Проблемы деятельности малых предприятий (на примере ООО "АТМ")

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 10:10, дипломная работа

Краткое описание

В развитых странах давно поняли, насколько важную роль играет малый бизнес в их экономике. Также трудно переоценить значимость развития малого бизнеса и для нашей страны, где оно способно коренным образом и без существенных капитальных вложений расширить производство многих потребительских товаров и услуг с использованием местных источников сырья, решить проблему занятости, ускорить научно-технический прогресс и составить позитивную альтернативу криминальному бизнесу.
Таким образом, проблема функционирования малых предприятий является для России очень актуальной.

Содержание

Введение
Глава 1. Специфика малых предприятий и их роль в экономике
Проблемы малого предпринимательства в современной России и пути их преодоления
Глава 2. Описание производственно - хозяйственной деятельности организации
2.1. Краткая характеристика ООО «АТМ»…………………………………..….4
3. Оценка результатов деятельности предприятия……………………………...7
3.1. Анализ Отчета о прибылях и убытках ООО «Оптовый центр «АТМ»…..7
3.2. Анализ издержек обращения………………………………………………..8
3.3. Анализ использования трудовых ресурсов ………………………………...9
3.4. Анализ движения и технического состояния основных средств ………..10
3.5. Анализ эффективности использования основных средств……………….11
3.6. Анализ оборачиваемости дебиторской задолженности…………………..19
3.7. Анализ оборачиваемости кредиторской задолженности…………………20
3.8. Сравнительный анализ дебиторской и кредиторской задолженностей…21
3.9. Анализ платежеспособности………………………………………………22
3.10. Соотношение сомнительной дебиторской и кредиторской задолженности предприятия……………………………………………...…….23
3.11. Оценка объема продаж, активов, дебиторской и кредиторской задолженности предприятия……………………………………………………23
Глава 4. Проблемы в деятельности предприятия……………………………..25
4.1 Внешние возможности и угрозы предприятия…………………………….25
4.2 Сильные и слабые стороны предприятия…………………………………26
4.3 Матрица SWOT – анализа ООО «Оптовый центр «АТМ»………………26
Глава 5. Предложения по совершенствованию деятельности малого торгового предприятия………………………………………………………28
5.1 Основные направления мер по решению проблем малых предприятий в России
Заключение 83
Список литературы 88

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.docx

— 141.27 Кб (Скачать файл)

Важно не допустить дальнейшего роста  доли дебиторской задолженности  в общем объеме оборотных активов  предприятия - это может повлечь  за собой снижение всех финансовых показателей, замедление оборота ресурсов, простои вследствие не внутренних проблем, а внешних, снижение возможности  оплачивать свои обязательства перед  кредиторами.

В целом  можно сказать, что на рассматриваемом  предприятии имеются определенные резервы в росте эффективности  управления активами и пассивами.

глава 4. Проблемы в деятельности предприятия

4.1 Внешние возможности и угрозы предприятия

Внешние возможности и угрозы предприятия  представлены в табл. 17.

Таблица 17

Возможности

Угрозы

Улучшение уровня жизни населения

Изменение покупательских предпочтений

Изменение технологии продаж

Снижение уровня жизни населения

Снижение цен на товары

Усиление безработицы

Появление нового поставщика

Рост темпов инфляции

Снижение налогового бремени

Снижение уровня цен

Разорение конкурентов

Объединение нескольких конкурентов

Неудачное поведение конкурентов

Рост налогов и пошлин

Снижение уровня безработицы

Усиление конкуренции

Замедление темпов инфляции

Рост безработицы и падение  покупательной способности населения


 

 

4.2 Сильные и слабые стороны предприятия

Сильные и  слабые стороны предприятия представлены в табл. 18.

Таблица 18

Сильные стороны

Слабые стороны

Нет перебоев с поставкой товаров 

Недостаточность рекламы

Большой спрос на товары предприятия

Не до конца отлаженная сбытовая сеть

Высокая квалификация персонала

Отсутствие мотивации персонала

Неучастие персонала в управленческих решениях

Высокая рентабельность

Наличие широкого круга конкурентов


 

На основании  оценки сильных и слабых сторон предприятия, его потенциальных возможностей и угроз составим матрицу возможностей и угроз (табл. 19).

