Проблемы деятельности малых предприятий (на примере ООО "АТМ")

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 10:10, дипломная работа

Краткое описание

В развитых странах давно поняли, насколько важную роль играет малый бизнес в их экономике. Также трудно переоценить значимость развития малого бизнеса и для нашей страны, где оно способно коренным образом и без существенных капитальных вложений расширить производство многих потребительских товаров и услуг с использованием местных источников сырья, решить проблему занятости, ускорить научно-технический прогресс и составить позитивную альтернативу криминальному бизнесу.
Таким образом, проблема функционирования малых предприятий является для России очень актуальной.

Содержание

Введение
Глава 1. Специфика малых предприятий и их роль в экономике
Проблемы малого предпринимательства в современной России и пути их преодоления
Глава 2. Описание производственно - хозяйственной деятельности организации
2.1. Краткая характеристика ООО «АТМ»…………………………………..….4
3. Оценка результатов деятельности предприятия……………………………...7
3.1. Анализ Отчета о прибылях и убытках ООО «Оптовый центр «АТМ»…..7
3.2. Анализ издержек обращения………………………………………………..8
3.3. Анализ использования трудовых ресурсов ………………………………...9
3.4. Анализ движения и технического состояния основных средств ………..10
3.5. Анализ эффективности использования основных средств……………….11
3.6. Анализ оборачиваемости дебиторской задолженности…………………..19
3.7. Анализ оборачиваемости кредиторской задолженности…………………20
3.8. Сравнительный анализ дебиторской и кредиторской задолженностей…21
3.9. Анализ платежеспособности………………………………………………22
3.10. Соотношение сомнительной дебиторской и кредиторской задолженности предприятия……………………………………………...…….23
3.11. Оценка объема продаж, активов, дебиторской и кредиторской задолженности предприятия……………………………………………………23
Глава 4. Проблемы в деятельности предприятия……………………………..25
4.1 Внешние возможности и угрозы предприятия…………………………….25
4.2 Сильные и слабые стороны предприятия…………………………………26
4.3 Матрица SWOT – анализа ООО «Оптовый центр «АТМ»………………26
Глава 5. Предложения по совершенствованию деятельности малого торгового предприятия………………………………………………………28
5.1 Основные направления мер по решению проблем малых предприятий в России
Заключение 83
Список литературы 88

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.docx

— 141.27 Кб (Скачать файл)

Таблица 6

3.5 Анализ эффективности использования основных средств ООО «Оптовый центр «АТМ» за 2010 – 2012 гг.

Показатель

На конец года

Отклонения

2010

2011

2012

20111/2010

2012/2011

1

2

3

4

5

6

Фондорентабельность, %

55,28

58,64

65,24

3,36

6,60

Фондоотдача основных производственных фондов, руб.

4,80

5,10

6,29

0,31

1,19

Фондоемкость, руб.

0,21

0,20

0,16

-0,01

-0,04


В целом фирма  эффективно использует имеющиеся в  ее распоряжении основные средства.

 

 

Таблица 7

Динамика  и структура дебиторской задолженности  ООО «Оптовый центр «АТМ» за 2010 – 2012 гг.

Показатель 

Абсолютные величины, тыс. руб.

Удельный вес, %

Год

Отклонение

Год

Отклонение

2010

2011

2012

2011/ 
2010 гг.

2012/ 
2011 гг.

2010

2011

2012

2011/ 
2010 гг.

2012/ 
2011 гг.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Расчеты с покупателями и заказчиками

2 903

14 734

20 015

11 831

5 281

83,42

98,29

96,52

14,87

-1,76

Прочая

577

257

721

-320

464

16,58

1,71

3,48

-14,87

1,76

ВСЕГО дебиторская задолженность

3 480

14 991

20 736

11 511

5 745

100,00

100,00

100,00

-

-


 

Рис. 4. Динамика и структура дебиторской задолженности

 

