Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 13:29, курсовая работа
Здоровье каждого человека, как составляющая здоровья всего населения, становится фактором, определяющим не только полноценность
его существования, но и потенциал его возможностей. Уровень состояния здоровья народа, в свою очередь, определяет меру социально-экономического, культурного и индустриального развития страны. С точки зрения устойчивого и стабильного роста благосостояния населения отрасль здравоохранения, представляющая собой единую развитую, социально ориентированную систему, призванную обеспечить доступность, своевременность, качество и преемственность оказания медицинской помощи, является одним из основных приоритетов в республике.
2. Введение……………………………………………………………………….3
3. Анализ текущей ситуации ….…………………………..…………………4
4. Цели, задачи, целевые индикаторы и показатели результатов реализации Программы………………………..…………..………………………………16
5. Основные направления, пути достижения поставленных целей Программы и соответствующие меры …………17
6. Этапы реализации Программы ……………………………………………...54
7. Необходимые ресурсы ………………………………………………………55
Серьезной проблемой
остается вопрос обеспечения области здравоохранения квалифицированными
кадрами. Сегодня в отрасли трудятся около
59 тыс. врачей. Несмотря на ежегодное увеличение
числа медицинских кадров с высшим образованием
(более чем на 9,5%) за счет роста приема
в медицинские вузы, увеличение количества
выпускников, в отрасли сохраняется дефицит
кадров, особенно в сельской местности.
Показатель обеспеченности врачебными
кадрами сельского населения почти в 4
раза меньше, чем в городе. Неравномерность
распределения врачебных кадров
по регионам Казахстана характеризуется
как крайне высокая и составляет
в некоторых регионах от 9,5 врачей (Алматинская
область) до 19,3 врачей (Карагандинская
область) на 10 тыс. населения.
Наблюдается тенденция
«старения» кадров. Несмотря на увеличение
притока молодых специалистов в отрасль, их доля
остается недостаточной и составляет
не более 4% от общего числа врачебных кадров.
По-прежнему
из-за низкой привлекательности профессии
и отсутствия мотивационных механизмов
уровень трудоустройства выпускников
вузов не превышает 87%.
Несмотря на достаточно
высокий уровень
не удовлетворяет потребителей и работодателей.
Сфера науки в области
здравоохранения существенно
в университетах США, Сингапура. Повысилось
число публикаций
в рецензируемых международных изданиях,
появились международные патенты. Разработана
система рейтинговой оценки деятельности
организаций медицинской науки.
Несмотря на предпринятые меры, основными проблемами образовательной деятельности в области здравоохранения Казахстана остаются качество подготовки кадров, уровень квалификации работающих специалистов, дефицит персонала, оказывающего ПМСП, чрезмерная концентрация медицинских работников в крупных городах, дисбаланс численности медицинских работников, получивших высшее и среднее профессиональное медицинское образование, отсутствие мотивационных стимулов к работе и недостаточная социальная защищенность работников здравоохранения, низкая конкурентоспособность научных исследований, отсутствие инновационных достижений.
В Республике Казахстан начат процесс реорганизации фармацевтической отрасли для адаптации к условиям рыночной экономики. В реализацию Кодекса Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения» разработаны нормативные правовые акты, регулирующие сферу обращения лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники. Меры государственной поддержки направлены на обеспечение ежегодного прироста номенклатуры и объемов производства качественной фармацевтической продукции отечественными производителями.
Упорядочена деятельность по регистрации, сертификации, обеспечению контроля качества лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники, а также их рекламы. Создан Национальный информационный лекарственный центр.
Начата гармонизация нормативных правовых актов в соответствии с нормами стран Евросоюза. Республика Казахстан стала официальным наблюдателем Комиссии Европейской фармакопеи и полноправной страной-участницей Международной программы ВОЗ по мониторингу побочных действий лекарственных средств. Введено государственное регулирование цен на лекарственные средства, закупаемые за счёт республиканского и местного бюджетов, что позволило снизить цены в среднем на 30%.
На основе мирового опыта
создана Единая система дистрибуции лекарственных
средств и изделий медицинского назначения,
которая позволила достигнуть значительной
экономии финансовых средств и увеличить
долю потребления отечественных препаратов
в несколько раз. Для обеспечения физической
доступности лекарственной помощи жителям
села организована реализация лекарственных
средств через объекты ПМСП в более чем
3000 сельских населенных пунктах, не имеющих
аптечных организаций.
Наряду с достигнутыми успехами в фармацевтической деятельности имеется определенный круг задач, требующих первоочередного решения.
Необходимо разработать новый проект национальной
лекарственной политики, направленной
на обеспечение доступности качественной
фармацевтической продукции в соответствии
с перечнем ГОБМП. Совокупный фармацевтический
рынок стран-членов таможенного союза
превышает
17 млрд. долларов США со значительным превалированием
импорта.
Для интенсивного развития фармацевтической
отрасли необходимо проводить работу
по повышению конкурентоспособности производимых
лекарственных средств и выходу на международные
рынки, в том числе в рамках таможенного
союза, необходим переход от системы контроля
качества конечного продукта
к системе обеспечения качества производства,
дистрибьюторской и аптечной практики.
