Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 20:57, дипломная работа
Цель исследования: на основе программно-целевого подхода разработать приоритетные направления развития МОУДОД «Усть-Ишимская ДШИ» в условиях модернизации дополнительного образования.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность программно-целевого подхода к управлению образовательным учреждением.
2. Выявить проблемы и приоритетные направления дополнительного образования в условиях модернизации.
3. Изучить состояние социально-экономических условий функционирования МОУДОД «Усть-Ишимская ДШИ».
4. Определить приоритетные направления развития МОУДОД «Усть-Ишимская ДШИ» в условиях модернизации дополнительного образования..
Введение ………………………………………………………………………....3
Глава 1. Теоретические основы программно-целевого подхода
к управлению…………………………………………………………………..….7
1.1.Особенности программно-целевого подхода организации деятельности...7
1.2.Целевая программа как основное средство системного управления деятельностью организации…………………...………………………………..12
1.3.Основные этапы разработки целевой программы деятельности организации………………………………………………………………………17
1.4.Проблемы и приоритетные направления дополнительного образования
в условиях модернизации…………………………………………………….…29
Глава 2. Разработка приоритетных направлений развития МОУДОД
«Усть-Ишимская ДШИ» в условиях модернизации дополнительного образования………………………………………………………………………38
2.1.Анализ социально-экономических условий в Усть-Ишимском районе…38
2.2.Информационная справка о МОУДОД
«Усть-Ишимская ДШИ»………………………………………………………..39
2.3.Проблемно-ориентированный анализ состояния МОУДОД
«Усть-Ишимская ДШИ»………………………………………………………..46
2.4.Приоритетные направления развития МОУДОД
«Усть-Ишимская ДШИ» в условиях модернизации дополнительного образования………………………………………………………………………51
Заключение………………………………………………………………………57
Список литературы……………………………….……………………………..58
Приложения…………………………….………………………………………..61
Только наличие всех этих компонентов позволяет рассматривать соответствующий документ в качестве программы.
Понятие «программа» часто путается с близкими к нему понятиями «проект» и «план». Различия могут быть связаны с несколькими довольно очевидными соображениями. И планирование, и программирование, и проектирование являются разновидностями целеполагания. Проектирование обычно связано с созданием конкретного изделия, продукта. [29]
Проект отличается своей локальностью. Социально-культурное проектирование как технология – это процесс, предполагающий обязательные качественные преобразования, вытеснение устаревших форм, методов, технологий, приемов чем - то более сложным, вбирающим в себя лучшие традиции. Проектирование составляет часть управленческой деятельности, которая позволяет осуществлять управляемость и регулируемость проекта.
Проект это образ желаемого, представленного в виде текста, схемы, графика. Проекты могут отражать региональные аспекты, проблемы страны, общечеловеческие ценности, учебные предметы и т.д.
Проекты бывают исследовательские, информационные, игровые, творческие, практико-ориентированные.
Исходным понятием методики управления проектом является жизненный цикл проекта, т.е. проект от идеи до завершения.
Жизненный цикл проекта включает четыре этапа:
1. Разработка идеи (концепции)
Результат разработки концепции- это идея, это общие задачи, смета, конкретные способы реализации и сроки. По этим критериям проходит оценка эффективности самой концепции.
Завершается первый этап написанием аналитической записки, в которой отражается цель, основные особенности и альтернативные пути, организационные и финансовые, политические и другие проблемы, влияющие на конечный результат, а также мероприятия по разработке проекта.
2. Проектный анализ.
Технический анализ – масштаб, сроки, ресурсы, затраты.
Коммерческая сторона, т.е. составление бюджета, она включает в себя оценку услуг.
Организационный анализ – это условия, в которых осуществляется проект (правовые, политические, административные)
Социальный анализ – рассмотреть изменения социально-культурной среды.
3. Планирование проекта.
Сущность этого этапа в обосновании целей и способов их достижений.
