Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 21:56, курсовая работа
Перспективность, достоинства конкуренции доказаны не только для потребителей, но и для производителей. Чем больше факторов конкурентной борьбы задействовано на рынке, тем больше шансов для предприятия, владеющего методами и подходами маркетинга, проявить себя с лучшей стороны и занять на рынке достойное место. Победа в конкурентной борьбе является конечной целью "маркетингового марафона". Но победа не разовая, не слу¬чайная, а как закономерный итог постоянных грамотных действий по достижению и успешной реализации конкурентоспособности своих товаров.
Введение 2
1. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ И КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ, РАБОТ, УСЛУГ 5
3.1. Методологические основы конкурентоспособности 5
3.2. Взаимосвязь категории качества с конкурентоспособностью 8
3.3. Показатели, раскрывающие конкурентоспособность продукции, работ, услуг 11
3.4. Анализ и оценка конкурентоспособности товара 14
3.5 Конкурентоспособность предприятия 22
ИССЛЕДОВАНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ 24
ПРЕДПРИЯТИЯ 24
5.1 Выявление приоритетных конкурентов 24
и силы их позиции 24
5.2 Отслеживание стратегий конкурентов 26
5.3 Исследование конкурентоспособности ПРУ 26
и эффективности маркетинговой деятельности 26
5.4 Исследование конкурентоспособности предприятия в целом 27
5.5 SWOT-анализ деятельности предприятия 34
5.6 Прогноз поведения конкурентов
3..Сокращение
материальных затрат на
Автотранспортные организации определяют и реализуют наиболее перспективные для себя направления снижения затрат и повышения конкурентоспособности своих ПРУ.
Под конкурентным преимуществом "дифференциация и специализация" понимается не сосредоточение всех маркетинговых усилий АТО на выпуске только определенного вида ПРУ, а способность удовлетворять специфические потребности клиентов и получать за это премиальную цену, т. е. более высокую цену, чем у конкурентов. Чтобы обеспечить это конкурентное преимущество, АТО должна научиться искусству выделяться в толпе конкурентов, предлагая клиентуре ПРУ, заметно отличающиеся более высоким качеством обслуживания (срочность, партионная доставка, доставка по графикам или "точно в срок") либо нестандартным набором свойств, реально интересующих клиентов.
Этими качествами и свойствами, обеспечивающими АТО дополнительную премиальную цену, могут быть, например, наличие в АТО специализированного подвижного состава (панеле-, фермо- и балковозов, рефрижераторов и т. д.), которого нет у конкурентов, специализация специалистов, водителей, подвижного состава в осуществлении международных перевозок грузов, наличие в АТО соответствующего оборудования и приборов по регулированию топливной аппаратуры, электрооборудования, развала-схождения колес, покраски, мойки автомобилей, а также ремонтных рабочих высшей квалификации, каких не встретишь в других АТО.
Кроме того, все виды конкурентных преимуществ необходимо рассматривать под углом их деления на преимущества высшего и низшего порядка, причем к преимуществам низшего порядка относится возможность использовать дешевую рабочую силу, материалы, сырье, энергию.
К конкурентным преимуществам высшего порядка относятся оригинальные ПРУ, уникальная технология и специалисты (об них двух преимуществах мы уже говорили), добротные репутация, имидж предприятия.
Особенно ценным конкурентным преимуществом является отличная репутация предприятия. Достигается оно с большим трудом, требуются время и немалые материальные затраты на его поддержание. Завоевать его трудно, а потерять легко.
Обеспечение сегодня устойчивой конкурентоспособности своих ПРУ для АТО — это не очередная компания, а реальное требование, обеспечивающее нормальное функционирование АТО в рыночных условиях.
Одним из важных разделов бизнес-плана АТО и анализа рынка является изучение конкурентов АТО, их сильных и слабых сторон, проработка вопросов конкурентоспособности транспортной продукции и разработка на их базе программы повышения конкурентоспособности и завоевания, привлечения клиентуры в данную АТО.
Целями изучения конкурентов могут быть разделение сфер влияния на рынке автотранспортных услуг и ослабление конкурентной борьбы; зная потребности клиентуры и действия конкурентов, можно попытаться найти на рынке свою незанятую нишу и тем самым не вступать в конкурентную борьбу.
Как же изучать конкурентов и реагировать на них?
В наиболее простом варианте это выглядит так. В АТО должны быть готовы ответить на ряд вопросов:
Необходимо детально обсудить трех-четырех основных конкурентов АТО и оценить, почему заказчики покупают ПРУ у них, а не в АТО.
Вопросы изучения конкурентов должны рассматриваться не от случая к случаю, а стать предметом повседневной работы коммерческой и маркетинговой службы АТО. Эта работа должна вестись по следующим основным направлениям:
В АТО должны завести на каждого существенного конкурента документ, аналогичный тому, как раньше заводили паспорт обслуживаемого объекта или маршрута, куда вносили их важнейшие характеристики, а затем регулярно дополняли их наиболее важными изменениями.
В зарубежной практике для систематического и глубокого изучения конкурентов рекомендуется завести на них фирменное досье не с одним десятком вопросов (вплоть до любимых напитков руководителя-конкурента и духов его секретарши), куда заносятся все важнейшие сведения и изменения. Особое внимание при заполнении досье уделяется такому источнику информации, как осмотр конкурирующих предприятий в составе нейтральной экскурсии, в которую АТО удалось включить своих людей.
