Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2013 в 23:48, курсовая работа
Целью выполнения курсовой работы является оценка коммерческой деятельности по организации розничной продажи и обслуживанию покупателей ЧУП «Барановичский коопторг» и разработка основных направлений ее совершенствования.
Для достижения поставленной цели, были поставлены следующие задачи:
- раскрыть сущность и содержание коммерческой деятельности по организации розничной продажи и обслуживанию покупателей в потребительской кооперации;
- дать организационно-экономическую характеристику ЧУП «Барановичский коопторг»;
- изучить организационные формы розничной продажи;
- рассмотреть методы продажи товаров;
- изучить коммерческую деятельность по оказанию платных услуг, стимулированию продаж и рекламно-информационную деятельность.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РОЗНИЧНОЙ ПРОДАЖИ И ОБСЛУЖИВАНИЮ ПОКУПАТЕЛЕЙ В ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ 6
2 ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЧУП «БАРАНОВИЧСКИЙ КООПТОРГ» 12
3 СОСТОЯНИЕ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РОЗНИЧНОЙ ПРОДАЖИ В ЧУП «БАРАНОВИЧСКИЙ КООПТОРГ» 20
3.1 Организационные формы розничной продажи товаров 20
3.2 Методы продажи товаров 24
3.3 Оказание платных услуг, стимулирование продаж и рекламно-информационная деятельность 26
4 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РОЗНИЧНОЙ ПРОДАЖИ И ОБСЛУЖИВАНИЮ ПОКУПАТЕЛЕЙ 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 38
ПРИЛОЖЕНИЯ 39
3.2 Методы продажи товаров
Эффективность продажи товаров и торгового обслуживания населения может быть достигнута и за счет правильного выбора метода продажи. В зависимости от степени участия продавца в обслуживании и технологии выбора товаров в практике деятельности организаций розничной торговли используют две основные системы обслуживания: традиционную и прогрессивную.
ЧУП «Барановичский коопторг» применяет следующие методы продажи: традиционный, прогрессивный (самообслуживание). Данные для анализа используемых методов продажи в ЧУП «Барановичский коопторг» за 2010-2011 гг. предоставлены в таблице 3.5.
Таблица 3.5 – Методы продажи, используемые в ЧУП «Барановичский коопторг» за 2010-2011 гг.
Показатели |
Количество магазинов, ед. |
Отклонение, (+/-) | |
2010 г. |
2011 г. | ||
Самообслуживание |
16 |
20 |
4 |
Традиционный |
21 |
15 |
-6 |
Всего: |
37 |
35 |
-2 |
Примечание – Источник: собственная разработка на основе данных организации.
Анализ данных таблицы 3.5 показал, что в ЧУП «Барановичский коопторг» наибольший удельный вес среди применяемых методов продажи в 2011 году занимал метод самообслуживания, что повышает качество торгового обслуживания так как: увеличивается пропускная способность, создаются удобства для покупателей при ознакомлении с товаром, ускоряется процесс торгового обслуживания покупателей. Отметим, что количество магазинов, применяющих метод самообслуживания в данный период времени составило 20 единиц, что на 4 единиц больше по сравнению с 2010 гг.
Далее, будет целесообразно, представит данные о доли применяемых методов продажи в розничном товарообороте ЧУП «Барановичский коопторг» (таблица 3.6).
Таблица 3.6 – Доля методов продажи товаров в розничном товарообороте
ЧУП «Барановичский коопторг» за 2010-2011 гг.
Методы продажи |
Годы |
Отклонение по уд. весу, % | |||
2010 |
2011 | ||||
сумма, млн р. |
уд.вес, % |
сумма, млн р. |
уд.вес, % | ||
Традиционный |
5190 |
42,8 |
8242 |
40,9 |
-1,9 |
Самообслуживание |
6941 |
57,2 |
12473 |
59,1 |
1,9 |
Итого: |
12131 |
100,0 |
20715 |
100,0 |
‒ |
Примечание ‒ Источник: собственная разработка на основе данных организации.
Отметим, что наибольший удельный вес в розничном товарообороте ЧУП «Барановичский коопторг» занимал товарооборот магазинов применяющих метод самообслуживания. Это непосредственно связано с тем, что магазины, применяющие метод самообслуживания имеют более высокую пропускную способность, покупатель имеет свободный доступ к товарам, созданы благоприятные условия для совершения импульсной покупки. Доля данного метода в розничном товарообороте организации за последние два года увеличилась, а именно на 1,9 п.п. Розничный товарооборот магазинов, применяющих традиционный метод продажи, увеличился, однако доля данного показателя в общем товарообороте в 2011 году по сравнению с 2010 годом снизилась на 1,9 п.п.
Таким образом, эффективность продажи товаров и торгового обслуживания населения может быть достигнута и за счет правильного выбора метода продажи. В ЧУП «Барановичский коопторг» наибольший удельный вес среди применяемых методов продажи в 2011 году занимал метод самообслуживания. Отметим, что количество магазинов, применяющих метод самообслуживания в данный период времени составило 20 единиц, что на 4 единиц больше по сравнению с 2010 гг. Кроме того, товарооборот данных магазинов занимал наибольший удельный вес в общем розничном товарообороте. Доля данного метода в розничном товарообороте организации за последние два года увеличилась, а именно на 1,9 п.п.