В этот цикл входит разработка идеи, выбор стратегии и определение параметров.
4. Завершение проекта.
В этот этап входит заключительный контроль и оценка эффективности проекта.
Проектная структура – это временная организация, создаваемая для решения конкретного комплекса задач, вошедших как разработка и реализация проекта.
Проектная структура имеет предназначение целевого управления, обеспечение горизонтальных взаимосвязей и развития творческой инициативы.
Преимущество проектной структуры:
- повышается ответственность каждого за конечный результат;
- обеспечивается возможность для одновременного выполнения нескольких проектов;
- обеспечивается приоритет общих, глобальных целей над локальными целями функционального характера;
- децентрализуется решение оперативных задач.
Знание методики управления проектами позволяет менеджеру:
- иметь представление о месте школы в социально-культурной среде и образовательном пространстве;
- применять методы программирования для реализации комплексных задач, стоящих перед школой;
- использовать закономерности развития и принципы проектирования в целях оптимизации принятия решений;
- производить расчеты основных экономических показателей, определять эффективность мероприятий, использовать полученную информацию для выработки управленческих решений.
Чему способствует проектная деятельность в развитии образования?
1. На федеральном уровне – приводит в соответствие общенациональные требования с международными стандартами, обеспечивает конкурентоспособность российского образования на международном уровне.
2. На региональном уровне – обеспечивает динамичность социально-экономического и культурного развития региона на основе развитого человеческого ресурсного потенциала.
3. На муниципальном уровне – обеспечивает занятость, улучшает качество жизни социума на основе формирования конкурентоспособности личности и гражданственной инициативности слоев населения.
4. На личностном уровне – обеспечивает способность личности быть востребованной в развитии территории и улучшения качества собственной жизни.
1.4. Проблемы и приоритетные направления дополнительного образования в условиях модернизации
Под «дополнительным» образованием понимается мотивированное образование за рамками основного образования, позволяющее человеку приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться предметно, социально, профессионально, личностно. Отличительными чертами педагогики дополнительного образования детей являются:
- создание условий для свободного выбора каждым ребенком образовательной области, профиля программы и времени ее освоения, педагога;
- многообразие видов деятельности, удовлетворяющей самые разные интересы, склонности и потребности;
- личностно-деятельностный характер образовательного процесса, способствующий развитию мотивации личности к познанию и творчеству, самореализации и самоопределению;
- личностно-ориентированный подход к ребенку, создание «ситуации успеха» для каждого;
- создание условий для самореализации, самосознания, самоопределения личности;
- признание за ребенком права на пробу и ошибку в выборе, права на пересмотр возможностей в самоопределении.
Дополнительное образование детей по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Оно социально востребовано, требует постоянного внимания со стороны общества и государства как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка, что нашло отражение в Национальной доктрине образования в Российской Федерации, Федеральной программе развития образования, Концепции художественного образования в Российской Федерации и других документах.
Дополнительное образование детей опирается на следующие принципы: гуманизация, демократизация образовательного процесса, индивидуализация, педагогика сотрудничества.
Гибкость дополнительного образования детей как открытой социальной системы позволяет обеспечить условия для формирования лидерских качеств, развития социального творчества, формирования социальных компетенций. Система дополнительного образования детей развивается на межведомственной основе и выступает гарантом поддержки и развития одаренных детей. Затраты бюджетов всех уровней на дополнительное образование детей являются долгосрочными инвестициями в будущее развитие российского общества и государства, кадровый потенциал интеллектуального, научно-технического, творческого и культурного развития общества; безнадзорность и профилактику правонарушений несовершеннолетних, других асоциальных проявлений в детской и подростковой среде.
Детские школы искусств, являясь учреждениями дополнительного образования детей, располагают уникальными социально-педагогическими возможностями по развитию творческих способностей обучающихся в области художественного образования.
Художественное образование – это процесс овладения и присвоения человеком художественной культуры своего народа и человечества, один из возможных способов развития и формирования целостной личности, ее духовности, творческой индивидуальности, интеллектуального и эмоционального богатства.
