Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 09:24, курсовая работа
Назначение кадровой политики – своевременное формулирование целей в соответствии со стратегией развития организации, постановки проблем и задач, нахождение способов и организация достижения целей. Для достижения поставленных целей особенно важно обеспечить требуемое организации производственное поведение каждого из ее сотрудников. Являясь непосредственной частью стратегии использовании человеческого потенциала, кадровая политика разрабатывается с учетом внутренних ресурсов и традиций организации и возможностей, предоставляемых внешней средой. Кадровая политика является частью политики организации и должна полностью соответствовать концепции ее развития. Учитывая определяющую роль персонала в достижении целей организации, кадровая политика занимает центральное место в политике организации, в системе ее управления.
Введение 4
1. Теоретические основы взаимодействия человека
и организации 6
1.1. Взаимодействие человека и организации 6
1.2.Вхождение человека в организацию 11
1.3. Личностные основы поведения человека в организационном
окружении 14
1.4. Индивид и группа 21
1.5. Концепция научения поведению 24
2. Стратегия формирования системы управления персоналом в
администрации г. Южно-Сахалинска 27
3. Методы стимулирующего воздействия на человеческий
потенциал в целях эффективного прохождения
муниципальной службы в МО «Город Южно-Сахалинск» 33
3.1. Подбор персонала и требования к замещению
вакантных должностей муниципальной службы 33
3.2. Аттестация, как оценка деятельности
муниципального служащего 37
3.3. Специфика мотивации и стимулирования труда персонала
муниципального управления 42
Заключение 45
Список использованных источников 47
Таким образом, человек, опираясь на свой опыт, адаптируется к организационному окружению, меняя свое поведение. Руководство может активно воздействовать и модифицировать поведение человека. Средства, используемые для влияния на процесс и их частота зависят от ситуации. И должны подбираться с учетом многообразия факторов, влияющих на поведение человека, в первую очередь с учетом потребностей и мотивов человека в деятельности.
2. Стратегия
формирования системы
Стратегия использования человеческого потенциала в органах местного самоуправления муниципального образования «город Южно-Сахалинск» тесно связана с понятием прохождения муниципальной службы, которое еще сравнительно новое. Степень научной разработанности проблемы подбора кадров для муниципальной службы невелика, о чем свидетельствует весьма ограниченное количество первоисточников. До принятия Федерального Закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» служба в органах местного самоуправления подразумевалась как часть государственной, поэтому научные разработки касались государственной службы. С разделением этих понятий появилась необходимость формирования фундаментальных знаний, касающихся муниципальной службы. Следует отметить, что до сих пор нет конкретных систематизированных разработок по проблемам подбора кадров для органов местного самоуправления. Деятельность администрации города Южно-Сахалинска по работе с кадрами, ее мотивация и стимулирование труда работников, а так же определение их профессиональных качеств опираются на законодательные, правовые основы деятельности муниципальных служащих на федеральном уровне и уровне субъекта Федерации (Сахалинской области) и принятых нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Таким образом, правовой основой стратегии
управления человеческим потенциалом
на примере администрации г. Южно-Сахалинска
являются: нормативно-правовые акты федеральных
органов государственной
Кадровой работой в администрации города занимается кадровая служба администрации г. Южно-Сахалинск. На современном этапе она представлена управлением кадровой политики в составе 4 человек:
1. Начальник управления.
2. Специалист по подбору
персонала (в т.ч.
3. Специалист по обучению и подготовки кадров (дает консультации при подготовке к аттестации).
4. Специалисты по планированию
внутренних потребностей в
Необходимо отметить,
что некоторые функции кадровых
служб могут выполнять
Согласно «Положения об отделе», кадровая служба администрации города:
-оформляет решения
органов местного
- обеспечивает проведение
аттестации муниципальных
- консультирует муниципальных
служащих по вопросам их
-анализирует уровень
профессиональной подготовки
- ведет реестр муниципальных служащих;
- формирует резерв муниципальной службы.
