Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2014 в 11:04, курсовая работа
Целью курсовой работы является практические рекомендации по снижению отрицательного влияния внешней среды на деятельность туристического предприятия.
Задачи курсовой работы:
1. раскрыть понятие стратегического анализа;
2. анализ внешней и внутренней среды предприятия;
3. разработать практические рекомендации по снижению отрицательного влияния внешней среды на деятельность туристского предприятия.
Введение ………………………………………………………………………………………………………….……3
1. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОБЪЕКТА – КОМПАНИИ ООО «ЛАБИРИНТ»………….....4
1.1. Особенности функционирования объекта ……………………………………………………. ..7
1.2. Внешняя и внутренняя среда компании ………………………………………………………… 12
1.3. Состояние стратегической деятельности в компании ООО «ЛАБИРИНТ»……….18
1.4. Матрица Ансоффа – инструмент стратегии концентрированного роста….........26
1.5. Проведение стратегического анализа делового портфеля компании ООО
«ЛАБИРИНТ» по методике Маккинзи ……………………………………………….…………………… 33
Заключение …………………………………………………………………………………………………………… ..34
Список использованной литературы ……………………………………………………
В Федеральном законе "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" законодательно закреплено, что туризм является полноценной отраслью национальной экономики России.
Развитие туризма играет важную роль в решении социальных проблем. Во многих странах мира именно за счет туризма создаются новые рабочие места, поддерживается высокий уровень жизни населения, создаются предпосылки для улучшения платежного баланса страны. Необходимость развития сферы туризма способствует повышению уровня образования, совершенствованию системы медицинского обслуживания населения, внедрению новых средств распространения информации. К экономическим функциям туризма, в первую очередь относятся экономические выгоды, которые он предоставляет. Да, туризм стимулирует развитие элементов инфраструктуры - гостиниц, ресторанов, предприятий торговли и тому подобное. Он предопределяет увеличение доходной части бюджета за счет налогов, которые могут быть прямыми (плата за визу, таможенную пошлину) или непрямыми (увеличение заработной платы рабочих вызывает увеличение сумм подоходного налога, что платится ими в бюджет). Кроме этого, как отмечалось выше, туризм имеет широкие возможности для привлечения иностранной валюты и разного рода инвестиций. Не менее важной экономической функцией туризма является диверсификации экономики, образовывая отрасли, которые обслуживают индустрию туризма, обеспечивает рост доходов населения и повышения уровня благосостояния нации. Также влияние туризма на экономическое развитие оказывается в повышении деловой активности и расширении производства товаров и услуг в результате увеличения платежеспособного спроса за счет иностранных и местных экскурсантов. С экономической точки зрения привлекательность туризма как отрасли, что предоставляет услуги, заключается в более быстрой окупаемости вложенных средств и получении дохода в свободно конвертированной валюте. Во многих странах туризм входит в первую тройку ведущих отраслей государства, развивается быстрыми темпами и играет важное социальное и экономическое значение, поскольку он:
-увеличивает местные доходы;-создает новые рабочие места;
-развивает все отрасли, связанные с производством туристических услуг;-развивает социальную и производственную инфраструктуры в туристических центрах;
-активизирует деятельность народных промыслов и развитие культуры и способствует им;
-обеспечивает рост
уровня жизни местного
-увеличивает валютные поступления.
Таким образом, можно сделать вывод, что туризм стимулирует экономическое развитие территории, увеличивает занятость местного населения, с экономической точки зрения. Но позитивное влияние туризма на экономику государства происходит только в том случае, если он развивается со всех сторон, то есть не превращает экономику страны в экономику услуг. Другими словами, экономическая эффективность туризма предусматривает, что он в государстве должен развиваться параллельно и во взаимосвязи с другими отраслями социально-экономического комплекса. Рост объемов производства в индустрии туризма передается другим отраслям экономики, где разворачивается инвестиционная деятельность, создаются новые рабочие места, расширяется торговый оборот и, следовательно, увеличивается прибыль.
