Особенности маркетинга в аграрном секторе экономики России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 11:03, курсовая работа

Краткое описание

Агромаркетинг - это вид целенаправленной творческой деятельности по предвидению, планированию, организации и управлению удовлетворением спроса потребителей на товары, услуги, идеи с/х производства посредством обмена.
Концепция маркетинга имеет три основные особенности: ориентация на платежеспособного покупателя; подчинение интересов подразделений основным интересам и целям предприятия; объединение ориентиров действий всех функциональных служб предприятий вокруг его коренных интересов.

Содержание

1. Понятие и особенности агромаркетинга.
2. Маркетинг и особенности рынков в комплексе агробизнеса.
3. Функции агромаркетинга.

Вложенные файлы: 1 файл

Лекции Маркетинг в АПК 6-эк.doc

— 416.00 Кб (Скачать файл)

Ресурсы 

Анализ ресурсов к стратегии следует проводить  одновременно, для того чтобы отобрать ресурсы, позволяющие получать максимальную отдачу. Это следует делать ежегодно.

Примеры

имеющиеся в 

наличии

могут быть

в наличии

Финансовые

Технологические

Обеспечение (сырье) Производительность

Персонал

Возможности маркетинга

Объем продаж

Объем распределения

   

 

МАРКЕТИНГОВАЯ СТРАТЕГИЯ

По содержанию — это ответ на вопрос: Как  Вы планируете довести свою продукцию до потенциальных покупателей? В предыдущем разделе бизнес-плана описываются характеристики рынка. Маркетинговая стратегия, приведенная в данном разделе, описывает специфические маркетинговые действия, которые предприниматель планирует осуществить для достижения своих целей.

Маркетинговая стратегия состоит из 4 основных компонентов:

 Продукция  - микс

- "продукция"'  означает "физическую продукцию плюс".  Этот "плюс" поможет Вам создать свой имидж и сделать его отличным от имиджа ваших конкурентов. Место/ распределение – микс;

- каналы распределения  имеют значительное влияние на  стратегию выбора продукции, продвижение ее на рынок и ценообразование.

Продвижение-микс

- продвижение  на рынок имеет решающее значение  в рыночной экономике. Оно должно  быть предметом постоянного внимания. Основными способами продвижения на рынок являются личные продажи, реклама, продвижение на рынок и связи с общественностью.

Цена-микс

- является  одним из самых сложных компонентов,  т.к. должны учитываться многие факторы, такие, как цели бизнеса, внешние факторы (конкуренты, потребители и т. д.) и внутренние факторы (производственные расходы, узкие места и т. д.).

Контрольный список вопросов для анализа рынка.

Продукция-микс

• Каковы специальные  характеристики или уникальность продукции?

• Какое требуется  качество продукции по сегментам  рынка, на которые нацелен данный бизнес?

• Какое требуется  количество продукции по сегментам рынка?

• Каков ассортимент  продукции?

• Является ли она марочной или нет? Почему?

• Какой вид  обслуживания предлагается вместе с  продукцией?

• Каков тип  упаковки? Почему?

• Каким должен быть срок хранения продукции? Какие  предлагаются гарантии качества и/или срока хранения продукции?

Место/распределение-микс

  • Каковы каналы распределения продукции по рыночным сегментам и через какое количество точек розничной торговли оно осуществляется?
  • Каковы средства транспортировки продукции?
  • Используются ли собственные или другие средства транспортировки?
  • Как перевозятся товары?
  • Какие используются возможности для хранения продукции?
  • Как используется система управления запасами продукции и сохранения ее в хорошем состоянии?
  • Как распространяется информация о продукции?
  • Как связано обслуживание с выбором каналов распределения?

