Исследование спроса на диетические продукты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 15:53, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: анализ текущей ситуации на рынке диетических продуктов питания в Могилеве.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
- изучить пищевую ценность и потребительские свойства диетической молочной продукции;
- изучить классификацию и факторы, формирующие качество диетических молочных продуктов;
- изучение теоретических аспектов проведения маркетингового исследования товарного рынка;
- анализ факторов, влияющих на развитие рынка диетических продуктов питания в г.Могилеве;
- изучение спроса и предпочтений потребителей, разделение их на однородные по составу группы на основании проведенного анкетирования;

Содержание

Введение 3
1 Цели и задачи исследования спроса на диетические продукты 5
2 Методология исследования 9
3 Результаты исследования 11
4 Выводы и рекомендации 15
Заключение 19
Список использованных источников 21
Приложение А – Анкета исследования спроса на диетические продукты
питания ОАО «Бабушкина крынка»
Приложение Б - Сводная таблица результатов опроса

Вложенные файлы: 3 файла

Приложение А - анкета.doc

— 33.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Приложение Б -сводная таблица.doc

— 164.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

исследование спроса на диетические продукты.doc

— 306.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение            3стр

1 Цели и задачи исследования спроса на диетические продукты   5стр

2 Методология исследования         15стр

3 Результаты  исследования         27стр

4 Выводы и  рекомендации         30стр

Заключение           36стр

Список использованных источников       38стр

Приложение  А – Анкета исследования спроса на диетические продукты

питания  ОАО  «Бабушкина крынка»       39стр

Приложение  Б - Сводная таблица результатов опроса    41стр

 

Введение

 

Под диетическими продуктами подразумевают специализированные пищевые продукты, предназначенные для целей профилактического и лечебного питания. Однако провести границу между обычными и диетическими продуктами сложно. Некоторые продукты, традиционно считающиеся диетическими, потребляются здоровыми людьми только по вкусовым или финансовым соображениям. Примером являются более доступные для людей с низкими доходами низкожировые и обезжиренные продукты (кефир, творог, сметана и др.) не очень дорогие по стоимости. Но эти же продукты рекомендуются больным сахарным диабетом с нарушениями липидного обмена, при сочетании сахарного диабета 2-го типа с ожирением, и особенно при метаболическом синдроме, когда требуется диетическое питание с ограничением животных жиров, холестерина и энергии.

Молочные продукты относятся к категории продуктов питания, товаров первой необходимости и повседневного спроса. Поэтому спрос на молочные продукты неэластичен (снижение или повышение цен не приводит к значительным изменениям спроса).

 Мировая  статистика свидетельствует, что более 30% населения земного шара включает в свой ежедневный рацион диетические молочные продукты, поэтому переоценить их роль в жизни человека невозможно. Большое значение они имеют для питания детей, а также для людей старших возрастных групп, людей, страдающих желудочно-кишечными и другими заболеваниями.

Актуальность  изучения данной темы состоит в том, что потребление диетической  молочной продукции увеличивается  год от года. Это, прежде всего, обусловлено  отличными вкусовыми, диетическими и лечебными свойствами, а также доступностью для любых слоев населения.

Для эффективной  рыночной деятельности, ведения целенаправленной конкурентной борьбы любой организации  необходимы маркетинговые исследования. Крупная зарубежная компания ежегодно проводит своими силами или заказывает проведение сторонними организациями 3-4 маркетинговых исследований.

Принципиальной  особенностью маркетингового исследования, отличающей его от сбора и анализа  внутренней и внешней текущей  информации, является его целевая  направленность на решение определенной проблемы или комплекса проблем маркетинга. Эта целенаправленность и превращает сбор и анализ информации в маркетинговое исследование.

Таким образом, под маркетинговым исследованием  следует понимать направленный на решение  стоящей маркетинговой проблемы (комплекса проблем) процесс постановки задач, получения маркетинговой информации, планирования и организации ее сбора, анализа и представления отчета о результатах. Исследование рынка - не самоцель, а источник информации для принятия эффективного управленческого решения. Это решение может относиться к любому аспекту внешнеторговой и маркетинговой деятельности, поэтому нерационально ограничивать расходы на такие исследования по причине «экономии средств»: потери, вызванные неверным решением, бывают обычно в 10 - 100 раз большими.