        Анализ дебиторской задолженностей предприятия представлен в табл. 7 (рис. 4). Из табл. 6 видно, что по сравнению с началом анализируемого периода заметно значительное увеличение остатка дебиторской задолженности – от 3 480 тыс. руб. на конец 2010 года до 20 736 тыс. руб. на конец 2012 года. В структуре дебиторской задолженности фирмы в 2010 – 2012 годах имеется всего две статьи – покупатели и заказчики, а также прочие дебиторы. Наиболее значительное увеличение остатка дебиторской задолженности компании произошло в 2011 году – 11 511 тыс. руб. Прирост задолженности в 2012 году по сравнению с 2011 годом составил еще 5 745 тыс. руб. В основном, увеличение дебиторской задолженности происходило за счет роста остатков по задолженности покупателей и заказчиков. Так, в 2011году ее увеличение составило 11 831 тыс. руб., а в 2012 года – 5 281 тыс. руб. Задолженность же по прочим дебиторам:

- по подотчетным  лицам – по выданным им средствам  в подотчет (на командировочные  расходы и приобретение товаро-материальных  ценностей);

- по подотчетным  лицам – по выявленным недостачам;

- с персоналом  по прочим операциям (займы  работников у предприятия и  др.);

- в 2011 году, наоборот, сократилась (на 320 тыс. руб.), а в 2012 году – возросла (на 464 тыс. руб.).

Большую часть задолженности по данной статье дебиторской задолженности составляют средства, выданные в подотчет.

Как уже  отмечалось, в течение всего периода  наиболее значительный удельный вес  в структуре дебиторской задолженности  занимают долги покупателей и  заказчиков фирмы.

Поскольку практически всю сумму дебиторской  задолженности предприятия составляют обязательства покупателей и  заказчиков, рассмотрим динамику и  структуру этого вида обязательств более подробно. Для этого составим табл. 8. Из табл. 8 видно, что в течение всего периода дебиторскую задолженность покупателей и заказчиков можно классифицировать по трем признакам: виду реализованных товаров, виду покупателей и месту реализации.

Динамика  и структура дебиторской задолженности  по видам реализованной продукции ООО «Оптовый центр «АТМ» за 2010–2012 гг.

 

Таблица 8

Показатели

 

 

 

Абсолютные величины, руб.

Удельный вес, %

Год

Отклонение

Год

Отклонение

2010

2011

2012

2011/

2010 гг.

2012/

2011 гг.

2010

2011

2012

2011/

2010 гг.

2012/

2011 гг.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

По видам товаров

Отечественная продукция

2433

14048

18434

11 615

4 386

83,81

95,34

92,10

11,53

-3,24

Зарубежная продукция

296

415

752

119

337

10,20

2,82

3,76

-7,38

0,94

Сопутствующие товары

174

271

829

97

558

5,99

1,84

4,14

-4,15

2,30

Итого

2 903

14 734

20 015

11 831

5 281

100,00

100,00

100,00

-

-

По покупателям

Физические лица (ИП)

912

7874

9325

6 962

1 451

31,42

53,44

46,59

22,03

-6,85

Юридические лица

1991

6860

10690

4 869

3 830

68,58

46,56

53,41

-22,03

6,85

Итого

2 903

14 734

20 015

11 831

5 281

100,00

100,00

100,00

-

-

По месту реализации

город Томск

1495

12249

16492

10 754

4 243

51,50

83,13

82,40

31,64

-0,74

Томская область

1096

1986

2897

890

911

37,75

13,48

14,47

-24,28

1,00


 

По видам  реализованных товаров в течение  всего периода наибольший удельный вес занимает задолженность покупателей  по реализованным им отечественным  приборам. На начало рассматриваемого периода доля данного вида обязательств в общей сумме составляет 83,81 %. В течение периода доля таких  обязательств возросла до 92,10 %, что  связано как с ростом выручки  от реализации в целом, так и с  увеличением спроса на отечественную  технику. Рост доли задолженности покупателей  за отечественную продукцию привел к снижению доли обязательств по реализованным:

- импортным  приборам – с 10,20 до 3,76 % на начало  и конец периода соответственно;

- сопутствующим  товарам (расходным материалам  к приборам) – с 5,99 до 4,14 % на  начало и конец периода соответственно.

При рассмотрении динамики и структуры задолженности  покупателей по их видам видно, что  в течение всего анализируемого периода большую часть обязательств занимают юридические лица.

         При этом видно, что в течение периода происходит снижение доли обязательств юридических лиц и увеличение доли обязательств физических лиц (компания работает и с ИП).

При рассмотрении динамики и структуры обязательств покупателей по месту реализации видно, что большая часть должников  ООО «Оптовый центр «АТМ» находятся  в городе Томске. При этом доля таких  обязательств к концу рассматриваемого периода увеличилась с 51,50 % до 82,40 %. Это связано с тем, что при  реализации своих товаров ООО  «Оптовый центр «АТМ» тщательно  изучает своих покупателей. Кроме  того, такого рода покупателей легче  контролировать. В связи с ростом доли обязательств лиц, расположенных  или проживающих в городе Томске, в течение всего периода происходило  снижение доли обязательств по лицам, расположенным или проживающими в Томской области или даже за ее пределами.

Так, доля обязательств покупателей из Томской  области за рассматриваемый период сократилась с 37,75 до 14,47 % на начало и конец периода соответственно. Доля же покупателей за пределами  Томской области сократилась  с 10,75 до 3,13 % на начало и конец периода  соответственно.

Анализ  динамики и структуры кредиторской задолженности предприятия проведем в табл.9 (рис. 5). В целом за рассматриваемый период увеличение остатка кредиторской задолженности составило 28 163 тыс. руб. При этом в 2011 году произошло резкое увеличение остатка – на 52 421 тыс. руб., а в 2012 году его снижение – на 8 510 тыс. руб.

 

Таблица 9

Динамика  и структура кредиторской задолженности  ООО «Оптовый центр «АТМ» за 2010 – 2012 гг.

Показатель 

Абсолютные величины, тыс. руб.

Удельный вес, %

Год

Отклонение

Год

Отклонение

2010

2011

2012

2011/ 
2010 гг.

2012/ 
2011 гг.

2010

2011

2012

2011/ 
2010 гг.

2012/ 
2011 гг.

КРАТКОСРОЧНАЯ

                   

Поставщики и подрядчики

6 014

5 887

18 429

-127

12 542

76,45

17,31

51,15

-59,14

33,84

Бюджет 

335

208

367

-127

159

4,26

0,61

1,02

-3,65

0,41

Займы и кредиты

882

27 120

15 250

26 238

-11 870

11,21

79,73

42,33

68,52

-37,41

Прочие кредиторы

636

799

1 984

163

1 185

8,08

2,35

5,51

-5,74

3,16

Итого краткосрочная кредиторская задолженность

7 867

34 014

36 030

26147

2 016

100,00

100,00

100,00

-

-

ВСЕГО кредиторская задолженность

7 867

34 014

36 030

52 421

-8 510

100,00

100,00

100,00

-

-


Рис. 5. Динамика и структура кредиторской задолженности

 

В структуре  кредиторской задолженности фирмы  в течение всего периода имеются  следующие статьи: поставщики и подрядчики, персонал фирмы, кредиты, бюджет и прочие кредиторы.

Наибольший  удельный вес в общем объеме обязательств в течение всего периода занимают обязательства перед поставщиками (за поставленные товары, работы, услуги) и банком (по краткосрочным кредитам). Удельные веса по иным категориям обязательств невелики. Вся имеющаяся на балансе  предприятия кредиторская задолженность  – краткосрочная.

Анализ  динамики и структуры обязательств перед поставщиками проведем в табл.10 (рис.6). Из расчетов видно, что в течение всего периода большая часть кредиторской задолженности перед поставщиками и подрядчиками составляет задолженность по полученным товарам – от 87,86 % на конец 2010 года, до 90,86 % на конец 2012 года. Доля обязательств предприятия за оказанные услуги и выполненные работы в течение периода невелика.

Таблица 10

Динамика  и структура задолженности перед  поставщиками и подрядчиками за 2010 – 2012 гг.

Показатель

 

 

Абсолютные величины, тыс. руб.

Удельный вес, %

Год

Отклонение

Год

Отклонение

2010

2011

2012

2011/

2010 гг.

2012/

2011

гг.

2010

2011

2012

2011/

2010 гг.

2012/

2011 гг.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Поставленные товары

5 284

4 956

16 744

-328

11 788

87,86

84,19

90,86

-3,68

6,67

Проведенные работы

226

391

920

165

529

3,76

6,64

4,99

2,88

-1,65

Оказанные услуги

504

540

765

36

225

8,38

9,17

4,15

0,79

-5,02

Итого поставщики и подрядчики

6 014

5 887

18 429

-127

12 542

100,00

100,00

100,00

-

-

Информация о работе Проблемы деятельности малых предприятий (на примере ООО "АТМ")