Государственная программа развития здравоохранения Республики Казахстан «Саламатты Қазақстан» на 2012 – 2015 годы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 13:29, курсовая работа

Краткое описание

Здоровье каждого человека, как составляющая здоровья всего населения, становится фактором, определяющим не только полноценность
его существования, но и потенциал его возможностей. Уровень состояния здоровья народа, в свою очередь, определяет меру социально-экономического, культурного и индустриального развития страны. С точки зрения устойчивого и стабильного роста благосостояния населения отрасль здравоохранения, представляющая собой единую развитую, социально ориентированную систему, призванную обеспечить доступность, своевременность, качество и преемственность оказания медицинской помощи, является одним из основных приоритетов в республике.

Содержание

2. Введение……………………………………………………………………….3
3. Анализ текущей ситуации ….…………………………..…………………4
4. Цели, задачи, целевые индикаторы и показатели результатов реализации Программы………………………..…………..………………………………16
5. Основные направления, пути достижения поставленных целей Программы и соответствующие меры …………17
6. Этапы реализации Программы ……………………………………………...54
7. Необходимые ресурсы ………………………………………………………55

Вложенные файлы: 1 файл

Саламатты Қазақстанға жауап.doc

— 448.50 Кб (Скачать файл)

повышение статуса Национального координационного совета по охране здоровья при Правительстве Республики Казахстан с четким согласованием разграничения ответственности между центральными государственными органами и органами местного государственного управления и разработкой механизмов взаимодействия на местном уровне, включая развитие социальной ответственности бизнес-структур и привлечение неправительственных общественных организаций (далее – НПО);

усиление взаимодействия государственных, общественных и бизнес структур в повышении уровня безопасности условий жизни и труда и улучшении общественного здоровья, предусматривающее разработку и внедрение межсекторальных подпрограмм по вопросам:

  1. здорового образа жизни и снижения уровня социально значимых заболеваний, обусловленных поведенческими факторами;
  2. здорового питания;
  3. здоровья школьников и подростков;
  4. дорожно-транспортной безопасности;
  5. экстренной медико-спасательной помощи при чрезвычайных ситуациях (далее – ЧС);
  6. борьбы с туберкулезом, ВИЧ/СПИД;
  7. профилактики особо опасных инфекций;

разработка отраслевой программы развития физической культуры и спорта;

разработка системы  мониторинга и оценки эффективности  реализации программы по вопросам улучшения общественного здоровья.

 

В целях повышения уровня безопасности условий жизни и труда предполагается:

совершенствование нормативной правовой базы по вопросам охраны здоровья, в том числе безопасности труда;

снижение отрицательного воздействия окружающей и производственной среды на здоровье населения;

формирование мотивации  работодателей к обеспечению  условий ведения здорового образа жизни (далее – ЗОЖ) работниками организаций, а также  закрепление за работодателями ответственности за своевременное прохождение работниками профилактических осмотров;

 создание и развитие  инфраструктуры по поддержанию  здоровья работников, включая создание  и развитие типовых медицинских  пунктов при промышленных предприятиях;

изучение влияния загрязнения  окружающей среды на здоровье населения для принятия мер по их устранению;

внедрение системы оценки рисков при разработке проектных  материалов, начиная с этапа отвода земельного участка, определения санитарно-гигиенической  оценки территории, для новых производств с целью минимизации экологического риска и предотвращения неблагоприятного эффекта для здоровья населения.

 

Межсекторальные подпрограммы по вопросам охраны здоровья

 

Здоровый образ  жизни и снижение уровня социально  значимых заболеваний, обусловленных поведенческими факторами

 

          Цель: формирование здорового образа жизни путем комплексного подхода к профилактике и усилению контроля за поведенческими факторами риска.

 

Задачи:

  1. создание социально неприемлемого имиджа табакокурения в обществе;
  2. активизация участия неправительственных организаций и бизнес-сообщества в формировании здорового образа жизни;
  3. повышение информированности населения о последствиях злоупотребления алкоголем, активного и пассивного курения и употребления наркотиков;
  4. снижение потребления табачных изделий и злоупотребления алкоголем;
  5. увеличение охвата населения спортивно-массовыми мероприятиями.