Использование маркетинговых исследований широко варьируется в зависимости от организации и типа требуемой  информации. Исследовательские отделы создаются скорее в крупных, чем  в небольших организациях. Проведение маркетинговых исследований отечественными организациями в настоящее время является редкостью. Причины этого кроются, во-первых, в неустойчивости и непредсказуемости развития экономической и политической ситуации в стране и, как следствие этого, нацеленностью большинства организаций на обеспечение текущей прибыли, а, во-вторых, в отсутствии положительного опыта проведения таких исследований и недооценки отечественными производителями их полезности.

 Проводилось  маркетинговое исследование рынка  диетических молочных продуктов питания в Могилеве. Цель исследования: анализ текущей ситуации на рынке диетических продуктов питания в Могилеве. Методы исследования: опрос, выявление мнений и определение действий опрашиваемых путем личного диалога с опрашиваемым лицом.

Для достижения указанной цели были поставлены следующие  задачи:

- изучить пищевую  ценность и потребительские свойства  диетической молочной продукции;

- изучить классификацию  и факторы, формирующие качество  диетических молочных продуктов;

- изучение теоретических аспектов проведения маркетингового исследования товарного рынка;

- анализ факторов, влияющих на развитие рынка  диетических продуктов питания  в г.Могилеве;

- изучение спроса  и предпочтений потребителей, разделение  их на однородные по составу  группы на основании проведенного анкетирования;

Объектом исследования является могилевский рынок диетических  продуктов питания, в частности  виды, разновидности и наименования, реализуемые в розничных торговых предприятиях г. Могилева. Предмет –  существующая рыночная ситуация, в разрезе важнейших аспектов.

 

  1. Цели и задачи исследования спроса на диетические продукты

 

Когда в экономике  говорят о спросе, то имеют ввиду  не спрос отдельного человека, а  учитывают рыночный спрос множества  людей. Даже если спрос индивидуума будет удовлетворен, то это не окажет какого-либо заметного влияния на суммарный спрос совокупности людей, которые будут делать покупки, и тем самым общая сумма покупок будет увеличиваться. На свободном рынке, где действует множество людей, продажа и покупка не должны заметно сказываться на поведении других людей. Поэтому, когда говорят о спросе и законе убывания спроса, всегда речь идет об объеме рыночного спроса, который слагается из спроса различных людей, выступающих в качестве покупателей. Другими словами, в рыночном механизме всегда учитываются лишь общие продажи и покупки т.е., общие объемы спроса и предложения.

Функция спроса в рыночном механизме является определяющей, ибо именно она заставляет производство выпускать необходимые населению  товары, улучшать их качество и ассортимент. Спрос в свою очередь зависит от потребностей людей: с изменением потребностей меняется и спрос, который по сути дела представляет собой денежное выражение потребностей. Однако не всякая потребность может иметь денежное выражение и быть удовлетворенной рынком. Тем не менее, важнейшие жизненные потребности людей в пище, одежде, обуви, бытовом обслуживании наилучшим образом, как показывает история развитых рыночных хозяйств удовлетворяются через рынок благодаря спросу.

Спрос — желание, конкретная потребность, подкрепленная покупательной способностью. При заданных ресурсных возможностях люди удовлетворяют свои потребности и желания путем приобретения товаров, которые приносят им наибольшую пользу и удовлетворение.

Рассмотрим подробнее виды спроса.

1 Отрицательный  спрос. Рынок находится в состоянии  отрицательного спроса, если большая  его часть недолюбливает товар  и согласна даже на определенные  издержки, лишь бы избежать его.  У людей негативный спрос на  прививки, стоматологические процедуры, операции по удалению семявыводящих протоков и операции на желчном пузыре. У работодателей ощущается отрицательный спрос на наем бывших заключенных и алкоголиков.

2 Отсутствие  спроса. Целевые потребители могут  быть не заинтересованными в  товаре или безразличными к нему. Так, фермеры могут не заинтересоваться новым агротехническим приемом, а студенты колледжа ― изучением иностранного языка..

3 Скрытый спрос.  Многие потребители могут испытывать  сильное желание, которое невозможно  удовлетворить с помощью имеющихся на рынке товаров или услуг. Существует большой скрытый спрос на безвредные сигареты, безопасные жилые микрорайоны и более экономичные автомобили.

4 Падающий спрос.  Рано или поздно любая организация  столкнется с падением спроса  на один или несколько своих товаров. Снижается посещаемость церквей, падает число желающих поступать в частные колледжи. Деятель рынка должен проанализировать причины падения конъюнктуры и определить, можно ли снова стимулировать сбыт путем отыскания новых целевых рынков, изменения характеристик товара или установления более эффективной коммуникации.