В более сложном варианте изучение конкурентов и выявление своих возможностей и недочетов могут производиться при анализе определяющих заказчиками при выборе АТО факторов: тарифа за перевозку; формы оплаты; скорости реагирования АТО на заказ; надежности перевозок; рекламы услуг АТО; марочного состава подвижного состава предприятия; универсальности предоставляемых транспортно-экспедиционных услуг и др.
Изучение конкурентов должно заканчиваться разработкой конкретной программы мероприятий, направленной на привлечение отдельных заказчиков и клиентов. Она должна состоять из практических организационно-технических мероприятий (расширение предоставляемых услуг и улучшение их качества, более полный учет требований и пожеланий заказчиков, более гибкие, дифференцированные по условиям работы и заказчика тарифы, работа но укреплению репутации фирмы), которые заставят интересующих потенциальных заказчиков изменить свое решение о выборе АТО в пользу данного.
Рыночные отношения уже вошли прочно в жизнь и деятельность АТО, но не все элементы этих отношений получают должное отражение и развитие в работе предприятий. Так важнейший элемент — конкуренция уже давно существенно сказывается на результатах деятельности АТО, но работа по изучению конкурентов, организации противодействия им, систематизированному определению, расширению, углублению своих конкурентных преимуществ носит в АТО случайный, бессистемный характер, либо не ведется совсем. Конкуренты почти не изучаются, их учет проводится спонтанно отдельными специалистами служб маркетинга, эксплуатации или коммерческой службы.
Одной из причин такого отношения к конкуренции в практической деятельности АТО является то, что общие подходы к конкуренции, применяемые во всех отраслях, из-за специфики работы автомобильного транспорта не всегда приемлемы для АТО, и проводимая работа не приносит должных результатов1.
Рекомендации по изучению и учету конкурентов в АТО нуждаются в дальнейшем совершенствовании.
При классификации конкурентов на автомобильном транспорте необходимо использовать признаки, которые применяются при сегментировании рынка товаров производственного назначения и рынка товаров индивидуального пользования.
Транспортный рынок подразделяется на грузовой и пассажирский сегменты, каждый из которых характеризуется своими признаками. В пассажирском сегменте в пассажирских АТО преобладают перевозки физических лиц. Поэтому для формирования политики обслуживания пассажиров используются признаки рынка товаров индивидуального пользования или широкого потребления.
В грузовых АТО по общему объему преобладают ПРУ, предназначенные для предприятий (производственные ПРУ), а не для физических лиц. Эта специфика и учитывается далее.
Наиболее важными признаками, по которым должны классифицироваться, а после этого изучаться, анализироваться, прорабатываться конкуренты АТО, являются следующие.
Рис. 13. Доли АТО и конкурентов на рынке перевозок навалочных грузов (а) и топливно-смазочных материалов (б):
1—4 — 1—4-й конкуренты; 5— прочие конкуренты
1. Предмет
перевозки — вид перевозимого
груза. По наиболее
распространенным в АТО видам перевозимых
грузов или перспективным для завоевания
рынка транспортно-экспедиционных услуг
рассматриваются существующие либо потенциальные
конкуренты.
Примеры анализа конкурентов приведены
на рис. 13 и в форме 3.
Такая классификация и выявление конкурентов могут проводиться как по наиболее важным для АТО отдельным грузам, так и по видам перевозимых грузов (навалочные, лесоматериалы, перевозки в контейнерах и т. д.).
2. Расстояние
перевозки. Анализируются наиболее
существенные, приоритетные конкуренты
по сферам деятельности АТО
в городском, междугородном, международном
сообщениях. Фактически здесь
1 Абалонин СМ., Пономарева Е.В. Классификация и анализ конкурентов АТП//Автомобильный транспорт. 1998. № 3. С.15-16
3. Направление
перевозки. По городским перевозкам
здесь дополняется и
Форма 3
Анализ конкуренции
Наименование показателя |
Характеристика показателя |
1. Основные конкуренты АТО |
|
1.1. По видам перевозимых грузов |
|
навалочные строительные |
1. ЗАО АТО №3 |
2. ОАО "Автокомбинат № 1" | |
топливно-смазочные материалы |
1. Нефтебаза |
2. ИЧП "Трансэкс" | |
1.2 По расстояниям и |
|
направлениям перевозки: |
|
по городу |
1. ЗАО АТО №3 |
2. ОАО "Автокомбинат № 1" | |
в междугородном сообщении |
1. ОАО "Автокомбинат № 2" |
2. ОАО АТО № 6 | |
в международном сообщении |
1. ЗАО "Дортехсерсис" |
2. ОАО "Автокомбинат № 1" | |
1.3. По диверсифицированным |
1. ОАО "Автокомбинат № 1" |
видам деятельности |
|
(ТО и ТР автомобилей) |
|
2. Характеристика основных |
|
конкурентов |
|
2.1. Сильные стороны |
1. Применение большегрузных |
автопоездов на дальние расстояния | |
2. Гарантированный срок доставки грузов | |
3. Скорость реагирования на | |
выделение автомобилей в день получения | |
заявки | |
2.2. Слабые стороны |
1. Постоянные тарифы, не зависящие от |
условий перевозок | |
2. Предусмотрена только | |
наличными или перечислением | |
3. Низкая проходимость подвижного | |
состава в осенне-зимний период | |
и на грунтовых дорогах | |
3. Стратегии маркетинга, |
1. Разработка и реализация |
используемые конкурентами |
по укреплению имиджа АТО |
2. Привлечение клиентуры с | |
рекламы | |
3. Предоставление сервисных | |
транспортно-экспедиционных услуг |
Информация о работе Конкурентоспособность автотранспортного предприятия