Разработка маркетинговой товарной стратегии предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2013 в 13:57, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: анализ товарной номенклатуры и разработка стратегических направлений товарной стратегии предприятия.
В работе рассмотрены сущность, содержание и принципы формирования товарной стратегии в маркетинге, факторы, определяющие ассортимент товаров предприятия. Дана экономическая характеристика ОАО Продтовары, универсама «Продтовары 4», сделан анализ безалкогольных напитков, реализуемых в универсаме «Продтовары 4», проведен SWOT и ABC анализы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1 СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ И ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТОВАРНОЙ СТРАТЕГИИ В МАРКЕТИНГЕ 6
1.1. Сущность, содержание и принципы формирования товарной стратегии в маркетинге 6
1.2. Факторы, определяющие ассортимент товаров предприятия 9
2 АНАЛИЗ ТОВАРНОЙ НОМЕНКЛАТУРЫ И РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ ТОВАРНОЙ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «ПРОДТОВАРЫ» НА ПРИМЕРЕ БЕЗАЛКОГОЛЬНЫХ НАПИТКОВ УНИВЕРСАМА «ПРОДТОВАРЫ 4»23
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия 23
2.2. Характеристика торгового предприятия – ОАО "Продтовары" универсама «Продтовары 4» 26
2.3. Анализ товарной номенклатуры на основе безалкогольных напитков универсама «Продтовары 4» ОАО «Продтовары» 27
3 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ТОВАРНОЙ СТРАТЕГИИ ОАО «ПРОДТОВАРЫ» 32
3.1 Обзор мероприятий по совершенствованию товарной стратегии торгового предприятия 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 39
ПРИЛОЖЕНИЯ 40

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач.docx

— 142.31 Кб (Скачать файл)

Эти вопросы решаются в  тесной увязке с рынком, его требованиями к поведению конкурентов. Поскольку рыночный (конечный) успех в современных условиях является главным критерием оценки деятельности отечественных предприятий, а их рыночные возможности предопределяются правильно разработанной и последовательно осуществляемой товарной стратегией, то именно на основе изучения рынка и перспектив его развития, предприятие получает исходную информацию для решения вопросов, связанных с формированием и управлением ассортиментом и его совершенствованием. К решению задач товарной стратегии на любом хозяйственном уровне требуется стратегический подход.

В данной работе проводился анализ структуры ассортимента безалкогольных напитков и их качества по органолептическим  показателям.

При анализе структуры  ассортимента напитков безалкогольных, реализуемых универсамом «Продтовары 4» ОАО "Продтовары" установлено:

  • коэффициент широты ассортимента безалкогольных напитков составляет 72,2%, что указывает на достаточно хорошую насыщенность магазина данной продукцией;
  • коэффициент полноты ассортимента равен 54,5 %, что указывает на неполный ассортимент безалкогольных напитков. Возможность выбора различных видов напитков у потребителя снижена. Необходимо увеличить полноту ассортимента за счет насыщения прилавков такими напитками, как квасы брожения, напитки на минеральных водах, витаминизированные напитки и т.п.
  • более полно представлен ассортимент безалкогольных напитков, таких групп, как напитки на ароматах (Кг = 100%), на подсластителях (Кг = 80%), напитки сокосодержащие (Кг = 60%);
  • коэффициент новизны равен 7,7%;
  • коэффициент устойчивости равен 38,5%. Этот небольшой показатель можно объяснить, "консерватизмом" во вкусе и привычке потребителей. Оценив определенное наименование напитка, потребитель долго не меняет свои предпочтения.

В последние годы бурное развитие розничной торговли предъявляет  новые, повышенные требования к владельцам и работникам магазинов. Они стараются  красиво оформить торговые залы и  витрины, стремясь выделить свое предприятие  среди многочисленных конкурентов  и привлечь покупателей.

Формирование товарной стратегии  торговой организации необходимо производить с учетом особенностей конкретного сегмента рынка. Товарная стратегия торговых организаций включает ассортиментную, ценовую, маркетинговую, сервисную стратегии, а также политику в области качества, которые взаимосвязаны между собой и зависят от индивидуальных запросов на конкретном сегменте рынка.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. СТБ 539-2006. Напитки безалкогольные. Общие технические условия.

2. Акулич И. Л.  - 6-е изд., испр. - Минск: Вышэйшая школа, 2009. - 512 с.

3. Дурович А.П. Маркетинг в предпринимательской деятельности. – Минск, НЖП «Финансы, учет, аудит», 2003 – 464 с.

4. Киреенко, Н.В. Маркетинг: Учебно-методический комплекс. Часть 1 – Минск, ИПД, 2011. – 274 с.

5. Кузнецов Н.Н. Управление продажами. - М.: Дашков и Ко, 2007. - 491 с.

6. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия, 4-е издание. - Мн.: Новое знание, 2010. - 668 с.

7. Снегирева В.В. Розничный магазин. Управление ассортиментом по товарным категориям. - Спб.: Питер, 2006. - 416 с.

8. Хейман Стивен Е., Миллер Роберт Е. Новая стратегия продаж. - М.: Лори, 2008. - 448 с.

9. Шеремет А.Д., Протопопов В.А. Анализ экономики промышленного производства. - Мн.: Высшая школа, 2007. - 258 с.

10. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Методика комплексного анализа хозяйственной деятельности. - М.: Экономика, 2000. - 368 с.

11. http://ru.wikipedia.org

12. http://bibliofond.ru

13. http://marketolog.biz

14. http://www.marketcenter.ru

15. http://www.prodtovary.com

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Таблица 1.2

Основные факторы, определяющие построение торгового ассортимента

Основные факторы, определяющие построение торгового ассортимента

Не зависящие от конкретных условий деятельности предприятия (определяют направление специализации  и тип предприятия)

Отражающие конкретные условия  работы предприятия (определяют макро- и микроструктуру ассортимента конкретного  магазина)

Социальные:

  • социальный уровень населения;
  • уровень культуры;
  • социальное обеспечение населения;
  • характер трудовой деятельности.

Экономические:

  • развитие производства товаров;
  • уровень доходов населения и источники их образования;
  • развитие экономики района деятельности;
  • цена на товары и др.

Демографические:

  • половозрастной состав;
  • количество и состав семей;
  • профессиональный состав населения и др.

Национально-бытовые:

  • национальный состав населения;
  • традиции, нравы, обычаи.

Природно-климатические:

  • географическое расположение;
  • климат;
  • природные ресурсы и др.

Учитываемые при разработке макроструктуры ассортимента (широты ассортимента):

  • роль данного магазина в системе торгового обслуживания;
  • наличие других магазинов в зоне деятельности, их специализация, мощность;
  • тип и мощность предприятия;
  • характеристика сегментов;
  • транспортные связи и др.

 

Учитываемые при определении  микроструктуры ассортимента (глубина  ассортимента – количество видов  и разновидностей):

  • уровень доходов по сегментам;
  • специфика спроса внутри сегментов;
  • размер торговой площади;
  • характеристика оборудования и др.

 

 

 

 

Рисунок 2.1

Карта расположения ОАО «Продтовары»

 

 

 

 

 

Схема 2.1

Организационная структура ОАО «Продтовары»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2.1

Анализ динамики основных экономических показателей предприятия  за 2008-2010 годы

Показатели

Период

Отклонение

Темп роста

2008

2009

2010

2009 - 2008

2010 - 2009

2009/ 2008

2010/ 2009

1

2

3

4

5

6

7

8

Товарооборот, млн. руб.

57224

73212

100621

15988

27409

1,28

1,37

Валовый доход, млн. руб.

7060

9300

12606

2240

3306

1,32

1,36

Средний уровень валового дохода, %

12,34

12,70

12,53

0,37

-0,17

1,03

0,99

Издержки обращения, млн. руб.

7136

9699

12305

2563

2606

1,36

1,27

Средний уровень издержек обращения, %

12,47

13,25

12,23

0,78

-1,02

1,06

0,92

Прибыль от реализации, млн. руб.

-76

-399

301

-323

700

5,25

-0,75

Уровень рентабельности

-0,13

-0,54

0,30

-0,41

0,84

4,10

-0,55

Операционные и внереализационные  доходы, млн. руб.

482

994

659

512

-335

2,06

0,66

Операционные и внереализационные  расходы, млн. руб.

119

427

519

308

92

3,59

1,22

Балансовая прибыль, млн. руб.

287

168

441

-119

273

0,59

2,63


 

 

 

 

Таблица 2.2

SWOT- анализ ОАО «Продтовары»

Внутренняя среда

Сильные

Слабые

Квалифицированный персонал

Разнообразие товаров

Хорошая репутация предприятия

Известность

Опыт

Дополнительные услуги

Современное оборудование

Высокие темпы роста товарооборота

Высокое качество обслуживания покупателей

Внедрение системы менеджмента качества

Цены

Высокие показатели текучести кадров среди работников административно-управленческого персонала

Большое число новых сотрудников

Необходимость обучения персонала

Недостаток рекламы

Неудовлетворительная структура баланса

Низкие показатели рентабельности

 

Внешняя среда

Возможности

Угрозы

Расширение рынков сбыта

Выход на новые рынки

Вложения со стороны инвесторов

Удобное месторасположение

Развивающая экономика региона

Конкуренция

Повышение закупочных цен

Трудности доставки товаров

Изменение потребностей или  вкусов потребителей


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2.3

Структура ассортимента напитков безалкогольных газированных по группам

 

