Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 16:34, дипломная работа
Целью дипломной работы является повышение эффективности функционирования предприятия за счет проведения стратегических изменений путем разработки организационно-методического обеспечения процесса формирования и развития эффективной корпоративной культуры.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить теоретико-методологические аспекты формирования корпоративной культуры на предприятии.
2. Выполнить анализ производственно-хозяйственной деятельности предприятия.
3. Провести оценку современного состояния развития корпоративной культуры, а также определить ее основные недостатки.
4. Установить влияние компонентов корпоративной культуры на эффективность работы предприятия.
5. Разработать организационно-методическое обеспечение для формирования эффективной корпоративной культуры.
Введение 4
1. Теоретико-методологические аспекты формирования корпоративной культуры на предприятии 8
1.1. ПОНЯТИЕ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ И ЕЕ МЕСТО В ОБЩЕЙ СИСТЕМЕ ОРГАНИЗАЦИИ 8
1.2. ТИПЫ КОРПОРАТИВНЫХ КУЛЬТУР 13
1.3. ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА И РОССИЙСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ 22
2. Оценка современного состояния развития корпоративной культуры ЗАО «Новорождественское» 30
2.1. ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЙ ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 30
2.2. АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 33
2.3. АНАЛИЗ СУЩЕСТВУЮЩЕЙ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ В ЗАО «НОВОРОЖДЕСТВЕНСКОЕ» 41
3. Организационно-методическое обеспечение процесса формирования и развития эффективной корпоративной культуры 44
3.1. РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПРЕДПРИЯТИЯ……………… 44
3.2. РАЗРАБОТКА АЛГОРИТМА ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ 48
3.3. РАЗРАБОТКА МЕХАНИЗМА ФОРМИРОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ. 59
4.Внедрение изменений в корпоративную культуру предприятия…………..70
4.1. ПРОГРАММА ВНЕДРЕНИЯИЗМЕНЕНИЙ КАРПАРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПРЕДПРИЯТИЯ…………………………………………………………………………..70
4.2. ОЦЕНКА ОБЩЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗАТРАТ НА ОБУЧЕНИЕ ПЕРСОНАЛА …….75
Заключение 79
Список использованной литературы 85
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.Организационная структура управления……………… 88
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.Структура трудового коллектива ЗАО
«Новорождественское»…………………………………….89
ПРИЛОЖЕНИЕ 3.Анкета………………………………………………………90
ПРИЛОЖЕНИЕ 4.Результат обработки анкетных данных…………………..91
ПРИЛОЖЕНИЕ 5.Миссия ЗАО «Новорождественское»……………………. 92
ПРИЛОЖЕНИЕ 6.Примеры позитивных и негативных ценностей………… 93
ПРИЛОЖЕНИЕ 7.Перечень стимулирующих систем в
организации………………………………………………. .94
8. Важным методом являются также организационные традиции и порядки. Как уже отмечалось, культура предприятия закрепляется и транслируется в традициях и порядках, действующих в организации. При этом на организационную культуру могут повлиять даже разовые отступления от установленного (или декларируемого) порядка. Например, если по каким-то причинам руководство один-другой раз не смогло подвести ежемесячные итоги работы с поздравлением и награждением лучших работников, то это не только нарушает установленные правила, но и показывает неготовность руководителей разделять декларируемые ценности, что, естественно, снижает энтузиазм и желание персонала «выкладываться» на работе.
9. Широкое внедрение
корпоративной символики —
10. Важные для стратегии
организации ценности
Формирование корпоративной культуры, необходимой для реализации стратегии предприятия, все теснее переплетается с пропагандой, которая, как известно, наиболее эффективна при непрерывном и длительном воздействии, а также в созданной благоприятной обстановке для ее восприятия. Реклама на телевидении и по радио, формируют образ предприятия и обязывают персонал к определенным типам поведения. Очень крупные средства, которые отпускает на формирование эффективной корпоративной культуры, вполне окупаются.
На третьем этапе проводится оценка политики организации, отражающейся в действиях высшего руководства
Как известно сотрудники предприятия придают серьезное внимание декларациям и намерениям руководства только в том случае, если они перерастают в конкретные дела. Поэтому кроме инструментов информационного воздействия на работников на предприятия должна быть выработана определенная внутрифирменная политика, которая будет поддерживать декларации тех или иных ценностей. Например, если в организации принято выдвигать на управленческие позиции своих работников, то в службе персонала организации должны, как минимум, заниматься планированием карьеры перспективных работников и подготовить программу обучения. В противном случае, может оказаться, что перспективные работники либо уйдут из организации не дождавшись повышения, либо не справятся с новыми обязанностями.
Если руководство организации одной из самых больших своих ценностей считает работников предприятии, то именно поэтому на предприятии необходимо инициировать работу по созданию профсоюза предприятия.
На четвертом этапе формируется инструментарий информационного влияния на работников организации, который крайне разнообразен. Здесь применяются: мифы; корпоративные праздники, которые объединяют работников организации в одно целое; корпоративное издание, через которое работникам предприятия можно доносить нужную информацию; различные промоушен-акции, например, встреча руководства организации с рядовыми работниками организации; музей организации и т.д.
На пятом этапе проводится анализ поведения и поступков первых лиц, менеджеров, сотрудников. Пожалуй, самое сильное влияние на корпоративную культуру оказывает ежедневное поведение и поступки первых лиц организации, менеджеров и самих сотрудников. Безусловно, здесь первые лица организации должны начать работу с себя. Потому что если в организации декларируется ценность взаимного уважения сотрудников, а руководитель хамит своим подчиненным, то о формировании нужной эффективной корпоративной культуры говорить не приходится. Как только первое лицо начинает вести себя согласно декларируемым в организации ценностям можно требовать того же от главных специалистов, затем от специалистов среднего звена и, наконец, от рядовых работников. Практика показывает, что обратный путь – от работника к руководству не работает.
На шестом этапе новые сотрудники интегрируются в компанию.
На седьмом этапе создается система обучения и влияние на развитие корпоративной культуры новых сотрудников.
Реалии жизни требуют
проведения изменений в культуре
организации. Осуществление этих изменений
базируется на мировоззрении и политике
руководства ЗАО «Новорождестве
Основой управления процессом изменения культуры является хорошее знание руководством того, что могут и чего хотят сотрудники, которое должно достигаться регулярными беседами по вопросам выполнения служебных обязанностей. Цели, суть и политика изменений должны быть хорошо продуманы и доведены до сведения всех участников. Основными характеристиками программы изменения корпоративной культуры предприятия являются:
Руководство организации должно своевременно информировать работников предприятия о достигнутых результатах. При разработке наиболее важных мероприятий следует до их объявления проводить обсуждение тактики на уровне дирекции.
Изменение корпоративной
культуры предприятия представляет
собой ряд действий, направленных
на повышение адаптации
Программа внедрения
изменений корпоративной
Цель предлагаемой программы - поиск, определение, интерпретация, формулировка реально осуществимых и приемлемых решений.
Первым этапом программы является разработка концепции изменений в корпоративной культуре предприятия, которая включает в себя все последующие этапы программы.
На втором этапе в
ходе работы по внедрению изменений,
затрагивающих организационную
культуру предприятия, необходимо проводить
сравнение с другими
На третьем этапе
определяются и формулируются цели,
которые используются в качестве
ориентиров для составления планов
по изменению корпоративной
На четвертом этапе разрабатывается план внедрения изменений. План делится на фазы, этапы и контрольные вехи. Для каждого раздела плана разрабатываются действия по времени, средства достижения целей и сроки исполнения. Действия руководства на этом этапе можно сравнить с плывущей уткой: спокойствие на поверхности и невидимая работа под водой.
На пятом этапе осуществляется организация процесса изменения корпоративной культуры, которая должна происходить в установленных рамках, определенных стратегической целью. Решаются вопросы: кто, что должен делать, когда, кто несет ответственность, каков бюджет, каковы другие средства и т.д. Для управления изменениями на каждом направлении необходимо назначить руководителя, который по своим знаниям, способностям, опыту и авторитету в состоянии обеспечить достижение поставленных целей в указанные сроки и с помощью выделенных средств.
На шестом этапе формируется
корпоративная структура
Корпоративная структура, созданная с целью реализации изменений в культуре, не является основной частью корпоративной структуры предприятия. Привлеченные к этому сотрудники занимаются решением поставленных задач либо все свое рабочее время, либо часть его.
Важной задачей седьмого этапа при проведении изменений является подбор состава проектной и рабочих групп.
На восьмом этапе необходимо создать команду, состоящую из специалистов различных отделов и секторов, которые хотят и могут творчески работать в сжатых временных рамках. Назначение этих специалистов должно осуществляться после беседы с их начальником.
Работа проектной группы над осуществлением изменений наверняка вызовет сопротивление среды работников предприятия, у которых могут быть возражения в отношении проводимых перемен. Возможными причинами сопротивления могут быть:
Фундаментом проводимых
изменений должна быть оценка причастности
высшего руководства к
Работа над осуществлением изменений в культуре организации означает: творческий подход, тщательную подготовку, хорошее планирование, выбор правильного пути, добросовестную работу и т.д. Это означает, что при условии тщательной подготовки риск и сопротивление сводятся к минимуму. От дирекции требуется, чтобы она твердо отстаивала принятые решения, успешно преодолевала сопротивление и руководила процессом перемен.
Если руководство предприятия вдруг обнаружит, что реализация проекта наталкивается на сильное сопротивление или противоречит собственным планам, то оно резко может прекратить работу над проектом.
Понятно, что сотрудники отделов, которых затрагивает процесс изменений, бывают обеспокоены и оказывают сопротивление в том случае, когда изменения оказываются не в их пользу, или когда они в худшем случае лишаются своих рабочих мест. До тех пор, пока изменения не связаны с сокращением численности работающих или могут быть осуществлены при естественном оттоке рабочей силы, проект является хорошим решением. Поэтому на десятом этапе важным условием достижения поставленной цели является регулярное общение дирекции с сотрудниками и их информация о ходе перемен. Если заранее можно предвидеть, что желаемые или необходимые реформы приведут к увольнению значительного числа сотрудников или к трудно оценимым финансовым обязательствам, то лучше предварительно провести исследование на предмет целесообразности перемен.
Проектная группа и рабочие группы нуждаются в создании для них льготных условий, чтобы они могли эффективно и успешно работать. Следовательно, одиннадцатый этап реализации программы должен включать формирование критериальной базы поощрения работников, исходя из полученных результатов и оценки вклада в достижение общей цели каждого работника.
На двенадцатом этапе программы необходима координация действий и контроль за ходом осуществления изменений в корпоративной культуре предприятия.
Данные рекомендации
по внедрению программы изменений
корпоративной культуры предприятия
в жизнь способствуют внедрению
новых технологических
Для успешной реализации программы внедрения изменений культуры организации необходимо [17]:
Информация о работе Карпоративное управление, как элемент управления