Прохождение муниципальной службы отражается в личном деле муниципального служащего, которое ведется отделом кадров администрации города.
Управление трудовыми
ресурсами в администрации
Построение системы кадрового управления:
Длительная перспектива |
Среднесрочный период |
Краткосрочный период |
Жизненный цикл организации, выполняемые функции и задачи |
1. Планирование потребности в трудовых ресурсах. | |||||
Определение оргструктуры, прогноз изменения внутренней и внешней среды, перечень характеристик работников, требующихся на длительную перспективу |
Разработка плана действий по удовлетворению прогнозируемых потребностей в кадрах |
Разработка и ведение штатного расписания | ||||
| ||||||
Стратегия организации, корпоративная культура |
2. Подбор и отбор персонала (источники, оценка, отбор кандидатов на замещение вакантного места). | |||||
Источники и методы отбора кадров, система взращивания достойных лидеров, в т.ч. работа с ВУЗами |
Разработка процедуры отбора (собеседование, аквариум, тестирование, анкетирование) |
План набора персонала | ||||
| ||||||
3. Оценка результативности труда | ||||||
Определение видов деятельности, которые нуждаются в оценке на длительную перспективу, основных принципов системы мотивации |
Разработка системы оценки выполнения годовых программ (проведение отчетных совещаний, пр.), доведение критериев до персонала |
Создание системы текущего контроля результативности, исполнительской дисциплины, выполнение оперативных планов | ||||
|
| |||||
Характеристика персонала, природа задач, стиль управления |
4. Определение системы мотивации. | |||||
Определение методов оплаты и нематериальных стимулов труда на рассматриваемый период с учетом ожидаемых внешних условий |
Оценка работников, разработка среднесрочного плана оплаты работников, системы льгот и премирования |
Разработка конкретной системы оплаты труда и премирования | ||||
| ||||||
5. Развитие персонала (повышение квалификации, обучение). | ||||||
Система оценки потенциала кадров, прогнозирование
необходимых изменений в |
Разработка общей программы организационного и кадрового развития (в том числе саморазвития) |
Конкретные программы | ||||
| ||||||
Другие подсистемы организации |
6. Продвижение по службе (двойная лестница, ротация, планирование карьеры) | |||||
Разработка долговременной системы,
обеспечивающей сочетание гибкости( |
Увязка индивидуальных стремлений работников с целями организации, подготовка схем продвижения работников (в т.ч. по уровням управления) |
Планирование ближайших | ||||
| ||||||
7. Учет кадров, оформление работы
с кадрами, оценка эффективност | ||||||
Оценка эффективности кадровой политики с т. зр. достижения стратегических целей организации, разработка системы аттестации кадров. |
Расчет и анализ различных показателей, в т.ч. текучести кадров |
Ведение кадровой документации | ||||
Внешняя среда (правительственное регулирование, законодательство, профсоюзы (профбюро), экономические условия, место расположения организации, структурный состав доступных трудовых ресурсов |
Конкретное наполнение каждого из блоков зависит от внешних факторов, прежде всего законодательных условий и ограничений, влияющих на организационную структуру (типовую или жестко регламентированную), регулирующих условия труда, требующих обеспечения равных возможностей приема на работу, исключение дискриминации по признаку пола и возраста. Экономическая среда определяет реальный и относительный уровень заработной платы, остроту конкуренции на рынке труда. Месторасположение организации – структурный состав и квалификацию наличных трудовых ресурсов, качество существующей внешней системы подготовки кадров.
С другой стороны, на кадровую политику сильное влияние оказывают параметры внутренней среды. Во-первых, долгосрочная кадровая политика является одним из важных направлений реализации выработанной стратегии. Она задает характеристики, предъявляемые к персоналу (новаторы, инициативные, контактные, готовые к риску, не боящиеся ответственности, умеющие работать в тесном сотрудничестве, разносторонние или узко специализированные специалисты); практический выбор по каждому блоку управления персоналом.
