Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2014 в 08:58, дипломная работа
Цель работы: проведение маркетингового анализа производства короткометражного художественного фильма «Морской волк».
В соответствии с поставленной целью решались следующие задачи:
Исследование теоретических основ организации маркетинговой деятельности.
Выявление основных проблем киноиндустрии и анализ отечественного кинорынка.
Маркетинговые исследования по фильму.
Разработка рекомендаций по совершенствованию маркетинговой деятельности киностудий.
Введение 10
Глава 1. Теоретические основы организации маркетинговой
деятельности 13
1.1 Роль маркетинга в управлении фирмой 13
1.2 Научные подходы к организации маркетинговой деятельности 17
1.3 Современные концепции маркетинговых исследований 22
1.4 Современное состояние киноиндустрии 28
Глава 2. Маркетинговый анализ производства короткометражного
художественного фильма «Морской волк» 30
2.1 Описание проекта 30
2.2 Организационная структура и творческо-постановочные задачи 34
2.3 Основные параметры фильма 38
2.4 Анализ доходов от проката фильма 39
2.5 Анализ рисков проекта 42
2.6 Анализ отечественного кинорынка 44
2.7 Marketing-mix (комплекс маркетинга ) 52
Глава 3. Разработка рекомендаций по совершенствованию
маркетинговой деятельности киностудий, в том числе АО «Казахфильм» 62
3.1 Разработка режиссерского сценария (в разрезе сцен и объектов) 62
3.2 Производственно-экономические параметры 63
3.3 Система материального стимулирования работников
основного состава съемочной группы и ее обоснование 66
3.4 Прокатная политика законченного фильма 69
3.5 План повышения коммерческой эффективности кинопроектов
с точки зрения маркетинга 76
3.6 План PR компании кинофильма «Морской волк» 85
3.7 Рекомендации по реализации стратегии 88
Заключение 91
Список использованной литературы 95
2.5 Анализ рисков проекта
Главный способ минимизации риска – это производство фильма по признанным мировым принципам: постоянные консультации с ведущими дистрибьюторами в процессе производства фильма, включая одобрение сценариста и сценария, режиссёра и арт-директора, которые будут тщательно подобраны. Это поможет и создать качественный продукт, и гарантировать сильную дистрибуцию и рекламу кинопроекта. Второй способ минимизации риска – это поддержание очень высокого уровня качества фильма при сохранении невысокого бюджета проекта, что приведёт к увеличению доходов при контролируемом низком уровне расходов. Высокое качество кинопроизводства будет достигаться благодаря приглашению высококлассных специалистов на основные ключевые позиции кинопроизводства, как творческие, так и технические. Их опыт и знание сложностей кинопроизводства позволит избежать множества ошибок и провести кинопроизводственный процесс максимально гладко и эффективно.
Расчёт индекса рентабельности показан в формуле (3). Это метод является вариацией метода NPV (чистый приведённый доход).
PI = P0 / I0 (3)
где P0 – дисконтированная прибыль,
I0 – дисконтированные инвестиции.
В свою очередь P0 рассчитывается по формуле (4):
P0 = FV1 / (1+K) + FV2 / (1+K)2 + FV3 / (1+K)3 + …+ FVn / (1+K)n (4)
где FV1, FV2, FV3,…, FVn – ожидаемые (фактические) доходы периодов 1, 2, …, n;
К – минимальный коэффициент дисконтирования.
I0 рассчитывается по формуле (5):
I0 = I1 / (1+K) + I2 / (1+K)2 + I3 / (1+K)3 + …+ In / (1+K)n (5)
где I1, I2, I3,…, In – ожидаемые (фактические) расходы периодов 1, 2, …, n;
Проведём расчёты:
При K = 0,1
P0 = 926 446/(1+0,1) +346 890/(1+0,1)2 + 3 327 500/(1+0,1)3 = 4 600 836
I0 = 660 237/(1+0,1) + 25 228/(1+0,1)2 + 950 000/(1+0,1)3 = 2 021 236
PI = 4 600 836/2 021 236 = 2, 28
Оценка эффективности проекта по индексу рентабельности:
при PI>1 – проект эффективен и может быть принят (приведённые доходы превышают приведённые расходы);
при PI=1 – оценка проекта нейтральна;
при PI<1 – проект неэффективен и должен быть отвергнут (приведённые доходы меньше приведённых расходов).
В данном случае – PI = 2,28>1, следовательно, кинопроект «Морской волк» эффективен при K = 0,1.
Финансовые перспективы кинопроекта предполагают реалистичный уровень успешности и являются консервативными, поскольку при их составлении мы ориентировались на нынешние показатели в сфере киноиндустрии, при этом исходные данные для расчётов были снижены. Также, в финансовом плане не учитывалась возможность получения прибыли из других источников дохода, которые также могут быть прибыльными (PPV, релиз саундтрека и музыки к фильму). Важным аспектом также является то, что кинопроект «Морской волк» – малобюджетный, а у качественного малобюджетного фильма больше шансов покрыть свои затраты и принести прибыль, чем у средне- и крупно-бюджетных проектов.
