Особенности банковского маркетинга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 12:25, курсовая работа

Краткое описание

Если рассматривать маркетинг только с точки зрения инструментария рыночной политики (т.е. маркетинг-микс), то его банки применяли уже давно. Они осуществляли разработку товара (например, определяли размер кредита, срок кредитования, условия выдачи и погашения), устанавливали цену (процентную ставку, комиссионное вознаграждение), определяли систему сбыта (например, через собственную филиальную сеть или банки-партнеры) и, наконец, прилагали усилия по реализации (в основном, посредством персональной продажи).

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………..3
1 Сфера банковских услуг………………………………………………………………..5
Депозитные услуги……………………………………………………………………5
Кредитование …………………………………………………………………………8
Услуги в сфере пластиковых карт …………………………………………………11
Операции с ценными бумагами ……………………………………………………14

Особенности банковского маркетинга……………………………………………...17
Продуктовая стратегия………………………………………………………………18
Ценовая политика…………………………………………………………………..22
Системы доставки…………………………………………………………………...27
Коммуникационная политика………………………………………………………31

Применение банковского маркетинга в Агроинкомбанке………………………...43
Характеристика банка……………………………………………………………….43
Применение маркетинга «Агроинкомбанка» для сегментации рынка банковских услуг…………………………………………………………………………………...44
Применение маркетинга в управлении активами………………………………….49
3.4 Выработка стратегии маркетинга в банке………………………………………...51
3.5 Структура банка и роль маркетинговой службы………………………………….53
3.6 Роль рекламы в банке……………………………………………………………….57
Заключение……………………………………………………………………………….63
Список литературы………………………………………………………………………66
Приложения………………………………………………………………………………67

Вложенные файлы: 1 файл

курсач маркетинг.doc

— 592.00 Кб (Скачать файл)
  • наличие глубоких макроэкономических познаний;
  • детальное знание рынка, законов его развития,
  • специфики и динамики рыночных отношений в России и других странах;
  • доскональное освоение узкой маркетинговой специальности, являющейся для конкретного работника основной;
  • свободная ориентация во всей совокупности экономических отношений в области рынка, в их взаимозависимости и взаимообусловленности;

 предприимчивость, ответственность,  честность, принципиальность, физическое  здоровье и некоторые другие

3.6 Роль рекламы в  банке

 

Потенциальные клиенты видят банк через призму рекламных обращений. Роль рекламы в формировании имиджа банка стала действительно значительной, этим и объясняется увеличение рекламной активности банков.

Реклама является составной частью формирования авторитета банка. Например, товарная реклама информирует потребителя об особенностях и достоинствах банковских услуг, пробуждает интерес к ним. Потребитель постепенно превращается из потенциального клиента в реального. Престижная, или фирменная реклама представляет достоинства банка, выгодно отличающие его от конкурентов. Ее цель - вызвать доверие к банку со стороны людей. Реклама престижа обычно сопряжена со значительной общественной деятельностью банка. Такой подход естественен, так как в условиях конкуренции недостаточно предоставлять качественные услуги, обеспечивать маркетинг. Даже очень хороший банковский продукт может "не пойти", если банк проводит неэффективную рекламную политику или общественность неправильно ее понимает.

Банки могут  использовать рекламу в газетах  и журналах, по радио и телевидению, различные виды городской рекламы (рекламные щиты, перетяжки), реклама по почте адресная и безадресная в виде пресс-релизов, годовых докладов, традиционных бюллетеней, каталогов, листовок и буклетов; участие в выставках, связи с общественностью, разного рода рекламные сувениры.

Как отмечают специалисты, реклама наиболее эффективна, когда  осуществляется комплексно, неоднократно, имеет чётко выраженную целевую  направленность.  
Для повышения эффективности рекламы необходимо разработать план рекламной кампании, учитывающий маркетинговую стратегию банка

Рекламная политика представляет собой совокупность всей деятельностибанковского  учреждения, которая проводится с  целью завоевания новых рынков, увеличения объема реализации услуг, повышения  авторитета банка

и в конечном итоге приводит его к выполнению долгосрочных и краткосрочных целей.

Целями рекламной политики банка являются введение на рынок  новой услуги,

завоевание новых рынков; расширение знаний реальных и потенциальных  потребителей о банках и наборе предоставленных им услуг; создание благоприятного представления о самой услуге; поддержание уже существующего интереса к существующим услугам данного банка; активизация существующего спроса, создание неформальных связей между банками и их постоянными клиентами; информация о смене условий предоставления услуг, что иногда приводит к изменению цен на них или других аспектов их реализации.

 

Банки могут использовать рекламу в газетах и журналах, по радио и телевидению, различные  виды городской рекламы (рекламные  щиты с помощью рисунков и света, реклама по почте — адресная и безадресная — в виде пресс–релизов, годовых докладов, традиционных бюллетеней, каталогов, листовок и буклетов; участие в выставках, связи с общественностью (Public Relations), разного рода рекламные сувениры; выбор рекламных лозунгов или девиза банка, а также другие нетрадиционные виды рекламы.

 

Реклама в газетах  и журналах гибка, оперативна, имеет  хороший охват местного рынка, широкое  признание и легкое восприятие. Ее отрицательные черты — это  кратковременность существования, все еще невысокое качество воспроизведения, незначительная контактная аудитория.

 

Телевизионная реклама  представляет собой удачное сочетание  изображения,

звука и движения и  оказывает чувственное воздействие  с высокой степенью привлечения внимания. Например, реклама банка «Империала» очень оперативна и имеет широкий охват аудитории. К сожалению, она не всегда размещается в предпочтительное время.

 

Наружная реклама обладает такими достоинствами, как гибкость, высокая частота повторных контактов, невысокая стоимость, слабая конкуренция. К ее отрицательным сторонам можем отнести такие, как полное отсутствие избирательности контактной аудитории, ограничение творческого характера.

 

 

Реклама наиболее эффективна, когда осуществляется комплексно, неоднократно, имеет чётко выраженную целевую направленность.

Для повышения эффективности  рекламы необходимо разработать  план рекламной кампании, учитывающий  маркетинговую стратегию банка, и, возможно, с привлечением специалистов из рекламных агентств.

Из всего безграничного  спектра рекламных возможностей Агроинкомбанк использует три: местные  газеты, наружная реклама, радио.

В течении 2006-2007 годов  большинство банков города вообще не размещали рекламы, а лидерами являлись Сбербанк, Банк Москвы. Доля расходов на рекламу в прессе Агроинкомбанка составляла около 6 % (таблица 4). При этом наблюдается снижение эффективности массированной банковской рекламы.

Таблица 4

Таблица 3. Суммарный объем выходов  рекламы в 2002–2007 гг. по типам медианосителей

 

 

БАНК

Медиа

Всего

Cinema

Outdoor

Press

Radio

TV

 

А

1

2

3

4

5

6

 

СОДБИЗНЕСБАНК

8396

291

333

3030

7381

19431

 

СБЕРЕГАТЕЛЬНЫЙ БАНК РОССИИ

18

3333

2018

3846

1346

10561

 

АЛЬФА–БАНК

 

3015

417

1485

3287

8204

 

АВАНГАРД БАНК

 

1059

810

1984

4317

8170

 

ИМПЭКСБАНК

 

1163

393

5586

709

7851

 

БАНК МОСКВЫ

 

1273

2585

2571

1353

7782

 

ВОЗРОЖДЕНИЕ БАНК

 

357

694

4745

225

6021

 

АГРОИНКОМБАНК

 

548

911

3574

380

5413

 

КРАСБАНК

 

126

42

 

5116

5284

 

АЛЬФА БАНК ЭКСПРЕСС

 

2362

68

1048

1752

5230

 

CITIBANK

 

714

337

4056

 

5107

 

ВНЕШТОРГБАНК

 

606

1154

2465

827

5052

 

МОСКОВСКИЙ КРЕДИТНЫЙ БАНК

218

243

353

2375

1684

4873

 

АВТОБАНК–НИКОЙЛ

 

192

1052

2872

69

4185

 

БАНК РУССКИЙ СТАНДАРТ

 

580

109

183

3251

4123

 

RAIFFEISENBANK AUSTRIA

 

1861

542

788

 

3191

 

ГУТА БАНК

 

809

668

1636

20

3133

 

БАНК 1 О.В.К.

 

89

407

1508

1089

3093

 

МОСКОВСКИЙ ДЕЛОВОЙ МИР

 

540

593

723

1161

3017

 

АБСОЛЮТ БАНК

 

433

271

2199

2

2905

 

СПАРТАК–БАНК

       

2882

2882

 

АКАДЕМХИМБАНК

 

2605

5

236

2

2848

 

УРАЛСИБ

 

1730

339

449

152

2670

 

ПЕРВЫЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ БАНК

 

2435

85

103

3

2626

 

ВНЕШЭКОНОМБАНК

 

517

172

 

1768

2457

 

ЮНИАСТРУМ БАНК

 

531

206

1156

547

2440

 

AMERICAN EXPRESS

   

319

2046

 

2365

 

СОЮЗОБЩЕМАШБАНК

 

1801

19

 

423

2243

 

МЕНАТЕП–САНКТ–ПЕТЕРБУРГ

 

805

684

287

392

2168

 

ПЕТРОКОММЕРЦБАНК

 

289

345

422

1041

2097

 

DELTACREDIT

 

2

426

1648

1

2077

 

МЕЖДУНАРОДНЫЙ МОСКОВСКИЙ

 

303

425

1186

163

2077

 

МОСТ–БАНК

 

1158

13

685

119

1975

 

РОСБАНК

 

515

431

137

850

1933

 

ЕВРОПЕЙСКИЙ ТРАСТОВЫЙ БАНК

 

952

184

658

9

1803

 

ГАРАНТИ БАНК

 

1016

84

 

692

1792

 

ВНЕШАГРОБАНК

 

110

36

 

1570

1716

 

PAREX BANK

 

40

1310

 

295

1645

 

РУССКИЙ БАНК РАЗВИТИЯ

 

277

101

1187

1

1566

 

РОСЕВРОБАНК

 

291

303

831

4

1429

 

СЕМБАНК

 

9

28

1371

 

1408

 

КАЗНАЧЕЙ (ВКЛАД)

   

57

1324

 

1381

 

BSGV

 

476

185

699

 

1360

 

УРАЛСИБ (С–ПБ)

 

868

423

   

1291

 

МОСКОВСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ

 

348

174

609

9

1140

 

СБЕРБАНК РОССИИ (СМР)

 

1127

     

1127

 

АЛЬФА–БАНК (С–ПБ)

 

994

118

   

1112

 

ПЛАТИНОВЫЙ (ВКЛАД)

   

1

1076

 

1077

 

ПРОМЭНЕРГОБАНК

   

148

922

 

1070

 

ВИЗАВИ БАНК

 

810

240

 

2

1052

 

ГЛОБЭКС БАНК

 

143

685

207

1

1036

 

СОБИНБАНК

 

338

153

150

385

1026

 

СЛАВЯНСКИЙ БАНК

 

27

98

891

1

1017

 

ПРОБИЗНЕСБАНК

 

405

175

355

77

1012

 

Всего

8632

40516

21729

65309

45358

181544


 

По итогам кластерного  анализа были выявлены три группы банков, а, соответственно, и три  основные стратегии при распределении  рекламного бюджета между основными  медианосителями (график 6), а именно:

Первая стратегия (Сбербанк РФ, Импэксбанк, Банк Москвы, Банк Возрождение, Бин–Банк, CitiBank, Внешторгбанк, Автобанк–Никойл и др.) предполагает большую часть выходов собственной рекламы на радио, остатки бюджета распределены соответственно между рекламой в прессе, наружной рекламой и рекламой на телевидении.

Вторая стратегия (Содбизнесбанк, Альфа Банк, Авангард Банк, Красбанк, Банк Русский Стандарт, Спартак–Банк и др.) видит телевидение  своим прерогативным медианосителем, поскольку львиная доля выходов  рекламы банков этой группы размещается на телевидении. Следующими по количеству выходов идут соответственно радио, наружная реклама и реклама в прессе.

Третья стратегия (BSGV, Агроинкомбанк Альфа Банк Экспресс, Гаранти Банк, Банк Уралсиб, Внешэкономбанк, Русский банк развития и др.) имеет целью охватить весь рынок медианосителей в равной степени, поскольку выходы рекламы этих банков распределены более или менее равномерно между всеми четырьмя видами медианосителей.

 Рекламная компания Агроинкомбанка отличалась не только размером месячного рекламного бюджета, но и манерой подачи материала. В основном в ненавязчивом информативном ключе. При меньших суммарных затратах средний размер рекламного объявления больше чем у банков конкурентов. Шрифты, компоновки, лозунги в печатных объявлениях постоянно менялся, видимо отражая извилистую линию поисков лучшего решения. Объявления носили преимущественно текстовую форму, за исключением товарного знака и силуэта какого-либо архитектурного символа города (для сглаживания сезонных колебаний использовались ставки с повышенной доходностью, беспроигрышные лотереи.

В прессе данный банк упоминается  благосклонно, без особых перегибов, в отличие от т.н. лидеров на рынке  кредитования—«Русский стандарт»  и «Хоум Кредит», к ним отношение  прессы да и самих граждан в  последнее время ухудшается.

Данная рекламная компания по оценкам экспертов обеспечила прирост клиентуры примерно на 10-15% .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Банковский маркетинг  сегодня является неотъемлемой частью успешного развития кредитной организации. В то же время эти услуги стоят довольно дорого, поэтому в большинстве случаев не только региональные, но и федеральные банки предпочитают рассчитывать на собственные силы.

Ужесточающаяся конкуренция  на рынке стала главным стимулом, заставляющим банки вкладывать деньги в финансовый маркетинг. «У большинства кредитных организаций продуктовый ряд сегодня практически одинаков, поэтому вырваться вперед можно только за счет грамотно выстроенной маркетинговой политики. Она позволяет максимально точно узнать клиентов, на которых ориентируется банк, и их потребности, вовремя скорректировать существующие предложения, ввести новые продукты. 
 
            При формировании сегодняшнего российского банковского маркетинга очень многое берется из опыта западных финансовых организаций. Однако направления маркетинговой политики, как правило, определяются спросом на те или иные банковские продукты: ипотеку, автокредитование. Сегодня интерес клиентов постепенно уходит от депозитов к небанковским инструментам, и банкам приходится к этому приспосабливаться. Они больше перепрофилируются на работу с фондами, кредитование, обслуживание коммунальных платежей, мобильных систем. 
 
И тем не менее  сегодня при формировании маркетинговой политики в большинстве случаев даже крупные кредитные организации стараются обходиться собственными силами и только в самых сложных случаях прибегают к помощи специализированных консалтинговых компаний. По оценкам аналитиков расходы на финансовый маркетинг во многих розничных банках составляют в среднем всего 1-2% совокупных расходов (для примера: у компаний, производящих товары массового потребления, эти расходы составляют 15-20%). 
 
В зависимости от стоящих задач, временных и других факторов полевые и кабинетные исследования могут проводиться как соответствующими подразделениями банка, так и внешними организациями. Как правило, для проведения исследований на репрезентативных выборках привлекаются сторонние организации». Когда нужно провести специализированные исследования, например, определить круг клиентов, наиболее предпочтительный для банка, мы обращаемся за помощью к специализированным фирмам, чтобы выявить потребности этой группы в кредитах, В большинстве других случаев банк старается получить максимальный объем информации о клиенте при предоставлении кредита, начиная от сведений, которые могут о нем быть в СМИ, и заканчивая его заработной платой  
 
Профессиональные исследования рынка заказывают обычно головные офисы банков. Многие федеральные банки применяют СRМ-системы (Customer Relationship Management - управление взаимоотношениями с клиентами), позволяющие сводить воедино и анализировать информацию о клиентах. Это в свою очередь обеспечивает точную оценку прибыльности и рентабельности банковских продуктов, оптимизацию предложений для отдельных групп клиентов. 
 
По мнению экспертов, для того чтобы скорректировать маркетинговую политику по территории, региональные филиалы также пользуются аналитическими обзорами Центробанка. Информацию, которую предоставляют клиенты при получении кредита, банки используют для анализа своей кредитной деятельности, ее активности, актуальности определенных видов кредитов. Сильная маркетинговая команда в самом банке либо помощь профессиональных маркетинговых агентств необходимы при выводе на рынок новой услуги, когда требуется собирать новую информацию. 
 
Большинство аналитиков считают, что ситуация, когда банки предпочитают обходиться без помощи консультантов, временна. Банк прежде всего обеспечивает текущую ликвидность, поэтому содержать специалиста, который занимался бы маркетинговым развитием банка, по карману только крупным кредитным организациям. Для средних региональных структур это уже достаточно накладно. В то же время заказ услуг специалистов из профильных компаний может стоить $40-70 тыс. В регионах, отмечают эксперты, расценки на проведение маркетинговых исследований финансовых структур гуманнее. Но, как показывает практика, банки все-таки не заказывают отдельных специализированных маркетинговых исследований - гораздо более широкое распространение получили смешанные проекты, когда региональные банки прибегают к комплексу услуг аудиторских, консультационных, управленческого учета, а также банковского маркетинга. 
 
Но несмотря на большие затраты, экономическая эффективность банковского маркетинга довольно высока, и он выгоден для кредитной организации, так как позволяет формировать новые источники для пополнения ресурсной базы.

Информация о работе Особенности банковского маркетинга