Анализируя ситуацию
в здравоохранении, сильными сторонами
отрасли
в целом можно назвать следующие:
четко определенные приоритетные направления развития здравоохранения;
существенное увеличение государственного финансирования здравоохранения;
стабилизация и улучшение
основных медико-демографических
по социально значимым болезням;
восстановление и
внедрение новых медицинских технологий в лечебно-диагностический процесс;
наличие пунктов телемедицины в медицинских организациях сельской местности;
наличие республиканского медицинского информационно-аналитического центра с филиалами во всех регионах страны;
улучшение доступности
лекарственных средств
Слабые стороны:
неудовлетворительная материально-техническая база организаций здравоохранения, особенно сельских территорий;
отсутствие солидарной ответственности государства, работодателя и граждан за охрану здоровья;
отсутствие четкого механизма реализации прав граждан на лекарственное обеспечение;
сильное различие в качестве медицинских услуг, предоставляемых
в регионах и городах республиканского
значения;
недостаточное качество подготовки медицинских кадров;
слабо развит институт подготовки менеджеров здравоохранения;
дефицит кадров по отдельным направлениям узкой квалификации: кардиохирургия, нейрохирургия, трансплантология, травматология, по ряду других специальностей, а также в области менеджмента;
низкая обеспеченность квалифицированными кадрами системы здравоохранения, особенно в сельских регионах;
слабо развита система защиты прав пациента и медицинского работника;
низкая доступность
медицинских услуг в отдаленно
расположенных населенных пунктах
сельской местности, особенно для социально
неблагополучных слоев
отсутствие в организациях здравоохранения специалистов по социальной работе.
Возможности:
стабилизация мировой экономики;
развитие медицинской и фармацевтической науки, появление новых методов диагностики и лечения заболеваний;
инвестиционная поддержка Всемирного Банка;
появление новых эффективных методов управления в области здравоохранения;
развитие информационных технологий в секторе здравоохранения;
популяризация спорта среди населения, увеличение количества населения, занимающегося спортом;
формирование негативного отношения к табакокурению во многих странах при поддержке ВОЗ;
наличие системы экстренного оповещения об осложнении эпидемиологической ситуации с сопредельными государствами.
Угрозы:
вспышки новых вирулентных видов гриппа, H1N1, H5N1;
растущие цены на современное медицинское оборудование и фармацевтические препараты;
недостаточное регулирование
применения пестицидов и удобрений
в аграрной промышленности стран, продукция
которых импортируется
в Республику Казахстан;
применение гормональных
и фармацевтических препаратов
в животноводстве стран, продукция которых
импортируется в Республику Казахстан;
наличие природных очагов особо опасных инфекций на территории страны;
отсутствие источников безопасной питьевой воды в некоторых регионах.
4. Цели, задачи, целевые индикаторы и показатели
результатов реализации Программы
Цель: улучшение здоровья граждан Казахстана для обеспечения устойчивого социально-демографического развития страны.
Программные цели:
Целевые индикаторы реализации Программы:
увеличение ожидаемой
продолжительности жизни
снижение материнской
смертности к 2013 году до 28,1, к 2015 году
–
до 24,5 на 100 тыс. родившихся живыми;
снижение младенческой
смертности к 2013 году до 14,1, к 2015 году –
до 12,3 на 1000 родившихся живыми;
снижение общей смертности к 2013 году до 8,14, к 2015 году – до 7,62 на 1000 населения;
снижение заболеваемости туберкулезом к 2013 году до 98,1, к 2015 году – до 94,7 на 100 тыс. населения;
удержание распространенности
ВИЧ-инфекции в возрастной группе
15-49 лет в пределах 0,2-0,6%.
Задачи Программы:
усиление межсекторального и межведомственного взаимодействия
по вопросам охраны здоровья граждан и
обеспечения санитарно-эпидемиологического
благополучия;
развитие и совершенствование Единой национальной системы здравоохранения;
совершенствование медицинского и фармацевтического образования, развитие медицинской науки и фармацевтической деятельности.
5. Основные направления, пути достижения поставленных
целей Программы и соответствующие меры
Основные направления:
5.1. Повышение эффективности межсекторального и
межведомственного взаимодействия по вопросам охраны
общественного здоровья
Вопросы охраны здоровья
значительно превышают
на всех уровнях, и, в первую очередь, те
структуры, которые могут оказывать существенное
влияние на состояние здоровья общества.
В этой связи реализация
данного направления
Цель: формирование, сохранение и укрепление здоровья граждан путем координации деятельности государственных, общественных и бизнес-структур.
Основная задача: разработка и внедрение единой национальной политики межсекторального и межведомственного взаимодействия по вопросам охраны общественного здоровья.
Пути достижения и соответствующие меры
В целях выработки единой национальной политики межсекторального и межведомственного взаимодействия по вопросам охраны общественного здоровья планируется: