Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 15:49, дипломная работа
«Ключевой задачей менеджмента компаний является создание, практическая реализация и последующая сертификация системы менеджмента качества, обеспечивающей стабильное, устойчивое качество изготавливаемой и поставляемой продукции в течение определённого периода времени.
Гарантом такой стабильности является наличие у фирмы-изготовителя системы менеджмента качества, соответствующей признанным международным требованиям.
«Процесс организации корректирующих действий включает следующие элементы:
а) обнаружение продукции, не соответствующей стандартам;
б) идентификация;
в) оформление акта о браке;
г) изоляция (исключение бракованной продукции из рабочего процесса);
д) установление причины;
е) оценка влияния несоответствия на качество конечной продукции;
ж) планирование корректирующего действия;
з) реализация корректирующего действия;
и) оценка эффективности корректирующего действия;
к) разработка мероприятий по предупреждению возникновения проблемы в будущем;
л) организация контроля за выполнением корректирующего действия». [3; 375-376]
Корректирующее действие – это действие, предпринятое для устранения причины обнаруженного несоответствия или другой нежелательной ситуации. Несоответствия должны сразу фиксироваться в журнале несоответствий. Для устранения этих несоответствий проводятся корректирующие действия в установленный срок. Если несоответствие в заданный срок не устраняется, то предприятию в выдаче сертификата отказывается. Корректирующие действия проводятся для улучшения качества продукции. В проведении корректирующих действий принимают участие работники соответствующих служб (служба качества, отдел технического контроля и т.д.).
1.3 Предупреждающее действие
«Организация должна определить действия с целью устранения причин потенциальных несоответствий для предупреждения их появления. Предупреждающие действия должны соответствовать возможным последствиям потенциальных проблем.
Должна быть разработана
документированная процедура
а) установлению потенциальных несоответствий и их причин;
б) оцениванию необходимости действий с целью предупреждения появления несоответствий;
в) определению и осуществлению необходимых действий;
г) записям результатов предпринятых действий;
д) анализу предпринятых предупреждающих действий». [8]
«Руководство должно планировать уменьшение воздействия потерь в организации с целью поддержания показателей процессов и характеристик продукции. Предупреждение потерь в форме планирования следует применять в отношении процессов жизненного цикла продукции и вспомогательных процессов, а также деятельности и продукции с целью обеспечения удовлетворенности заинтересованных сторон.
Для того чтобы планирование предупреждения потерь было результативным и эффективным, его необходимо осуществлять систематически. Систематичность планирования базируется на данных, полученных посредством соответствующих методов, включающих оценку предыдущих сведений по тенденциям и критического состояния деятельности организации и ее продукции. Данные могут быть получены посредством:
- использования средств анализа рисков, таких, как анализ характера и последствий отказа;
- анализа потребностей и ожиданий потребителей;
- анализа рынка;
- использования выходных
данных анализа, в том числе
анализа со стороны
- измерений удовлетворенности;
- измерений процессов;
-использования объединяющих источников информации от заинтересованных сторон;
- соответствующих записей системы менеджмента качества;
- уроков, извлеченных из прошлого опыта;
- результатов самооценки;
- процессов, обеспечивающих
раннее предупреждение о
Такие данные обеспечивают
информацию для разработки результативного
и эффективного плана предупреждения
потерь и определения приоритетов,
касающихся каждого процесса и продукции,
чтобы удовлетворять
Результаты оценки эффективности и результативности планов предупреждения потерь следует использовать как выходные данные анализа со стороны руководства и применять их как входные данные для модификации планов, а также как входные данные для процессов улучшения». [9]
«Должны быть определены
необходимые улучшения и
Процедуры предупреждающих действий должны включать в себя инициирование таких действий и проведение контроля с целью обеспечения их результативности.
Предупреждающее действие является предварительным процессом, направленным скорее на изыскание возможностей улучшений, чем реакцией на идентификацию проблем или претензий.
Помимо анализа рабочих процедур предупреждающее действие может включать анализ данных, в том числе анализ тенденций и риска». [19]
«Предупреждающее действие связано с
деятельностью, которая уже осуществляется
(оборудование работает, средства измерения
применяются, технологические операции
совершаются). Если деятельность только
планируется совершать и осуществляемые
действия направлены на подготовку к правильному
ее выполнению, то их следует относить
не к предупреждающим действиям, а к плановой
деятельности. Конечно, она направлена
на предупреждение несоответствий, которые
могут возникнуть на начальном этапе осуществления
деятельности, но это очевидные предупреждающие
действия.
Всем известны знаменитые "пять
М" (у отдельных авторов это число возрастает
до семи и более): человек (man), сырье (material),
оборудование (machine), технология (method) и
окружающая среда (milieu). Именно они являются
основными источниками появления возможных
несоответствий в продукции. Поэтому перед
началом осуществления любой деятельности
целесообразно проанализировать возможные
отклонения, связанные с неправильным
выбором требований к этим "пяти М",
и установить требования, которые минимизируют
или даже исключат появление несоответствий.
Затем необходимо выполнить эти требования
и только тогда приступать к осуществлению
запланированной деятельности.
Предупреждающее действие должно основываться
на выявленной отрицательной тенденции.
Самого несоответствия ещё быть не должно.
Например,
режим и формы планово-предупредительного
обслуживания оборудования основаны на
выявленных заводами-изготовителями тенденциях
выхода его из строя после определенного
времени работы. С учетом этого заводы
и установили для каждого вида оборудования
конкретные сроки соответствующих ремонтов,
которые с большой долей вероятности предупреждают
неожидаемый отказ оборудования. И не
важно, что анализ этой отрицательной
тенденции провела не сама компания-владелец
оборудования, а завод-изготовитель. Но
оборудование в компании, и оно эксплуатируется.
Исходя из этого, было бы глупо не воспользоваться
рекомендациями завода-изготовителя,
чтобы предотвратить возникновение внезапного
отказа в его функционировании. Поэтому
осуществление планово-предупредительного
обслуживания оборудования (включая и
измерительное) можно отнести к одному
из типичных примеров предупреждающих
действий.
Особо следует рассмотреть
случай применения метода FMEA. В данном случае речь идет не о выполнении мероприятий,
разработанных для подготовки производства
(купить такое-то оборудование, подготовить
таких-то специалистов), а о деятельности
по разработке самих мероприятий в части,
касающейся понижения вероятности возникновения
несоответствий (в продукции или в процессе).
А это можно сделать только путем установления
и устранения причин возможного возникновения
этих несоответствий. По определению же
такие действия называются предупреждающими.
Предупреждающее
действие должно быть направлено на устранение
возможных причин возникновения анализируемого
потенциального несоответствия. Примером
может являться следующее предупреждающее
действие, реализованное в одном из проектных
институтов, - внедрение автоматического
напоминателя о приближении срока подачи
отчета о выполнении задания в связи с
ожидаемым резким увеличением числа заданий.
В результате осуществления этого действия
была устранена одна из возможных причин
задержек сдачи отчетов - человеческая
забывчивость. В руководстве "Аудитирование
предупреждающих действий" группы по
практике аудитирования ИСО 9001, принятом
10.02.2005, содержатся рекомендации о том,
какие действия следует включать в обязательную
процедуру по управлению предупреждающими
действиями. Такая процедура должна определять:
1) как организация устанавливает
потенциальные несоответствия и их причины.
Типичные примеры включают:
а) анализ трендов характеристик процесса и продукции (выход из процесса анализа данных). Отрицательная тенденция может указывать на то, что если не будет предпринято никакого действия, то может появиться несоответствие;
б) сигналы тревоги для предоставления раннего предупреждения о приближении неуправляемых условий работы;
в) мониторинг восприятия потребителя как с помощью официальных, так и неформальных систем обратной связи;
г) анализ трендов способности процесса с использованием статистических методов;
д) постоянный анализ характера и последствий отказов процессов и продукции;
е) оценивание несоответствий, которые появились в похожих обстоятельствах, но для других видов продукции, процессов или других частей организации, или даже в других организациях;
ж) деятельность по планированию как предсказуемых,
так и непредсказуемых ситуаций (например,
природные явления: ураганы, землетрясения).
2) как осуществляется оценивание
необходимости предупреждающего действия.
Используемые при оценивании
методы могли бы включать:
а) подходы, применяемые для анализа рисков;
б) анализ характера и последствий отказов.
3) как в организации определяется,
какое действие требуется, и как оно осуществляется.
При этом следует представить
свидетельства того, что:
а) в организации проанализированы причины потенциальных несоответствий (уместным для этого может быть использование причинно-следственных диаграмм и других инструментов качества);
б) требуемые действия развертываются во всех соответствующих частях организации и осуществляются своевременным образом;
в) имеется четкое определение ответственности
за идентификацию, оценивание, осуществление
и анализ предупреждающих действий.
4) анализ предпринятых предупреждающих
действий.
Анализ должен включать оценивание:
а) были ли действия результативными (т. е. было ли предупреждено появление несоответствия и получены ли какие-либо дополнительные выгоды);
б) есть ли необходимость продолжать осуществлять предупреждающие действия таким же образом;
в) следует ли изменить эти действия или же необходимо планировать новые». [12]
«Многие предприятия из соображений здравого смысла проводят корректирующие действия. Но только небольшая часть из них работает с потенциальными несоответствиями. Стандарт ИСО 9000:2000 предлагает предотвратить проблему еще до ее появления. Как известно, проблемы не возникают в одночасье, отклонения от правил работы начинаются постепенно, и на начальной стадии появление некачественной продукции можно избежать. При проведении внутренних аудитов, анализа со стороны руководства, при опросе потребителей выявляются потенциальные несоответствия, устранение которых дает значительную экономию ресурсов. Эти несоответствия фиксируются в документе «Предупреждающие действия» и дальнейшая работа такая же, как с документом «Корректирующие действия».
Работа с несоответствиями приносит дополнительные выгоды как организации, так и потребителю. А именно: улучшение качества, уменьшение количества жалоб и рекламаций, повышение прибыльности и, возможно, увеличение доли рынка». [13]
«Исправление ошибок стоит денег и не все ошибки можно исправить.
Проблемы, как известно,
возникают внезапно, тогда, когда
их не ждали. Внедренный контроль, а
также созданный эффективный
процесс предупреждающих действ
Следует определить конкретные действия, которые необходимо предпринять или запланировать для исключения основных причин, способных повлечь за собой возникновение нежелательных последствий. Эти действия должны быть достаточными, чтобы предотвратить появление проблемы в будущем.
Вслед за внедрением запланированных действий по исправлению несоответствий следует провести оценку их эффективности. Для проверки эффективности предпринятого действия необходимо привлекать группу сотрудников и совместно проводить тщательный анализ. Чем-то, бесспорно, эта работа напоминает анализ рисков и управление ими, однако, если речь идет о незначительных предупреждениях, оценку эффективности способен провести как ведущий аудитор или сотрудник службы качества, так и руководитель компании». [15]
Предупреждающее действие – это действие, предпринятое для устранения причины потенциального несоответствия или другой потенциально нежелательной ситуации. В отличие от корректирующих действий предупреждающие действия проводятся, когда несоответствие ещё не возникло. Предупреждающие действия связаны с деятельностью, которая уже осуществляется. Они направлены на улучшение качества продукции. К предупреждающим действиям относится проведение планово-предупредительного обслуживания оборудования и анализ последствий и причин отказов.
1.4 Анализ последствий и причин отказов
«Анализ последствий и причин отказов (FMEA-анализ) представляет собой технологию анализа возможности возникновения дефектов и их влияния на потребителя. FMEA-анализ проводится для разрабатываемых продуктов и процессов с целью снижения риска потребителя от потенциальных дефектов.
FMEA-анализ не предусматривает изучение экономических показателей, в том числе затрат, связанных с низким качеством; его задача – выявить именно те дефекты, которые обуславливают наибольший риск для потребителя, определить их потенциальные причины и выработать корректирующие действия до того, как эти дефекты проявятся и предупредить затраты на их исправление.
Информация о работе Корректирующие и предупреждающие действия