Художественное образование, являясь частью целостной системы образования, направлено на развитие и формирование личности, ее духовности, творческой интеллектуальности и эмоционального богатства.
Его целями на современном этапе являются:
- обеспечение реализации Национальной доктрины образования Российской Федерации;
- повышение общего уровня значимости культуры и искусства в общем образовании;
- сохранение и развитие сложившейся в России уникальной системы учреждений художественного образования в области культуры и искусства.
Исходя из поставленных целей, художественное образование призвано обеспечить осуществление следующих задач:
- подготовка творческих кадров к профессиональной деятельности в сфере культуры и искусства, а также педагогических кадров для системы художественного образования;
- эстетическое воспитание подрастающего поколения.
Таким образом, художественное образование отличают две особенности:
- подготовка профессиональных творческих и педагогических кадров, что обеспечивает сохранение высочайшего уровня профессионального искусства России;
- нацеленность системы художественного образования на эстетическое воспитание подрастающего поколения, формирование подготовленной и заинтересованной аудитории для театров, музеев и концертных залов (Концепция модернизации художественного образования).
Интеграция этих особенностей в учебном процессе должна найти свое отражение в системе управленческих решений.
В настоящее время в системе управления образованием превалирует мнение о необязательности художественного образования, возможности отнесения его к сфере досуга, либо дополнительных платных услуг. Вместе с тем, художественное образование несет широкий спектр функций жизненно необходимых не только для просветительства, воспитания творческой личности, но и для гармоничного существования человека в обществе.
Среди них:
- формирование художественного мышления;
- развитие эмоциональной культуры;
- формирование этических норм нравственных идеалов;
- воспитание толерантности;
- развитие коммуникативности;
- воспитание гражданственности и патриотизма.
Содержание художественного образования включает:
- формирование культурно-исторической компетентности, подразумевающей изучение теории и истории разных эпох и народов;
- формирование художественно- практической компетентности, подразумевающей овладение средствами художественной выразительности различных видов искусства;
- формирование художественного вкуса и оценочных критериев в контексте духовно-нравственных и эстетических идеалов.
Реализация содержания художественного образования происходит на трех уровнях:
- формирование отношения к культуре как к важнейшему условию свободного и разностороннего развития личности;
- формирование потребности в полноценном художественном общении с произведениями различных видов искусств на основе их адекватной эстетической оценки;
- формирование навыков самостоятельной художественной деятельности, восприятия этой деятельности как неотъемлемой части своей жизни.
Освоение содержания художественного образования осуществляется на основе следующих методологических принципов:
- начало обучения с раннего возраста, непрерывность и преемственность различных уровней художественного образования;
- мультикультурный подход, предполагающий включение в программы по искусству максимально широкого диапазона художественных стилей и национальных традиций с опорой на отечественную культуру;
- опора на национально-культурные особенности при составлении учебных программ по предметам искусства;
- комплексных подход к преподаванию художественных дисциплин на основе взаимодействия различных видов искусств;
- распространение вариативных образовательных программ разного уровня, адаптированных к способностям и возможностям каждого обучающегося;
- внедрение личностно-ориентированных методик художественно-образовательной деятельности, индивидуальных подходов к особо одаренным личностям и другим категориям учащихся.
Анализ деятельности в сфере художественного образования отрасли культуры за последние годы свидетельствует о ряде положительных тенденций в сфере художественного образования, связанных с обновлением содержания образовательных программ, сохранением и развитием учебных творческих коллективов, формированием механизма федеральной и региональной поддержки молодых одаренных исполнителей и коллективов.
Но, наряду с этим, существует ряд сложных проблем. Они заключаются:
- в неэффективном взаимодействии органов культуры, учреждений образования и местного самоуправления в обеспечении учреждений культуры специалистами, прошедшими подготовку в отраслевых образовательных учреждениях;