Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 20:10, курс лекций
Что такое управление и менеджмент?
Классические функции и принципы менеджмента
Представители классической школы менеджмента
Глава I. ПРЕДМЕТ, ИСТОЧНИКИ И ЭВОЛЮЦИЯ МЕНЕДЖМЕНТА
1.1 Что такое управление и менеджмент?
1.2 Классические функции и принципы менеджмента
1.3 Представители классической школы менеджмента
Глава II. СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА
2.1 Системный подход в менеджменте
2.2 Пирамида менеджмента
2.3 Задачи и структура организации
2.4 Принципы и модели делегирования полномочий
Глава III. ОПРЕДЕЛЯЮЩИЙ ФАКТОР СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА – ПЕРСОНАЛ
3.1 Человеческий фактор и групповое взаимодействие
3.2 Понятие власти в менеджменте
3.3 Стили управления
3.4 Мотивация в менеджменте
3.5. Лидерство
3.6 Правовые аспекты менеджмента персонала
Глава IV. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА
4.1 Основы стратегического менеджмента
4.2 Позиционирование предприятия в различных сегментах
Штабная система представляет собой комбинацию линейной системы с системой, основывающейся на выполнении отдельных функций. При стремлении к сохранению одного источника отдачи распоряжений и единственного адресата поручений, что теряется при функциональной системе, когда требуется вычленение определенных задач, выходом становится сохранение линейной системы и создание штабных единиц, решающих отдельные задачи, но не имеющих полномочий на отдачу распоряжений. При этом штабная единица не выполняет ни первичных, ни вторичных исполнительских функций – ее задача состоит лишь в том, чтобы брать на себя ряд обязанностей руководящей инстанции, осуществляя подготовительную и вспомогательную работу по решению определенных управленческих и исполнительских задач. Штабные единицы имеют только совещательную функцию. Это разгружает работников инстанции и позволяет им специализироваться на решении отдельных задач, в то время как штаб прорабатывает другие специальные вопросы.
Учитывая нашу схему "пирамида менеджмента" с ее линейными менеджерами и ряд функциональных менеджеров (кадры, финансы, маркетинг, транспорт, складирование и т.д.) по мере делегирования им полномочий, может возникнуть еще одна инстанция – штаб как степень нарушения принципа единоначалия. Штаб существует отдельно, не воздействуя на функциональных менеджеров. Возникает линейно-функциональная система с центральными отделами и штабом. Это уже очень близко к многолинейной структуре или системе управления. Хотя она на самом деле представляет собой нечто иное.
Схема № 16
Оставим на схеме
штаб, оставим функциональные отделы,
но добавим еще других top managers. Ниже
покажем различные подразделени
Рассмотрим
многолинейную структуру
Схема
№ 17. Многолинейная структура
Рассматриваются
различные организационно-
При этом если менеджер растет в должности и иерархическом уровне с одновременным перемещением в региональное подразделение, то он, естественно, должен изучить работу различных подразделений, которые так или иначе на этот регион распространяют свою активность. Следовательно, должен пройти соответствующую дополнительную подготовку.
Схема № 18. Типы целевого и географического распределения функций
Данные менеджеры являются исполнительными директорами, но они ведают всем, что происходит в их регионе.
Если мы будем говорить о ТНК, например "Daimler Benz", то мы скажем, что первый и второй вариант перекрещиваются, потому что там есть ответственный как по направлениям деятельности, так и ответственный по регионам.
Говоря о национальном менеджменте, мы должны отметить, что американцы склонны к региональной структуре, японцы не любят отходить от линейной структуры и иерархической пирамиды и централизации управления. Причем, у них это проходит легко, потому что на уровне своих менеджеров достигается полное взаимопонимание и взаимодействие. Немцы используют и то, и другое. А в конечном итоге в связи с наслоением региональных, товарных, производственных направлений объективно растет роль штаба, иногда даже функционирует параллельно несколько штабов.
Схема № 20
Так или иначе все это ведет к тому, что линейно-функциональную структуру заменяет так называемая матричная структура, гораздо более гибкая и современная, но нарушающая один из принципов Файоля – принцип единоначалия.
Схема № 21. Матричная структура
А, Б,
В – товарные или региональные
группы в зависимости от того, что
для предприятия важно (разные товары
или разные регионы)
НИОКР – научно-исследовательские и конструкторские
разработки.
Каждое подразделение оказывается в точке какого-то перекрещивания. С одной стороны, оно получает задание по линии сбыта, а с другой – по линии распределения.
Матричная организация возникает за счет наложения организационных структур, сориентированных на функцию, и организационных структур, сориентированных на объект, в результате чего и возникает схема, похожая на матрицу. Рассмотрим пример функционирования матричной организации. На промышленном предприятии работают отделы проектирования, производства, конструкторских разработок, сотрудничающие с отделами закупок, материально-технического снабжения, маркетинга и отдела по работе с персоналом таким образом, что руководство фирмы к регулированию этой работы может не подключаться. Каждый отдел в сфере своей деятельности принимает управленческие решения самостоятельно. Функционирование штатных единиц, ориентированных на объект, на практике происходит под влиянием того набора продуктов, с которым работает предприятие (управление по продукту), или на основе того или иного проекта (управление проектом).
