Государственная программа развития здравоохранения Республики Казахстан «Саламатты Қазақстан» на 2012 – 2015 годы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 13:29, курсовая работа

Краткое описание

Здоровье каждого человека, как составляющая здоровья всего населения, становится фактором, определяющим не только полноценность
его существования, но и потенциал его возможностей. Уровень состояния здоровья народа, в свою очередь, определяет меру социально-экономического, культурного и индустриального развития страны. С точки зрения устойчивого и стабильного роста благосостояния населения отрасль здравоохранения, представляющая собой единую развитую, социально ориентированную систему, призванную обеспечить доступность, своевременность, качество и преемственность оказания медицинской помощи, является одним из основных приоритетов в республике.

Содержание

2. Введение……………………………………………………………………….3
3. Анализ текущей ситуации ….…………………………..…………………4
4. Цели, задачи, целевые индикаторы и показатели результатов реализации Программы………………………..…………..………………………………16
5. Основные направления, пути достижения поставленных целей Программы и соответствующие меры …………17
6. Этапы реализации Программы ……………………………………………...54
7. Необходимые ресурсы ………………………………………………………55

Вложенные файлы: 1 файл

Саламатты Қазақстанға жауап.doc

— 448.50 Кб (Скачать файл)

Серьезной проблемой  остается вопрос обеспечения области здравоохранения квалифицированными кадрами. Сегодня в отрасли трудятся около 59 тыс. врачей. Несмотря на ежегодное увеличение числа медицинских кадров с высшим образованием (более чем на 9,5%) за счет роста приема  
в медицинские вузы, увеличение количества выпускников, в отрасли сохраняется дефицит кадров, особенно в сельской местности. Показатель обеспеченности врачебными кадрами сельского населения почти в 4 раза меньше, чем в городе. Неравномерность распределения врачебных кадров  
по регионам Казахстана характеризуется как крайне высокая и составляет  
в некоторых регионах от 9,5 врачей (Алматинская область) до 19,3 врачей (Карагандинская область) на 10 тыс. населения. 

Наблюдается тенденция  «старения» кадров. Несмотря на увеличение притока молодых специалистов в отрасль, их доля остается  недостаточной и составляет не более 4% от общего числа врачебных кадров. По-прежнему  
из-за низкой привлекательности профессии и отсутствия мотивационных механизмов уровень трудоустройства выпускников вузов не превышает 87%.

Несмотря на достаточно высокий уровень категорированности медицинских кадров (42%), качество оказываемых  ими медицинских услуг  
не удовлетворяет потребителей и работодателей.

Сфера науки в области  здравоохранения существенно отстает  от мировых стандартов, отмечаются неконкурентоспособность и невостребованность отечественной научной продукции. Для решения указанных проблем с 2007 года реализуется Концепция реформирования медицинской науки. Начаты мероприятия по совершенствованию управления медицинской наукой. Ряд научных организаций перешли в статус государственных предприятий на праве хозяйственного ведения для получения большей самостоятельности. Создаются научно-образовательно-практические кластеры. В научных организациях созданы центры доказательной медицины. Более 40 перспективных научных сотрудников прошли обучение по менеджменту научных исследований  
в университетах США, Сингапура. Повысилось число публикаций  
в рецензируемых международных изданиях, появились международные патенты. Разработана система рейтинговой оценки деятельности организаций медицинской науки.

Несмотря на предпринятые меры, основными проблемами образовательной  деятельности в области здравоохранения  Казахстана остаются качество подготовки кадров, уровень квалификации работающих специалистов, дефицит персонала, оказывающего  ПМСП, чрезмерная концентрация медицинских работников в крупных городах, дисбаланс численности медицинских работников, получивших высшее и среднее профессиональное медицинское образование, отсутствие мотивационных стимулов к работе и недостаточная социальная защищенность работников здравоохранения, низкая конкурентоспособность научных исследований, отсутствие инновационных достижений.

В Республике Казахстан  начат процесс реорганизации  фармацевтической отрасли для адаптации к условиям рыночной экономики.  В реализацию Кодекса Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения» разработаны нормативные правовые акты, регулирующие сферу обращения лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники. Меры государственной поддержки направлены на обеспечение ежегодного прироста номенклатуры и объемов производства качественной фармацевтической продукции отечественными производителями.