3.3 Оказание платных услуг, стимулирование продаж и
рекламно-информационная деятельность
Для того чтобы коммерческая деятельность по организации розничной продажи реализовало себя в полной мере, необходимо проводить стимулирование продаж. Так, в целях увеличения объема продаж ЧУП «Барановичский коопторг» принимает участие в выставках и ярмарках. Результаты участия ЧУП «Барановичский коопторг» в ярмарочно – выставочной работе представлены в таблице 3.7.
Таблица 3.7 – Участие ЧУП «Барановичский коопторг» в ярмарках, выставках за
2010-2011 гг.
Показатели |
Годы |
Отклонение (+;-) или темп изменения, % | |
2010 |
2011 | ||
1 Розничный товарооборот ЧУП «Барановичский коопторг», млн р. |
14073,4 |
23072 |
163,9 |
2 Участие в ярмарках |
|||
- количество мероприятий |
4 |
6 |
2 |
- полученный розничный товарообо |
2649 |
5127 |
193,5 |
3 Участие в выставках |
|||
- количество мероприятий |
2 |
3 |
1 |
- полученный розничный товарообо |
1026 |
2674 |
260,6 |
4 Полученный розничный товарообо |
18,8 |
22,2 |
3,4 |
5 Полученный розничный товарообо |
7,3 |
11,6 |
4,3 |
Примечание ‒ Источник: собственная разработка на основе данных организации.
Таким образом, отметим, что ЧУП «Барановичский коопторг» ежегодно принимает участие в ярмарках, выставках-продажах. Отметим, что наибольший товарооборот в период исследования был получен от участия в ярмарках, а именно 5127 млн р., что на 93,5 % больше в 2011 году по сравнению с 2010 годом. Доля данного показателя увеличилась на 3,4 п.п. Удельный вес товарооборота от участия в выставках также увеличился и составил 11,6 % на конец отчетного периода, что на 4,3 п.п. больше по сравнению с 2010 годом.
Коммерческие работники ЧУП «Барановичский коопторг» в своей деятельности используют следующие методы стимулирования продаж: ценовые и неценовые. Среди неценовых средств стимулирования продаж в розничной торговле ЧУП «Барановичский коопторг» особая роль принадлежит устным консультациям и рекламе продавца. Работники торгового зала коопторга должны иметь высокую квалификацию и хорошие знания товаров, уметь сравнивать аналогичные товары различных товаропроизводителей, хорошо знать область применения товаров, предлагать новые товары и модифицированные.
Результативным средством неценового стимулирования в организации также является рациональное размещение и эффективная выкладка товаров, то есть распределение ассортимента по всей площади торгового зала с учетом частоты спроса, комплектности приобретения, взаимозаменяемости, габаритов и массы товаров, специфических свойств товаров.
Уровень организации розничной продажи определяется не только соответствием предложения товаров спросу населения, их наличием, рациональной специализацией и размещением магазинов, режимом их работы, применением прогрессивных форм и методов обслуживания. Не менее важное место в этом ряду занимают организация и качество предоставляемых покупателю услуг. Услуги, оказываемые розничной торговлей покупателям, разнообразны. Они зависят от типа магазина и ассортиментного профиля, месторасположения и площади магазина. В таблице 3.8 представим данные о дополнительных услугах населению, оказываемых ЧУП «Барановичский коопторг».
Таблица 3.8 – Реализованные платные дополнительные торговые услуги в
розничной торговле ЧУП «Барановичский коопторг» за 2010-2011 гг.
Наименование услуги |
Годы |
Отклонение по уд. весу (+;-) | |||
2010 |
2011 | ||||
сумма, млн р. |
уд.вес, % |
сумма, млн р. |
уд.вес, % | ||
Доставка купленных товаров |
231 |
15,5 |
216 |
14,3 |
-1,2 |
Сборка и установка купленных товаров на дому у покупателя |
118 |
8,4 |
129 |
8,6 |
0,2 |
Проявление плёнки и печатание фотоснимков |
630 |
45,1 |
721 |
47,9 |
2,8 |
Подарочная упаковка купленных товаров |
163 |
11,7 |
182 |
12,1 |
0,4 |
Прокат электробытовых товаров |
216 |
15,5 |
217 |
14,4 |
-1,1 |
Резка стекла |
38 |
2,7 |
41 |
2,7 |
- |
Итого: |
1396 |
100,0 |
1506 |
100,0 |
- |
Примечание ‒ Источник: собственная разработка на основе данных организации.
Таким образом, отметим, что оказание услуг населению в розничной торговой сети ЧУП «Барановичский коопторг» находится на довольно низком уровне. Наибольший удельный вес занимает такая услуга как проявление плёнки и печатание фотоснимков. Товарооборот от оказания данной услуги в 2011 году значительно увеличился, а именно на 14,4 %, удельный вес в общем товарообороте на 2,8 п.п. Отметим и то, что в 2011 году товарооборот оказываемых услуг в розничной торговле ЧУП «Барановичский коопторг» увеличился.
