Конкурентоспособность автотранспортного предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 21:56, курсовая работа

Краткое описание

Перспективность, достоинства конкуренции доказаны не только для потребителей, но и для производителей. Чем больше факторов конкурентной борьбы задействовано на рынке, тем больше шансов для предприятия, владеющего методами и подходами маркетинга, проявить себя с лучшей стороны и занять на рынке достойное место. Победа в конкурентной борьбе является конечной целью "маркетингового марафона". Но победа не разовая, не слу¬чайная, а как закономерный итог постоянных грамотных действий по достижению и успешной реализации конкурентоспособности своих товаров.

Содержание

Введение 2
1. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ И КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ, РАБОТ, УСЛУГ 5
3.1. Методологические основы конкурентоспособности 5
3.2. Взаимосвязь категории качества с конкурентоспособностью 8
3.3. Показатели, раскрывающие конкурентоспособность продукции, работ, услуг 11
3.4. Анализ и оценка конкурентоспособности товара 14
3.5 Конкурентоспособность предприятия 22
ИССЛЕДОВАНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ 24
ПРЕДПРИЯТИЯ 24
5.1 Выявление приоритетных конкурентов 24
и силы их позиции 24
5.2 Отслеживание стратегий конкурентов 26
5.3 Исследование конкурентоспособности ПРУ 26
и эффективности маркетинговой деятельности 26
5.4 Исследование конкурентоспособности предприятия в целом 27
5.5 SWOT-анализ деятельности предприятия 34
5.6 Прогноз поведения конкурентов

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 388.38 Кб (Скачать файл)

3..Сокращение  материальных затрат на техническое  обслуживание, текущий ремонт, топливно-смазочные  материалы, шины, накладные расходы, в том числе затраты на управленческий  аппарат.

Автотранспортные организации определяют и реализуют наиболее перспективные для себя направления снижения затрат и повышения конкурентоспособности своих ПРУ.

Под конкурентным преимуществом "дифференциация и специализация" понимается не сосредоточение всех маркетинговых усилий АТО на выпуске только определенного вида ПРУ, а способность удовлетворять специфические потребности клиентов и получать за это премиальную цену, т. е. более высокую цену, чем у конкурентов. Чтобы обеспечить это конкурентное преимущество, АТО должна научиться искусству выделяться в толпе конкурентов, предлагая клиентуре ПРУ, заметно отличающиеся более высоким качеством обслуживания (срочность, партионная доставка, доставка по графикам или "точно в срок") либо нестандартным набором свойств, реально интересующих клиентов.

Этими качествами и свойствами, обеспечивающими АТО дополнительную премиальную цену, могут быть, например, наличие в АТО специализированного подвижного состава (панеле-, фермо- и балковозов, рефрижераторов и т. д.), которого нет у конкурентов, специализация специалистов, водителей, подвижного состава в осуществлении международных перевозок грузов, наличие в АТО соответствующего оборудования и приборов по регулированию топливной аппаратуры, электрооборудования, развала-схождения колес, покраски, мойки автомобилей, а также ремонтных рабочих высшей квалификации, каких не встретишь в других АТО.

Кроме того, все виды конкурентных преимуществ необходимо рассматривать под углом их деления на преимущества высшего и низшего порядка, причем к преимуществам низшего порядка относится возможность использовать дешевую рабочую силу, материалы, сырье, энергию.

К конкурентным преимуществам высшего порядка относятся оригинальные ПРУ, уникальная технология и специалисты (об них двух преимуществах мы уже говорили), добротные репутация, имидж предприятия.

Особенно ценным конкурентным преимуществом является отличная репутация предприятия. Достигается оно с большим трудом, требуются время и немалые материальные затраты на его поддержание. Завоевать его трудно, а потерять легко.

Обеспечение сегодня устойчивой конкурентоспособности своих ПРУ для АТО — это не очередная компания, а реальное требование, обеспечивающее нормальное функционирование АТО в рыночных условиях.

6.2Как  изучать конкурентов АТО

Одним из важных разделов бизнес-плана АТО и анализа рынка является изучение конкурентов АТО, их сильных и слабых сторон, проработка вопросов конкурентоспособности транспортной продукции и разработка на их базе программы повышения конкурентоспособности и завоевания, привлечения клиентуры в данную АТО.

