Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2013 в 23:48, курсовая работа
Целью выполнения курсовой работы является оценка коммерческой деятельности по организации розничной продажи и обслуживанию покупателей ЧУП «Барановичский коопторг» и разработка основных направлений ее совершенствования.
Для достижения поставленной цели, были поставлены следующие задачи:
- раскрыть сущность и содержание коммерческой деятельности по организации розничной продажи и обслуживанию покупателей в потребительской кооперации;
- дать организационно-экономическую характеристику ЧУП «Барановичский коопторг»;
- изучить организационные формы розничной продажи;
- рассмотреть методы продажи товаров;
- изучить коммерческую деятельность по оказанию платных услуг, стимулированию продаж и рекламно-информационную деятельность.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РОЗНИЧНОЙ ПРОДАЖИ И ОБСЛУЖИВАНИЮ ПОКУПАТЕЛЕЙ В ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ 6
2 ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЧУП «БАРАНОВИЧСКИЙ КООПТОРГ» 12
3 СОСТОЯНИЕ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РОЗНИЧНОЙ ПРОДАЖИ В ЧУП «БАРАНОВИЧСКИЙ КООПТОРГ» 20
3.1 Организационные формы розничной продажи товаров 20
3.2 Методы продажи товаров 24
3.3 Оказание платных услуг, стимулирование продаж и рекламно-информационная деятельность 26
4 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РОЗНИЧНОЙ ПРОДАЖИ И ОБСЛУЖИВАНИЮ ПОКУПАТЕЛЕЙ 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 38
ПРИЛОЖЕНИЯ 39
3 СОСТОЯНИЕ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РОЗНИЧНОЙ ПРОДАЖИ В ЧУП «БАРАНОВИЧСКИЙ КООПТОРГ»
3.1 Организационные
формы розничной продажи
Основной функциональной единицей любой торговой организации является розничная торговая сеть. Рассмотрим изменение структуры розничной торговой сети ЧУП «Барановичский коопторг» в таблице 3.1 (Приложения А, Б)
Таблица 3.1 – Изменение структуры розничной торговой сети ЧУП «Барановичский коопторг» за 2010-2011 гг.
Показатели |
Количество единиц |
Торговая площадь, м2 |
Отклонение (+,-) | |||
годы |
годы | |||||
2010 |
2011 |
2010 |
2011 |
ед. |
м2 | |
1.Всего розничных торговых объектов |
38 |
36 |
2575 |
2401 |
-3 |
-174 |
1.1 Стационарной торговли: |
||||||
- магазины |
37 |
35 |
2575 |
2401 |
-2 |
-174 |
- палатки |
‒ |
1 |
‒ |
‒ |
‒ |
‒ |
1.2 Передвижной торговли: |
||||||
- автомагазины |
1 |
‒ |
‒ |
‒ |
-1 |
‒ |
Уд. вес магазинов в общем количестве розничных торговых объектов организации, % |
97,4 |
97,2 |
100,0 |
100,0 |
-0,2 |
‒ |
Примечание – Источник: собственная разработка на основе данных организации.
Данные таблицы 3.1 свидетельствуют о том, что в 2011 году розничная торговая сеть коопторга была представлена лишь стационарной сетью. В связи с нерентабельностью в данный период времени был закрыт автомагазин. Кроме того, в 2011 году был закрыт на реконструкцию один магазин, в результате чего общее количество розничных торговых объектов ЧУП «Барановичский коопторг» в 2011 году по сравнению с 2010 годом снизилось на 2 единицы. Что касается удельного веса магазинов ЧУП «Барановичский коопторг» в общем количестве торговых объектов, то в 2011 году по сравнению с 2010 годом он незначительно снизился, а именно на 0,2 п.п.
Тип магазина, характеризующийся ассортиментным профилем и его торговой площадью, определяет направление в формировании ассортимента. В соответствии с типом магазина проводится формирование ассортимента, то есть установление номенклатуры товарных групп и развёрнутого (детального) ассортимента товаров для реализации в этих магазинах. Типизация розничной торговой сети ЧУП «Барановичский коопторг» по состоянию на 01.01.2012 г. представлена в таблице 3.2 (Приложение Е).
Таблица 3.2 – Типы магазинов розничной торговой сети ЧУП «Барановичский
коопторг» по состоянию на 01.01.2012 г.