В последнее время ЧУП «Барановичский коопторг» практикует проведение дегустаций и выставок. Так, к примеру, в сентябре 2011 года была проведена дегустация хлебобулочных изделий вырабатываемых производственным цехом ЧУП «Барановичский коопторг». На дегустацию были приглашены представители малого бизнеса и рядовые потребители. Целью данного мероприятия служит ознакомление с продукцией вырабатываемой цехом ЧУП «Барановичский коопторг», заключение новых договоров и дегустация. В качестве ценовых средств стимулирования продаж в розничной торговле ЧУП «Барановичский коопторг» так же проводятся различные акции. В целях стимулирования продаж организация размещает рекламы в районной газете, а также на стендах информации в розничных торговых объектах.
Отметим и то, что в ЧУП «Барановичский коопторг» широко применяются витринно-выставочная реклама. Сущность данной рекламы сводится к соответствующему оформлению витрин с целью привлечения покупателя и стимулирования розничной продажи. Так, к примеру, поставщик продукции пивоваренной компании «Балтика», продукции ИП «Кока-Кола», предоставляют в безвозмездное пользование фирменные холодильные витрины для усиления воздействия на покупательский спрос и увеличения розничной продажи.
Данные о расходах на рекламу в розничной торговой сети ЧУП «Барановичский коопторг» за 2010-2011 гг. представлены в таблице 3.9.
Таблица 3.9 – Расходы на рекламу в розничной торговле ЧУП «Барановичский
коопторг» за 2010-2011 гг.
Показатели |
Ед. измер. |
Годы |
Отклонение (+;-) или темп изменения, % | |
2010 |
2011 | |||
1 Розничный товарооборот |
млн р. |
14073,4 |
23072 |
163,9 |
2 Расходы на реализацию товаров |
||||
- в сумме |
млн р. |
2390 |
3823 |
160,0 |
- в % к розничному товарообороту |
% |
17,0 |
16,6 |
-0,4 |
3 Расходы на рекламу |
||||
- в сумме |
млн р. |
22,0 |
31,2 |
141,8 |
Окончание таблицы 3.9 | ||||
Показатели |
Ед. измер. |
Годы |
Отклонение (+;-) или темп изменения, % | |
2010 |
2011 | |||
- в % к розничному товарообороту |
% |
0,2 |
0,1 |
-0,1 |
4 Уд. вес расходов на рекламу в общей сумме расходов на реализацию |
% |
0,9 |
0,1 |
-0,8 |
Примечание ‒ Источник: собственная разработка на основе данных организации.
Исходя из данных таблицы 3.9, можно сделать вывод о том, что расходы на рекламу в розничной торговле ЧУП «Барановичский коопторг» очень малы. Отметим, что удельный вес данного показателя в общем объеме расходов на реализацию составил лишь 0,1 % в 2011 году, что на 0,8 п.п. меньше по сравнению с 2010 годом. Это безусловно влияет на организацию розничной продажи и обслуживание покупателей.
Таким образом, для того чтобы коммерческая деятельность по организации розничной продажи реализовало себя в полной мере, необходимо проводить стимулирование продаж. Так, в целях увеличения объема продаж ЧУП «Барановичский коопторг» принимает участие в выставках и ярмарках. Отметим, что наибольший товарооборот в период исследования был получен от участия в ярмарках, а именно 5127 млн р., что на 93,5 % больше в 2011 году по сравнению с 2010 годом. Не менее важное место в организации розничной продажи занимают организация и качество предоставляемых покупателю услуг. Отметим, что оказание услуг населению в розничной торговой сети ЧУП «Барановичский коопторг» находится на довольно низком уровне. Наибольший удельный вес занимает такая услуга как проявление плёнки и печатание фотоснимков. Отметим и то, что в ЧУП «Барановичский коопторг» широко применяются витринно-выставочная реклама. Так, к примеру, поставщик продукции пивоваренной компании «Балтика», продукции ИП «Кока-Кола», предоставляют в безвозмездное пользование фирменные холодильные витрины для усиления воздействия на покупательский спрос и увеличения розничной продажи. расходы на рекламу в розничной торговле ЧУП «Барановичский коопторг» очень малы. Отметим, что удельный вес данного показателя в общем объеме расходов на реализацию составил лишь 0,1 % в 2011 году, что на 0,8 п.п. меньше по сравнению с 2010 годом.
4 НАПРАВЛЕНИЯ
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
На основании проведенного анализа коммерческой деятельности по организации розничной продажи и обслуживанию покупателей в ЧУП «Барановичский коопторг» оценим сильные и слабые стороны деятельности организации.
К сильным сторонам можно отнести:
1. Увеличение численности обслуживаемого населения. Связано это с высоким уровнем профессиональной подготовки продавцов и культурой обслуживания.
2. Увеличение розничного товарооборота, что свидетельствует о грамотности управления процессом товародвижения, улучшении организации продажи товаров и качества обслуживания покупателей.
Информация о работе Коммерческая деятельность по организации розничной торговли