Разработка маркетинговой товарной стратегии предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2013 в 13:57, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: анализ товарной номенклатуры и разработка стратегических направлений товарной стратегии предприятия.
В работе рассмотрены сущность, содержание и принципы формирования товарной стратегии в маркетинге, факторы, определяющие ассортимент товаров предприятия. Дана экономическая характеристика ОАО Продтовары, универсама «Продтовары 4», сделан анализ безалкогольных напитков, реализуемых в универсаме «Продтовары 4», проведен SWOT и ABC анализы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1 СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ И ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТОВАРНОЙ СТРАТЕГИИ В МАРКЕТИНГЕ 6
1.1. Сущность, содержание и принципы формирования товарной стратегии в маркетинге 6
1.2. Факторы, определяющие ассортимент товаров предприятия 9
2 АНАЛИЗ ТОВАРНОЙ НОМЕНКЛАТУРЫ И РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ ТОВАРНОЙ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «ПРОДТОВАРЫ» НА ПРИМЕРЕ БЕЗАЛКОГОЛЬНЫХ НАПИТКОВ УНИВЕРСАМА «ПРОДТОВАРЫ 4»23
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия 23
2.2. Характеристика торгового предприятия – ОАО "Продтовары" универсама «Продтовары 4» 26
2.3. Анализ товарной номенклатуры на основе безалкогольных напитков универсама «Продтовары 4» ОАО «Продтовары» 27
3 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ТОВАРНОЙ СТРАТЕГИИ ОАО «ПРОДТОВАРЫ» 32
3.1 Обзор мероприятий по совершенствованию товарной стратегии торгового предприятия 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 39
ПРИЛОЖЕНИЯ 40

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач.docx

— 142.31 Кб (Скачать файл)

Источниками формирования имущества  общества являются: имущество и денежные взносы, переданные обществу его участниками; продукция, произведенная обществом  в результате хозяйственной деятельности; полученные доходы и иное имущество, приобретенное обществом по другим основаниям, допускаемым законом.

Открытое Акционерное Общество «Продтовары» – более пятнадцати лет, одно из наиболее динамично развивающихся предприятий в Республике Беларусь, стабильное финансовое положение которого позволяет постоянно расширять ассортимент товаров и услуг, активно внедрять прогрессивные технологии с использованием высокопроизводительного современного оборудования, постоянно совершенствовать торговый процесс, проводить реконструкцию, модернизацию, капитальный ремонт и строительство объектов розничной сети и сети общественного питания с использованием ультрасовременных материалов и технологий.

Основной вид деятельности ОАО "Продтовары" - розничная и  оптовая торговля продовольственными товарами. ОАО "Продтовары" реализует  практически все виды продовольственных  товаров.

Впервые в республике несколько  магазинов было реконструировано с  использованием самых современных  материалов и технологий, также произведен капитальный ремонт многих магазинов  с заменой 100 % холодильного и весоизмерительного оборудования с привлечением польских и итальянских специалистов, реконструировано складское хозяйство, создан отдел оптовых продаж, осуществляющий оптовую торговлю, расширяется сеть объектов общественного питания.

Впервые в республике был  осуществлен возврат к торговле по методу самообслуживания, существенно  расширен перечень дополнительных услуг, предоставляемых покупателям в  магазинах и объектах общественного  питания. Благодаря инвестициям, осуществленным за счет собственных средств, магазины ОАО "Продтовары" выгодно отличаются от большинства магазинов города.

ОАО "Продтовары" постоянно  проводит работу по наращиванию и  расширению материально-технической  базы, перепланировке торговых залов. Постоянно расширяется и обновляется  ассортимент, внедряются современные  методы и формы выкладки товаров.

Постоянный поиск путей  дальнейшего расширения услуг привел к созданию в ОАО "Продтовары" широкой сети общественного питания: бары быстрого обслуживания, кафетерии  при магазинах, кафе, кондитерский цех. Со склада № 15 производится отгрузка продовольственных  товаров, фруктов и овощей со сниженными торговыми надбавками и без торговых надбавок детским дошкольным учреждениям, лечебным учреждениям, санаториям, профилакториям.

ОАО "Продтовары" широко известно в Республике Беларусь. Активное участие в международных выставках-ярмарках сделало торговую марку ОАО "Продтовары" известной и узнаваемой в России, Молдавии, Украине, странах Прибалтики, Польше, Германии.

Согласно уставу органами управления общества являются общее  собрание участников общества и директор, который осуществляет руководство  текущей деятельностью общества. Он назначается и освобождается  от должности общим собрание участников на контрактной основе и несет перед ним персональную ответственность за выполнение возложенных на него задач и функций.

На предприятии существует линейно-функциональная структура  управления, когда руководство фирмой осуществляется не только из центра, но и непосредственно на местах. В  каждом хозяйственном подразделении (отделе, магазине, складе) ОАО "Продтовары" действует управленческий персонал, координирующий работу конкретного  субъекта управления в соответствии с генеральной стратегией фирмы. Линейно-функциональная структура - это  структура в основу, которой положен  принцип построения и специализации  управленческого персонала по функциям. Руководитель предприятия четко  определяет права и обязанности  функциональных руководителей.

Проанализируем основные показатели финансово-хозяйственной  деятельности предприятия на основании  данных бухгалтерских балансов.

Анализ динамики основных экономических показателей предприятия  за 2008-2010 годы (Данные даны в таблице 2.1).

Как видим, положительная  динамика наблюдается практически  по всем основным показателям финансово-хозяйственной  деятельности предприятия. Темп роста  товарооборота в 2009 году в сравнении  с 2008 годом составил 1,28, в 2010 году в  сравнении с 2009 годом составил 1,37.

Темп роста валового дохода в 2009 году в сравнении с 2008 годом  составил 1,32, в 2010 году в сравнении  с 2009 годом составил 1,36.

Темп роста издержек обращения  в 2009 году в сравнении с 2008 годом  составил 1,36, в 2010 году в сравнении  с 2009 годом составил 1,27.

Если в 2009 году в сравнении  с 2008 годом издержки обращения предприятия  увеличивались опережающими темпами (1,36) в сравнении с темпом роста  валового дохода (1,32), то в 2010 году в  сравнении с 2009 годом наблюдается  обратная картина. Темп роста валового дохода (1,36) опережает темпы роста  издержек обращения (1,27), что не замедлило  сказаться на показателе прибыли  от реализации товаров, которая приобрела  положительное значение.

На величину балансовой прибыли  в 2008-2010 годах значительно повлияло сальдо от внереализационных операций и операционных доходов и расходов - сдача имущества в аренду и  другие хозяйственные действия.

Таким образом, проведенный  анализ показал, что в деятельности предприятия имели место как  положительная, так и отрицательная  динамика прибыли от реализации товаров. Сегодня требуется сделать новый  шаг в освоении рынка и закрепления  на нем, учитывая возможность в ближайшие 3-5 лет строительства в г. Бресте нескольких супермаркетов, сомневаться  в технической оснащенности и  прогрессивности методов и форм продаж которых не приходится.

SWOT-анализ ОАО «Продтовары» (данные предоставлены в табл. 2.2).

2.2. Характеристика торгового предприятия – ОАО "Продтовары" универсама «Продтовары 4»

Универсам «Продтовары 4» ОАО "Продтовары" расположен на первом этаже пятиэтажного дома по адресу пр. Машерова, 53. Рядом с магазином находится остановка общественного транспорта. Режим работы - 800 – 2300.

По товарно-отраслевому  признаку универсам «Продтовары 4» ОАО "Продтовары" является универсальным, т.к. в нем предлагаются покупателю продовольственные товары всех групп в широком ассортименте.

Для обеспечения рационального  торгово-технологического процесса магазин  располагает соответствующим помещением. Имеются 2 торговых зала площадью 75 квадратных метров, которые занимают наибольшую долю в общей площади магазина. Планировка торговых залов обеспечивает свободное движение покупательского  потока, кратчайшее движение товаров  из помещения для хранения и подготовки товаров к продаже к местам их выкладки и размещения.

В этом магазине покупателю предоставляют дополнительные услуги: торговлю горячими напитками, соками, минеральной водой, бутербродами и  т.п. в специально оборудованном  кафетерии.

В торговом зале магазина для  выкладки товаров, их показа и продажи  покупателям используют прилавки, столы, стеллажи, горки, витрины, контейнеры.

Для демонстрации, продажи  и хранения скоропортящихся продуктов  используют различные виды холодильного оборудования: холодильные прилавки, витрины, прилавки - витрины, холодильные  шкафы, сборные холодильные камеры.

Продажа товаров осуществляется через прилавок и путем самообслуживания.

В торговых залах самообслуживания имеются корзины, щипцы и др. инвентарь  для отбора товаров покупателями.

2.3. Анализ товарной номенклатуры на основе безалкогольных напитков универсама «Продтовары 4» ОАО «Продтовары»

В магазине структура ассортимента должна быть наиболее рациональной, чтобы  в полной мере удовлетворять потребности  населения. С этой целью в данной работе будет интересным рассмотреть  структуру ассортимента безалкогольных напитков, реализуемых универсамом «Продтовары 4» ОАО "Продтовары" по следующим классификационным признакам:

  • по насыщению двуокисью углерода;
  • по группам;
  • по номинальному объему;
  • по количеству реализуемой продукции.

При изучении ассортимента безалкогольных напитков было установлено, что все из представленных на реализацию напитков газированные.