Тип магазина |
Количество |
Торговая площадь | ||
ед. |
% |
м2 |
% | |
Продтовары |
10 |
28,6 |
652 |
27,2 |
Промтовары |
2 |
5,7 |
104 |
4,3 |
Минимаркет |
23 |
65,7 |
1645 |
68,5 |
Всего магазинов |
35 |
100,0 |
2401 |
100,0 |
Примечание – Источник: собственная разработка на основе данных организации.
Данные таблицы 3.2 свидетельствуют о том, что розничная торговая сеть ЧУП «Барановичский коопторг» по состоянию на 01.01.2012 года была представлена тремя типами магазинов. Наибольший удельный вес занимал такой тип магазина, как «Минимаркет». На его долю приходилось 65,7 % или 23 магазина. Также значительный удельный вес занимали магазины типа «Продукты», а именно 28,6 %. Магазины типа «Промтовары» занимали 5,7 % в общем количестве розничных торговых объектов. В совокупности эти торговые объекты удовлетворяют спрос и потребности обслуживаемого населения. Такая типизация торговых объектов связана с такими факторами как: количество населения в районе деятельности, специфические особенности месторасположения магазинов, пешеходная доступность, ассортимент.
Для получения наиболее полного результата от торговой деятельности розничная торговая сеть ЧУП «Барановичский коопторг» должна иметь в своем распоряжении торгово-технологическое оборудование. Данные для анализа представлены в таблице 3.3.
Таблица 3.3 – Наличие торгово-технологического оборудования в розничной торговой сети ЧУП «Барановичский коопторг» за 2010-2011 гг.
Наименование оборудования |
Количество единиц по годам |
Отклонение, (+/-) | |
2010 |
2011 | ||
1 Немеханическое оборудование |
1520 |
1635 |
115 |
2 Весоизмерительное |
87 |
91 |
4 |
2.1 электронные весы ВЕ - 15 |
32 |
43 |
11 |
2.2 циферблатные весы РН – 10Ц13 |
55 |
48 |
-7 |
3 Контрольно – кассовое в том числе |
90 |
98 |
8 |
Окончание таблицы 3.3 | |||
Наименование оборудования |
Количество единиц по годам |
Отклонение, (+/-) | |
2010 |
2011 | ||
3.1 ЭКР 2102 Ф |
38 |
35 |
-3 |
3.2 Бел ЭКР 2102 Ф |
32 |
37 |
5 |
3.3 Бел ЭКР 3102 Ф |
20 |
26 |
6 |
4 Холодильное оборудование в том числе |
280 |
321 |
41 |
4.1 витрины холодильные |
110 |
125 |
15 |
4.2 холодильники и морозильники бытовые |
115 |
134 |
19 |
4.3 морозильные лари |
55 |
62 |
7 |
Примечание – Источник: собственная разработка на основе данных организации.
Анализируя данные таблицы 3.3, следует отметить, что в ЧУП «Барановичский коопторг» огромное внимание уделяет технической оснащенности розничных торговых объектов. Так в 2011 году было приобретено: немеханическое, весоизмирительное, контрольно-кассовое и холодильное оборудование. Данный факт непосредственно повлиял на увеличение розничного товарооборота, улучшению качества торгового обслуживания. Положительным моментом в деятельности ЧУП «Барановичский коопторг» является оснащение розничных торговых объектов контрольно-кассовым оборудованием, что оказывает влияние на увеличение пропускной способности, а следовательно и на качество торгового обслуживания. С помощью немеханического оборудования, реализуемые товары оптимально размещены по торговой площади. Рациональные типы и удобное для покупателей размещение магазинов оснащенных современным оборудованием значительно уменьшают затраты времени покупателей на приобретение товаров.
Организация процесса продажи товаров и торгового обслуживания населения предполагает создание оптимального комплекса взаимосвязанных элементов, обеспечивающих эффективное осуществление реализации товаров и услуг покупателям. Все выше сказанное предполагает выполнение целого ряда коммерческих операций, связанных с выбором оптимальных форм продажи товаров. Данные для анализа используемых форм продажи в ЧУП «Барановичский коопторг» представлены в таблице 3.4 (Приложения А, Б).
