Лекции по "Менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 20:10, курс лекций

Краткое описание

Что такое управление и менеджмент?
Классические функции и принципы менеджмента
Представители классической школы менеджмента

Содержание

Глава I. ПРЕДМЕТ, ИСТОЧНИКИ И ЭВОЛЮЦИЯ МЕНЕДЖМЕНТА

1.1 Что такое управление и менеджмент?

1.2 Классические функции и принципы менеджмента

1.3 Представители классической школы менеджмента

Глава II. СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА

2.1 Системный подход в менеджменте

2.2 Пирамида менеджмента

2.3 Задачи и структура организации

2.4 Принципы и модели делегирования полномочий

Глава III. ОПРЕДЕЛЯЮЩИЙ ФАКТОР СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА – ПЕРСОНАЛ

3.1 Человеческий фактор и групповое взаимодействие

3.2 Понятие власти в менеджменте

3.3 Стили управления

3.4 Мотивация в менеджменте

3.5. Лидерство

3.6 Правовые аспекты менеджмента персонала

Глава IV. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА

4.1 Основы стратегического менеджмента

4.2 Позиционирование предприятия в различных сегментах

Вложенные файлы: 1 файл

LEKTsII_MEN-T.doc

— 2.26 Мб (Скачать файл)


СОДЕРЖАНИЕ


 

 

 

Глава I. ПРЕДМЕТ, ИСТОЧНИКИ И ЭВОЛЮЦИЯ МЕНЕДЖМЕНТА

 

1.1 Что  такое управление и менеджмент?

 

1.2 Классические  функции и принципы менеджмента

 

1.3 Представители  классической школы менеджмента

 

Глава II. СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА

 

2.1 Системный подход в менеджменте

 

2.2 Пирамида  менеджмента

 

2.3 Задачи  и структура организации

 

2.4 Принципы  и модели делегирования полномочий

 

Глава III. ОПРЕДЕЛЯЮЩИЙ ФАКТОР СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА  – ПЕРСОНАЛ

 

3.1 Человеческий  фактор и групповое взаимодействие

 

3.2 Понятие власти в менеджменте

 

3.3 Стили  управления

 

3.4 Мотивация  в менеджменте

 

3.5. Лидерство

 

3.6 Правовые  аспекты менеджмента персонала

 

Глава IV. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО  МЕНЕДЖМЕНТА

 

4.1 Основы  стратегического менеджмента

 

4.2 Позиционирование предприятия в различных сегментах

 

 

 

 

 

 

Глава I. ПРЕДМЕТ, ИСТОЧНИКИ И ЭВОЛЮЦИЯ МЕНЕДЖМЕНТА

 

    1. Что такое управление и менеджмент?
    2. Классические функции и принципы менеджмента
    3. Представители классической школы менеджмента

 

    1. Что такое управление и менеджмент?

 

Использование менеджмента в социально-экономической  сфере в управлении обществом и государством в российской традиции не делает полными синонимами слова "менеджмент" и "управление". Управление понимается гораздо шире, так как может распространяться и на технические, и на биологические процессы.

Нам предстоит  выяснить, где менеджмент – это  управление, а где управление –  менеджмент.

► Управление представляет собой целенаправленный непрерывный процесс воздействия  управляющей системы на объект управления (непрерывное целенаправленное воздействие).

► Управление – это процесс, а система управления – это механизм, который обеспечивает этот процесс.

Управление  не может претендовать на статус точной науки не потому, что оно иллюзорно, а потому что оно протекает в условиях значительной неопределенности, для него характерно множество внешних и внутренних факторов.

Когда мы говорим о менеджменте, речь идет об управлении людьми.

Начало истории  менеджмента связано с именем Фридерика Уинслоу Тейлора (1856–1915). Он является основоположником менеджмента, хотя он был вовсе не ученым-исследователем, а инженером-практиком.

Необходимо  подчеркнуть, что именно Тейлор первым предложил принципы научного менеджмента. Он все время говорил о том, что в менеджменте все должно быть научным.

