Проблемы деятельности малых предприятий (на примере ООО "АТМ")

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 10:10, дипломная работа

Краткое описание

В развитых странах давно поняли, насколько важную роль играет малый бизнес в их экономике. Также трудно переоценить значимость развития малого бизнеса и для нашей страны, где оно способно коренным образом и без существенных капитальных вложений расширить производство многих потребительских товаров и услуг с использованием местных источников сырья, решить проблему занятости, ускорить научно-технический прогресс и составить позитивную альтернативу криминальному бизнесу.
Таким образом, проблема функционирования малых предприятий является для России очень актуальной.

Содержание

Введение
Глава 1. Специфика малых предприятий и их роль в экономике
Проблемы малого предпринимательства в современной России и пути их преодоления
Глава 2. Описание производственно - хозяйственной деятельности организации
2.1. Краткая характеристика ООО «АТМ»…………………………………..….4
3. Оценка результатов деятельности предприятия……………………………...7
3.1. Анализ Отчета о прибылях и убытках ООО «Оптовый центр «АТМ»…..7
3.2. Анализ издержек обращения………………………………………………..8
3.3. Анализ использования трудовых ресурсов ………………………………...9
3.4. Анализ движения и технического состояния основных средств ………..10
3.5. Анализ эффективности использования основных средств……………….11
3.6. Анализ оборачиваемости дебиторской задолженности…………………..19
3.7. Анализ оборачиваемости кредиторской задолженности…………………20
3.8. Сравнительный анализ дебиторской и кредиторской задолженностей…21
3.9. Анализ платежеспособности………………………………………………22
3.10. Соотношение сомнительной дебиторской и кредиторской задолженности предприятия……………………………………………...…….23
3.11. Оценка объема продаж, активов, дебиторской и кредиторской задолженности предприятия……………………………………………………23
Глава 4. Проблемы в деятельности предприятия……………………………..25
4.1 Внешние возможности и угрозы предприятия…………………………….25
4.2 Сильные и слабые стороны предприятия…………………………………26
4.3 Матрица SWOT – анализа ООО «Оптовый центр «АТМ»………………26
Глава 5. Предложения по совершенствованию деятельности малого торгового предприятия………………………………………………………28
5.1 Основные направления мер по решению проблем малых предприятий в России
Заключение 83
Список литературы 88

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.docx

— 141.27 Кб (Скачать файл)

 

1.2   Проблемы малого предпринимательства в современной России и пути их преодоления

Малые предприятия  России в своей деятельности сталкиваются с большими трудностями.

Многие характерные особенности  становления МП в России напрямую связаны с основными проблемами, мешающими развитию нормальных рыночных отношений и частного предпринимательства  в целом. Для оценки уровня значимости этих проблем воспользуемся сводными данными нескольких социологических  опросов (табл. 1).

Таблица 1

Основные проблемы малого бизнеса в России

Порядок значимости

по мере упоминания

Основные проблемы

1

Налоги

2

Законодательство

3

Инфляция

4

Экономическая ситуация в целом

5

Поставки, дефицит

6

Трудности получения и высокая  ставка за кредит

7

Неплатежеспособность партнеров, клиентов

8

Несовершенство банковской системы

9

Политическая ситуация

10

Бюрократия

11

Недостаток производственных площадей, офисов

12

Действия правительства, властей

13

Коррупция, взятки

14

Недостаток материальной базы

15

Финансовая политика государства, действия ЦБ

16

Сбыт, поиск клиентов, потребителей

17

Высокие цены на сырье и материалы

18

Монополия государства, госпредприятий

19

Трудности с арендой 

20

Разрыв экономических связей

21

Недостаток информации

22

Недостаток культуры, опыта 

23

Необязательность партнеров 

24

Проблемы собственности 

25

Кадровые проблемы

26

Недостаток собственных средств 

27

Невыгодность производства

28

Большая, громоздкая отчетность

29

Нет льгот 

30

Рэкет

31

Невыгодность инвестиций

32

Конкуренция

33

Несовершенство рынка 

34

Недоверие западных партнеров 

35

Отрицательное отношение к предпринимателям


 

Важным экономическим условием становления малого бизнеса, которое  во многом зависит от эффективности  методов государственного управления, регулирования и контроля, является наличие и степень развитости рынков факторов производства, таких  как:

- рынок капитала (сейчас он находится  в зачаточном состоянии, ограничен  по набору используемых финансовых  и инвестиционных инструментов, весьма неустойчив и серьезно  искажен инфляционными процессами  и зависимостью от колебаний  валютных курсов и общеэкономической  конъюнктуры);

- рынок труда (в России он  существует, но характеризуется  значительными региональными и  структурными диспропорциями спроса  и предложения);

- рынок инвестиционных товаров,  включая землю и иные объекты  недвижимости (он законодательно  не отрегулирован, слабо ориентирован  на потребности малого бизнеса,  монополизирован и в значительной  степени коррумпирован).