Я считаю, что существует много специфических особенностей в области экономических аспектов управления индустрией туризма, поскольку её эффективное функционирование очень сильно зависит от различных факторов: политических, экономических, социальных. Индустрия туризма – одна из специфических отраслей экономики, которая непосредственно зависит от капризов природы и в которой сезонность является одним из основополагающих факторов функционирования предприятия. [№4, стр. 72]
Что касается вопроса об управлении туристской отраслью, то 24 ноября 1996 г. в России был принят (Государственной думой 4 октября 1994 г., одобрен Советом Федерации 14 ноября 1996 г.) Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» №132-Ф3. Названный Закон определяет принципы государственной политики, регулирует отношения, возникающие при реализации прав граждан на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий, а также определяет порядок использования туристских ресурсов Российской Федерации. Во-вторых, речь идёт об указах и распоряжениях. Система федеральных органов исполнительной власти включает совокупность государственных институтов различных организационно-правовых форм, виды которых определены указами Президента РФ. В соответствии с этими указами на федеральном уровне в системе управления туризмом действовали органы исполнительной власти таких организационно-правовых форм, как министерства РФ, государственные комитеты, федеральные агентства. В-третьих, управление туристской отраслью регулируется также постановлениями и распоряжениями Правительства России. Правительство является высшим органом исполнительной власти в стране. Отдельные вопросы управления туризмом регулируются также постановлениями и приказами конкретных федеральных органов, которые осуществляют или осуществляли общее управление туристской отраслью (например, Федеральное агентство по туризму)
В соответствии со статьей 2 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон о туристской деятельности) законодательство Российской Федерации о туристской деятельности относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и состоит из Закона о туристской деятельности, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.[2, с. 27 - 32].
Актуальным на сегодняшний день является принятие комплекса мер, направленные на повышение культуры безопасности туризма и предполагающих формирование у туристов и экскурсантов сознательного отношения к обеспечению личной безопасности, а также к охране окружающий среды, культурно-историческому и природному наследию. Необходима реализация действующих норм законодательства в части создания в местах активного отдыха и туризма условий для беспрепятственного доступа к средствам связи, а также для страхования рисков, связанных с прохождением туристами и экскурсантами маршрутов поворошенной опасности.
Результатом проведенного анализа общего окружения является таблица с благоприятными и неблагоприятными факторами для всех организаций в туристической отрасли. [№4, стр. 49]
«В таблице 1 представлены обобщающие результаты анализа общего окружения»
Таблица 1 - Результаты анализа общего окружения
Благоприятные факторы общего окружения |
Неблагоприятные факторы общего окружения |
Культурно-исторические факторы |
Запрет на въезд / выезд в некоторые страны или особый визовый режим. |
Сложность и динамичность жизни в современном большом городе. |
Государственная социальная политика не нацелена на предоставление скидок и льгот на различные туристские услуги для определенных социальных групп. |
Стабилизации межэтнических и международных отношений. |
Показатель социальной дифференциации богатых, среднеобеспеченных и бедных туристского отдыха. |
Реализация социокультурных ценностей в сфере досуга; |
Для молодежи завышенный уровень досуговых потребностей становится социальной проблемой; |
Применение глобальной сети интернет. Новые и быстро развивающиеся системы бронирования отелей, транспорта и многое другое; |
Отсутствует системная политика государства имевшиеся до сих пор программы развития туризма, методики деятельности специалистов; |
Туризм стимулирует развитие элементов инфраструктуры - гостиниц, ресторанов, предприятий торговли; |
Нет единой информационной базы предоставления услуг и действенный механизм обеспечения социальной защиты и безопасности туристов; |
Развитие инвестиционной деятельности, увеличение прибыли; |
Недостаточно изучена динамика социального состава потребителей туристских услуг; |
Технологии полностью зависят от сети интернет; | |
Изменение валютных курсов. | |
Темп инфляции; |
Выделим наиболее значимые факторы в туристической отрасли.