Упорядочена деятельность по регистрации, сертификации, обеспечению контроля качества лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники, а также их рекламы. Создан Национальный информационный лекарственный центр.

Начата гармонизация нормативных правовых актов в  соответствии с нормами стран Евросоюза. Республика Казахстан стала официальным наблюдателем Комиссии Европейской фармакопеи и полноправной страной-участницей Международной программы ВОЗ по мониторингу побочных действий лекарственных средств. Введено государственное регулирование цен на лекарственные средства, закупаемые за счёт республиканского и местного бюджетов, что позволило снизить цены в среднем на 30%.

На основе мирового опыта  создана Единая система дистрибуции лекарственных средств и изделий медицинского назначения, которая позволила достигнуть значительной экономии финансовых средств и увеличить долю потребления отечественных препаратов в несколько раз. Для обеспечения физической доступности лекарственной помощи жителям села организована реализация лекарственных средств через объекты ПМСП в более чем  
3000 сельских населенных пунктах, не имеющих аптечных организаций.

Наряду с достигнутыми успехами в фармацевтической деятельности имеется определенный круг задач, требующих  первоочередного решения.

Необходимо разработать новый проект национальной лекарственной политики, направленной на обеспечение доступности качественной фармацевтической продукции в соответствии с перечнем ГОБМП. Совокупный фармацевтический рынок стран-членов таможенного союза превышает  
17 млрд. долларов США со значительным превалированием импорта.  
Для интенсивного развития фармацевтической отрасли необходимо проводить работу по повышению конкурентоспособности производимых лекарственных средств и выходу на международные рынки, в том числе в рамках таможенного союза, необходим переход от системы контроля качества конечного продукта  
к системе обеспечения качества производства, дистрибьюторской и аптечной практики.

 

Анализируя ситуацию в здравоохранении, сильными сторонами  отрасли  
в целом можно назвать следующие:

четко определенные приоритетные направления развития здравоохранения;

существенное увеличение государственного финансирования здравоохранения;

стабилизация и улучшение  основных медико-демографических показателей  населения страны, в том числе снижение заболеваемости  
по социально значимым болезням;

восстановление и строительство  новых объектов здравоохранения;

внедрение новых медицинских  технологий в лечебно-диагностический  процесс;

наличие пунктов телемедицины в медицинских организациях сельской местности;

наличие республиканского медицинского информационно-аналитического центра с филиалами во всех регионах страны;

улучшение доступности  лекарственных средств населению.

Слабые стороны:

неудовлетворительная  материально-техническая база организаций здравоохранения, особенно сельских территорий;

отсутствие солидарной ответственности государства, работодателя и граждан за охрану здоровья;

отсутствие четкого  механизма реализации прав граждан  на лекарственное обеспечение;

сильное различие в качестве медицинских услуг, предоставляемых  
в регионах и городах республиканского значения;

недостаточное качество подготовки медицинских кадров;

слабо развит институт подготовки менеджеров здравоохранения;

дефицит кадров по отдельным  направлениям узкой квалификации: кардиохирургия, нейрохирургия, трансплантология, травматология, по ряду других специальностей, а также в области менеджмента;

низкая обеспеченность квалифицированными кадрами системы  здравоохранения, особенно в сельских регионах;

слабо развита система защиты прав пациента и медицинского работника;

низкая доступность  медицинских услуг в отдаленно  расположенных населенных пунктах  сельской местности, особенно для социально  неблагополучных слоев населения;

отсутствие в организациях здравоохранения специалистов по социальной работе.

Возможности:

стабилизация мировой  экономики;

развитие медицинской  и фармацевтической науки, появление  новых методов диагностики и  лечения заболеваний;

инвестиционная поддержка  Всемирного Банка;

появление новых эффективных методов управления в области здравоохранения;

развитие информационных технологий в секторе здравоохранения;

популяризация спорта среди  населения, увеличение количества населения, занимающегося спортом;

формирование негативного  отношения к табакокурению во многих странах при поддержке ВОЗ;

наличие системы экстренного  оповещения об осложнении эпидемиологической ситуации с сопредельными государствами.

