Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 15:55, курс лекций
Работа содержит курс лекций по "Менеджменту".
1 Введение в менеджмент. 3
1.1 Определение и общие черты организации. 4
1.2 Уровни управленческой деятельности. 5
1.3 Сущность менеджмента как совокупности науки и искусства. 5
1.4. Профессия - менеджер. 6
2 Развитие менеджмента в прошлом и настоящем. 6
2.1 История становление менеджмента. 7
2.2 Подход к управлению на основании различных школ. 7
2.3 Процессный подход к управлению. 8
2.4 Системный подход. 9
2. 5 Ситуационный подход 9
3 Инфраструктура менеджмента. 10
3.1 Внутренняя среда организации. 10
3.2 Внешняя среда прямого и косвенного воздействия. 11
4. Планирование 12
4.1 Смысл, сущность и виды планирования 12
4.2 Процесс стратегического планирования 13
4.3 Управление реализацией плана. 14
4.4 Роль информации в планировании 15
5 Организационные отношения в системе менеджмента 16
5.1 Полномочия, ответственность и власть 16
5.2 Линейные и аппаратные (штабные) полномочия. 17
5.3 Нормы управляемости и признак соответствия. 17
6 Построение организаций. 18
6.1 Планирование и организационное проектирование. 18
6.2 Департаментализация. 19
6.3 Адаптивные структуры. 20
6.4 Централизация и децентрализация. 20
7 Мотивация 21
7.1 Теории мотивации 21
7.2 Иерархия потребностей по Маслоу. 22
7.3 Теория ЕRG Альдерфера. 22
7.4 Теория потребностей МакКлелланда. 23
7.5 Двухфакторная теория Герцберга. 23
7.6 Сопоставление различных теорий содержания мотивации. 24
7.7 Процессуальные теории мотивации. 24
8 Контроль. 26
8.1 Сущность контроля. 26
8.2 Процесс контроля. 26
8.3 Характеристики эффективного контроля. 27
9 Коммуникации как связующие процессы управления. 29
9.1 Процесс коммуникации. 29
9.2 Коммуникационные сети. 30
10 Моделирование ситуаций и принятие решений. 31
10.1 Сущность моделирования и типы моделей. 31
10.2 Процесс принятия решений. 31
11 Динамика групп. 33
11.1 Хоторнский эксперимент. 33
11.2 Группы и их значимость. 33
11.3 Факторы, влияющие на эффективность работы групп. 34
12 Влияние и власть 35
12.1 Элементы, лежащие в основе власти 35
12.2 Формы власти. 36
12.3 Убеждение и участие. 37
13 Лидерство в организации. 37
13.1 Теория лидерских качеств. 37
13.2 Концепция лидерского поведения. 38
13.3 Ситуационные подходы к лидерству. 44
14 Управление конфликтами. 48
14.1 Основные понятия. 48
14.2 Модель процесса конфликта 49
14.3 Типы конфликтов. 50
14.4 Причины конфликта 50
14.5 Функциональны и дисфункциональные последствия конфликта 51
Четыре стиля руководства согласно результатам исследования Университета штата Огайо.
Управленческая сетка Блейка и Мутона.
Высокий |
||||||||||||||||||||
Интерес к людям |
9 |
1.9 Управление людьми Вдумчивое и внимательное отношение к потребностям и нуждам людей в целях установления отношений удовлетворенности, ведущих к созданию удобной и дружественной атмосферы и темпа работы в организации |
Управление участием 9.9 Эффективность работы исходит из обязательств людей и их взаимодействия. Взаимозависимость в работе строится на общих интересах в рамках организационной цели. Отношения строятся на доверии и уважении. |
|||||||||||||||||
8 |
||||||||||||||||||||
7 |
||||||||||||||||||||
6 |
5,5 Управление посередине Адекватное выполнение работы основывается на балансе усилий по необходимости завершить работу с одновременным поддержанием морали в коллективе на удовлетворительном уровне. |
|||||||||||||||||||
5 |
||||||||||||||||||||
4 |
||||||||||||||||||||
3 |
Мало управления Приложение минимальных усилий во всех направлениях в попытке сохранения занимаемой позиции 1.1 |
Управление работой производительность операций исходит из организации работы таким образом, что человеческому фактору уделяется минимум внимания 9.1 |
||||||||||||||||||
2 |
||||||||||||||||||||
1 |
||||||||||||||||||||
Низкий |
||||||||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 | ||||||||||||
Низкий |
Интерес к работе |
Высокий |
Концепция подхода к эффективности руководства по двум критериям, была модифицирована и популяризована Блейком и Мутоном, которые построили решетку включавшую 5 основных стилей руководства.
Характеристика позиций решетки:
1.1 - страх перед бедностью. Со
стороны руководства требуется
лишь минимальное усилие, чтобы
добиться такого качества
1.9 – дом отдыха. Руководитель сосредотачивается на хороших, теплых человеческих взаимоотношений, но мало заботится об эффективности выполнения заданий
9.1 – авторитет – подчинение. руководитель очень заботится об эффективности выполняемой работы, но обращает мало внимания на моральный настрой подчиненных.
