Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 20:10, курс лекций
Что такое управление и менеджмент?
Классические функции и принципы менеджмента
Представители классической школы менеджмента
Глава I. ПРЕДМЕТ, ИСТОЧНИКИ И ЭВОЛЮЦИЯ МЕНЕДЖМЕНТА
1.1 Что такое управление и менеджмент?
1.2 Классические функции и принципы менеджмента
1.3 Представители классической школы менеджмента
Глава II. СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА
2.1 Системный подход в менеджменте
2.2 Пирамида менеджмента
2.3 Задачи и структура организации
2.4 Принципы и модели делегирования полномочий
Глава III. ОПРЕДЕЛЯЮЩИЙ ФАКТОР СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА – ПЕРСОНАЛ
3.1 Человеческий фактор и групповое взаимодействие
3.2 Понятие власти в менеджменте
3.3 Стили управления
3.4 Мотивация в менеджменте
3.5. Лидерство
3.6 Правовые аспекты менеджмента персонала
Глава IV. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА
4.1 Основы стратегического менеджмента
4.2 Позиционирование предприятия в различных сегментах
Интерпретация представленных в таблице стилей.
Стиль Х.
Отношение к фирме: фирма по желанию и требованию ее владельцев и соответственно интерпретированными требованиями менеджеров является высшей ценностью. Она сама дает работу, жизнь тем, кто на ней работает. Поэтому она превыше всего. Поэтому интересы фирмы выше интересов работника.
Отношение к работнику: все они в сущности ленивы, безынициативны, за ними нужен контроль, желательно применение санкций, иначе работать хорошо они не будут.
Результат: именно господству стиля "X" предписывают кризис 1929–1933 годов ("Великая депрессия" в США).
Стиль Y.
Мак-Грегор в противовес стилю "X" предложил стиль "Y".
Отношение к фирме – фирма действительно является для работника высшей ценностью, но ее задача – руководить работниками так, чтобы они стали основой ее процветания.
Отношение к работнику: работники честолюбивы, хотя при обучении могут работать лучше, их нужно только правильно мотивировать и доверять им по мере роста их мотивации и квалификации, предлагая на конкурсной основе все более и более важные и сложные задания.
Особые условия: стиль "Y" ориентирован на краткосрочный найм узкоспециализированного работника, даже на менеджерском уровне за хорошую оплату, но без существенных гарантий будущего. Это господствующий стиль в менеджменте США.
Стиль Z.
Противостоит этому стилю концепция "Z". Ее связывают с именем Уильяма Ойчи, а также с японской (восточной) традицией
Отношение к фирме: фирма – "дом родной". Все ее любят совершенно искренне и никогда не перейдут на другую фирму.
Отношение к работнику: Фирма должна обеспечивать развитие работников до того уровня, который превосходит нынешние технологии и позволяет заглянуть в будущее. Развитые до такой степени работники в свою очередь за счет организации коллективного труда, помогая друг другу, двигают фирму вперед.
Основные условия: пожизненный или долгосрочный найм. Работники выходят на работу даже в выходные дни, поэтому менеджерам приходится их останавливать. Каждый менеджер несет ответственность за свои управленческие решения в такой степени, что тут же уходит в отставку, если ему кажется, что он подвел свой коллектив, управляемую им группу и фирму.
Система "Z" распространена в Японии, ее используют более 80% фирм стран Юго-восточной Азии, более 50% китайских предприятий.
Стиль S.
Наиболее четко выражает систему "S" и проповедует академик Петровский А. В. и Дэвид Карнеги.
Отношение к фирме: фирма должна работать на будущее и понимать, что человек дороже вещи, а кадры – самый ценный, дорогостоящий и эффективный ресурс.
Отношение к работнику: люди постоянно совершенствуются и работают на фирму и на свою квалификацию.
Основные условия: это гарантированная, интересная работа, но не пожизненный найм, если человек перерастает уровень фирмы и нет возможности для роста, фирма его легко отпускает, дав рекомендацию и содействуя в дальнейшем трудоустройстве.
Российская традиционная классификация стилей управления.
Авторитарный стиль характеризуется тем, что начальник управляет почти единолично на основе однонаправленного потока информации и распоряжений. Он принимает решения сам, старается сам же их контролировать и диктовать подчиненным свою волю.
Положительные стороны авторитарного стиля:
Минусы авторитарного стиля:
Демократический стиль. Все решается на основе максимальной коллегиальности. Все решения передаются, проходя много этапов с участием исполнителей. Каждый работник участвует в принятии решений.
Этот стиль увеличивает инициативу, предполагает достаточно высокую информированность и квалификацию персонала, повышает на определенном этапе производительность.
Минусы демократического стиля: