Разработка маркетинговой товарной стратегии предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2013 в 13:57, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: анализ товарной номенклатуры и разработка стратегических направлений товарной стратегии предприятия.
В работе рассмотрены сущность, содержание и принципы формирования товарной стратегии в маркетинге, факторы, определяющие ассортимент товаров предприятия. Дана экономическая характеристика ОАО Продтовары, универсама «Продтовары 4», сделан анализ безалкогольных напитков, реализуемых в универсаме «Продтовары 4», проведен SWOT и ABC анализы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1 СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ И ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТОВАРНОЙ СТРАТЕГИИ В МАРКЕТИНГЕ 6
1.1. Сущность, содержание и принципы формирования товарной стратегии в маркетинге 6
1.2. Факторы, определяющие ассортимент товаров предприятия 9
2 АНАЛИЗ ТОВАРНОЙ НОМЕНКЛАТУРЫ И РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ ТОВАРНОЙ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «ПРОДТОВАРЫ» НА ПРИМЕРЕ БЕЗАЛКОГОЛЬНЫХ НАПИТКОВ УНИВЕРСАМА «ПРОДТОВАРЫ 4»23
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия 23
2.2. Характеристика торгового предприятия – ОАО "Продтовары" универсама «Продтовары 4» 26
2.3. Анализ товарной номенклатуры на основе безалкогольных напитков универсама «Продтовары 4» ОАО «Продтовары» 27
3 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ТОВАРНОЙ СТРАТЕГИИ ОАО «ПРОДТОВАРЫ» 32
3.1 Обзор мероприятий по совершенствованию товарной стратегии торгового предприятия 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 39
ПРИЛОЖЕНИЯ 40

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач.docx

— 142.31 Кб (Скачать файл)

В универсаме «Продтовары 4» ОАО "Продтовары" новыми видами напитков являются квас "Марочный" и "Квас Ржаной", т.е. Н = 2.

Тогда коэффициент новизны  равен: Кн = Н/ Шд х 100% = 2/26 х 100= 7,7%.

5. Устойчивость ассортимента - способность набора товаров удовлетворять спрос на одни и те же товары. Коэффициент устойчивости (Ку) - отношение количества видов, разновидностей и наименований товаров, пользующихся устойчивым спросом у потребителя (У), к общему количеству видов, разновидностей и наименований товаров тех же однородных групп (Шд).

Устойчивым спросом у  потребителей пользуются следующие  напитки:

  • "Фанта Апельсин";
  • "Ванила Кока - Кола";
  • "Тархун", т. м. "Трайпл";
  • "Кола - Джаз";
  • "Кисс - Кола";
  • "Крем - Сода",
  • "Пепси Лайт";
  • "Ледяной чай" с ароматом лесных ягод;
  • "Квас Боярский", т. м. "Трайпл",
  • "Квас Ржаной".

Таким образом, У = 10. Ку = 10/26 х 100 = 38,5 %.

Вывод: коэффициент устойчивости равен 38,5%. Этот небольшой показатель можно объяснить, "консерватизмом" во вкусе и привычке потребителей. Оценив определенное наименование напитка, потребитель долго не меняет свои предпочтения.

ABC-анализ ОАО «Продтовары». (данные даны в табл. 2.7)

Заключение

В данной работе проводился анализ структуры ассортимента безалкогольных напитков и их качества по органолептическим  показателям.

При анализе структуры  ассортимента напитков безалкогольных, реализуемых магазином № 4 "Меркурий" ОАО "Продтовары" установлено:

коэффициент широты ассортимента безалкогольных напитков составляет 72,2%, что указывает на достаточно хорошую  насыщенность магазина данной продукцией;

коэффициент полноты ассортимента равен 54,5 %, что указывает на неполный ассортимент безалкогольных напитков. Возможность выбора различных видов  напитков у потребителя снижена. Необходимо увеличить полноту ассортимента за счет насыщения прилавков такими напитками, как квасы брожения, напитки  на минеральных водах, витаминизированные напитки и т.п.

более полно представлен  ассортимент безалкогольных напитков, таких групп, как напитки на ароматах (Кг = 100%), на подсластителях (Кг = 80%), напитки сокосодержащие (Кг = 60%);

коэффициент новизны равен 7,7%;

коэффициент устойчивости равен 38,5%. Этот небольшой показатель можно  объяснить, "консерватизмом" во вкусе  и привычке потребителей. Оценив определенное наименование напитка, потребитель  долго не меняет свои предпочтения.

 

3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ТОВАРНОЙ СТРАТЕГИИ ОАО «ПРОДТОВАРЫ»

3.1 Обзор мероприятий по  совершенствованию товарной стратегии торгового предприятия

Формирование товарной стратегии  торговой организации необходимо производить с учетом особенностей конкретного сегмента рынка. Товарная стратегия торговых организаций включает ассортиментную, ценовую, маркетинговую, сервисную стратегии, а также политику в области качества, которые взаимосвязаны между собой и зависят от индивидуальных запросов на конкретном сегменте рынка. Повышение уровня доходов и культуры, а также степени информированности потребителей ставит очень остро проблему гармонизации товарной стратегии торговых организаций на разных, доступных им сегментах рынка.

Совершенствование товарной стратегии предприятия предполагает целый комплекс мероприятий, в который  могут входить:

1. Увеличение сбыта за  счёт оптимизации структуры ассортимента. Возможности сбыта предприятия  в значительной мере определяются  наличием соответствующих товарных  запасов. Торговые предприятия  и производители, предлагающие  широкий ассортимент наряду с  собственной продукцией, используют  закупку для создания и поддержания  необходимого уровня товарных  запасов. Одним из предметов  оптимизации оргструктуры предприятия является управление товарными запасами, взаимодействие закупки и сбыта в этом вопросе.

Интересы сбыта, закупки  и предприятия в целом в  области управления товарными запасами не совпадают. Сбыт предпочитает иметь  значительные товарные запасы по каждой товарной группе максимально широкого ассортимента, чтобы быть в состоянии  немедленно удовлетворить любую  заявку покупателей. Закупка предпочитает осуществлять максимально крупные  оптовые поставки от ограниченного  круга поставщиков. Предприятию  необходимо поддерживать товарный запас  в целом на определенном уровне, по возможности, с минимальным постоянным отвлечением капитала. Возлагать  обязанности по управлению товарными  запасами полностью на сбыт или закупку  без регламентации взаимодействия нецелесообразно.

2. Увеличение оборачиваемости  товарных запасов. В связи со  спецификой деятельности большая  часть финансовых средств торговой  организации аккумулирована в товарных запасах, поэтому эффективное управление товарными запасами является приоритетной задачей в экономике торговли. Товарные запасы относятся к текущим материальным активам, образуя оборотные средства торговой организации. По степени ликвидности - это медленно реализуемые активы, поэтому эффективное управление товарными запасами позволит избежать иммобилизации финансовых ресурсов и перенаправить их на стратегическое развитие торговой деятельности.

Эффективное управление товарными  запасами позволяет также изыскивать пути оптимизации расходов торговой организации по таким статьям  как транспортные и складские  расходы. Без предварительного анализа  товарных запасов и покупательских предпочтений решение сократить  расходы на содержание ряда складских  помещений может привести не к  экономии, а к обратному эффекту - сокращению продаж и прибыли в  результате постоянного дефицита товаров. Чтобы этого избежать, необходимо оценить покупательский спрос, имеющиеся  возможности организации в товарных запасах, динамику объема продаж, месторасположение  покупателей, мощность и местонахождение  складских помещений, транспортные расходы и другие критерии. После  этого анализируется альтернативное использование высвободившихся  средств в случае сокращения расходов по содержанию складских помещений или транспортных расходов. Оценка проводится комплексным анализом влияния прогнозируемых расходов на показатели товарооборота и рентабельности.

3. Создание службы сервиса.  Одним из элементов товарной  политики является создание службы  сервиса для клиентов. При налаживании  службы сервиса деятелю рынка  предстоит принять три решения:

- какие услуги включать  в рамки сервиса;

- какой уровень сервиса  предложить;

- в какой форме предложить  услуги клиентам.

Услуги сервиса включаются в список после изучения мнения покупателей  и состоят из обеспечения: надёжности поставок, оперативности предоставления предложений по ценам, возможности  получения технической консультации, предоставления скидок, послепродажное обслуживание, масштабы торговой сети, гарантии замены и др.

Эффективное обслуживание потребителей предполагает высокий уровень гарантийного технического обслуживания и ремонта; предоставление клиентам сервисных  услуг, длительных сроков гарантий и  бесплатных услуг.

4. Совершенствование организации  торгово-технологического процесса. Основными принципами организации  технологических процессов в  непродовольственных магазинах  являются:

- комплексный подход к  выработке оптимальных вариантов  продажи товаров;

- соответствие технологии  современному научно-техническому  уровню;

- экономическая эффективность  принятой схемы продажи товаров;

- сохранение качества  товаров.

Неотъемлемой частью любого технологического процесса в торговле является непосредственное обслуживание покупателей, выступающее одной  из основных его функций, поэтому  необходимо постоянно совершенствовать работу с покупателями: быстро и  точно проводить расчеты с  покупателями, осуществлять квалифицированное  консультирование покупателя при принятии им решения о покупке. Было замечено, что покупатели наиболее охотно посещают магазины, в которых работают квалифицированные  продавцы-консультанты.

