Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 15:53, курсовая работа
Цель исследования: анализ текущей ситуации на рынке диетических продуктов питания в Могилеве.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
- изучить пищевую ценность и потребительские свойства диетической молочной продукции;
- изучить классификацию и факторы, формирующие качество диетических молочных продуктов;
- изучение теоретических аспектов проведения маркетингового исследования товарного рынка;
- анализ факторов, влияющих на развитие рынка диетических продуктов питания в г.Могилеве;
- изучение спроса и предпочтений потребителей, разделение их на однородные по составу группы на основании проведенного анкетирования;
Введение 3
1 Цели и задачи исследования спроса на диетические продукты 5
2 Методология исследования 9
3 Результаты исследования 11
4 Выводы и рекомендации 15
Заключение 19
Список использованных источников 21
Приложение А – Анкета исследования спроса на диетические продукты
питания ОАО «Бабушкина крынка»
Приложение Б - Сводная таблица результатов опроса
Анкетирование для курсовой работы проводилось в индивидуальной форме. Индивидуальное анкетирование было проведено в очной форме, при которой анкета заполнялась анкетером.
Анализ результатов опроса показал, что диетические молочные продукты пользуются стабильным спросом.
Опрос охватил 50 респондентов, из них 36 % мужчин и 64 % женщин. Распределение респондентов по возрасту: 18-20 лет –14 %, 21-30лет – 36 %, 31-40 лет – 26%, 41-50 лет – 10 %, старше 51 –10 %, по социальному положению: учащийся – 30 %, работающий - 50 %, пенсионеры – 10 %,безработные – 10 %, респонденты, состоящие в браке – 50%, респонденты, не состоящие в браке – 50%.
Рисунок 1 - Распределение респондентов по возрасту и социальному положению.
Кластерный анализ – используя кластерный анализ маркетологи в первую очередь составляют распределение групп покупателей по возрасту, что выглядит примерно так –
Рисунок 2 –
Распределение групп
Результаты
анализа первичных источников информации,
полученных методом опроса, позволяют
создать «контурный образ» потребителя.
Так, целевой потребитель диетически
- женщина;
- возраст 21 –30 лет;
- как состоящие в браке, так и не состоящие
- независимо
от рода профессиональной
- со средним уровнем дохода.
Спрос на диетические продукты питания обусловлен потребительскими предпочтениями, где решающими являются не объективные характеристики, а субъективное восприятие свойств – покупательская ценность, состоящая из ряда компонентов.
Поэтому важно установить, по каким критериям оценивает и приобретает покупатель диетические продукты питания с желательной для него комбинацией свойств.
С этой целью был проведен опрос в форме анкетирования. Опрос показал, что значимость показателей, влияющих на выбор и покупку у групп потребителей различных по возрасту, полу и социальному положению варьируется.
Все потребители,
принимающие участие в
Рисунок 3 – Распределение респондентов по частоте совершения покупки
Говоря о количестве молока и молочной продукции, покупаемой за один раз, отмечено, что 69% покупают по литру за один раз, более 1 литра покупают 15% и иное количество – 16%.
По результатам анкетирования можно сказать, что наибольшим спросом среди покупателей пользуются такие виды продукции как: молоко – его покупают все опрашиваемые, кефир – 63%, сметана –43%. Чуть меньшим спросом пользуется творог – 28%.
Молочным продуктам с бифидобактериями отдают предпочтение довольно много покупателей. Этот факт объясняется тем, что осведомленность о положительном влиянии на организм бифидобактерий среди населения достаточно высока вследствие того, что она доступна широким слоям населения.
Один из вопросов специального блока был: «Покупаете ли вы молочные диетические продукты питания?». Из общего количества респондентов диетическим молочным продуктам отдают предпочтение 62%, остальные 38% их не обращают внимания на этот фактор.
Далее, анализируя можно отметить, что большинство покупателей приобретают молоко и молочную продукцию отечественных производителей – 98%, и только 2% из опрошенных предпочитает товары зарубежного производства.