Структура ассортимента напитков безалкогольных газированных по группам (данные даны в табл. 2.3).

Вывод: наибольший удельный вес среди безалкогольных газированных напитков, реализуемых универсамом «Продтовары 4» ОАО "Продтовары", занимают напитки на ароматах - 34,6%; напитки на подсластителях - 30,8%. В небольшом ассортименте предлагаются квасные напитки (удельный вес - 11,5%), напитки сокосодержащие, на растительном сырье, специального назначения (удельный вес каждого - 7,7%).

На прилавках магазина отсутствует ассортимент безалкогольных напитков таких групп, как витаминизированные, энергетические напитки, морсы, квасы  брожения, напитки на минеральных  водах.

Структура ассортимента напитков безалкогольных газированных по номинальному объему (данные даны в табл. 2.4).

Вывод: если проанализировать данную таблицу, то наибольший удельный вес составляют напитки, разлитые в ПЭТ-бутылку с номинальным объемом 1,0л (26,9%), 1,5 л (24,3%), что объясняется наибольшим спросом на данные напитки (соответственно 32,2% и 28,9%).

Наименьшим спросом пользуются напитки, разлитые в бутылки вместимостью 2,0л; 0,5л; 0,25л.

Структура ассортимента напитков безалкогольных газированных, которые  были реализованы в универсаме «Продтовары 4» ОАО "Продтовары" за июнь 2012. (данные даны в табл. 2.5)

Вывод: наибольший удельный вес среди реализованной продукции занимают напитки: "Кока - Кола" (7,7%), "Пепси Лайт" (7,0%), "Фанта Апельсин" (6,4%).

Эти напитки пользуются повышенным спросом, особенно у молодежи, объяснение этому - реклама и всевозможные акции, которые проводит компания "Кока - Кола".

Ассортимент продукции характеризуется  следующими основными показателями: широтой, полнотой, глубиной, устойчивостью  и новизной.

1. Широта ассортимента определяется количеством товарных групп, видов, разновидностей и наименований товаров однородных и разнородных групп. Оценивается коэффициентом широты:

Кш = Шдб х 100%,

где Шд - фактическое количество групп, видов, разновидностей, наименований товаров, имеющихся в наличии;

Шб - широта, принятая за основу для сравнения.

В нашем случае Шд = 26 разновидностей . В качестве базовой широты принимаем количество безалкогольных напитков, максимально возможных в реализации данного магазина: Шб = 36.

Тогда Кш = 26/36 х 100 = 72,2%

Вывод: коэффициент широты ассортимента безалкогольных напитков в универсаме «Продтовары 4» ОАО "Продтовары" составляет 72,2%, что указывает на достаточно хорошую насыщенность магазина данной продукцией.

2. Полнота ассортимента - соответствие фактического наличия видов товаров разработанному перечню и существующим потребностям. Полнота ассортимента характеризуется коэффициентом полноты ассортимента:

Кп = Пдб х100%,

 где Пд - фактическое количество видов товаров, имеющихся в продаже;

Пб - количество видов, предусмотренное ассортиментным перечнем, договором поставки, стандартами и др.

Согласно таблице 7 фактическое  количество групп безалкогольных напитков, имеющихся в продаже равно 6, т.е. Пд = 6.

В соответствии с СТБ 659-2006 предусмотрено 11 групп безалкогольных напитков, т.е. Пб = 11.

Тогда Кп = 6/11 х 100 = 54,5%.

Вывод: коэффициент полноты ассортимента равен 54,5 %, что указывает на неполный ассортимент безалкогольных напитков. Возможность выбора различных видов напитков у потребителя снижена. Необходимо увеличить полноту ассортимента за счет насыщения прилавков такими напитками, как квасы брожения, напитки на минеральных водах, витаминизированные напитки и т.п.

3. Глубина ассортимента определяется числом разновидностей товаров по каждому наименованию. Коэффициент глубины ассортимента

Кг = Гдб х 100%,

где Гд - фактическое количество разновидностей товаров, имеющихся в продаже;

Гб - количество разновидностей, предусмотренное ассортиментным перечнем, условиями договора и т.п.

. Рассчитаем глубину напитков в зависимости от номинального объема ПЭТ - бутылки (Гб = 5).(данные даны в табл. 2.6)

Вывод: более полно представлен ассортимент безалкогольных напитков, таких групп, как напитки на ароматах (Кг = 100%), на подсластителях (Кг = 80%), напитки сокосодержащие (Кг = 60%).

4. Новизна ассортимента - способность набора товаров удовлетворять изменившиеся потребности за счет новых товаров. Новизна характеризуется действительным обновлением - количеством новых товаров в общем перечне (Н) и степенью обновления (Кн), которая выражается через отношение количества новых товаров к общему количеству наименований товаров (или действительной широте).

Информация о работе Разработка маркетинговой товарной стратегии предприятия