2.6 Анализ отечественного кинорынка
Прежде чем говорить об отдельном кинопроекте, необходимо проанализировать рынок для которого этот проект предназначен. Важно понять, что происходит с отечественной продукцией на кинорынке, какова её динамика за последние годы, происходит ли улучшение ситуации в целом. Понять состояние отечественной киноиндустрии, можно лишь отследив её тенденции и проанализировав статистику1.
При общем числе посещений в 2011 году 10 079 389 человек, годовой объём кассовых сборов составил 7 129 478 500 тенге. Общие кассовые сборы с 2007 года выросли приблизительно в 2,5 раза. Данный показатель можно считать не очень высоким, т.к. за это время произошло увеличение цены билета. В 2011 году произошёл наибольший прирост зрителей в количестве 2 513 739 человек, таким образом, прирост составил 33% по сравнению с предыдущим годом. В прошлые годы прирост зрителей был гораздо ниже: в 2008 году он составил 9,5% по сравнению с 2007 годом, а в 2009 году увеличился на 7,7% по сравнению с 2008 годом. Этот прирост произошёл в результате введения в 2011 году в эксплуатацию 25 кинозалов на 3 125 мест, а также увеличения выпуска фильмов на экраны страны. Динамику роста общего числа посещений кинотеатров можно отследить на диаграмме 1.
Диаграмма 1 – Динамика роста общего числа посещений кинотеатров в Казахстане
Доля зрителей казахстанских картин с 2007 года увеличилась почти в 2 раза, но пока прирост идёт, конечно же, не на миллионы, а на сотни тысяч. Если в 2007 количество зрителей, посмотревших казахстанские картины, составляло 448 987 человек, то в 2010 году эта цифра составила 830 824 человека. Данный показатель свидетельствует о наличии интереса к отечественным фильмам со стороны зрительской аудитории в последние годы. Динамика роста зрителей казахстанских фильмов представлена на диаграмме 2.
Диаграмма 2 – Динамика роста зрителей казахстанских фильмов
Тем не менее, доля казахстанских картин от общих кассовых сборов за последние годы меняется всего на 1-5%. Отследить распределение кассовых сборов по странам-производителям за последние годы можно на диаграмме 3.
Диаграмма 3 – Распределение кассовых сборов по странам-производителям в 2007-2010 г.г. в Казахстане в %
Возникает вопрос: почему рост зрителей казахстанских картин увеличивается, а кассовые сборы практически не меняются? Ответ прост: помимо роста зрителей только казахстанских картин происходит и общий рост зрителей, который уже был показан на диаграмме 1. И если относительно себя самого прирост зрителей отечественных картин существенен по сравнению с предыдущими годами, то в доле общего числа посещений он очень мал – 6% от общего прироста зрителей в 2010 году. Отсюда и такая доля кассовых сборов. Интересным фактом является то, что прирост зрителей российских картин в 2010 году ещё меньше – 5% от общего прироста зрителей. Безоговорочным лидером, догнать которого пока ещё не представляется никакой возможности ни российской, ни казахстанской киноиндустрии, являются зарубежные картины, преимущественно производства США. Их прирост в 2010 году составил 89% от общего прироста зрителей по сравнению с предыдущим годом. Фильмы производства США занимают большую часть рынка. Зарубежных киносеансов в 2010 году было в 3,5 раза больше чем российских и в 10 раз больше чем казахстанских. Наглядно это показано на диаграмме 4.
Диаграмма 4 – Число проведённых киносеансов в Казахстане в 2008-2010 г.г. по странам-производителям
Произведём соотношение числа киносеансов и проценты от кассовых сборов: число казахстанских киносеансов в 2008 году в 3,5 раза меньше чем российских, а доля казахстанских картин от кассовых сборов в том же году почти, что в 4,5 раза меньше чем доля российских. Следовательно, меньшая доля кассовых сборов зависит не только от меньшего числа фильмов, но и от самих этих фильмов от предпочтения, а точнее «непредпочтения» их зрителями. В 2010 году число казахстанских киносеансов в 3 раза меньше чем российских, а их доля от кассовых сборов в том же году уже меньше в 2,2 раза. Это говорит о том, что казахстанские картины смогут конкурировать хотя бы с российскими. Основным фактором, ограничивающим увеличение доли отечественных фильмов в общих кассовых сборах, является небольшое количество картин, выпускаемых на экраны. Поэтому до тех пор, пока не будет обеспечено необходимое «количество фильмов», чтобы сформировать привычку у подрастающего поколения смотреть отечественное кино, конкурентную ситуацию с зарубежными фильмами изменить сложно. Но гоняясь за количеством, не стоит забывать и о качестве, в конце концов, именно от качества выпускаемых фильмов будет зависеть репутация отечественной киноиндустрии, а кассовые сборы всегда идут вслед за хорошей репутацией.