Говоря о
широте ассортимента, следует заметить,
что 55 % считают ассортимент
Говоря о цене на диетическую молочную продукцию отмечено, что 57% считают цены завышенными, 43% считают их разумными. Из вышесказанного можно сделать вывод, что уровень цен на диетическую молочную продукцию, по мнению большинства покупателей - высокий.
Покупатели, принимающие участие в анкетировании, оценивают качество продукции следующим образом: высокое – 26%, среднее – 70% и низкое – 4%.
Охарактеризуем значимость факторов, которыми пользуются покупатели при выборе товара. Так, 45% респондентов отдают предпочтение качественным продуктам, ориентируясь на производителя - 10%, свежесть продукта устраивает 19% , 23% ориентируются на уровень цен. Для некоторой части опрашиваемых имеет значение индивидуальная упаковка, хотя, по моему мнению, молочных продуктов, не имеющих индивидуальной упаковки, в продаже уже не бывает и это является обязательным условием для производителей (рисунок 4).
Рисунок 4 – Распределение респондентов согласно главным факторам, влияющим при совершении покупки.
Итак, можно сделать вывод, что главным фактором, оказывающим влияние при совершении покупки, все же является качество.
Суть маркетинговой стратегии любого предприятия заключается в гибком реагировании на изменяющиеся вкусы и предпочтения потребителей. Постоянный мониторинг состояния рынка позволяет своевременно организовывать выпуск востребованной, конкурентоспособной, а также безопасной для здоровья людей продукции.
Задача, которая стоит перед предприятием, состоит в том, чтобы целым комплексом маркетинговых усилий опередить, как минимум, на один шаг конкурентов в борьбе за рынок.
Важнейшей маркетинговой задачей на новых рынках становится информирование аудитории о факте появления нового товара, его категории, увеличение доли существующего внутреннего рынка за счет более эффективной рекламы и стимулирования продаж, освоение новых каналов сбыта, выход на внешние рынки, повышение конкурентоспособности.
Весь спектр мероприятий по поиску новых клиентов включает в себя:
– регулярный еженедельный отчет и сравнительный анализ по результатам отгрузок и поступления денежных средств;
–внедрение системы поощрений по результатам работы;
–внедрение новых видов упаковки на выпускаемую продукцию, которые отвечали бы современным мировым требованиям по дизайну и могли обеспечить длительные сроки хранения продукции при доступных ценах;
–разработка, внедрение более рациональных графиков завоза молочной продукции согласно пожеланиям покупателей и контроль их выполнения.
–проведение целенаправленной рекламной политики для поддержки торговых марок, продвижения существующих и новых видов продукции.
В прогнозируемом периоде стратегия маркетинга будет построена таким образом, чтобы четко разграничить сегменты рынка, на которых необходимо сосредоточить свои усилия по географическому, демографическому и психографическому признакам, в целях увеличения объема продаж.
Стратегические приоритеты продвижения продукции ОАО «Бабушкина крынка»:
–превосходящее качество;
–доступная цена;
–грамотная
структура ассортиментного
–малобюджетный способ продвижения с целью экономии ресурсов на модернизацию производства и внедрение технологических инноваций.
При реализации плана маркетинга предполагается основываться на следующих принципах:
–Принцип «Понимания потребителей». Основан на учете потребностей и динамики рыночной конъюнктуры.
–Принцип «Борьба за потребителей». Реализуется воздействием на рынок и потребителя с помощью всех доступных средств (качества товара, реклама, сервис, дизайн, цена и т.д.).
–Принцип «Максимального приспособления производства к требованиям рынка». Данный принцип ставит производство товаров и услуг в функциональную зависимость от запросов рынка и требует производить товары в ассортименте и объеме, нужных потребителю.
