Конкурентоспособность автотранспортного предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 21:56, курсовая работа

Краткое описание

Перспективность, достоинства конкуренции доказаны не только для потребителей, но и для производителей. Чем больше факторов конкурентной борьбы задействовано на рынке, тем больше шансов для предприятия, владеющего методами и подходами маркетинга, проявить себя с лучшей стороны и занять на рынке достойное место. Победа в конкурентной борьбе является конечной целью "маркетингового марафона". Но победа не разовая, не слу¬чайная, а как закономерный итог постоянных грамотных действий по достижению и успешной реализации конкурентоспособности своих товаров.

Содержание

Введение 2
1. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ И КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ, РАБОТ, УСЛУГ 5
3.1. Методологические основы конкурентоспособности 5
3.2. Взаимосвязь категории качества с конкурентоспособностью 8
3.3. Показатели, раскрывающие конкурентоспособность продукции, работ, услуг 11
3.4. Анализ и оценка конкурентоспособности товара 14
3.5 Конкурентоспособность предприятия 22
ИССЛЕДОВАНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ 24
ПРЕДПРИЯТИЯ 24
5.1 Выявление приоритетных конкурентов 24
и силы их позиции 24
5.2 Отслеживание стратегий конкурентов 26
5.3 Исследование конкурентоспособности ПРУ 26
и эффективности маркетинговой деятельности 26
5.4 Исследование конкурентоспособности предприятия в целом 27
5.5 SWOT-анализ деятельности предприятия 34
5.6 Прогноз поведения конкурентов

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 388.38 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный

экономический университет»

 

Кафедра экономики и менеджмента на транспорте

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине

 

ЭКОНОМИКА ТРАНСПОРТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

 

На тему:

 

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ АВТОТРАНСПОРТНОГО  ПРЕДПРИЯТИЯ

 

 

Выполнил: _______________________________

(Фамилия  И.О.)

студент ____  курса ________ напр. ___________

 

группа________ № зачет. книжки_____________

 

Подпись: _________________________________

 

Преподаватель: ___________________________

(Фамилия  И.О.)

Должность:  _______________________________

уч. степень, уч. звание

Оценка: _____________Дата: ________________

 

Подпись: _________________________________

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2014

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В рыночных условиях детальное знание потребностей клиентуры автотранспортных организаций (АТО) является важным, но недостаточным условием для достижения успеха в деятельности, потому что на рынке есть конкуренты, которые за счет своих конкурентных преимуществ могут существенно ухудшать конечные показатели работы АТО. Рынок без конкуренции не реален, поэтому серьезное внимание при изучении рынка автотранспортных услуг должно уделяться анализу деятельности конкурентов. В условиях спада спроса на автотранспортные услуги или его вялотекущего подъема, когда немалая часть исправного подвижного состава остается невостребованной клиентами, конкурентная борьба за расположение клиентуры усиливается. При этом руководство АТО должно владеть вопросами конкуренции и конкурентной борьбы.

Конкуренция для отечественного рынка во многом не привычна. Наш рынок является монополизированным, существенно зависящим от административных органов управления. Но конкуренция уже настолько вошла в нашу жизнь, что многие участники рыночной деятельности ощущают ежедневно ее последствия на результатах своей работы.

Проблемы конкуренции и конкурентоспособности приходится решать всем субъектам рыночных отношений — от потребителя, производителя, отрасли до субъектов Российской Федерации. Актуально повышение конкурентоспособности и для России в целом.

Перспективность, достоинства конкуренции доказаны не только для потребителей, но и для производителей. Чем больше факторов конкурентной борьбы задействовано на рынке, тем больше шансов для предприятия, владеющего методами и подходами маркетинга, проявить себя с лучшей стороны и занять на рынке достойное место. Победа в конкурентной борьбе является конечной целью "маркетингового марафона". Но победа не разовая, не случайная, а как закономерный итог постоянных грамотных действий по достижению и успешной реализации конкурентоспособности своих товаров.

Конкуренция делает рынок эффективным, но только в этичной среде. Если, например, производители вступают друг с другом в сговор об уровне применяемых цен с целью ослабления конкуренции, то на этом конкуренция может и закончиться. Эффективность конкуренции снижается, когда она подавляется или ограничивается административными методами, если поставщики прибегают к нечестным заявлениям о качестве своих товаров или лжет реклама.