Таблица 19

4.3 Матрица SWOT – анализа ООО «Оптовый центр «АТМ»

 

Возможности:

Угрозы:

 
  1. Улучшение уровня жизни населения
  2. Изменение технологии продаж
  3. Снижение цен на товары
  4. Появление нового поставщика
  5. Снижение налогового бремени
  6. Разорение конкурентов
  7. Неудачное поведение конкурентов
  8. Снижение уровня безработицы
  9. Замедление темпов инфляции
  1. Изменение покупательских предпочтений
  2. Снижение уровня жизни населения
  3. Усиление безработицы
  4. Рост темпов инфляции и цен на товары
  5. Снижение уровня цен
  6. Объединение нескольких конкурентов
  7. Рост налогов и пошлин
  8. Усиление конкуренции
  9. Рост безработицы и падение покупательной способности населения

Сильные стороны:

  1. Множество поставщиков исключают перебои с поставкой товаров
  2. Большой спрос при сравнительно низкой цене
  3. Высокая рентабельность
  4. Высокая квалификация персонала

Сила и возможности

  • Улучшение уровня жизни населения и спад безработицы позволят продавать больше товаров и получать больше выручки
  • Повышение квалификации персонала и неудачное поведение конкурентов дадут возможность увеличить долю рынка
  • Интенсивная реклама и четкая стратегия позволит использовать все возможности

Сила и угрозы

  • Объединение конкурентов, усиление налогового бремени повлияют на проведение стратегии
  • Рост темпов инфляции и безработицы, снижение покупательной способности и уровня жизни населения снизят доходы
  • Низкий уровень цен, оригинальная технология продаж добавят конкурентных преимуществ при изменении покупательских предпочтений

Слабые стороны:

  1. Недостаточность рекламы
  2. Не до конца отлажена сбытовая сеть
  3. Отсутствие мотивации у персонала
  4. Неучастие персонала в управленческих решениях
  5. Наличие широкого круга конкурентов

Слабость и возможность

  • Плохая рекламная политика, не до конца отлаженная сбытовая сеть создает затруднения с приобретением новых клиентов
  • Небольшой ассортимент и наличие широкого круга конкурентов затрудняет получение дополнительных доходов
  • Улучшение уровня жизни населения и снижение цен на товары и налогов позволит повысить доходы

Слабость и угрозы

  • Объединение конкурентов, снижение цен на товары могут привести к выходу из отрасли
  • Неблагоприятная политика государства, рост инфляции и уровня безработицы снизит доходы предприятия
  • Неучастие персонала в принятии управленческих решений при средней мотивации могут привести к потере ценных кадров

 

Как видно  из табл. 19, для предприятия наиболее значимыми и вероятными в ближайшей перспективе являются возможности расширения доли рынка, ассортимента выпускаемой продукции и новых каналов по сбыту продукции.

К наиболее вероятным угрозам деятельности и существования предприятия  относятся:

- большое  числа конкурентов и/или объединение  нескольких крупных;

- изменение  пищевых пристрастий населения;

- неблагоприятная  политика государства в области  налогообложения;

- рост  отпускных цен на сырье.

Комбинация нескольких из вышеперечисленных  факторов могут привести к банкротству  предприятия и выходу его из отрасли.

По итогам проведенного исследования для рассматриваемой организации  можно выделить следующие проблемы деятельности (рис. 9).

 

 

Проблемы деятельности предприятия

 
       

Снижение динамики выручки и чистой прибыли

 

Отсутствие  стратегии управления персоналом

     

Недостаточный уровень финансовой самостоятельности  и ликвидности

 

Недостаточный уровень рентабельности

     

Высокий уровень  затрат на ведение дела

 

Нерациональная  система мотивации персонала

     

Высокий уровень  дебиторской и кредиторской задолженности

 

Высокий уровень  текучести кадров


 

Рис. 9. Основные проблемы деятельности предприятия

 

Как видно из рис. 9, к основным проблемам деятельности организации в рассматриваемом периоде можно отнести:

1) к общим вопросам деятельности  – снижение чистой прибыли,  высокий уровень затрат на  ведение дела, недостаточные для  нормального развития показатели  финансовой устойчивости, ликвидности,  рентабельности и деловой активности;

2) к проблемам управления персоналом  – высокий уровень текучести  кадров, отсутствие общей стратегии  управления персоналом, нерациональная  система оплаты труда, отсутствие  нематериальных методов стимулирования  персонала, отсутствие системы  показателей, характеризующей эффективность  работы и системы управления  персоналом;

3) к проблемам управления дебиторской  и кредиторской задолженностью  – их высокий уровень и нерациональную  структуру.