Если мы говорим об инновационном предприятии или предприятии, ориентирующемся на различные проекты, то линейно-функциональную систему заменяет, как правило, линейно-проектная система или линейно-программная система.
В любом случае матричная форма менеджмента обладает явно бóльшей гибкостью, явно бóльшей подвижностью, но создает проблемы с соединением головной организации, системой взаимоподчинений, со стимулированием менеджеров и персонала, с контролем управления роста менеджеров и с контролем своевременного достижения целей (особенно временных) и прохождения тех или иных проектов.
В конечном итоге проблема принятия управленческих решений, проблема их выполнения будет сводиться к тому, какая система делегирования полномочий характерна для данного бизнеса, для данной корпорации и для данной отрасли.
Процессная
форма организации резко
Новая форма организации производства и труда предполагает изменение критериев оценки результата и принципов оплаты труда.
Наиболее распространенной на сегодня является повременная форма оплаты, то есть оплата за фактически отработанное время. Здесь не в полной мере реализуется стимулирование производительности труда, при наличии мотивации повышения организации процесса, отсутствуют стимулы к росту выработки. Сдельная форма оплаты труда как бы стимулирует рост выработки, но слабо мотивирует повышение организации процесса. Используя процессные формы организации труда, возникает реальная возможность соединить достоинства повременной и сдельной форм оплаты труда, так как процесс всегда ориентирован на конечный результат. Результат становится главным критерием оценки труда. Потому и возникает возможность платить за результат, оставляя время работы, количество совершаемых операций, их интенсивность, техническую оснащенность и организацию процесса полностью в ведении и под контролем исполнителей.
Хотелось бы вспомнить, что структура бывает формальной и неформальной, процессной, предполагающей упорядочение протекающих на предприятии процессов в первую очередь, или институциональной (структурной), во главу угла которой ставится иерархия (пирамида менеджмента).
2.4.
Принципы и модели
MBE = Management by exception.= управление по принципу исключения - предполагает довольно высокую степень делегирования на каждый уровень менеджмента. Администрация, или top management, ограничивает свои решения чрезвычайными случаями, когда она вмешивается в порученные конкретным руководителям решения. Как правило, эти чрезвычайные случаи связаны с серьезным отклонением от целей предприятия или в случае катастроф. Во главу угла эта концепция ставит функцию принятия решений на уровне администрации, т.е. все стратегические решения принимает администрация, а все специальные администрация полностью отдает на откуп соответствующему менеджеру. В линейно-функциональной, линейно-программной и матричной системах это возможно.
Положительные стороны этой системы в том, что, с одной стороны, здесь достигается довольно быстрое прохождение решений нижнего уровня, нестратегических и нецелевых. Решения не требуют согласования.
Проблема в том, что нужно очень четко ограничивать рамки прав на принятие решения и очень четко добиваться прохождения полной достаточной информации.
Положительным здесь является также разгрузка администрации от всех рутинных оперативных и операционных управленческих проблем.
Негативным явлением этой системы является то, что менеджеры теряют способность к росту, потому что в ней и ответственность предполагается в размере и в масштабе всей фирмы. При недостаточно четкой описанности исключительных случаев амбициозный менеджер будет ряд исключительных случаев относить к неисключительным, а менеджер ленивый, отбывающий на производстве до пенсии, будет стараться искусственно подвести ряд нормальных решений под исключительные случаи, чтобы "умыть руки" и сбросить решения администрации.
В любом случае равномерного распределения целевых обязанностей не происходит.
MBO = Management by objectives, или известнейшая система Питера Друкера – или управление через согласование целей. Администрация и подчиненные совместно вырабатывают цели.
Как это происходит? Предположим, есть какой-либо бразильский филиал американской компании. Существуют миссия, стратегия, цель. Они обмениваются мнениями, предлагая свои варианты, и приходят к общему решению.
Пожалуй, что единственная отчетность, которая идет, и идет чаще, чем у нас, – это бухгалтерская и финансовая отчетность (у нас квартальная, у них недельная или месячная).
Вопросы для самоподготовки и группового обсуждения
Вопрос № 1 |
Чем был предопределен и насколько важен системный подход в менеджменте? |
Вопрос № 2 |
Как вы себе представляете понятие системы? |
Вопрос № 3 |
Как на практике проявляется принцип разделения труда? |
Вопрос № 4 |
Что лежит в основе пирамиды и системы менеджеров? |
Вопрос № 5 |
Каковы "болевые точки" фирмы или факторы внутренней среды; насколько они различны в зависимости от масштаба организации и задач бизнеса? |
Вопрос № 6 |
Приведите примеры конкурентных и антиномитических целей, объективно существующих в менеджменте организации? |
Вопрос № 7 |
Как синтез задач внутрифирменного менеджмента отражается на штатном расписании и делегировании полномочий? |
Вопрос № 8 |
Какие классификации технологий всем известны и чем специфична технология вашего бизнеса? |
Вопрос № 9 |
Какие традиции характерны для технологии внешнеторговой деятельности? |
Вопрос № 10 |
Какие системы делегирования полномочий вам известны и насколько они приемлемы в различных современных организациях? |