Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2014 в 08:58, дипломная работа
Цель работы: проведение маркетингового анализа производства короткометражного художественного фильма «Морской волк».
В соответствии с поставленной целью решались следующие задачи:
Исследование теоретических основ организации маркетинговой деятельности.
Выявление основных проблем киноиндустрии и анализ отечественного кинорынка.
Маркетинговые исследования по фильму.
Разработка рекомендаций по совершенствованию маркетинговой деятельности киностудий.
Введение 10
Глава 1. Теоретические основы организации маркетинговой
деятельности 13
1.1 Роль маркетинга в управлении фирмой 13
1.2 Научные подходы к организации маркетинговой деятельности 17
1.3 Современные концепции маркетинговых исследований 22
1.4 Современное состояние киноиндустрии 28
Глава 2. Маркетинговый анализ производства короткометражного
художественного фильма «Морской волк» 30
2.1 Описание проекта 30
2.2 Организационная структура и творческо-постановочные задачи 34
2.3 Основные параметры фильма 38
2.4 Анализ доходов от проката фильма 39
2.5 Анализ рисков проекта 42
2.6 Анализ отечественного кинорынка 44
2.7 Marketing-mix (комплекс маркетинга ) 52
Глава 3. Разработка рекомендаций по совершенствованию
маркетинговой деятельности киностудий, в том числе АО «Казахфильм» 62
3.1 Разработка режиссерского сценария (в разрезе сцен и объектов) 62
3.2 Производственно-экономические параметры 63
3.3 Система материального стимулирования работников
основного состава съемочной группы и ее обоснование 66
3.4 Прокатная политика законченного фильма 69
3.5 План повышения коммерческой эффективности кинопроектов
с точки зрения маркетинга 76
3.6 План PR компании кинофильма «Морской волк» 85
3.7 Рекомендации по реализации стратегии 88
Заключение 91
Список использованной литературы 95
Стремление к красоте кадра – есть естественная и безусловная принадлежность кинематографа. В фильме «Морской волк» зритель будет получать эстетическое наслаждение за счёт визуального и звукового ряда.
Благодаря актуальным темам, затрагиваемым в картине, зритель обогащается духовно. Фильм «Морской волк» как минимум заставит задуматься, а кому-то поможет обойти страшные ошибки или обрести силы и найти выход из сложной жизненной ситуации.
3. Характеристика потенциальной зрительской аудитории представлена в таблице 6. Основная целевая аудитория картины «Морской волк» – студенты, молодые люди, которым интересна работа молодого режиссера, их коллеги и сокурсники, что в принципе является плюсом, а во-вторых, очень часто молодые ведут с собой в кинотеатр дополнительную аудиторию в виде своих друзей.
Таблица 6 – Характеристика потенциальной зрительской аудитории
Классификационный признак |
Характеристика |
Половой/возрастной |
Юноши и девушки 15—18 лет, мужчины и женщины 19-35 лет, женщины от 35 и ст. старше. |
Место проживания |
Городское и сельское население |
Уровень образования |
Среднее, высшее |
Профессиональная занятость |
Гражданские профессии, военная служба |
Уровень дохода |
Низкий, средний, высокий. |
4. Выбор исполнителей саундтреков к фильму.
Звуковое сопровождение к фильму – важная составляющая его успеха. И очень часто саундтрек становится визитной карточкой фильма, а иногда и запоминается больше, чем сам фильм.
Место (place). Киноиндустрия существует долгие годы, и за это время сформировались основные сегменты рынков, на которых возможно продать права на фильм. Каждый сегмент включает два понятия – специфический канал дистрибуции кинопродукции и территориальный (языковой) охват. Совместно со скрытой рекламой эти каналы формируют основные источники доходов для кинокомпании. В таблице 7 показаны оптимальные каналы продаж прав на кинопроект «Морской волк»:
Таблица 7 – Оптимальные каналы продаж прав на кинопроект «Морской волк»
Кинопрокат |
Box-office |
Кинотеатральный прокат |
Theatrical |
Продажа дисков |
DVD, HD DVD, Blu-Ray |
Прокат и продажа через on-line |
Online Rentals/Digital Streaming |
Телевизионный прокат |
TV distribution |
Телесети |
TV network |
Кабельное телевидение |
Cable TV |
Спутниковое телевидение |
Satellite TV |
Плата за просмотр |
P-p-V |
Как видно из таблицы 7, существует два основных суперсегмента – рынок кинопроката и рынок теледистрибуции, причём мировой рынок теледистрибуции почти в два раза больше рынка кинопроката, при этом рынки США доминируют5. Для проекта «Морской волк» планируется охватить рынок в рамках кинопроката на территориях:
Абсолютно ясно, что из стран СНГ максимальное внимание необходимо направить на Россию в силу объёмов рынка этой страны.
В рамках рынка телевизионного проката планируется охватить следующие территории:
Наша задача как продюсера – максимально объективно оценить уровень картины, жанровую и тематическую направленность, с тем, чтобы вести переговоры именно с теми каналами, которых картина «Морской волк» действительно может заинтересовать. Все каналы имеют определённую концепцию вещания и чётко ей следуют, поэтому очень тщательно и избирательно подходят к виду и качеству предлагаемого кинопродукта. Например, картина «Морской волк» не подойдёт для трансляции на ТНТ и МузТВ, но следует предложить её таким каналам как Культура, ЕЛ АРНА, НТК, КТК. Страны дальнего зарубежья в планах охвата территории мы указали, т.к. в них проживает немало выходцев из бывшего СССР, поэтому особое внимание следует уделять реализации мировых прав: это могут быть каналы: «НТВ-Мир», «Первый канал – Международный», «Россия-Планета», а также другие русскоязычные каналы, вещающие в мире, например, канал Израиль плюс (9-й канал) в Израиле.
Рассмотрим некоторые каналы с точки зрения их выгодности на выбранной территории дистрибуции.
Продажа дисков. Здесь главная проблема – огромный рынок видеопиратства на территории СНГ. Так, в своем очередном отчете Рабочая группа Конгресса США по противодействию международному пиратству назвала пятерку "самых пиратских стран". К числу стран, которые своими нарушениями в области авторских прав подрывают экономику США, конгрессмены отнесли Россию, Китай, Канаду, Испанию и Мексику.
Казахстан в этот список не попал по одной простой причине: население всей страны равно примерно населению Москвы, и масштабы пиратской продукции по сравнению с Россией у нас минимальные, но по уровню внедрения практически равные. Что самое интересное, на рынках Алматы можно приобрести фильмы, которые еще идут в прокате городских кинотеатров. Тут свои убытки несут как крупные кинопрокатчики Казахстана, так и сети магазинов с лицензионной продукцией. С другой стороны всё больше людей изъявляют желание смотреть фильмы в высоком качестве, а те, кому позволяют доходы приобретают телевизоры Full HD и аппаратуру, поддерживающую Dolby, при этом спрос на HD DVD и Blu-Ray диски должен расти.
Кабельное и спутниковое телевидение. В условиях активно развивающегося рынка платного телевидения и появления большого количества платных спутниковых и кабельных каналов неправильно было бы игнорировать этот сегмент рынка при продаже телевизионных прав. Конечно, сумма, которую эти каналы могут заплатить за приобретённые права, невелика, но в то же время количество абонентов (подписчиков) в несколько сотен раз меньше, чем аудитория бесплатных каналов. Как правило, премьерный показ картины на платном спутниковом канале абсолютно не идёт вразрез с последующими продажами на центральные каналы и понятие «премьерности» для центрального канала сохраняется.
Pay-Per-View (PPV) – дословно можно перевести как «плати за просмотр» – система платных трансляций событий. Содержит в себе возможности кабельного, спутникового ТВ и компьютерного терминала для обмена информацией с другими пользователями. Помимо большого набора телепередач и электронного списка программ на экране, предоставляет возможность просматривать отдельные ТВ-передачи в отложенном режиме (спустя некоторое время после их первоначального выхода в эфир), выбирать для просмотра фильмы из видео-библиотеки, осуществлять поиск содержимого ТВ-программ и видео-библиотеки по названиям, категориям и ключевым словам. Интерактивное телевидение получает всё большее распространение. В Казахстане с недавнего времени появилась услуга iDTV от «Казахтелекома». Количество абонентов iDTV в 2010 году выросло в 4,2 раза, по данным пресс-службы АО «Казахтелеком». Абонентская база по услуге iDTV к концу 2010 года составила 30 078 абонентов, что в 4,2 раза больше, чем в начале года. По информации пресс-службы, на начало этого года количество пользователей широкополосного доступа в Интернет составило 1 756 838 человек, число портов – 765 817 шт. Количество пользователей подобных услуг будет расти, поэтому стоит обратить внимание на этот канал дистрибьюции.
Цена (price) – третий элемент marketing-mix. На каждом этапе движения продукта от производителя к зрителю происходит создание добавленной стоимости, а на каждом этапе возврата денег от потребителя происходит убывание средств. Каждый участник этой цепи забирает себе определенную часть валовой выручки, и до кинопроизводителя обычно доходит не более 20–30% от валовой суммы средств, собранных от зрителя. Розничные операторы забирают себе от 10 до 50% выручки, от 7 до 25% забирает дистрибьютор. Продюсер же получает около 42% и менее от кассовых сборов. Формула успешного кинопроекта: бокс-офис в 3,5 раза больше производственного бюджета.
Производственный бюджет картины «Морской волк» составляет 5 060 000 тенге или $34 189
Затраты на маркетинг составляют 3 795 000 тенге или 25 642$ .
В настоящее время перед продюсером стоит задача привлечения средств из самых различных источников. На рисунке 2 показаны основные источники финансирования кинопроекта «Морской волк»:
Рисунок 2 – Основные источники финансирования кинопроекта
«Морской волк»
Структура финансирования проекта «Морской волк» может быть сложной, включая как возвратные, так и невозвратные деньги. Однако даже если деньги невозвратные, это не значит, что мы получаем их просто так. Нам их дают с определёнными целями, которые необходимо в итоге оправдать, иначе можно навсегда потерять доверие и внести своё имя в чёрный список.
Тот же риск присутствует и относительно источников возвратных средств. Чтобы получить возвратные деньги, мы должны убедить инвестора или кредитора, что располагаем механизмом возврата средств. Для этого нам необходимо сделать прогноз доходов проекта, причем подставить реалистичные цифры и каналы продаж. Только после того как мы получим пессимистический прогноз доходов, мы сможем увидеть лимит нашего бюджета, который необходимо привлекать и который не следует превышать. Из чистой прибыли мы должны вернуть инвестору часть его дохода, а если он финансировал 100 % проекта, то он может забрать до 90 % прибыли, таким образом, чистая прибыль продюсера будет очень мала. Но для инвестора это также означает 100% риска, который вообще никак не обеспечен до тех пор, пока не готова финальная копия фильма. Последнее обстоятельство очень важно, т.к. цена прав на фильм прямо зависит от степени готовности кинопроекта. 100%-ное инвестирование – полностью венчурное, рискованное дело. Его минусы – полное принятие рисков. Его плюсы – 100%-ные права на часть прибыли, которой обладает инвестор. Поэтому для нас, как продюсера будет целесообразнее договариваться с инвестором о финансировании в размере 15-20% от общей стоимости фильма. В таблице 8 показаны возможные суммы финансирования кинопроекта «Морской волк» различными финансовыми источниками – возвратными и невозвратными.
Таблица 8 – Возможные суммы финансирования кинопроекта «Морской волк»
Финансирование проекта |
Надо отдавать | ||||||
Источники финансирования |
Pre-production |
Production |
Post-production |
Distribution |
Итого |
Кредит, мезонин |
% |
Специализированные фонды |
$1000 |
$3000 |
$3000 |
- |
$7000 |
0 |
0 |
Государственные организации |
$1618 |
$8095 |
$6476 |
- |
$16189 |
0 |
0 |
Спонсоры |
$2000 |
$2000 |
$4000 |
0 |
0 | ||
Рекламодатели |
$2000 |
$2000 |
0 |
0 | |||
Дистрибьюторы |
- |
- |
- |
$2000 |
$2000 |
$0 |
% от прибыли |
Частные инвесторы |
$3000 |
- |
- |
- |
$3000 |
% от кредита | |
Банки |
- |
% от кредита |
Продолжение таблицы 8
Итого финансирование проекта |
$5618 |
$11095 |
$13476 |
$4000 |
$34189 |
$0 |
|||
Расходы проекта | |||||||||
Pre-production |
$2521 |
- |
- |
- |
$2521 |
- |
- | ||
Production |
- |
$22693 |
- |
- |
$22693 |
- |
- | ||
Post-production |
- |
- |
$5867 |
- |
$5867 |
- |
- | ||
Distribution |
- |
$3108 |
$3108 |
- |
- | ||||
Итого расходы проекта |
$2521 |
$22693 |
$8975 |
$34189 |
- |
- |
Продвижение (promotion). Эффективное продвижение кинопроекта должно начинаться с самого первого, подготовительного, периода создания фильма. Однако важно не только грамотно запустить этот процесс в соответствии с разработанным планом, но и активно использовать различные процедуры, позволяющие контролировать и регулировать рекламно-информационную кампанию. При создании политики продвижения кинопродукта следует разрабатывать именно те маркетинговые коммуникации, которые будут направлены непосредственно на потенциальную аудиторию и будут максимально понятны ей. Далее будут подробно изложены оптимальные виды маркетинговых коммуникаций кинопроекта «Морской волк».
1. PR и СМИ.
Информация о работе Маркетинговый анализ производства короткометражного фильма «Морской волк»