 

глава 5. Предложения по совершенствованию деятельности торгового предприятия

1. Рост  и улучшение значений показателей  платежеспособности.

Для выполнения первого мероприятия необходимо:

- увеличивать  остатки по наиболее ликвидным  активам (денежные средства, краткосрочные  финансовые вложения);

- снижать  остатки дебиторской задолженности;

- снижать  остатки текущих обязательств (краткосрочных  кредитов и кредиторской задолженности).

2. Рост  и улучшение показателей оборачиваемости.

Для выполнения второго мероприятия необходимо:

- увеличивать  выручку от реализации;

- снижать  остатки дебиторской задолженности;

- увеличивать  остатки по наиболее ликвидным  активам (например, по денежным  средствам);

- не допускать  чрезмерного роста внеоборотного  капитала и запасов материалов;

- увеличивать  остатки по собственным средствам;

- снижать  остатки текущих обязательств (краткосрочных  кредитов и кредиторской задолженности).

3. Рост  и улучшение показателей финансовой  устойчивости.

Для выполнения третьего мероприятия необходимо:

- увеличивать  стоимость собственного капитала;

- снижать  остатки по заемным (кредиты  в банке) и привлеченным средствам  (кредиторская задолженность);

- увеличивать  величину собственного оборотного  капитала.

Увеличение  собственного капитала возможно за счет:

- роста  чистой прибыли;

- дополнительного  увеличения уставного капитала  за счет взносов учредителей;

- выпуска  облигаций (увеличение уставного  капитала);

- проведение  переоценки основных средств  (увеличение добавочного капитала).

4. Мероприятия  по совершенствованию имеющейся  системы мотивации и стимулирования  труда персонала.

Основным  инструментом мотивации и стимулирования персонала ООО «Оптовый центр  «АТМ» является материальное поощрение. Невысокая численность персонала, прибыльность бизнеса, где действует  фирма «Оптовый центр «АТМ», высокий  уровень оплаты труда, установленный  на предприятии, отодвигает моральные  методы мотивации на второй план, нивелирует в глазах персонала предприятия  их значимость.

Помимо  финансовых методов мотивации на предприятии целесообразно использовать и такие эффективные методы нефинансовой мотивации как:

- продвижение  (возможность продвижения и развития  карьеры);

- автономия  (возможность погрузиться в работу);

- коррективное  отношение к персоналу;

- доверие  работодателя;

- окружение  (комфортная рабочая обстановка);

- хвалить  тогда, когда есть хоть за  что немного похвалить (занимает  мало времени, а приносит огромный  эмоциональный заряд тому, кого  хвалят);

- поддержка  (есть человек, к которому можно  обратиться за советом);

- атмосфера  брошенного вызова (работникам нравится, когда именно от них зависит  результат, ощущение личного участия  в борьбе заряжает энергией);

- чувство  доверия к себе (человек больше  доверяет тому, от кого чувствует  встречное доверие);

- чувство,  что компания-работодатель является  хорошей и надежной компанией;

- чувство  того, что занимаемая должность  очень важна для компании;

- всем  нравится, когда между профессиональной  и личной жизнью установлено  равновесие.

В целом  же недостатки и слабые места существующей системы мотивационного управления персоналом и рекомендации и изменению  системы мотивации на предприятии  можно представить в табл. 20.

Таблица 20

Рекомендации  по изменению системы мотивации  предприятия

Недостатки и слабые места существующей системы управления персоналом

Рекомендации по формированию системы  мотивации

Не осуществляется пересмотр окладов  сотрудников

Систематическое увеличение фонда оплаты труда 

Ежегодное увеличение заработной платы сотрудникам при условии положительной ситуации на рынке

Премиальные и прочие выплаты малозаметно  влияют на доход сотрудников

Постоянная гарантированная часть  заработной платы должна составлять около 45 % от общего дохода сотрудника, а остальной доход должен зависеть от результатов работы самих сотрудников  и предприятия в целом

Нет эффективной системы оценки персонала

Разработка системы оценки персонала, которая поможет определить размеры  выплачиваемых премий по результатам  деятельности

Существующая система льгот и  компенсаций не закреплена документально

Разработка локальных нормативных  актов, где закреплены следующие  льготы и дополнительные выплаты  дифференцированно по стажу работы на предприятии и занимаемой должности

Информация о работе Проблемы деятельности малых предприятий (на примере ООО "АТМ")