При этом имеется в виду не просто признание необходимости существования  в России этих рынков и наличие  соответствующей инфраструктуры, обеспечивающей их эффективную работу, но и возможность  доступа на них малых предприятий, повышения их роли в формировании спроса, а также полной и достоверной  информации о состоянии рынков, причем в национальном масштабе.

На тенденции развития малого бизнеса  оказывают непосредственное влияние  негативная динамика основных макроэкономических показателей, продолжение спада  производства. К числу основных макроэкономических факторов следует отнести:

- ограниченность внутреннего спроса  и наличие кризиса сбыта на  внутреннем рынке в связи с  недостатком свободных финансовых  средств предприятий и падением  реальных доходов населения;

- вялую инвестиционную активность, отсутствие перетока средств  из финансового в реальный  сектор экономики, ужесточение  требований к обеспечению, кредитов  со стороны финансовых организаций,  крайне низкую эффективность  инвестиций;

- неконкурентоспособность продукции  отечественного производства в  условиях растущего давления  со стороны импортных товаров.

Адаптация к жестким внешним  условиям происходит только на микроуровне  путем изменения стратегии поведения  малых предприятий, их переориентации на выпуск товаров и услуг, пользующихся спросом и заполняющих новые  сегменты рынка. Малые предприятия  при этом могут эффективно использовать свои объективные преимущества в  гибкости, мобильности и быстроте приспособления к запросам потребителей.

Состояние товарного рынка в  Российской Федерации, на котором действуют  субъекты малого предпринимательства, существенным образом отличается от экономически развитых стран. Развитые рыночные отношения характеризуют  преобладающее влияние спроса и  быстрая реакция на него, приоритет  частной собственности, детальность  законодательства и традиции соблюдения договорных отношений, минимальная  криминализация, развитость рыночной инфраструктуры, информационная открытость и общественный контроль, финансовая стабильность, доступность факторов производства, географическая интегрированность  в национальном и наднациональном  масштабе.

В целом внешняя среда для  малого предпринимательства становится все более неблагоприятной. Происходит активный процесс концентрации производства и капитала наряду с установлением  финансового, имущественного и управленческого  контроля за ранее самостоятельными предприятиями со стороны финансово-промышленных групп и более крупных компаний.

В этих условиях малому бизнесу необходима не продекларированная во многих нормативных  актах и речах политиков поддержка, а реальные, конкретные шаги и действия.

Основная  проблема малых предприятий –  это та законодательная база, на которую сейчас может опираться  малое предпринимательство. Пока она  несовершенна, а во многих очень  существенных положениях вообще отсутствует. Важное противоречие сегодняшней политики – попытка обеспечить переход к рынку административно-командными методами сверху, игнорируя основу рыночной системы – интерес предпринимателя. Сама же логика создания рыночной экономики требует движения "снизу вверх" – от интереса предпринимателя к централизованному созданию рыночной инфраструктуры (налоговая, кредитная политика, банки, биржи и т.д.) обслуживающей и реализующей этот интерес.1

Еще одна важная проблема – кадры. Ведь предприниматель  должен не только обладать определенным складом характера, но и получить должное образование.

Третий  недостаток реформы – практическая ликвидация источников формирования первоначального  капитала. Получение кредита затруднительно для малого предпринимательства  высоким процентом за кредит и  нежеланием коммерческих банков вкладывать деньги в малый бизнес из-за большого риска и отсутствия гарантий.

Четвертый фундаментальный недостаток – отсутствие систем государственной и общественной поддержки малого бизнеса. С большим  запозданием создан государственный  орган, призванный содействовать становлению и развитию малого бизнеса – Комитет поддержки малых предприятий и предпринимательства при Госкомимуществе РФ.

Практика  также показывает, что провозглашаемые  проекты, направленные на развитие малого предпринимательства, как правило, оказываются неэффективными и зачастую это связано с отсутствием  единой стратегии  в направлении  реализации данных проектов.