Далее представлен отчёт о киноотрасли России за 2010 год2. Представлен он по одной причине – в нём фигурирует одна казахстанская копродукция, и её практика может оказаться крайне полезной для отечественных кинопроектов. В таблице 2 представлен Top 10 российских фильмов. На 8-м месте оказывается копродукт киностудии «Казахфильм» – комедия с мелодраматическим уклоном («Ирония любви»), что, несомненно, радует и даёт реальные надежды.
Таблица 2 – Top 10 российских фильмов в 2010 году
№ |
Фильм |
Прокатная компания |
Релиз |
Кассовые сборы, млн. руб. |
Копии |
Наработка на копию, тыс. руб. |
1 |
Наша Russia: Яйца судьбы |
ЦПШ |
21.01.2010 |
667,2 |
1 053 |
633,7 |
2 |
Кандагар |
ЦПШ |
04.02.2010 |
449,4 |
737 |
609,8 |
3 |
О чём говорят мужчины |
ЦПШ |
04.03.2010 |
358,5 |
564 |
635,7 |
4 |
Любовь в большом городе 2 |
ЛеоПолис |
25.02.2010 |
306,3 |
868 |
352,8 |
5 |
Мы из будущего 2 |
ЦПШ |
18.02.2010 |
246,6 |
716 |
344,4 |
6 |
Утомленные солнцем 2: Предстояние |
ЦПШ |
22.04.2010 |
221,1 |
1 079 |
204,8 |
7 |
Звёздные собаки: Белка и Стрелка |
Каро |
18.03.2010 |
181,1 |
578 |
313,4 |
8 |
Ирония любви |
Каро |
25.03.2010 |
120,0 |
517 |
232,2 |
9 |
На игре 2. Новый уровень |
Каро |
15.04.2010 |
66,5 |
321 |
207,2 |
10 |
Чужая |
20-й век Фокс |
17.06.2010 |
53,1 |
615 |
74,8 |
Итого Top 10 |
- |
- |
2 669,9 |
7 048 |
375,8 | |
Доля Top 10 |
- |
- |
94% |
76% |
- |
В таблице 3 представлен рейтинг стран-производителей по совокупным кассовым сборам в России, из которого видно, что благодаря «Иронии любви» Казахстан занимает 8-е место.
Таблица 3 – Рейтинг стран-производителей по совокупным кассовым сборам в России
№ |
Страна-производитель |
Кассовые сборы, млн. руб |
Фильмы |
1 |
США |
10 037,3 |
78 |
2 |
Россия |
2 843,7 |
28 |
3 |
Великобритания |
1 830,1 |
24 |
4 |
Франция |
728,0 |
29 |
5 |
Германия |
384,1 |
18 |
6 |
Канада |
273,0 |
9 |
7 |
ОАЭ |
127,3 |
2 |
8 |
Казахстан |
120,0 |
1 |
9 |
Испания |
89,5 |
10 |
10 |
Австрия |
61,8 |
2 |
11 |
Другие |
160,2 |
42 |
6 из 28 российских фильмов (21%), вышедших в прокат в первой половине 2010 года, были созданы в копродукции. В таблице 4 представлен рейтинг копродукции России. Здесь всё-та же «Ирония любви» занимает вторую строчку, уступив лишь драме «Утомленные солнцем 2: Предстояние». Такой отрыв первых двух фильмов объясняется тем, что последующие являются фильмами ограниченного проката.
Таблица 4 – Рейтинг копродукции в России
№ |
Фильм |
Релиз |
Кассовые сборы, млн руб. |
Копии |
Страны-производители |
1 |
Утомленные солнцем 2: Предстояние |
04.22.10 |
221,1 |
1 079 |
Россия, Германия, Франция |
2 |
Ирония любви |
03.25.10 |
120,0 |
517 |
Россия, Казахстан |
3 |
Муж моей вдовы |
04.01.10 |
3,6 |
122 |
Россия, Украина, Литва |
4 |
Прячься! |
04.15.10 |
2,9 |
70 |
Германия, Россия |
5 |
Десять зим |
02.25.10 |
0,5 |
5 |
Россия, Италия |
6 |
Семья |
02.25.10 |
0,1 |
19 |
Россия, Германия, Франция |
Итого |
- |
348,2 |
1 812 |
- | |
Доля копродукции |
- |
12,2% |
19,6% |
- |
Рейтинг продюсерских компаний можно отследить в таблице 5, где в десятку вошла и одна отечественная. АО «Казахфильм» им.Ш.Айманова делит седьмую строчку со своим партнёром – компанией «Интерфест» и их совместным проектом «Ирония любви». На долю семи лидеров списка, чьи сборы превысили 100 млн. рублей, приходится 94% общей кассы российских фильмов, собранной за 1-ое полугодие 2010 года.
Информация о работе Маркетинговый анализ производства короткометражного фильма «Морской волк»