Целями изучения конкурентов могут быть разделение сфер влияния на рынке автотранспортных услуг и ослабление конкурентной борьбы; зная потребности клиентуры и действия конкурентов, можно попытаться найти на рынке свою незанятую нишу и тем самым не вступать в конкурентную борьбу.

Как же изучать конкурентов и реагировать на них?

В наиболее простом варианте это выглядит так. В АТО должны быть готовы ответить на ряд вопросов:

  • кто является крупнейшим производителем аналогичных ПРУ, и как обстоят их дела с объемами перевозок и транспортно-экспедиционных услуг, сервисом, доходами;
  • что собой представляют их ПРУ (основные характеристики, уровень качества, мнение заказчиков автотранспортных средств);
  • каков уровень тарифов на ПРУ конкурентов и какая у них, хотя бы в общих чертах, тарифная политика;
  • какое объединение, АТО или фирма является ведущей в установлении цен и лидером по качеству.

Необходимо детально обсудить трех-четырех основных конкурентов АТО и оценить, почему заказчики покупают ПРУ у них, а не в АТО.

Вопросы изучения конкурентов должны рассматриваться не от случая к случаю, а стать предметом повседневной работы коммерческой и маркетинговой службы АТО. Эта работа должна вестись по следующим основным направлениям:

  • выявление всех конкурирующих АТО, фирм, индивидуально-частных предприятий в зоне деятельности АТО;
  • анализ всех сильных и слабых сторон каждого конкурирующего предприятия, выявление их особенностей и хозяйственного положения, уровня подготовки персонала и его отношения к делу, технического оснащения предприятия и др.;
  • постоянный учет всех документов и ситуаций, изменяющих порядок или характер деятельности конкурентов (получение, изъятие или приостановление действия лицензии на тот или иной вид деятельности, открытие или закрытие определенных видов 
    работ или услуг по каким-либо причинам и т. д.);
  • анализ конкретных причин, по которым те или иные заказчики 
    предпочитают обращаться к услугам конкурентов, а не в данную АТО, и наоборот.

В АТО должны завести на каждого существенного конкурента документ, аналогичный тому, как раньше заводили паспорт обслуживаемого объекта или маршрута, куда вносили их важнейшие характеристики, а затем регулярно дополняли их наиболее важными изменениями.

В зарубежной практике для систематического и глубокого изучения конкурентов рекомендуется завести на них фирменное досье не с одним десятком вопросов (вплоть до любимых напитков руководителя-конкурента и духов его секретарши), куда заносятся все важнейшие сведения и изменения. Особое внимание при заполнении досье уделяется такому источнику информации, как осмотр конкурирующих предприятий в составе нейтральной экскурсии, в которую АТО удалось включить своих людей.

В более сложном варианте изучение конкурентов и выявление своих возможностей и недочетов могут производиться при анализе определяющих заказчиками при выборе АТО факторов: тарифа за перевозку; формы оплаты; скорости реагирования АТО на заказ; надежности перевозок; рекламы услуг АТО; марочного состава подвижного состава предприятия; универсальности предоставляемых транспортно-экспедиционных услуг и др.

Изучение конкурентов должно заканчиваться разработкой конкретной программы мероприятий, направленной на привлечение отдельных заказчиков и клиентов. Она должна состоять из практических организационно-технических мероприятий (расширение предоставляемых услуг и улучшение их качества, более полный учет требований и пожеланий заказчиков, более гибкие, дифференцированные по условиям работы и заказчика тарифы, работа но укреплению репутации фирмы), которые заставят интересующих потенциальных заказчиков изменить свое решение о выборе АТО в пользу данного.

  6.3    Классификация и анализ конкурентов АТО

Рыночные отношения уже вошли прочно в жизнь и деятельность АТО, но не все элементы этих отношений получают должное отражение и развитие в работе предприятий. Так важнейший элемент — конкуренция уже давно существенно сказывается на результатах деятельности АТО, но работа по изучению конкурентов, организации противодействия им, систематизированному определению, расширению, углублению своих конкурентных преимуществ носит в АТО случайный, бессистемный характер, либо не ведется совсем. Конкуренты почти не изучаются, их учет проводится спонтанно отдельными специалистами служб маркетинга, эксплуатации или коммерческой службы.

Одной из причин такого отношения к конкуренции в практической деятельности АТО является то, что общие подходы к конкуренции, применяемые во всех отраслях, из-за специфики работы автомобильного транспорта не всегда приемлемы для АТО, и проводимая работа не приносит должных результатов1.

Рекомендации по изучению и учету конкурентов в АТО нуждаются в дальнейшем совершенствовании.

При классификации конкурентов на автомобильном транспорте необходимо использовать признаки, которые применяются при сегментировании рынка товаров производственного назначения и рынка товаров индивидуального пользования.

Транспортный рынок подразделяется на грузовой и пассажирский сегменты, каждый из которых характеризуется своими признаками. В пассажирском сегменте в пассажирских АТО преобладают перевозки физических лиц. Поэтому для формирования политики обслуживания пассажиров используются признаки рынка товаров индивидуального пользования или широкого потребления.

В грузовых АТО по общему объему преобладают ПРУ, предназначенные для предприятий (производственные ПРУ), а не для физических лиц. Эта специфика и учитывается далее.

Наиболее важными признаками, по которым должны классифицироваться, а после этого изучаться, анализироваться, прорабатываться конкуренты АТО, являются следующие.

 

 

Рис. 13. Доли АТО и конкурентов на рынке перевозок навалочных грузов (а) и топливно-смазочных материалов (б):

1—4 — 1—4-й  конкуренты; 5— прочие конкуренты

 

1. Предмет  перевозки — вид перевозимого  груза. По наиболее 
распространенным в АТО видам перевозимых грузов или перспективным для завоевания рынка транспортно-экспедиционных услуг 
рассматриваются существующие либо потенциальные конкуренты. 
Примеры анализа конкурентов приведены на рис. 13 и в форме 3.

Такая классификация и выявление конкурентов могут проводиться как по наиболее важным для АТО отдельным грузам, так и по видам перевозимых грузов (навалочные, лесоматериалы, перевозки в контейнерах и т. д.).

2. Расстояние  перевозки. Анализируются наиболее  существенные, приоритетные конкуренты  по сферам деятельности АТО  в городском, междугородном, международном  сообщениях. Фактически здесь анализируются  конкуренты АТО по географическому  принципу.

 

1 Абалонин СМ., Пономарева Е.В. Классификация и анализ конкурентов АТП//Автомобильный транспорт. 1998. № 3. С.15-16

 

3. Направление  перевозки. По городским перевозкам  здесь дополняется и расширяется  анализ конкурентов по расстояниям  перевозок, наиболее существенному  анализу подвергаются конкуренты  по наиболее предпочтительным  и перспективным для АТО направлениям  междугородных и международных  перевозок.4. Весомость заказчика. Анализируются конкуренты АТО в зависимости от объемов перевозок клиентов: договорная, не договорная клиентура; с большими, средними, малыми (разовыми) объемами перевозок.

 

Форма 3

 Анализ конкуренции

 

Наименование показателя

Характеристика показателя

1. Основные конкуренты АТО

 

1.1. По видам перевозимых грузов

 

навалочные строительные

1. ЗАО АТО №3

 

2. ОАО "Автокомбинат № 1"

топливно-смазочные материалы

1. Нефтебаза

 

2. ИЧП "Трансэкс"

1.2 По расстояниям и

 

направлениям перевозки:

 

по городу

1. ЗАО АТО №3

 

2. ОАО "Автокомбинат № 1"

в междугородном сообщении

1. ОАО "Автокомбинат № 2"

 

2. ОАО АТО № 6

в международном сообщении

1. ЗАО "Дортехсерсис"

 

2. ОАО "Автокомбинат № 1"

1.3. По диверсифицированным

1. ОАО "Автокомбинат № 1"

видам деятельности

 

(ТО и ТР автомобилей)

 

2. Характеристика основных

 

конкурентов

 

2.1. Сильные стороны

1. Применение большегрузных

 

автопоездов на дальние расстояния

 

2. Гарантированный срок доставки  грузов

 

3. Скорость реагирования на заказ  —

 

выделение автомобилей в день получения

 

заявки

2.2. Слабые стороны

1. Постоянные тарифы, не зависящие  от

 

условий перевозок

 

2. Предусмотрена только предоплата

 

наличными или перечислением

 

3. Низкая проходимость подвижного

 

состава в осенне-зимний период

 

и на грунтовых дорогах

3. Стратегии маркетинга,

1. Разработка и реализация мероприятий

используемые конкурентами

по укреплению имиджа АТО

 

2. Привлечение клиентуры с помощью

 

рекламы

 

3. Предоставление сервисных

 

транспортно-экспедиционных услуг

Информация о работе Конкурентоспособность автотранспортного предприятия