5 Нерегулярный  спрос. У многих организаций  сбыт колеблется на сезонной, ежедневной и даже почасовой  основе, что вызывает проблемы  недогрузки и перегрузки. Большая  часть общественного транспорта не загружена во время дневного затишья и не справляется с перевозками в часы пик. По будням в музеях мало посетителей, зато в выходные дни залы переполнены. В начале недели на операции в больницах ― очередь, а к концу недели заявок меньше, чем нужно.

6 Полноценный  спрос. О полноценном спросе  говорят, когда организация удовлетворена  своим торговым оборотом.

7 Чрезмерный  спрос. У ряда организаций уровень  спроса выше, чем они могут  или хотят удовлетворить. Так,  интенсивность движения по мосту «Золотые ворота» выше абсолютно безопасного уровня, а Йеллоустонский национальный парк переполнен в летнее время.

8 Нерациональный  спрос. Противодействие спросу  на товары, вредные для здоровья, требует целеустремленных усилий. Проводятся кампании против распространения сигарет, спиртных напитков, наркотических средств, вызывающих привыкание, огнестрельного оружия, порнографических фильмов, против создания больших семей.

На величину спроса оказывают влияние как  неконтролируемые факторы внешней  среды, так и маркетинговые факторы, представляющие собой совокупность маркетинговых усилий, прилагаемых на рынке конкурирующими фирмами.

  Цена. Любая цена, назначенная фирмой, так или иначе скажется на уровне спроса на товар. Зависимость между ценой и сложившимся в результате этого уровнем спроса представлена известной всем кривой спроса. Кривая показывает, какое количество товара будет продано на рынке в течение конкретного отрезка времени по разным ценам, которые могут взиматься в рамках данного отрезка времени. В обычной ситуации спрос и цена находятся в обратно пропорциональной зависимости, т.е. чем выше цена, тем ниже спрос. И соответственно, чем ниже цена, тем выше спрос.

Потребительские вкусы. Благоприятное для данного продукта изменение потребительских вкусов или предпочтений будет означать, что спрос возрос по каждой цене. Неблагоприятные перемены в предпочтениях потребителей вызовут уменьшение спроса и смещение кривой спроса влево. Технологические изменения в виде проявления нового продукта способны привести к изменению потребительских вкусов. Пример: физическое здоровье становится все более популярным (во всяком случае на Западе), а это повышает спрос на кроссовки и велосипеды.

Число  покупателей. Увеличение на рынке числа покупателей обуславливает повышение спроса. А уменьшение числа потребителей находит отражение в сокращении спроса. Пример: бум рождаемости после второй мировой войны повысил спрос на пеленки, детский лосьон и акушерские услуги.

Доход. Воздействие спрос изменения денежного дохода  более сложно. В отношении большинства товаров повышение дохода приводит к увеличению спроса.

Товары, спрос  на которые изменяется в прямой зависимости  с изменением денежного дохода, называются товарами высшей категории, или нормальными  товарами. Товары, спрос на которые изменяется в противоположном направлении, то есть возрастает при снижении доходов, называются товарами низшей категории.

Цены  на сопряженные товары. Приведет ли изменение цены на сопряженный товар к повышению или снижению спроса на рассматриваемый продукт, зависит от того, является ли этот родственный товар заменителем нашего продукта (взаимозаменяемым товаром) или сопутствующим ему (взаимодополняющим товаром). Когда два продукта взаимозаменяемы, между ценой на один из них и спросом на другой существует прямая связь. Когда два товара являются взаимодополняющими, между ценой на один из них и спросом на другой существует обратная связь. Многие пары товаров являются независимыми, самостоятельными товарами, изменение цены на один очень мало повлияет или вовсе не повлияет на спрос на другой. Примеры: снижение тарифов на пассажирские авиаперевозки сокращает спрос на поездки автобусным транспортом; сокращение цены на видеомагнитофоны повышает спрос на видеокассеты.

Ожидание. Потребительские ожидания относительно будущих цен на товары, наличие товаров и будущего дохода способны изменить спрос. Ожидание падения цен и снижения доходов  ведет к сокращению текущего спроса на товары. Обратное утверждение также верно. Пример: неблагоприятная погода в Южной Америке порождает ожидания  в будущем более высоких цен на  кофе и тем самым повышает текущий спрос на него.

Диетические продукты питания по своему содержанию можно  условно разделить на группы. Ниже представлены характеристики некоторых  групп диетических продуктов.

Информация о работе Исследование спроса на диетические продукты