Итогом усиления рыночной конкуренции стало понимание того, что предприятия должны уделять своим конкурентам не меньше внимания, чем целевым потребителям. Один из принципов маркетинга гласит: "Того, кто забывает о конкурентах, завтра забудет рынок"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ И КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ, РАБОТ, УСЛУГ

3.1. Методологические основы конкурентоспособности

Конкурентоспособность товара (ПРУ) — это многоаспектное понятие, определяющее соответствие ПРУ условиям рынка, конкретным требованиям потребителей как по качественным, техническим, экономическим параметрам, так и по коммерческим и другим условиям реализации (цена, сроки поставки, сервис, формы оплаты, каналы сбыта и др.) Конкурентоспособность ПРУ — важнейший фактор их коммерческого успеха на конкурентном рынке.

Под конкурентоспособностью понимается комплекс потребительских, качественных и стоимостных характеристик ПРУ, обеспечивающих преимущество именно этих ПРУ над предлагаемыми конкурентами ПРУ-аналогами и определяющих успех ПРУ на рынке в заданный промежуток времени. Однако высокая конкурентоспособность ПРУ является лишь необходимым условием успешной реализации их на рынке в заданных объемах.

Так как за ПРУ стоят их производители, то понятие конкурентоспособности распространяется на предприятия и фирмы производители ПРУ, а также страны, которые они представляют.

Конкурентоспособность - возможность коммерчески выгодно сбывать ПРУ на конкурентном рынке — определяется только при сравнении ПРУ-конкурентов между собой. Поэтому конкурентоспособность является понятием относительным, зависящим от конкретного рынка и времени продаж. Конкурентоспособность носит индивидуальный оттенок, так как каждый потребитель имеет индивидуальные критерии оценки удовлетворения своих потребностей. Выходя на рынок, ПВУ проходит там проверку на степень удовлетворения общественных потребностей. Каждый покупатель приобретает именно те ПРУ, которые в наибольшей степени удовлетворяют его личные потребности. А вся совокупность потребителей при о6ретает те ПРУ, которые более полно соответствуют общественном потребностям, чем конкурирующие с ними ПРУ.

Для удовлетворения потребностей покупателю часто недостаточно только приобрести товар. Для технически сложных изделий потребителю придется нести расходы по использованию и эксплуатации, например, при приобретении автомобиля — платить за топливно-смазочные материалы, запчасти, ремонт и т. д. Если это опар производственного назначения, надо оплачивать труд обслуживающего персонала, нести затраты на обучение, страхование, приобретение лицензий и т. д. Так, например, когда часть заказчиков в целях снижения своих транспортных затрат отказалась от ус-луг АТО и приобрела свой подвижной состав, не все заранее прочитали, что кроме вышеназванных затрат приобретение подвижного состава тянет за собой необходимость организации своей производственно-технической базы.

Полные затраты покупателя состоят из двух частей: единовременных расходов на покупку товара-ПРУ (цена товара) - затрат на приобретение ПРУ, их транспортировку, таможенные и другие сборы и расходы, наладку, пробный пуск и др.; расходов, связанных с потреблением (цена потребления).

Цена потребления обычно значительно выше цены товара. Так в общих расходах за весь срок службы транспортного средства цена товара составляет не более 20 %, грузового автомобиля — 15 %, магистрального самолета — 10—12 %, трактора — 19 %, бытового холодильника — примерно 10 %.

Отсюда вытекает важное правило: наиболее конкурентоспособен не тот товар, который предлагается по минимальной цене, а тот, у которого минимальная цена потребления за весь срок службы у потребителя (вспомним пословицу — "за морем телушка — полушка, да дорог перевоз").

Но этот важный экономический показатель не полностью раскрывает понятие конкурентоспособности, так как число параметров конкурентоспособности зависит от вида и сложности изделия в техническом и эксплуатационном плане.

Другой важный момент — конкурентоспособность определяется только теми свойствами, которые важны для покупателя и гарантируют удовлетворение заданной потребности. Параметры и характеристики изделия, выходящие за границы интересов потребителя, часто не повышают конкурентоспособность изделия, а снижают ее за счет роста цены товара, что с точки зрения потребителя представляется бесполезным, так как не увеличивает потребительной стоимости.

Конкурентоспособность товара тесно связана с фазами жизненного цикла товара. После выхода на рынок любой товар начинает, постепенно расходовать свой потенциал конкурентоспособности. Этот процесс можно замедлить, но остановить — невозможно. Отсюда важное внимание должно уделяться не столько улучшению технических параметров изделия, сколько снижению цены его потребления. В соответствии с мировой практикой именно этот параметр часто становится решающим фактором при выборе товара покупателем, хотя новый товар и продается по более высокой цене.

На уровень конкурентоспособности ПРУ оказывают существенное влияние следующие факторы: степень удовлетворения спроса на ПРУ; емкость существующих и потенциальных сегментов рынка; наличие конкурентов; социально-демографические хaрактеристики ПРУ; уровень снабженческо-сбытовой сети и послепродажного сервисного обслуживания.