Группа безалкогольных напитков

Количество напитков

Удельный вес в ассортименте, %

Напитки сокосодержащие

2

7,7

Морсы

-

-

Напитки на растительном сырье

2

7,7

Напитки на подсластителях

8

30,8

Напитки на ароматах

9

34,6

Напитки на минеральных водах

-

 

Напитки специального назначения

2

7,7

Энергетические напитки

-

-

Напитки витаминизированные

-

-

Квасы брожения

-

-

Квасные напитки

3

11,5

Итого

26

100


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2.4

Структура ассортимента напитков безалкогольных газированных по номинальному объему

Номинальный объем

Количество бутылок, реализованных  за один месяц

Удельный вес, %

ПЭТ-бутылка - 1/2,0 л

3707

13,3

ПЭТ-бутылка - 1/1,5 л

8090

28,9

ПЭТ-бутылка - 1/1,0 л

9000

32,2

ПЭТ-бутылка - 1/0,5 л

4250

15,2

ПЭТ-бутылка - 1/0,25 л

2903

10,4

Итого

27950

100


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2.5

Структура ассортимента напитков безалкогольных газированных, которые  были реализованы в универсаме «Продтовары 4» ОАО "Продтовары" за июнь 2012

Наименование

напитка

Количество реализованных  напитков, бут

Удельный вес в ассорти-менте, %

"Фанта Апельсин"

Изготовитель - ИП "Кока - Кола Бевриджиз - Белоруссия"

 

1800

 

6,4

"Мультифрут", т. м. "Дарида"

Изготовитель - УЧП "Дарида"

743

2,6

"Кока - Кола"

Изготовитель - ИП "Кока - Кола Бевриджиз - Белоруссия".

 

2140

7,7

"Тархун", т. м. "Трайпл"

Изготовитель - СП ООО "Акватрайпл"

 

1570

5,6

"Кола - Джаз"

Изготовитель - ТПРУП "Желдорсервис"

1315

4,7

"Аромат Киви"

Изготовитель - ТПРУП "Желдорсервис"

603

2,2

"Кисс - Кола"

Изготовитель - ОАО "Брестское  пиво"

1288

4,6

"Крем - Сода", т. м. "Олимп"

Изготовитель - ООО "Маркетинг - Центр"

1257

4,5

"Пепси Лайт"

Изготовитель - ООО "Пепси  Боттлинг Групп", Санкт - Петербург

1965

7,0

"Аква Дью. Лимонад"

Изготовитель - ТПРУП "Желдорсервис"

950

3,4

"Крем - сода", т. м. "Санта"

Изготовитель - СП "Санта  Бремор" ООО

1008

3,6

"Вкус детства. Дюшес"

Изготовитель - ОАО "Брестское  пиво"

890

3,2

"Аква Дью" с ароматом вишни

Изготовитель - ТПРУП "Желдорсервис"

615

2,2

"Санта кристальная" с ароматом "Банан"

Изготовитель - СП "Санта  Бремор" ООО

605

2,2

"Санта" с ароматом "Апельсин"

Изготовитель - СП "Санта  Бремор" ООО

749

2,7

"Ледяной чай" с ароматом лесных ягод

Изготовитель - Филиал Пружанского райпо "Комбинат кооперативной промышленности"

1200

4,3

"Ледяной чай" с ароматом карамели

Изготовитель - Филиал Пружанского райпо "Комбинат кооперативной промышленности"

1005

3,6

"Ирисовый"

Изготовитель - Филиал Пружанского райпо "Комбинат кооперативной промышленности"

415

1,5

"ТОП" с ароматом "Клюква"

Изготовитель - СП "Санта  Бремор" ООО

810

2,9

"ТОП" с ароматом "Карамбола"

Изготовитель - СП "Санта  Бремор" ООО

900

3,2

"Вейнянский Родник - яблочный аромат"

Изготовитель - ООО "Завод "Вейнянский родник", РБ

646

2,3

"Вита Фрут" с ароматом барбариса

Изготовитель - ОАО "Брестское  пиво"

1100

3,9

"Вита Фрут" с ароматом лимона и мяты

Изготовитель - ОАО "Брестское  пиво"

856

3,1

"Квас Боярский", т.  м. "Трайпл"

Изготовитель - СП ООО "Акватрайпл"

1300

4,6

"Квас Ржаной", т.  м. "Братина"

Изготовитель - ООО "Квас-Пром", РФ, г. Москва.

1250

4,5

Квас "Марочный"

Изготовитель - ЗАО "Виртек", Россия

970

3,5

Итого

27950

100

Информация о работе Разработка маркетинговой товарной стратегии предприятия