Итак, первые тейлоровские принципы менеджмента стали его  основой.

  • Научный подход к выполнению любого и каждого элемента работы.
  • Научный подход к подбору, обучению, тренировке и расстановке рабочих.
  • Кооперация с рабочими путем договоров, убеждений и разъяснений.
  • Распределение ответственности между менеджерами и исполнителями.

 

Управление  – это процесс планирования организации, мотивации и контроля необходимый  для того, чтобы сформировать и  достичь цели организации.

Управление  представляет собой осознанную целенаправленную деятельность человека с помощью, которой он упорядочивает и подчиняет своим интересам элементы внешней среды общества, техники и живой природы. Управление должно быть направленно на успех и выживание.

В управление всегда есть: субъект – тот, кто осуществляет управление и объект – тот, кем управляют действия субъекта управления, т.о. основная задача управления организовать работу других людей, при этом высшей формой искусством управления является такая организация, при которой у объекта управления создается ощущение, что ни кто им не управляет.

Цель  управления – это желаемое, возможное и не обходимое состояние производство, дела, проблемы, которые обязательно должны быть достигнуты.

Орудие  управленческого труда включают: оргтехнику, вычислительную технику, обеспечивающие механизм и автоматизацию управленческого труда.

Предметом управленческого труда являются люди, отношения между ними, которые касаются данного производства.

Продукт управленческого труда является управленческое решение. Цена решения определяется себестоимостью и прибылью. Побочным продуктом в управленческой деятельности является: система управления, психологический климат.

Объектом профессиональной деятельности являются финансово-хозяйственная  деятельность предприятия, материальные трудовые ресурсы, нормативная и учетно-распределительная документация.

Предпринимательство – означает осуществление новых комбинаций в производстве, движение на новые рынки, создание новых продуктов связанные с риском.

Бизнес – это предпринимательская деятельность, дело, занятие в целях получения прибыли в определенной сфере общественного производства.

Бизнесмен –  это человек делающий деньги владелец капитала находящего в обороте и приносящего доход и может быть деловой человек подчинения которого никто не находится или крупный собственник, который не занимает никакой настоящей должности в организации, но является владельцем ее акций и не может состоять членом его правления.

 

1.2. Классические функции и принципы  менеджмента

 

Функции — это виды деятельности, которые необходимо реализовывать для осуществления управления. Состав этих функций определяется посредством анализа управленческой деятельности по критериям ее общего содержания, потребностей воздействия на процессы функционирования объекта управления, классификационных типов управленческих решений, организационных условий управления (наличие информации, техники, компетенции персонала и пр.).

Функции, отражающие содержание управления, получили название основных функций. Их состав включает:

    • предвидение (планирование),
    • организацию,
    • контроль,
    • координацию,
    • регулирование,
    • активизацию (мотивирование, стимулирование, руководство),
    • исследование.

Эти функции  являются основными, потому что они  реализуются в управлении любым объектом, составляют содержание Управления как такового независимо от особенностей объекта и  условий управления.

Существуют  функции, которые возникают по потребностям и особенностям объекта управления. Они часто называются конкретными. К таким функциям относятся, например, управление персоналом, управление конструкторскими разработками, связи с общественностью и др. Это функции, реализация которых вызвана необходимостью эффективного управления и возможностью профессионального решения проблем.

Функции управления играют важную роль как в интеграции процессов управления, так и в дифференциации управления, разделении управленческого труда.

Планирование – узловая основополагающая функция менеджмента. Она складывается из ряда простых подфункций:

1) целеполагание  и прогнозирование,

2) оценка ресурсов,

3) программа действий  и бюджетирование,

4) наделение полномочиями,

5) установление критериев  контроля

Выделяют структурное, программное и процессное планирование.

■ Структурное планирование на уровне предприятия затрагивает всю структуру предприятия в целом в организационно-финансовом и техническом отношении и прямо вытекает из стратегического планирования или находится под его сильным воздействием.

