Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 15:53, курсовая работа
Цель исследования: анализ текущей ситуации на рынке диетических продуктов питания в Могилеве.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
- изучить пищевую ценность и потребительские свойства диетической молочной продукции;
- изучить классификацию и факторы, формирующие качество диетических молочных продуктов;
- изучение теоретических аспектов проведения маркетингового исследования товарного рынка;
- анализ факторов, влияющих на развитие рынка диетических продуктов питания в г.Могилеве;
- изучение спроса и предпочтений потребителей, разделение их на однородные по составу группы на основании проведенного анкетирования;
Введение 3
1 Цели и задачи исследования спроса на диетические продукты 5
2 Методология исследования 9
3 Результаты исследования 11
4 Выводы и рекомендации 15
Заключение 19
Список использованных источников 21
Приложение А – Анкета исследования спроса на диетические продукты
питания ОАО «Бабушкина крынка»
Приложение Б - Сводная таблица результатов опроса
Содержание
Введение 3стр
1 Цели и задачи исследования спроса на диетические продукты 5стр
2 Методология исследования 15стр
3 Результаты исследования 27стр
4 Выводы и рекомендации 30стр
Заключение 36стр
Список использованных источников 38стр
Приложение А – Анкета исследования спроса на диетические продукты
питания ОАО «Бабушкина крынка» 39стр
Приложение Б - Сводная таблица результатов опроса 41стр
Введение
Под диетическими продуктами подразумевают специализированные пищевые продукты, предназначенные для целей профилактического и лечебного питания. Однако провести границу между обычными и диетическими продуктами сложно. Некоторые продукты, традиционно считающиеся диетическими, потребляются здоровыми людьми только по вкусовым или финансовым соображениям. Примером являются более доступные для людей с низкими доходами низкожировые и обезжиренные продукты (кефир, творог, сметана и др.) не очень дорогие по стоимости. Но эти же продукты рекомендуются больным сахарным диабетом с нарушениями липидного обмена, при сочетании сахарного диабета 2-го типа с ожирением, и особенно при метаболическом синдроме, когда требуется диетическое питание с ограничением животных жиров, холестерина и энергии.
Молочные продукты относятся к категории продуктов питания, товаров первой необходимости и повседневного спроса. Поэтому спрос на молочные продукты неэластичен (снижение или повышение цен не приводит к значительным изменениям спроса).
Мировая статистика свидетельствует, что более 30% населения земного шара включает в свой ежедневный рацион диетические молочные продукты, поэтому переоценить их роль в жизни человека невозможно. Большое значение они имеют для питания детей, а также для людей старших возрастных групп, людей, страдающих желудочно-кишечными и другими заболеваниями.
Актуальность изучения данной темы состоит в том, что потребление диетической молочной продукции увеличивается год от года. Это, прежде всего, обусловлено отличными вкусовыми, диетическими и лечебными свойствами, а также доступностью для любых слоев населения.
Для эффективной рыночной деятельности, ведения целенаправленной конкурентной борьбы любой организации необходимы маркетинговые исследования. Крупная зарубежная компания ежегодно проводит своими силами или заказывает проведение сторонними организациями 3-4 маркетинговых исследований.
Принципиальной особенностью маркетингового исследования, отличающей его от сбора и анализа внутренней и внешней текущей информации, является его целевая направленность на решение определенной проблемы или комплекса проблем маркетинга. Эта целенаправленность и превращает сбор и анализ информации в маркетинговое исследование.
Таким образом,
под маркетинговым
Использование маркетинговых исследований широко варьируется в зависимости от организации и типа требуемой информации. Исследовательские отделы создаются скорее в крупных, чем в небольших организациях. Проведение маркетинговых исследований отечественными организациями в настоящее время является редкостью. Причины этого кроются, во-первых, в неустойчивости и непредсказуемости развития экономической и политической ситуации в стране и, как следствие этого, нацеленностью большинства организаций на обеспечение текущей прибыли, а, во-вторых, в отсутствии положительного опыта проведения таких исследований и недооценки отечественными производителями их полезности.
Проводилось
маркетинговое исследование
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
- изучить пищевую
ценность и потребительские
- изучить классификацию
и факторы, формирующие
- изучение теоретических аспектов проведения маркетингового исследования товарного рынка;
- анализ факторов, влияющих на развитие рынка диетических продуктов питания в г.Могилеве;
- изучение спроса и предпочтений потребителей, разделение их на однородные по составу группы на основании проведенного анкетирования;
Объектом исследования
является могилевский рынок диетических
продуктов питания, в частности
виды, разновидности и наименования,
реализуемые в розничных
Когда в экономике говорят о спросе, то имеют ввиду не спрос отдельного человека, а учитывают рыночный спрос множества людей. Даже если спрос индивидуума будет удовлетворен, то это не окажет какого-либо заметного влияния на суммарный спрос совокупности людей, которые будут делать покупки, и тем самым общая сумма покупок будет увеличиваться. На свободном рынке, где действует множество людей, продажа и покупка не должны заметно сказываться на поведении других людей. Поэтому, когда говорят о спросе и законе убывания спроса, всегда речь идет об объеме рыночного спроса, который слагается из спроса различных людей, выступающих в качестве покупателей. Другими словами, в рыночном механизме всегда учитываются лишь общие продажи и покупки т.е., общие объемы спроса и предложения.