Направления поддержки малого предпринимательства.

Как показывает мировая и отечественная практика, малое и среднее предпринимательство, учитывая его характерные особенности, нуждается в постоянном внимании и поддержке со стороны органов  государственной власти и местного самоуправления. В первую очередь  необходимо сформировать широкую правовую среду функционирования малого предпринимательства. Этот процесс начался с принятия законодательных и нормативных  актов, регулирующих предпринимательскую  деятельность вообще, так как субъекты малого предпринимательства не являются особой организационно-правовой формой предпринимательской (экономической) деятельности граждан и юридических  лиц. Одновременно идет создание инфраструктуры малого предпринимательства и объединения  предпринимательских организаций  в ассоциации (союзы). В системе  поддержки малого предпринимательства  особое место занимают проблемы финансово-кредитной  поддержки, применения налоговых льгот  и решения других актуальных вопросов, оказывающих существенное влияние  на развитие малого предпринимательства. В соответствии с законодательством  финансово-кредитная поддержка малого предпринимательства осуществляется федеральным Фондом поддержки малого предпринимательства, фондами субъектов  РФ и муниципальными фондами с  привлечением заинтересованных организаций. Финансовое обеспечение фондами  государственных и муниципальных  программ поддержки малого предпринимательства организуется ежегодно за счет бюджетов всех уровней, а также средств, поступающих от приватизации государственного и муниципального имущества, доходов от собственной деятельности фондов, добровольных взносов физических и юридических лиц, в том числе иностранных, доходов от выпуска и размещения ценных бумаг, а также по процентам от льготных кредитов, выделенных на конкурсной основе субъектам малого предпринимательства.

На Министерство экономического развития и торговли РФ возложена разработка политики государственной  поддержки малого предпринимательства, а также координация деятельности центральных органов федеральной  исполнительной власти и формирование инфраструктуры малого предпринимательства. Дальнейшее развитие малого бизнеса  в России предусмотрено Федеральным  законом «О государственной поддержке  малого предпринимательства в РФ», а также Указом Президента РФ «О мерах по устранению административных барьеров при развитии предпринимательства».

На ряд  министерств и ведомств возлагается  обязанность по внесению изменений  и разработке соответствующих положений  в области финансирования и кредитования, научно-технического развития, материально-технического обеспечения и сбыта продукции, подготовки кадров, внешнеэкономической  деятельности, а также установление дополнительных налоговых льгот  для субъектов малого предпринимательства. Согласно постановлению утвержден  комплекс первоочередных мер по развитию малого предпринимательства в РФ:

 - нормативно-правовое;

 - финансово-кредитное;

 - информационно-техническое;

- организационное;

 - кадровое и консультационное обеспечение;

 - внешнеэкономическая деятельность.

Для успешного  эффективного функционирования малых  предприятий необходима разработка эффективных программ развития малых  предприятий на всех уровнях экономической структуры государства. Эти программы должны реализовываться в следующих направлениях:

  • формирование инфраструктуры поддержки — одновременно на всех уровнях государственной власти;
  • внесение в установленном порядке предложений о налоговых льготах для малых предприятий и ежегодное выделение средств из соответствующих бюджетов на осуществление государственной поддержки;
  • передача малым предприятиям результатов НИОКР и инновационных разработок;
  • передача в собственность малым предприятиям на льготных условиях незавершенных и пустующих объектов, а также нерентабельных предприятий;
  • обеспечение возможности первоочередного выкупа арендуемых малыми предприятиями объектов недвижимости.

Другим  направлением совершенствования государственной  политики в отношении малого бизнеса  должна стать борьба с негативной административной политикой. Необходимо пресечь коррупцию среди чиновников, обеспечить защиту субъектов малого предпринимательства от злоупотреблений  должностных лиц, а также упростить  систему регистрации малых предприятий, ослабить излишнюю нагрузку проверяющих  инстанций.

глава 2. Описание производственно-хозяйственной деятельности организации

2.1  Краткая характеристика ООО «АТМ»

Общество с ограниченной ответственностью «Оптовый центр «АТМ»  создано и действует в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом  Российской Федерации «Об обществах  с ограниченной ответственностью». Общество является юридическим лицом  и строит свою деятельность на основании  Устава и действующего законодательства Российской Федерации. Срок деятельности общества не ограничен. Общество является коммерческой организацией.

Информация о работе Проблемы деятельности малых предприятий (на примере ООО "АТМ")