В зависимости от жизненного цикла организации необходимо определить основные акценты работы с персоналом, как на индивидуальном уровне, так и на уровне организации в целом.
На стадии зарождения организация только создается, управление персоналом еще неформальное, размытое, все дела ведутся вручную.
На следующей стадии развития происходит более четкая специализация, формализация процессов, формируются технологии и методы принятия решений, много новаций и изменений, появляется начальник отдела кадров, некоторые операции автоматизируются (расчет премий, зарплаты, ведение реестра кадров и т.д.). Задача управления персоналом – поиск нужных кадров для поддержания роста, тренинг для специфических должностей, создание оптимальной структуры управления, формируется корпоративная культура, но для приверженности к ней всей организации требуется длительное время.
На стадии зрелости происходит децентрализация, расширение выполняемых функций, оргструктура становится более плоской, горизонтальной, применяется бюджетирование, проектное и матричное управление, усиливается конкуренция, большое внимание уделяется интеграции различных функций, контролю, информационные технологии широко применяются в планировании, анализе, оценке. Управление персоналом на этой стадии ориентировано в большей степени на результативность, долгосрочное планирование.
Стадия сатурация характеризуется замиранием инновационной активности, падением престижа и доверия к организации. В этих условиях стоит задача, либо реорганизации, ликвидации, в том числе проведение досрочных выборов), либо разрабатывается стратегия вывода организации на новый цикл развития (в том числе проведение досрочных выборов). Управление персоналом концентрируется на подборе кадров (наличие новых подходов и идей), оценке результативности, управленческом консалтинге.
Таким образом, из вышесказанного видно, что структурные подразделения администрации города могут находиться на разных стадиях развития. В зависимости от этого происходит постоянное изменение, обновление структуры администрации г. Южно-Сахалинска, так как жизненные циклы организации требуют своих корректив и естественно обеспечения кадровым потенциалом, соответствующим требованиям времени. Что выражается в ежегодном утверждении структуры администрации города Южно-Сахалинска и штатного расписания аппарата администрации. Например: Вслед за изменением структуры, а иногда и быстрее, увеличивался и численный состав управленческого персонала: в 1999 году численность работников администрации города составляла 261 человек, в 2002 году- 413 человек, в 2004 году уже 540 человек.
Так же, в связи с подвижками в структуре и изменении штатных единиц происходит корректировка расстановки кадров в структурных подразделениях администрации, что выражается в изменении штатного расписания этих подразделений и формированию их новой структуры, которая утверждается приказом.
В зависимости от этапа жизненного цикла структурного подразделения строится стратегия кадровой работы и управлением людьми. Ниже приведена таблица характеризующая деятельность кадровой службы на том или ином этапе.
Определение интенсивности направлений кадровой работы в зависимости от этапа жизненного цикла органа местной администрации
(экспертная оценка по
Направления кадровой работы |
Этап жизненного цикла, краткая характеристика | |||
Зарождение |
Рост |
Зрелость |
Сатурация | |
Создание инициативной группы, целеполагание, оформление |
Разработка стратегии, структуры и функций, формирование имиджа |
Пик активности, тиражирование проектов |
Падение престижа, недоверие населения, текучесть кадров и пр. | |
Уровень отдельного работника |
||||
Подбор персонала |
5 |
4 |
1 |
4 |
Обучение |
4 |
5 |
2 |
4 |
Ротация |
1 |
4 |
3 |
3 |
Уровень организации |
||||
Корпоративная культура |
2 |
4 |
5 |
3 |
Система оплаты труда |
5 |
3 |
1 |
1 |
Оценка результативности труда |
5 |
4 |
2 |
5 |
Управленческий консалтинг руководства, тренинги |
5 |
5 |
3 |
5 |
Информационные кадровые системы |
1 |
4 |
5 |
2 |
Юридическое обеспечение |
3 |
4 |
4 |
5 |