В долгосрочном аспекте конкурентоспособность определяет уровень финансового состояния предприятия

3.2.  Взаимосвязь категории качества  с конкурентоспособностью

Категория качества. Понятие конкурентоспособность товара тесно связано с понятием качества. Если под качеством понимается совокупность свойств ПРУ, то конкурентоспособность определяется их соответствием конкретной общественной потребности. Поэтому при оценке уровня конкурентоспособности могут сопоставляться и неоднородные ПРУ, но удовлетворяющие одну и ту же потребность.

Параметры качества в значительной степени определяются исходя из интересов производителя, а параметры конкурентоспособности — прежде всего из интересов потребителя.

По определению Международной организации по стандартизации (ИСО), поддерживаемой Российской Федерацией, качество — это совокупность свойств и характеристик продукта, которые придают ему способность удовлетворять обусловленные или предпочитаемые потребности.

Конкурентоспособность товара определяется совокупностью только свойств, представляющих интерес для конкретного покупателя и обеспечивающих удовлетворение данной потребности. Другие характеристики товара могут не приниматься во внимание. Поэтому товар с повышенным уровнем качества за счет придания ему новых свойств может быть менее конкурентоспособным за счет роста его стоимости, так как эти дополнительные свойства не представляют интереса для основной группы потребителей.

Различают четыре уровня качества.

  1. Соответствие стандарту. Качество оценивается как соответствующее или не соответствующее требованиям стандарта или другого документа на изготовление ПРУ (договор, контракт, правила, технические условия и др.). Сравнение с базой — необходимый элемент оценки как уровня качества, так и технического уровня. Соответствие использованию. Чтобы пользоваться спросом на рынке, ПРУ должны удовлетворять не только обязательным требованиям стандартов, но и эксплуатационным требованиям.
  2. Соответствие фактическим требованиям рынка. В идеале это означает реализацию требований потребителей о высоком качестве и низкой цене ПРУ.
  3. Соответствие латентным (неочевидным, скрытым) потребностям. Предпочтение у потребителей получают ПРУ, удовлетворяющие наряду с известными, обычными потребностями потребностям, которые носят неявный, неосознанный характер.

Понятие конкурентоспособность товара шире понятий качество товара и технический уровень товара. Качество и технический уровень — главная, но не единственная составляющая уровня конкурентоспособности. Уровень конкурентоспособности кроме параметров, непосредственно раскрывающих потребительскую ценность товара, определяется такими факторами и характеристиками, как качество сервиса, сроки и условия поставки, реклама, финансовые условия контракта, динамика конъюнктуры рынка и др.

Фактор конкуренции носит принудительный характер. Он вынуждает производителей ПРУ из-за угрозы вытеснения с рынка более удачливыми конкурентами постоянно заниматься системой качества и уровнем конкурентоспособности своих ПРУ. А рынок объективно и строго оценивает результаты этой деятельности.

Конкурентоспособность ПРУ — важная рыночная категория, характеризующая конкурентность. Качество является категорией, присущей не только рыночной экономике. Конкурентоспособность ПРУ носит более динамичный характер. При постоянном уровне качественных характеристик ПРУ его конкурентоспособность может меняться в широком диапазоне, реагируя на динамику конъюнктуры рынка, колебание цен, действия конкурентов, воздействие рекламы, изменение других внешних факторов и условий функционирования.

Значительную пользу в первичном улучшении качества ПРУ приносит простое сравнение своих ПРУ с аналогичными ПРУ конкурентов. Улучшение ситуации с качеством далеко не всегда сопряжено с большими трудностями — например, покупкой дорогостоящего оборудования. Нередко проблема решается за счет перехода на более качественные комплектующие, изменения дизайна, более точного соблюдения норм технологии.

Анализ содержания понятий конкурентоспособность и качество позволяет сделать следующие выводы:

  • для потребителя качество ПРУ является характеристикой обязательной, но не гарантирующей приобретение данных ПРУ;
  • конкурентоспособными являются те ПРУ, которые удовлетворяют потребности покупателя более эффективно, чем ПРУ конкурентов, но и эти ПРУ могут быть не реализованы, если рынок насыщен;
  • проблемы конкурентоспособности и качества в маркетинге предприятия носят не текущий, тактический, а долговременный, стратегический характер.

Повышение качества ПРУ одновременно с сокращением сроков ее обновления способствует переходу с ценовой конкуренции На более эффективную конкуренцию качества и сервиса.

Качество перевозок. Качество грузовых и особенно пассажирских перевозок исследовалось в нашей стране достаточно серьезно, хотя жесткой регламентации необходимости внедрения разработок и рекомендаций это и не получило.

Информация о работе Конкурентоспособность автотранспортного предприятия