■ Программное планирование фиксирует на определенный период производственную программу и количество производимых изделий. В долгосрочном плане оно определяется также стратегическим планированием. В среднем и краткосрочном плане оно определяется оперативным планированием и на этом уровне уже осуществляет взаимосвязь между стратегическим и оперативным планированием.

■ Процессное планирование основывается на программном планировании и является производным от него. Задача – правильная координация, правильное использование производственных фактов, правильная оценка продолжительности процесса.

Период времени, на который осуществляется планирование, обычно именуется сроком планирования.

В соответствии с объемом  планирования различают общие и частные планы.

Частные планы затрагивают только часть происходящих на предприятии процессов, причем они представляют собой конкретизацию оперативного планирования. В определенной области оперативное планирование конкретизируется определенным частным планом. Набор такого рода планов выливается в стратегический план конкретной частной сферы деятельности. В этом случае эти частные планы фиксируют лишь процессы, происходящие в общих чертах.

Система частных планов построена  по определенному общему принципу. Как правило, стратегический план носит так называемый рамочный характер, иногда называется глобальным планом. В некоторых компаниях стратегический и глобальный план могут быть разными, если это компания глобальная, поэтому их не следует путать.

По некоторым  вопросам фиксируемые задачи оказываются  не очень определенными, по ним составляется так называемый детальный план.

В то время как, стратегическое планирование способно преодолеть узкие места, возникающие в отдельных направлениях предприятия, оперативные планы вынуждены к этим узким местам приспосабливаться.

Такая необходимость  ориентировки оперативного планирования на находящихся в самых невыгодных условиях подразделениях именуется законом компенсации, характеризующим планирование.

Необходимо  учесть соотношение производственного и сбытового плана в долгосрочном и краткосрочном аспектах. Любая не сбытая продукция, с одной стороны, является дорогостоящей для фирмы, потому что растет цена складирования; с другой стороны, она является дискредитирующей для фирмы, поскольку о несбытной изготовленной продукции становится известно конкуренту и данная информация попадает в СМИ и оценивается в конкурентных листах, является предметом переговоров и аргументом.

Однако на уровне оперативного планирования вполне возможно, что на короткий срок взаимоотношения  между планами приобретают противоположный  характер. Это может привести к  расхождениям в производственном и сбытовом планировании, что в дальнейшем может привести к отрицательным последствиям.

Может возникнуть ситуация, при которой будет завоевана  высокая доля рынка, неплохая репутация изделий, но вы не сможете их поставить вовремя поставщику, ограничивая производство, что вызывает товарный дефицит. Этого современный рынок вообще не допускает, т.к. сейчас действует принцип – "рынок покупателя". Таким образом, дефицит товара, может привести к потере доли рынка. Она будет конкурентами захвачена или занята.

Менеджер управляет  с помощью распоряжений, приказов, с помощью команды к непосредственно  подчиненным менеджерам, которые  будут доводить эти распоряжения в той или иной форме до персонала и его мотивировать. Распоряжения должны быть направлены на персонал, готовый воспринимать эти распоряжения, т.е. лояльный к фирме и руководителю, компетентный достаточно, чтобы выполнить соответствующую работу или алгоритм действий, мотивированный, т.е. желающий выполнить хорошо данное ему распоряжение, и понимающий само распоряжение в тех терминах и формулировках задач, в которых его предлагает менеджер.

С одной стороны, менеджер выступает как специалист по определенной технологии, по определенному  бизнесу и т.д., хотя здесь следует  отметить, что Питер Друкер писал: "чем больше он управляющий, тем меньше он специалист в какой-то конкретной области,…он просто не может им быть". Чем сложнее технология и производство, тем менеджер – меньший специалист в частностях этой технологии.

В самом простом  изложении видами управленческого воздействия являются следующие:

Приказ предполагает увековечить требования руководителя с обозначенными требованиями по отношению к конкретным исполнителям с указанием сроков действий и иногда возможных полномочий, если таковые не оговорены в должностной инструкции. Приказ по фирме может выдавать только первое лицо или его непосредственный заместитель, когда известно, что эта сфера деятельности полностью перепоручена этому заместителю.

Информация о работе Лекции по "Менеджменту"