Комплексный анализ общей ситуации в туристкой отрасли:
По оценкам BusinesStat, в 2011 г оборот рынка туристических услуг России вырос на 7,9% и достиг183 млрд руб. Выручка туристических компаний растет опережающими темпами по отношению к натуральному объему рынка. Основную часть выручки турфирмы России получают от отправления граждан России в путешествия за рубеж: в 2011 г доля иностранных поездок составила 88% от общего оборота туристической отрасли.
При этом натуральный объем рынка туристических компаний вырос на 6,6% и составил 4,7 млн турпакетов. Снижением темпа роста рынка по сравнению с 2010 г обусловлено закрытием египетского направления зимой 2011 г из-за политических волнений в этой стране. В 2011 гг средняя стоимость пакета туристических услуг составила 39,1 тыс руб в год. Рост стоимости услуг связан не только с повышением цен на авиабилеты и проживание, но и с перераспределением потребительских предпочтений в сторону более дорогих туров. Самые высокие цены наблюдается на туристические путевки за рубеж: в 2011 г средняя цена пакета услуг по поездке россиян по зарубежным странам составила 44,6 тыс руб.
Для фирм, занятых
в туристической отрасли в России превалирует
угроза появления новых организаций. Трудно
обеспечить рост производства услуг, например,
при узости слоя потребителей, способных
тратить средства на восстановительный
отдых и туризм.
Уровень первоначального капитала, необходимого
для проникновения в отрасль, невелик.
Потребители стараются пользоваться услугами
зарекомендовавших себя организаций.
Поэтому в области туризма все большее
значение для потребителя приобретает
торговая марка. Работа по созданию и регистрации
отечественных торговых знаков, как составляющих
элементов «бренда», в настоящее время
набирает обороты («Натали-Турс», «Иннатур»,
«Куда.ру»). Большое значение для развития
туристического бизнеса имеет также продуктовая
диверсификация и дифференциация. Например,
ВАО «Интурист» организует туры по неограниченному
множеству направлений, а туристическая
организация «Альбатрос-тур» работает
по многим направлениям не как туроператор,
а как турагент. Имидж туристической организации,
мастерство обслуживающего персонала,
уникальность и высокое качество предоставляемых
услуг способствует удержанию туристической
организацией позиций на рынке, препятствует
появлению конкурентов.
Глобализация туристской деятельности способствует появлению новых, чаще высококачественных услуг, что вызывает усиление конкуренции среди туристических организаций. Чтобы не потерять свой бизнес и удержать потребителей, туристические организации вынуждены снижать цены за счет лучшей организации труда и экономии ресурсов, постоянно работать над усовершенствованием своих услуг, расширять ассортимент и овладевать более современными средствами продвижения туристского продукта.
Конкуренция в туризме носит локальный, региональный, национальный и глобальный характер. Ввиду открытости туристических организаций любое нововведение (новые туры, маркетинговые новшества, новые технологии обслуживания) может быть быстро скопировано другими отраслевыми организациями.
Основным, определяющим фактором прибыльности отрасли туризма является способность организаций добиться получения для своих потребителей ценовых преимуществ в долгосрочной перспективе. При этом для туристических организаций необходимо иметь в виду следующее:
- Новые
организации на рынке
«В таблице 2 представлены результаты анализа общей ситуации в отрасли».
Таблица 2 – Характеристика основных отраслевых факторов
Благоприятные факторы отрасли |
Неблагоприятные факторы отрасли |
1.Возрастание выручки |
1.Угроза появления новых |
2 Продуктовая диверсификации туристического бизнеса. |
2. Непостоянный поток туристов |
3. От высокого качества |
3 Повышение туристических услуг и продуктов за счет незначительных факторов. |
4 Постоянное усовершенствование услуг |
4 Открытость туристических |
5 Беспрепятственное и легкое вхождение в отрасль |
5. Зависимость от партнеров в предоставлении тех или иных услуг |
6 Актуальность информации в |
6. Сезонность туристических |
7 Уровень первоначального |