Продвижение-микс

Личные продажи

  • Какое количество продавцов в штате?
  • Специализированы ли продажи по географическому местоположению или типу продукции?
  • Практикуются ли комиссионные продажи?
  • Какова частота визитов к покупателям?
  • Насколько часто составляются отчеты о продажах?
  • Как часто анализируются результаты продаж?
  • Насколько часто проводятся встречи-продажи?
  • Как отбирается и нанимается торговый персонал?
  • Обучен ли персонал технике переговоров?
  • Используется ли навязывание товара?
  • Дайте статистику о продажах если ее можно собрать.

Реклама

  • Какой используется /предполагается вид рекламы?
  • Как определяется бюджет на рекламу?
  • Как осуществляется выбор средств массовой информации (газета, радио — местное, федеральное, телевидение и т.д.)?
  • Какие рекламные сообщения и какое внешнее оформление рекламы используется?
  • Какой составляется график рекламной кампании?
  • Как измеряется эффект от рекламы?
  • Как отбираются рекламные агенты?

Продвижение на рынок

  • Осуществляются ли покупки подарков для установления деловых отношений?
  • Предлагаются ли специальные цены? В течение какого срока они действуют?
  • Организуются ли викторины, конкурсы и игры, способствующие продвижению товара на рынок?    
  • Насколько посредник приспособлен к этим формам продвижения товара на рынок?
  • Существуют ли какие-либо юридические требования для проведения подобных; мероприятий? Соблюдаются ли они?

Связи с общественностью

  • Как поддерживаются контакты с прессой (пресс-релизы, конференции)?
  • Организуются ли какие-либо информационные встречи, дни открытых дверей, экскурсии и т. д.?
  • Участвует ли кто-либо из членов правления в мероприятиях по связям с общественностью?
  • Существуют ли какие-либо контакты с местными органами власти или другими правительственными организациями?
  • Осуществляется ли публикация годовых отчетов финансовой деятельности?

Цена-микс

  • Каков уровень цен?
  • Какова цена с учетом проведения маркетинговых мероприятий, упомянутых ранее?
  • Каков уровень цен в сравнении с конкурентами?
  • Существуют ли уровни интервенции цен?
  • Проводятся ли какие-либо специальные мероприятия, связанные с ценообразованием?
  • Предлагается ли специальная цена для посредника (розничная скидка или фиксированная цена)?
  • Существует ли какая-либо система скидок (например, по количеству или сезонности покупок)?
  • Используются ли бонусы, предоставляемые клиентам для достижения определенного уровня годового оборота?
  • Какова политика дифференциации цен?
  • Каковы специальные условия оплаты?
  • Какова конкуренция среди посредников?

 

ЦЕЛИ И ПРИНЦИПЫ РЕГИОНАЛЬНОГО МАРКЕТИНГА

На сегодняшний  день сложились два основных направления социально- экономического развития общества: глобализация и регионализация. Эти процессы, вероятно, и далее будут главными факторами, способствующими созданию модели устойчивой мировой экономики. Глобализация в этом двуединстве — основополагающий фактор. Но в агропромышленном комплексе в условиях дифференциации природных, экономических, социальных и демографических факторов именно процессы регионализации служат инструментом устойчивого развития субъектов экономики.

Региональный  маркетинг представляет собой инструмент предпринимательства, учитывающий при принятии хозяйственных решений потребности, состояние и динамику спроса, конъюнктуру рынка региона, характер межрегиональных связей, а также создающий условия для максимальной адаптации производства к требованиям рынка. Под понятием «региональный» в данном случае понимают территории, характеризующиеся совокупностью отличительных от других территорий черт.

Актуальна идея выделения в регионе тех функций, выполнение которых будет повышать его конкурентный потенциал, и развитие их. Речь идет об изучении рынка, спроса, цен на продукцию в регионе, реализации его потенциала как с точки зрения внутренних, так и внешних потребностей (за пределами региона).

Существует  много определений регионального  маркетинга. Одни экономисты характеризуют его как ориентированную на управление концепцию по развитию регионов. При этом под регионом понимают исторически развившуюся территорию любого размера.

Другие под региональным маркетингом понимают определенный образ мышления и действий руководителей регионального уровня и предпринимателей, в основе которого лежит стремление удовлетворить выявленные потребности конкретных людей, групп потребителей, предприятий и фирм в соответствующих товарах (готовой продукции, технологии, услугах, информации и т. д.) как в данном регионе, так и за его пределами.

Главное в  этом виде маркетинга — целевая ориентация и комплексность, объединение в систему всех элементов предпринимательской, производственно-сбытовой деятельности, осуществляемой в интересах хозяйствующих субъектов региона. Комплексность приводит к проявлению синергического эффекта.

Исходя  из сказанного, можно определить цели регионального маркетинга:

  • обеспечение прибыльности коммерческой деятельности в регионе путем выгодного использования ресурсного,  производственного и трудового потенциала;
  • создание условий для завоевания рынка за пределами региона за счет достижения устойчивых связей его субъектов, расширения ассортимента товаров, производимых в регионе;
  • прогнозирование рыночной ситуации, анализ платежеспособного спроса потребителей на территории региона в рамках сложившегося товарного ассортимента, а также при выводе на рынок новых товаров;
  • выработка комплекса действий по обеспечению эффективного производства и реализации товаров, введение их в практику.

Кроме того, маркетинг содействует увеличению числа каналов сбыта, сглаживает региональные различия в ценовой политике, которые ведут к повышению рисков, стимулирует участников хозяйственной деятельности к поиску более дешевых средств производства, создает условия для достижения необходимой прозрачности рыночных процессов на основе создания союзов и объединений.

В региональном маркетинге функционально различают  следующие классические предпринимательские цели.

  • Интегрирующая и организационная. Региональный маркетинг должен связывать субъекты региона, если необходимо, в институциональные образования, например, объединения по поддержке бизнеса, разработке стратегии работы с региональной маркой. Могут быть также предложены решения по охране окружающей среды и созданию рабочих мест и т. д.
  • Инициирующая и конструктивная. В регион привносят идеи и инновации, формируют спрос на них целевых групп и оказывают помощь в проведении их в жизнь.
  • Координирующая, управляющая и контролирующая. Согласовывается проведение важных мероприятий в регионе, что позволяет избежать избытка информации и выполнения дублирующих работ и т. д.
  • Информативная и коммуникационная. Сбор и обработка информации о целевых группах (внутренних и внешних), конкурентах, средствах массовой информации и общественных институтах путем маркетингового исследования и т. д.

В региональном маркетинге можно выделить следующие сферы:

  • коммунальный маркетинг;
  • городской и внутригородской;

• маркетинг по месту происхождения продукции.

Принципы  регионального маркетинга как экономического инструмента следующие:

  • нацеленность на конечный результат производственно-сбытовой деятельности региона, так как эффективность реализации товаров означает освоение рынков; расширение рынка за пределами региона;
  • ориентация региона на долговременные результаты рыночной деятельности; известно, что рынки продуктов питания — это рынки покупателей, и региональный маркетинг на них может осуществляться только в условиях усиливающейся конкуренции;
  • применение тактики и стратегии адаптации производства в регионе к требованиям потребителей при одновременном целенаправленном воздействии на них с помощью рекламы, выставок, ярмарок и т. д.

 

Региональный  маркетинг может стать эффективной  экономической формой разрешения противоречий между отраслевым и региональным подходами в регулировании экономики. Он выполняет определенные функции в системе управления: согласование интересов субъектов рынка; максимальная адаптация экономики региона к условиям рынка с учетом региональной специфики; учет потребностей населения региона, состояния и динамики формирующихся рынков, а также выявление и защита интересов предприятий и фирм на региональном уровне. Выполнение этих функций возможно в силу того, что региональный маркетинг занимает промежуточную позицию между программами воздействия на национальную экономику на макро- и микроуровнях, обеспечивая согласованность интересов (рис. 31).

Информация о работе Особенности маркетинга в аграрном секторе экономики России