в речевой, письменной, электронной формах, сопутствующий материальному и предназначенный в основном для управляющих воздействий.
Финансовый поток –
Логистическая цепь – это
линейно упорядоченное
Логистическая функция – это укрупненная группа логистических операций, направленных на реализацию целей логистической системы. Каждая из функций логистики представляет собой однородную (с точки зрения цели) совокупность действий. К основным логистическим функциям относят:
Логистическая операция – это обособленная совокупность действий, направленных па преобразование материального и (или) информационного потока. К логистическим операциям с материальным потоком можно отнести складирование, транспортировку, упаковку и др. Логистические операции с информационным потоком включают действия по сбору, обработке и передаче соответствующей информации [15].
Видовой состав логистики представлен в таблице 2.
Таблица 2 – Видовой состав логистики
Вид логистики |
Сущность |
Закупочная |
Система
согласованного управления материальными,
финансовыми и информационными
потоками в процессах планирования
и обеспечения предприятия |
Производственная |
Обеспечение
качественного, своевременного и комплектного
производства продукции в соответствии
с хозяйственными договорами, сокращение
производственного цикла и |
Сбытовая |
Область научных исследований системной интеграции функций, реализуемых в процессе распределения материального и сопутствующих ему потоков между различными потребителями, т.е. в процессе реализации товаров, основная цель которой – обеспечение доставки нужных товаров в нужное место, в нужное время с оптимальными затратами. |
Складская |
Оптимизация и управление складскими запасами, хранение грузов, складская обработка: упаковка, маркировка, консолидация грузов для отправки (сборные грузы) и т.д. |
Транспортная |
Система по организации доставки, а именно по перемещению каких-либо материальных предметов, веществ и прочее из одной точки в другую по оптимальному маршруту. |
Информационная |
Часть логистики, которая является связующим звеном между снабжением, производством и сбытом предприятия и занимается организацией потока данных, который сопровождает материальный поток в процессе его перемещения. |
Маркетинговая |
Планирование,
оперативное управление и контроль
физических потоков материалов и
готовых продуктов, начиная с
мест возникновения потоков |