5.5 – организация. Руководитель
достигает приемлемого
9.9 – команда. Благодаря усиленному вниманию к подчиненным и эффективности, руководитель добивается того, что подчиненные сознательно приобщаются к целям организации.
С того самого момента, когда впервые было определено различие между двумя стилями, начались дебаты: что же лучше.
Важно обратить внимание на соотношение между стилем руководства, удовлетворенностью сотрудника своей работой и производительностью.
Стиль, удовлетворение, производительность.
Автократичный подход |
Подход с позиции человеческих отношений |
1. Автократичный стиль руководств 2. Сосредоточение на работе дает максимальную производительность, потому, что руководитель может многое сделать для повышения эффективности труда, в то время как изменить человеческую натуру он бессилен. |
1. Если не принять вовремя меры, то власть исполнителя может увеличиться до такой степени, что подорвет влияние руководителя и создаст в организации дополнительные проблемы. 2. Ориентированный на
человека подход обеспечивает
максимальную производительност |
Выводы о соотношении удовлетворенности, стиля руководства и производительности:
Данные исследования не выявили постоянной зависимости между стилем руководства и эффективностью.
13.3 Ситуационные подходы к лидерству.
Неспособность более ранних исследователей найти постоянную зависимость между стилем руководства, удовлетворенностью и производительностью явилась ярким показателем того, что во всех случаях действуют один или более дополнительных факторов. Чтобы найти эти факторы, теоретики стали обращать внимание не только на руководителя и исполнителя, а на всю ситуацию в целом.
Ситуационная модель руководства Фидлера сосредоточила внимание на ситуации и выявила три фактора, влияющие на поведение руководителя:
Фидлер считал, что, хотя каждой ситуации и соответствует свой стиль руководства, стиль руководителя остается, в целом, постоянным. Так как человек не может приспособить свой стиль к ситуации, значит надо помещать руководителя в такие ситуации, которые наилучшим образом подходят к стабильному стилю руководства. Это обеспечит надлежащий баланс между требованиями, выдвигаемыми ситуацией, и личными качествами руководителя, а это ведет к высокой производительности и удовлетворенности.
Для определения личных качеств руководителя Фидлер провел опрос, где просил дать портрет гипотетического коллеги, чьи личные качества были бы наименее предпочтительными (наименее предпочитаемый коллега – НПК), с кем менее всего хотелось работать.
Человек, который дает сравнительно благожелательное описание НПК, как правило, уступчив, ориентирован на человеческие отношения и внимателен к подчиненным, и наоборот, кто описывает НПК в неблагоприятной манере, держит бразды правления в руках, контролирует процесс исполнения заданий и мало обеспокоен человеческими аспектами производства. Соответственно эти два стиля лидерства получили название лидер с высоким НПК и лидер с низким НПК.
Три ситуационные переменные в сочетании с двумя лидерскими стилями дают восемь типов ситуаций.
Высокая |
|
|
|||||||||
НПК |
|
|
|||||||||
|
|
||||||||||
Низкая |
|||||||||||
Взаимоотношения между руко- |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 | |||
водителем и подчиненными |
Хорошие |
Хороши |
Хороши |
Хороши |
Плохие |
Плохие |
Плохие |
Плохие | |||
Структура задачи |
Структурирована |
Не структурирована |
Структурирована |
Не структурирована | |||||||
Должностные полномочия |
Сильные |
Слабые |
Сильные |
Слабые |
Сильные |
Слабые |
Сильные |
Слабые | |||
руководителя |
Использование рассматриваемой модели ведется по следующим основным направлениям. Модель позволяет подбирать руководителя в соответствии со сложившейся в организации или группе ситуацией. Модель также подсказывает путь изменения ситуации, если нельзя сменить руководителя.
Изменение уровня отношений с подчиненными
Изменение уровня структурированности работы
В случае желания иметь менее структурированную работу:
В случае желания иметь более структурированную работу:
Изменение уровня позиционной власти в организации
В сторону повышения:
В сторону понижения:
Подход Митчела и Хауса "путь-цель" (Теренс Митчел Роберт Хаус)
По существу, подход "путь-цель" пытается дать объяснения тому воздействию, которое производит поведение руководителя на мотивацию, удовлетворенность и производительность труда подчиненного. Согласно этому подходу, руководитель может побуждать подчиненных к достижению целей организации, воздействуя на пути достижения этих целей. Руководитель может повлиять на подчиненных увеличивая личную выгоду достижения подчиненными цели данной работы. Он также может сделать путь к этой выгоде более легким, объясняя средства ее достижения, убирая помехи и ловушки и увеличивая возможности для личной удовлетворенности на пути к выгоде.
Приемы, с помощью которых руководитель может влиять на пути или средства достижения целей:
Модель констатирует, что эффективный лидер – это тот, кто помогает подчиненным идти путем, ведущим к желаемой цели. При этом предлагаются различные варианты поведения лидера в зависимости от ситуации.