Цели и потенциальные проблемы:
–освоение и выпуск новых видов продукции, находящихся в стадии роста жизненного цикла на целевых рынках;
–гибкое изменение ассортимента и объемов выпуска отдельных видов продукции в соответствии с колебаниями конъюнктуры рынка;
–снижение степени влияния сезонных факторов на потребительский спрос при выпуске отдельных видов продукции;
–обеспечение максимальной загрузки производственных мощностей предприятия;
–стимулирование роста экспортных поставок;
–повышение уровня рентабельности предприятия за счет оптимизации структуры переработки молока, оптимизации логистических расходов.
Предприятие уделяет значительное внимание проведению грамотной товарной политики для поддержания своих позиций на рынке.
Планирование ассортимента должно являться одной из важных составляющих товарной политики. Планирование новой ассортиментной единицы на ОАО «Бабушкина крынка» следует начинать с выявления потребности либо с момента, когда в результате изучения рынка сформировалось основное представление о продукте. Независимо от источника происхождения замысла нового продукта в организации необходимо проводить исследования рынка, чтобы выяснить, отвечает ли задуманный продукт осознанной или еще не осознанной потребности.
Одним из элементов политики управления ассортиментом может являться изъятие из ассортиментного перечня неэффективных товаров. Изыматься могут товары, морально устаревшие и экономически неэффективные, хотя и, возможно, пользующиеся некоторым спросом. Принятию решения об изъятии или оставлении товара в программе выпуска предшествует оценка качества показателей каждого товара на рынке. При этом определяется реальный объем продаж и уровень рентабельности (прибыльности) в динамике.
На ОАО «Бабушкина
крынка» организован
Еще одним из направлений товарной политики является проведение маркетинговых исследований. Основными задачами маркетинговых исследований на предприятии являются:
–анализ знания брендов.
–анализ частоты и уровня использования брендов.
–анализ лояльности потребителя к предпочитаемым брендам.
–выбор лучшего бренда.
–анализ социально-демографических и поведенческих характеристик потребителя.
Исследования рынка для предприятия проводят такие компании как центр социологических и политических исследований БГУ, социологическая лаборатория «НОВАК», Международное агентство маркетинговых исследований MASMI в Беларуси, маркетинговое агентство «Чувство рынка», ЦСБТ «САТИО».
Кроме того, предприятие регулярно проводит маркетинговые исследования собственными силами. Основу ежеквартальных маркетинговых исследований, проводимых предприятием, составляет оценка удовлетворенности покупателей.
Большое внимание в маркетинговой политике предприятия необходимо уделить укреплению своих торговых марок и превращению их в узнаваемые бренды, пользующиеся лояльностью потребителей. До 2010г. предприятие выпускало продукцию под тремя основными торговыми марками: Бабушкина крынка, Веселые внучата, Энергия жизни. В конце 2010 года ОАО «Бабушкина крынка» вывело на рынок новую торговую марку «Калi ласка». Это продукция, сочетающая современные новые технологии и настоящий домашний вкус, продукция для покупателя нового времени.
Важнейшие направления по продвижению продукции на рынок в 2013 году:
– работа с организациями облпотребсоюзов: Гомельской, Витебской, Минской областей, а также поддержание достигнутых, и работа по увеличению объемов продаж продукции ОАО «Бабушкина крынка» организациям Могилевского облпотребсоюза. Увеличение объема продаж продукции в г. Минске, других областных центрах, поиск крупных оптовых предприятий, которые смогут представлять интересы ОАО «Бабушкина крынка» в качестве официальных представителей;
–работа дилеров как в пределах Республики Беларусь, так и на территории Российской Федерации, в том числе укрепление деловых связей представителем ОАО «Бабушкина крынка» с ПТЧУП «Автобис» на территории Витебска и Витебской области, с ИП «Супермаркеттрейд», ИП «ТОР», СООО «Белинтерпродукт», ИП «Арвитфут», ЗАО «Универмаг «Фрунзенский», ООО «Зеленый клен», ЗАО «Новый век», ООО «Живи», ЗАО «Универмаг «Центральный», СООО Баниар «Биггз» города Минска, дальнейшее продвижение продукции собственного производства на рынок Российской Федерации, поиск новых покупателей.
Информация о работе Исследование спроса на диетические продукты