Таблица 3.4 – Используемые формы продажи в ЧУП «Барановичский коопторг» за 2010-2011 гг.
Формы продажи |
Объем продаж |
Темп изменения, % |
Отклонение по уд. весу, % | |||
2010 г. |
2011 г. | |||||
сумма, млн р. |
уд. вес, % |
сумма, млн р. |
уд. вес, % | |||
1. Магазинная |
12131 |
86,2 |
20715 |
89,8 |
170,8 |
3,6 |
Окончание таблицы 3.4 | ||||||
Формы продажи |
Объем продаж |
Темп изменения, % |
Отклонение по уд. весу, % | |||
2010 г. |
2011 г. | |||||
сумма, млн р. |
уд. вес, % |
сумма, млн р. |
уд. вес, % | |||
в том числе: |
||||||
- розничная торговля |
10348 |
73,5 |
17575 |
76,2 |
169,8 |
2,7 |
- торговля в кредит |
1783 |
12,7 |
3140 |
13,6 |
176,1 |
0,9 |
2. Внемагазинная |
1942 |
13,8 |
2357 |
10,2 |
121,4 |
-3,6 |
Итого: |
14073,4 |
100,0 |
23072 |
100,0 |
163,9 |
‒ |
Примечание ‒ Источник: собственная разработка на основе данных организации.
Анализ используемых форм продажи показал, что в ЧУП «Барановичский коопторг» в течение анализируемого периода времени использовалась как магазинная, так и внемагазинная форма продажи товаров. Наибольший удельный вес на протяжении исследуемого периода занимала магазинная форма продажи – 89,8 % в 2011 году, что на 3,6 п.п. больше по сравнению с 2010 годом. Розничный товарооборот от данной формы продажи в 2011 году составил 20715 млн р., что на 70,8 % больше по сравнению с 2010 годом. Отметим, что данная форма продажи в ЧУП «Барановичский коопторг» была представлена розничной продажей, продажей в кредит. Наибольший удельный вес среди магазинной формы занимала розничная продажа – 76,2 % в 2011 году, что на 2,7 п.п. выше по сравнению с 2010 годом. Отметим и то, что наблюдается значительное увеличение товарооборота от продажи в кредит, а именно на 76,1 % по сравнению с 2010 годом.
Наличие внемагазинной формы продажи (палатки) является положительным фактом в деятельности ЧУП «Барановичский коопторг» так как данная форма продажи товаров дополняет торговлю в магазинах, позволяет создать комплексную систему организации розничной торговой сети, улучшить торговое обслуживание населения. При этой форме торговля приближается к местам работы, отдыха и места жительства потенциальных покупателей. Объем продаж от внемагазинной формы торговли в 2011 году по сравнению с 2010 годом увеличился на 21,4. Удельный вес розничного товарооборота от данной формы продажи за последние два года снизился 3,6 п.п.
Таким образом, основной функциональной единицей любой торговой организации является розничная торговая сеть. В 2011 году розничная торговая сеть коопторга была представлена лишь стационарной сетью. В связи с нерентабельностью в данный период времени был закрыт автомагазин. Кроме того, в 2011 году был закрыт на реконструкцию один магазин, в результате чего общее количество розничных торговых объектов ЧУП «Барановичский коопторг» в 2011 году по сравнению с 2010 годом снизилось на 2 единицы. Организация процесса продажи товаров и торгового обслуживания населения предполагает создание оптимального комплекса взаимосвязанных элементов, обеспечивающих эффективное осуществление реализации товаров и услуг покупателям. Все выше сказанное предполагает выполнение целого ряда коммерческих операций, связанных с выбором оптимальных форм продажи товаров. Анализ используемых форм продажи показал, что в ЧУП «Барановичский коопторг» в течение анализируемого периода времени использовалась как магазинная, так и внемагазинная форма продажи товаров. Наибольший удельный вес на протяжении исследуемого периода занимала магазинная форма продажи – 89,8 % в 2011 году. Наибольший удельный вес среди магазинной формы занимала розничная продажа – 76,2 % в 2011 году, что на 2,7 п.п. выше по сравнению с 2010 годом. Объем продаж от внемагазинной формы торговли в 2011 году по сравнению с 2010 годом увеличился на 21,4.
Информация о работе Коммерческая деятельность по организации розничной торговли