 

 

Показатели результатов:

увеличение доли лиц, ежедневно занимающихся физической культурой не менее 30 минут, до 18% к 2013 году, 24,9% к 2015 году (2009 г. – 14%);

снижение распространенности употребления табака до 19,5%  
к 2013 году, 18,2% к 2015 году (2009 г. – 21,4%);

снижение распространенности злоупотребления алкоголем до 15%  
к 2013 году, 14% к 2015 году (2009 г. – 16,9%).

 

Пути достижения и соответствующие меры

Повышение информированности  населения о ЗОЖ будет осуществляться путем консолидации усилий медицинских, социальных работников и журналистов. Для этого планируется совершенствование медицинских программ: разработка тематик с учетом актуальности проблем,  участие лидеров и знаменитых людей страны, видных деятелей здравоохранения, культуры, спорта, образования, популяризация новых технологий профилактики и лечения табакокурения, злоупотребления алкоголем и употребления наркотиков. Кроме того, планируется выпуск медицинских теле- и радио программ, трансляция медицинских программ в наиболее удобное  
для просмотра время.

Для активизации участия НПО и бизнес-сообщества в формировании здорового образа планируется их активное вовлечение в формирование ЗОЖ с предоставлением государственного социального заказа. Кроме того, планируется повышение корпоративной социальной ответственности работодателей в вопросах охраны здоровья граждан, включая обеспечение работников предприятий и организаций физкультурно-оздоровительными и спортивными услугами.

В целях снижения потребления табачных изделий будут приниматься такие экономические меры, как поэтапное повышение акцизов на табачные изделия; совершенствование правил продажи табачных изделий по опыту развитых стран; запрет на косвенную рекламу со стороны табачной индустрии.

Для обеспечения защиты прав некурящих на чистый воздух планируется расширение зоны запрета на курение в общественных местах (остановки общественного транспорта, открытые общественные места, предназначенные для массового отдыха). Будет продолжена работа по информированию населения о вреде табакокурения, в том числе путем увеличения объема площади предупредительной надписи на табачных изделиях, а также разработки и внедрения графических изображений и пиктограмм.

Кроме того, планируется  усиление работы медицинских, социальных работников по профилактике курения среди населения, особенно на уровне ПМСП; поддержка желающих отказаться от потребления табачных изделий,  
в том числе организация системы психолого-социальной помощи желающим бросить курить; организация региональных и национальной телефонных линий для желающих бросить курить.

Снижение злоупотребления алкоголем и наркомании планируется  
в нескольких направлениях: путем применения экономических мер – поэтапное повышение налогов на алкогольную продукцию; приоритетная поддержка развития малого бизнеса по производству и реализации традиционных национальных напитков (кумыс, шубат и др.) по доступным ценам, а также путем совершенствования нормативной правовой базы по регулированию контроля и качества производимой алкогольной продукции и усиления контроля за ввозом контрабандных алкогольных изделий и незаконным производством алкогольной продукции на территории Республики Казахстан.

Для снижения злоупотребления алкоголем и наркомании будут обеспечены условия для систематического проведения антиалкогольной и антинаркотической пропаганды:

создание в обществе атмосферы неприемлемого отношения  
к злоупотреблению алкогольных напитков и употреблению наркотиков, включая средства массовой информации (далее – СМИ);

полный запрет рекламы алкогольных напитков, включая скрытую и косвенную ее виды;

информирование населения о последствиях употребления алкоголя и наркотиков, обучение и формирование ответственного отношения к своему здоровью, особенно у детей, подростков и молодежи;

разработка и внедрение  профилактических антиалкогольных  и антинаркотических социальных программ;

проведение информационно-методической работы с инспекторами   
по делам несовершеннолетних системы МВД;

обучение сотрудников  МВД (полицейских, участковых инспекторов) дифференцированным подходам к принимаемым  мерам по отношению к лицам, находящимся  в состоянии алкогольного (наркотического, токсического) опьянения.

Для увеличения охвата населения спортивно-массовыми мероприятиями планируется развитие инфраструктуры для занятия физической активностью, спортом и активного отдыха: создание доступных спортивно-оздоровительных объектов; улучшение состояния парков и игровых площадок. Будет продолжена работа по повышению мотивации населения к занятию физической культурой и спортом посредством информирования населения через размещение информационно-образовательных программ в СМИ. Планируется проведение традиционных спортивных мероприятий, национальных видов спорта и народных игр в масштабах республики с вовлечением всех слоев населения и привлечением СМИ, а также создание условий для развития спорта высших достижений как фактора мотивации населения к занятиям физической культурой и спортом.

Важным фактором, способствующим распространению физической активности, является стимулирование лиц и организаций, создающих условия для занятия спортом среди всех слоев населения. Для этого необходимо повышение корпоративной социальной ответственности работодателей в вопросах охраны здоровья граждан, включая обеспечение работников предприятий и организаций физкультурно-оздоровительными и спортивными услугами.

 

Здоровое питание

 

Цель: обеспечение здорового питания населения и профилактика заболеваний, зависимых от питания.

 

Задачи:

улучшение питания детей, женщин репродуктивного возраста, беременных и кормящих женщин;

обеспечение устойчивого снабжения населения безопасными и здоровыми пищевыми продуктами;

информирование населения о здоровом питании;

мониторинг, оценка и исследование питания населения.

 

Показатели результатов:

снижение заболеваемости железодефицитной анемией до 2221  
к 2013 году, до 2082,0 к 2015 году на 100 тыс. населения (2009 г. – 2314,0);

снижение распространенности избыточной массы тела до 33%  
к 2013 году, до 30% к 2015 году (2009 г. – 35,3%).

 

Пути достижения и  соответствующие меры

Улучшение питания детей  разного возраста, женщин репродуктивного  возраста, беременных и кормящих женщин.

Способствовать оптимальному питанию плода, обеспечивая адекватное питание будущих матерей до зачатия и в течение беременности.

Обеспечивать защиту, пропаганду и поддержку грудного вскармливания и своевременное  введение адекватного прикорма для  младенцев и детей младшего возраста.

Организация производства по выпуску детских и лечебно-профилактических продуктов питания с использованием местных сырьевых источников.

Обеспечить здоровое питание и безопасность пищевых  продуктов  
в детских домах, дошкольных учреждениях и школах.

Обеспечение устойчивого  снабжения населения безопасными и здоровыми  пищевыми продуктами.

Расширить выпуск продукции  с низким содержанием насыщенных жиров и трансжирных кислот, простых  сахаров и соли, с высоким уровнем  витаминов, минералов, микроэлементов и пищевых волокон.

Обеспечить соответствующее обогащение основных продуктов питания микронутриентами и разработку продуктов для дополнительного питания.

Улучшить питательные  качества и повысить безопасность пищевых  продуктов в общественных и государственных  учреждениях (система общественного питания, детское и школьное питание, больницы, военные учреждения и др.) путем усиления требований и совершенствования системы контроля безопасности пищевой продукции.

Изучить возможности  использования экономических методов (налогов, субсидий) для влияния на финансовую доступность продуктов питания и напитков, соответствующих рекомендуемым величинам потребления пищевых веществ.

Учредить межотраслевые  системы обеспечения безопасности пищевых продуктов, в которых  используется принцип «от фермы до стола», и механизмы анализа рисков, соответствующие Codex Alimentarius.

Соответствие национальных стандартов на пищевые продукты и  
их производство, санитарных правил и норм, других нормативных документов по контролю безопасности пищевой продукции международным требованиям.

 

Информирование населения  о здоровом питании

Разработать рекомендации по потреблению пищевых продуктов  
для населения в целом и для уязвимых групп.

Проведение многоуровневых общественных и коммуникационных кампаний, направленных на повышение уровня образования и информированности различных групп населения в области здорового питания, безопасности пищевых продуктов и прав потребителей, с привлечением всех доступных СМИ.

Поощрять точную маркировку пищевых продуктов для лучшего понимания характеристик продукта потребителями, поддержки выбора качественных продуктов питания и содействия безопасному хранению и приготовлению пищевых продуктов.

 

Мониторинг, оценка и  исследования питания населения:

создание государственной системы мониторинга состояния питания, доступности пищевых продуктов и их потребления, а также программ профилактики дефицита микронутриентов в различных возрастных и социально-экономических группах, в том числе мониторинга грудного вскармливания и прикорма детей раннего возраста;

Информация о работе Государственная программа развития здравоохранения Республики Казахстан «Саламатты Қазақстан» на 2012 – 2015 годы