5. Совершенствование ценовой  политики предприятия. Снижение  уровня жизни населения приводит, с одной стороны, к общему  снижению спроса, сопровождающемуся  изменением потребительских критериев  оценки товара, а с другой, - к  росту себестоимости продукции.  Положение предприятий осложняется  жесткой конкуренцией, особенно  со стороны импортных производителей. Одним из главных факторов, существенно  снижающих риск производителя,  является умение руководителей  предприятия оптимально управлять  ценами на свою продукцию с  учетом факторов рыночного спроса. Цена является наиболее гибким  и значимым инструментом политики  предприятия. Любой товар должен  иметь цену, приемлемую для рынка,  и подчеркивающую его отличительные  качества, быть доступным к сбытовым  сетям, приспособленным к требованиям  потребителей. В нынешних условиях, вследствие снижения покупательской  способности населения, принятие  решения по ценам имеет не  только экономические, но и  социальные и психологические  последствия. Ошибки в принятии  управленческих решений ведут  к существенным моральным и  финансовым последствиям. Даже хорошо продуманные планы сбыта и рекламы не смогут нейтрализовать последствия ошибок, допущенных ранее при установлении цены.

6. Проведение рекламно-информационных  мероприятий с целью стимулирования  сбыта. Рекламно-информационная деятельность включает в себя:

- использование печатной  рекламы;

- использование рекламы  на транспорте;

- использование медиа-рекламы  (радио, ТВ);

- использование Интернет-инструментов (баннерная реклама);

- участие в выставках.

Таким образом, в результате обзора направлений совершенствования товарной стратегии предприятия было выяснено, что их несколько и каждое из направлений характеризуется множеством мероприятий.

Из анализа торгово-хозяйственной  деятельности предприятия ОАО «Продтовары» были выявлены слабые стороны товарной стратегии данного предприятия, такие как:

- недостаточная широта  ассортимента;

- падение доли торгового  холодильного оборудования в  структуре продаж;

- слабая рекламно-информационная  деятельность предприятия;

- влияние сезонности на  структуру ассортимента и объемы  продаж соответственно.

Для устранения выявленных недостатков предлагается провести несколько мероприятий по совершенствованию  товарной стратегии предприятия, а  именно:

1.Провести рекламную кампанию  для стимулирования продаж бытовых  сплит-систем.

2. Запланировать участие  в ярмарке для стимулирования  продаж торгового холодильного  оборудования.

3. Для стимулирования  продаж ввести услуги кредитования  покупателей банками с целью  покупки бытовых сплит-систем.

4. Улучшить быстроту и  эффективность расчетов с покупателями  при помощи замены ККМ на POS-терминал, принимающий к оплате кредитные и накопительные пластиковые карты.

5. Для клиентов - малых  предприятий вести систему скидок  на услуги монтажа при заказе  оборудования. Суть мероприятия  - снизить не цену на товар,  а на монтаж. Ранее скидка предоставлялась  на сам товар, а установка  оборудования проводилась по  полной стоимости. Так как цена  монтажа составляет 15 % от суммы  товара, то сделав скидку на  монтаж, предприятие потеряет меньший  процент оборота, чем при скидке  на товар. Специалисты по монтажу оборудования работают по системе тарифной почасовой оплаты труда, а не по сдельной, поэтому провести данное мероприятие представляется возможным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Тема курсовой работы «Разработка маркетинговой товарной стратегии предприятия» предусматривает углубление, конкретизацию и детализацию основополагающих аспектов деятельности предприятия в направлениях формирования его товарной структуры и многого другого, что связано с производимым продуктом или группой продуктов предприятия.

Разработка и осуществление  товарной стратегии требует соблюдения как минимум следующих условий: четкого представления о целях  производства, сбыта и экспорта на перспективу; наличие стратегии  производственно-сбытовой деятельности предприятия; хорошего знания рынка  и характера его требований; ясного представления о своих возможностях и ресурсах (исследовательских, научно-технических, производственных, сбытовых, финансовых, кадровых) в настоящее время и  на перспективу.

Необходимо продуманное  на длительную перспективу решение  таких проблем, как:

- оптимизация ассортимента (номенклатуры) производимых продуктов  с учетом их потребительских  характеристик и особенностей  технологии производства;

- темпы обновления продукции  в целом и по отдельным ее  видам с учетом ЖЦТ;

- соотношение новых и  «старых» изделий в программе,  новых и освоенных рынков сбыта;

- уровень обновления товара;

- выход на рынок с  принципиально новыми товарами  и изъятие из программы существующих, но теряющих рыночные позиции  товаров и др.

Информация о работе Разработка маркетинговой товарной стратегии предприятия