Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 18:29, реферат
Горецкое РайПО – современное, эффективное торговое предприятие, крупнейший поставщик продовольственных и непродовольственных товаров и услуг на региональный рынок.
Целью деятельности Горецкое РайПО является обеспечение, прежде всего, населения г. Орша продуктами питания. Предприятие имеет все условия для производства и реализации качественной, конкурентоспособной продукции и стабильно удерживает занятую на рынке долю.
Так как в своем регионе Горецкое РайПО является монополистом в реализации товаров и услуг, то предприятию целесообразно применять агрессивную стратегию наращивания доли рынка и сохранения лидирующих позиций, а для этого – повышать конкурентоспособность продукции и проводить грамотную ассортиментную политику. Кроме того, следует уделить внимание развитию отрасли предоставления услуг населению, ведь это тоже достаточно перспективная отрасль.
При разработке стратегической программы развития Горецкое РайПО была определена миссия предприятия, которая является ориентиром для постановки целей и задач его деятельности, а также сформулированы предложения по их достижению.
Разработанная стратегия позволит предприятию ориентировать работу на прогнозируемые потребности, учитывать разнообразие потребностей и, следовательно, диверсифицировать свои предложения.
Разработанный образ и имидж предприятия служат ориентиром при выработке общей стратегии маркетинга.
3. Анализ внешней среды.
При формировании стратегии маркетинга большое значение имеет изменения во внешней для фирмы среде. Эти изменения могут быть сгруппированы по следующим направлениям:
экономическое окружение;
технико – технологическое окружение;
правовое окружение;
политическое окружение;
экологическая среда;
демографическое окружение.
Экономическая среда. Помимо самих людей, для рынков важна еще и их покупательная способность. Общий уровень покупательной способности зависит от уровня текущих доходов, цен, сбережений, от доступности кредита. На покупательной способности сказываются экономический кризис в стране, высокий уровень безработицы, высокая стоимость кредитов.
Важен и характер распределения доходов. Потребители, принадлежащие к высшему классу, на характере затрат которых никоим образом не сказываются экономические трудности - основной рынок сбыта предметов роскоши и дорогостоящих услуг.
Затем идут потребители среднего класса, несколько ограничивающие себя в расходах, но способные приобретать добротную одежду, ювелирные изделия, компьютеры. Представители низших слоев общества, например люди, живущие на пособия, а также многие пенсионеры вынуждены считать каждую копейку. Необходимо учитывать географические различия в структуре распределения доходов. В больших городах, например, уровень доходов населения значительно выше, чем в провинциальных.
В прошлом успехи нашего предприятия основывались на том, что Горецкое РайПО являлся основным поставщиком товаров и услуг на региональном рынке, имело постоянных оптовых клиентов и достаточно широкую сеть торговли.
Для анализа экономического окружения можно использовать таблицу 3.1.
Таблица 3.1. Экономическое окружение.
На чем основывались успехи фирмы в прошлом?
Предприятие считалось единственной сетью распространения широкого спектра товаров и услуг на региональном рынке, имело постоянных поставщиков и клиентов. Регулирование процесса реализации и производства осуществлялось «сверху» и приносило стабильный сбыт.
Что было основной причиной неудач?
устаревшее торговое оборудование;
отсутствие ярко выраженного фирменного стиля;
низкий уровень спроса на некоторые виды товаров и услуг;
низкое качество обслуживания;
недоверие со стороны покупателей;
экономическая нестабильность;
узкий ассортиментный перечень предлагаемых товаров и услуг.
Продолжение таблицы 3.1. |
Какие изменения на рынке можно ожидать в ближайшие годы(5-10лет): новые технологии, новые потребности, новые проблемы, демографические изменения?
появление новых конкурентов;
борьба за потребителя;
формирование среднего класса в обществе;
потребность в более качественном обслуживании;
изменение законодательной базы.
Какие изменения в системе ценностей потребителей (растущая ценность фактора времени, изменение роли женщины в экономике, стремление к индивидуализации и т.п.) можно использовать?
стремление к ведению здорового образа жизни и употреблению более качественной продукции;
желание качественного обслуживания;
необходимость и желание отличиться – попробовать что-то новое;
влияние фактора недостатка времени;
изменение сознания большинства потребителей.
Какие особенности в развитии бизнеса играют для вас важную роль (изменение форм организации производства и торговли, тенденции развития рынков и т.д.)?
развитие рынка товаров и услуг;
появление конкурентов, заинтересованных в расширение и захвате доли рынка;
изменение форм торговли и организация сбыта;
увеличение платежеспособности населения;
изменения в правовой сфере;
государственная поддержка бизнеса.
При планировании своей деятельности предприятию необходимо учитывать возможные изменения на рынке и изменения в системе ценностей потребителей.
Исходя из таблицы 3.1. в ближайшие годы на рынке можно спрогнозировать следующие изменения:
появление новых конкурентов;
потребность в более качественном обслуживании.
В системе ценностей потребителей наблюдается стремление к ведению здорового образа жизни и употреблению качественной продукции, а также повышение требований к качеству обслуживания.
Учет всех этих факторов позволит предприятию более рационально и эффективно осуществлять стратегическое планирование.
Технико – технологическое окружение
Развитие науки и техники может оказать самое непосредственное влияние на деятельность фирмы.
Новая техника появляется на месте старой. Но из любого новшества вытекают крупные долговременные последствия, которые не всегда удается предвидеть. Своевременное получение информации о всех технологиях и технических новинках в стране, доведение ее до сотрудников и использование на практике – позволит предприятию превзойти своих конкурентов, стать лидером и обеспечить успех своей фирме. Поэтому деятель рынка должен внимательно следить за ведущими тенденциями в рамках научно – технического комплекса.
Правовое окружение. Ни одна фирма не может осуществлять свою предпринимательскую деятельность, не учитывая сложившуюся в государстве правовую среду. Знание законов позволяет фирме правильно построить свою предпринимательскую деятельность, изыскать возможные пути повышения ее эффективности в рамках законодательства.
Важные в фукцианировании Горецкого РайПО правовые законы, отношение к ним руководства компании и значение их изменения отражены в таблице 3.2.
Таблица 3.2. Правовое окружение.
Какие законы являются важными для вашего рынка?
Закон «Об утверждении правил мелкооптовой и розничной торговли»;
Закон «О налогах и сборах»;
Закон «О дооценке товаров народного потребления в розничной торговле»;
Закон «О защите прав потребителей»
Закон «О ценообразовании и торговых надбавках»;
Закон «О рекламе»;
Положение «О порядке определения размеров арендной платы при сдаче в аренду»;
Закон «Об акцизах»;
Закон «О порядке исчисления уплаты таможенных пошлин и налоговых платежей при таможенном оформлении товаров»;
Закон «О техническом нормировании и стандартизации»;
Другие нормативно – правовые документы Министерства Торговли РБ.
Регулярно ли руководство предприятия следит за изменениями в законодательстве?
Регулярно, особенно, что касается изменений в ценовой политике и системе налогообложения.
Какова роль усиления ответственности производителя товара? Торговли?
Если предприятие будет чувствовать ответственность за производимый и реализуемый товар, то его продукция всегда будет востребована потребителями.
Продолжение таблицы 3.2. |
Какие изменения в правовой среде будут наиболее неблагоприятны для вашего предприятия?
Рост налоговых и неналоговых платежей и другие неблагоприятные изменения в системе налогообложения;
Увеличение процента кредитования и другие неблагоприятные изменения в банковской системе.
Увеличение закупочных цен и другие негативные изменения в системе ценообразования.
Какие изменения в правовом окружении будут благоприятны для вашего бизнеса?
Снижение налоговых платежей и другие благоприятные изменения в системе налогообложения;
Снижение процента кредитования и другие неблагоприятные изменения в банковской системе;
Снижение закупочных цен и другие изменения в системе ценообразования.
Руководство Горецкого РайПО регулярно отслеживает изменения в законодательстве, особенно, что касается изменений в ценовой политике и системе налогообложения. Поэтому наиболее значимые изменения в данных сферах являются определяющими в деятельности предприятия. Так, благоприятное воздействие на функционирование Горецкое РайПО оказывают снижение налоговых платежей и другие благоприятные изменения в системе налогообложения, а также снижение закупочных цен и другие изменения в системе ценообразования. Обратные процессы оказывают противоположное воздействие на предприятие.
Знание и соблюдение законов усиливает ответственность фирмы перед его потребителем.
Политическое окружение. Изменения в политическом окружении должны непременно учитываться в стратегическом планировании. Благодаря СМИ большое влияние на экономическую ситуацию оказывает деятельность политических лидеров, большие и малые политические события. Вследствие этого влияния происходят изменения не только в экономическом и правовом окружении, но и в системе ценностей, как потребителей, так и производителей товаров и услуг.
Политические изменения оказывают большое влияние на деятельность предприятия. Они могут привести к смене руководства, к изменению законодательной базы, а также к переориентации производства. Наметившаяся в последнее время тенденция выезда молодежи на работу за границу также оказывает влияние на национальную экономику. С одной стороны - это потеря рабочей силы, особенно в напряженный период сезонных работ, с другой - приобретение нового опыта.
Активное участие предприятий в политическом процессе указанием на важность государственной политики для организации. Государство должно следить за нормативными документами местных органов, властей субъектов государства и федерального правительства.
Не одна фирма не может осуществлять свою деятельность без учета сложившейся в государстве политической среды. Эта среда определяется законами, экономической интеграцией, изменением валютного курса, все эти вопросы отражены в таблице 3.3.
Таблица 3.3. Политическое окружение.
Какой риск может возникнуть для вашей фирмы в связи с политическими изменениями?
Изменения законодательной базы. Риск может возникнуть в связи с ужесточением контроля со стороны государства за всеми сферами деятельности предприятия. Например, контроль при выборе поставщиков, посредников, инвесторов, контроль над объемами производства и реализации, регламентация ассортимента и качества товаров и услуг. Также негативные отношения с другими странами, могут привести к потере зарубежных поставщиков.
Какое влияние имеет возможность выезда молодежи на работу за границу?
- привлечение дополнительных денежных средств;
- увеличение покупательской способности;
- приобретение нового опыта, идей, знаний, применение которых может способствовать развитию предприятия;
- новый уровень требований к качеству продукции и обслуживанию
Какое значение имеет возрастающая экономическая интеграция в мире?
Экономическая интеграция создает новые перспективы для деятельности предприятия, способствует созданию новых рынков сбыта и налаживанию контактов с иностранными поставщиками и посредниками. Появляется возможность привлечения к деятельности фирм иностранных инвесторов и возможность приобретения продукции на новых зарубежных рынках. Но приводит к уравновешиванию цен и к повышению требований потребителей.
Какое воздействие на ваш бизнес имеют политически обусловленные изменения валютного курса?
Снижается либо повышается платежеспособность потребителей. Изменения валютного курса может, как предоставить дополнительные возможности, так и наоборот, снизить объемы поставок зарубежной продукции. Поскольку все внешнеторговые сделки ведутся в национальной валюте поставщика продукции.
Информация о работе Анализ состояния и разработка мероприятий по повышению конкурентоспособност