Функция спроса
в рыночном механизме является определяющей,
ибо именно она заставляет производство
выпускать необходимые
Спрос — желание, конкретная потребность, подкрепленная покупательной способностью. При заданных ресурсных возможностях люди удовлетворяют свои потребности и желания путем приобретения товаров, которые приносят им наибольшую пользу и удовлетворение.
Рассмотрим подробнее виды спроса.
1 Отрицательный
спрос. Рынок находится в
2 Отсутствие спроса. Целевые потребители могут быть не заинтересованными в товаре или безразличными к нему. Так, фермеры могут не заинтересоваться новым агротехническим приемом, а студенты колледжа ― изучением иностранного языка..
3 Скрытый спрос.
Многие потребители могут
4 Падающий спрос.
Рано или поздно любая
5 Нерегулярный спрос. У многих организаций сбыт колеблется на сезонной, ежедневной и даже почасовой основе, что вызывает проблемы недогрузки и перегрузки. Большая часть общественного транспорта не загружена во время дневного затишья и не справляется с перевозками в часы пик. По будням в музеях мало посетителей, зато в выходные дни залы переполнены. В начале недели на операции в больницах ― очередь, а к концу недели заявок меньше, чем нужно.
6 Полноценный
спрос. О полноценном спросе
говорят, когда организация
7 Чрезмерный
спрос. У ряда организаций
8 Нерациональный
спрос. Противодействие спросу
на товары, вредные для здоровья,
требует целеустремленных
На величину спроса оказывают влияние как неконтролируемые факторы внешней среды, так и маркетинговые факторы, представляющие собой совокупность маркетинговых усилий, прилагаемых на рынке конкурирующими фирмами.
Цена. Любая цена, назначенная фирмой, так или иначе скажется на уровне спроса на товар. Зависимость между ценой и сложившимся в результате этого уровнем спроса представлена известной всем кривой спроса. Кривая показывает, какое количество товара будет продано на рынке в течение конкретного отрезка времени по разным ценам, которые могут взиматься в рамках данного отрезка времени. В обычной ситуации спрос и цена находятся в обратно пропорциональной зависимости, т.е. чем выше цена, тем ниже спрос. И соответственно, чем ниже цена, тем выше спрос.
Потребительские вкусы. Благоприятное для данного продукта изменение потребительских вкусов или предпочтений будет означать, что спрос возрос по каждой цене. Неблагоприятные перемены в предпочтениях потребителей вызовут уменьшение спроса и смещение кривой спроса влево. Технологические изменения в виде проявления нового продукта способны привести к изменению потребительских вкусов. Пример: физическое здоровье становится все более популярным (во всяком случае на Западе), а это повышает спрос на кроссовки и велосипеды.
Число покупателей. Увеличение на рынке числа покупателей обуславливает повышение спроса. А уменьшение числа потребителей находит отражение в сокращении спроса. Пример: бум рождаемости после второй мировой войны повысил спрос на пеленки, детский лосьон и акушерские услуги.
Доход. Воздействие спрос изменения денежного дохода более сложно. В отношении большинства товаров повышение дохода приводит к увеличению спроса.
Товары, спрос на которые изменяется в прямой зависимости с изменением денежного дохода, называются товарами высшей категории, или нормальными товарами. Товары, спрос на которые изменяется в противоположном направлении, то есть возрастает при снижении доходов, называются товарами низшей категории.
Цены на сопряженные товары. Приведет ли изменение цены на сопряженный товар к повышению или снижению спроса на рассматриваемый продукт, зависит от того, является ли этот родственный товар заменителем нашего продукта (взаимозаменяемым товаром) или сопутствующим ему (взаимодополняющим товаром). Когда два продукта взаимозаменяемы, между ценой на один из них и спросом на другой существует прямая связь. Когда два товара являются взаимодополняющими, между ценой на один из них и спросом на другой существует обратная связь. Многие пары товаров являются независимыми, самостоятельными товарами, изменение цены на один очень мало повлияет или вовсе не повлияет на спрос на другой. Примеры: снижение тарифов на пассажирские авиаперевозки сокращает спрос на поездки автобусным транспортом; сокращение цены на видеомагнитофоны повышает спрос на видеокассеты.
Ожидание. Потребительские ожидания относительно будущих цен на товары, наличие товаров и будущего дохода способны изменить спрос. Ожидание падения цен и снижения доходов ведет к сокращению текущего спроса на товары. Обратное утверждение также верно. Пример: неблагоприятная погода в Южной Америке порождает ожидания в будущем более высоких цен на кофе и тем самым повышает текущий спрос на него.
Диетические продукты питания по своему содержанию можно условно разделить на группы. Ниже представлены характеристики некоторых групп диетических продуктов.
Информация о работе Исследование спроса на диетические продукты