Угрозы:

вспышки новых вирулентных  видов гриппа, H1N1, H5N1;

растущие цены на современное  медицинское оборудование и фармацевтические препараты;

недостаточное регулирование  применения пестицидов и удобрений  
в аграрной промышленности стран, продукция которых импортируется  
в Республику Казахстан;

применение гормональных и фармацевтических препаратов  
в животноводстве стран, продукция которых импортируется в Республику Казахстан;

наличие природных очагов особо опасных инфекций на территории страны;

отсутствие источников безопасной питьевой воды в некоторых регионах.

 

4. Цели, задачи, целевые индикаторы и показатели

результатов реализации Программы

 

Цель: улучшение здоровья граждан Казахстана для обеспечения устойчивого социально-демографического развития страны.

 

Программные цели:

  1. Укрепление здоровья казахстанцев путем достижения согласованности усилий всего общества в вопросах охраны здоровья.
  2. Формирование конкурентоспособной системы здравоохранения.

 

Целевые индикаторы реализации Программы:

увеличение ожидаемой  продолжительности жизни населения  к 2013 году до 69,5 лет, к 2015 году – до 70 лет;

снижение материнской  смертности к 2013 году до  28,1, к 2015 году –  
до 24,5 на 100 тыс. родившихся живыми;

снижение младенческой смертности к 2013 году до 14,1, к 2015 году – 
до 12,3 на 1000 родившихся живыми;

снижение общей смертности к 2013 году до 8,14, к 2015 году – до 7,62 на 1000 населения;

снижение заболеваемости туберкулезом к 2013 году до 98,1, к 2015 году – до 94,7 на 100 тыс. населения;

удержание распространенности ВИЧ-инфекции в возрастной группе  
15-49 лет в пределах 0,2-0,6%.

 

Задачи Программы:

усиление межсекторального и межведомственного взаимодействия  
по вопросам охраны здоровья граждан и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия;

развитие и совершенствование  Единой национальной системы здравоохранения;

совершенствование медицинского и фармацевтического образования,  развитие медицинской науки и фармацевтической деятельности.

 

5. Основные направления, пути достижения поставленных

целей Программы и соответствующие меры

 

Основные направления:

  1. повышение эффективности межсекторального и межведомственного взаимодействия  по вопросам охраны общественного здоровья;
  2. усиление профилактических мероприятий, скрининговых исследований, совершенствование диагностики, лечения и реабилитации основных социально значимых заболеваний и травм;
  3. совершенствование санитарно-эпидемиологической службы;
  4. совершенствование организации, управления и финансирования медицинской помощи в Единой национальной системе здравоохранения;
  5. совершенствование медицинского, фармацевтического образования; развитие и внедрение инновационных технологий в медицине;
  6. повышение доступности и качества лекарственных средств  
    для населения, улучшение оснащения организаций здравоохранения медицинской техникой.

 

 

5.1. Повышение эффективности межсекторального и

межведомственного взаимодействия  по вопросам охраны

общественного здоровья

         

Вопросы охраны здоровья значительно превышают компетенцию  собственно только государственной  системы здравоохранения, и для достижения качественного сдвига в показателях, характеризующих здоровье населения, необходима согласованность усилий всего общества, включая государственные ведомства, бизнес-структуры и общественные организации  
на всех уровнях, и, в первую очередь, те структуры, которые могут оказывать существенное влияние на состояние здоровья общества.

В этой связи реализация данного направления предполагается по семи межсекторальным подпрограммам.

 

Цель: формирование, сохранение и укрепление здоровья граждан путем координации деятельности государственных, общественных и бизнес-структур.

 

Основная задача: разработка и внедрение единой национальной политики межсекторального и межведомственного взаимодействия по вопросам охраны общественного здоровья.

 

Пути достижения и  соответствующие меры

В целях выработки  единой национальной политики межсекторального и межведомственного взаимодействия по вопросам охраны общественного здоровья планируется:

Информация о работе Государственная программа развития здравоохранения Республики Казахстан «Саламатты Қазақстан» на 2012 – 2015 годы