Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 20:57, дипломная работа
Цель исследования: на основе программно-целевого подхода разработать приоритетные направления развития МОУДОД «Усть-Ишимская ДШИ» в условиях модернизации дополнительного образования.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность программно-целевого подхода к управлению образовательным учреждением.
2. Выявить проблемы и приоритетные направления дополнительного образования в условиях модернизации.
3. Изучить состояние социально-экономических условий функционирования МОУДОД «Усть-Ишимская ДШИ».
4. Определить приоритетные направления развития МОУДОД «Усть-Ишимская ДШИ» в условиях модернизации дополнительного образования..
Введение ………………………………………………………………………....3
Глава 1. Теоретические основы программно-целевого подхода
к управлению…………………………………………………………………..….7
1.1.Особенности программно-целевого подхода организации деятельности...7
1.2.Целевая программа как основное средство системного управления деятельностью организации…………………...………………………………..12
1.3.Основные этапы разработки целевой программы деятельности организации………………………………………………………………………17
1.4.Проблемы и приоритетные направления дополнительного образования
в условиях модернизации…………………………………………………….…29
Глава 2. Разработка приоритетных направлений развития МОУДОД
«Усть-Ишимская ДШИ» в условиях модернизации дополнительного образования………………………………………………………………………38
2.1.Анализ социально-экономических условий в Усть-Ишимском районе…38
2.2.Информационная справка о МОУДОД
«Усть-Ишимская ДШИ»………………………………………………………..39
2.3.Проблемно-ориентированный анализ состояния МОУДОД
«Усть-Ишимская ДШИ»………………………………………………………..46
2.4.Приоритетные направления развития МОУДОД
«Усть-Ишимская ДШИ» в условиях модернизации дополнительного образования………………………………………………………………………51
Заключение………………………………………………………………………57
Список литературы……………………………….……………………………..58
Приложения…………………………….………………………………………..61
- в вопросах обеспечения гарантий доступности и равных возможностей получения профессионального художественного образования;
- в вопросах повышения качества профессиональной подготовки специалистов;
- в поиске путей совершенствования системы переподготовки кадров и повышения квалификации специалистов;
- в вопросах, касающихся укрепления материально-технической базы образовательных учреждений, формирования в системе художественного образования нормативно-правовых и организационно-экономических механизмов многоканального финансирования;
- в поиске путей решения социальных вопросов, связанных с закреплением молодых специалистов.
Не сокращается потребность в специалистах, имеющих профессиональное образование, в муниципальных учреждениях культуры, усиливается тенденция старения кадров. Крайне мало молодых специалистов, подготовленных на контрактно-целевых условиях, возвращается в сельские муниципальные образования. Работодатели не проявляют должной заинтересованности в обеспечении специалистов рабочими местами и социально-бытовыми условиями.
В образовательных учреждениях изношенность парка музыкальных инструментов составляет 70%, библиотечный фонд в большинстве из них по состоянию ветхости должен быть списан полностью (Концепция модернизации непрерывного образования отрасли культуры Омской области).
Рассмотрение проблем художественного образования на Совете по культуре при Президенте РФ вызвано обеспокоенностью культурной общественности возможной потерей специфических особенностей и сложившихся традиций.
Возник комплекс вопросов, затрагивающих различные аспекты функционирования учреждений отрасли культуры:
1. Уточнение статуса учреждений дополнительного образования детей отрасли культуры, а именно:ДШИ,ДМШ,ДХШ.
2. В связи с принятием ФЗ №95,ФЗ№122 ФЗ№131 компетенции государства в области дополнительного образования детей практически исчезли. Отсутствует на государственном уровне «Программа развития художественного образования»
3. Плата за обучение.
Действующим законодательством не гарантируется бесплатность дополнительного образования. В сфере художественного образования на оснащение образовательного процесса техническими средствами, дорогостоящими инструментами, специальными помещениями требуются значительные средства. Государство не может должным образом оснастить учреждения, занимающиеся подготовкой и повышением квалификации специалистов, а тем более многочисленную сеть школ искусств. В тоже время внесение изменений в «Типовое положение», регламентирующее деятельность учреждений дополнительного образования детей, в части отмены родительской платы ставит под угрозу не только качество реализации образовательных программ, но и существование целого ряда школ как образовательных учреждений.
4. Материально-техническая база учреждений нуждается в скорейшем укреплении и оснащении во всех звеньях системы непрерывного образования.
В настоящее время, когда отрасль «Образование» вошла приоритетным национальным проектом развития, разрыв и отставание в этом направлении все больше увеличивается, тем самым неконкурентноспособность наших учреждений и непрестижность приобретаемых профессий будет нарастать.
5. Кадры.
Решение кадровых проблем в системе образования, как особо отмечено в материалах Совета по культуре, следует искать в плоскости социально-экономических вопросов, уровне оплаты труда, пенсионного обеспечения, системе поддержки, т.е. существующих нормах федерального законодательства.
В этом направлении важным компонентом сохранения кадрового потенциала является система переподготовки и повышения квалификации специалистов.[26]
Основными направлениями модернизации системы дополнительного образования детей являются:
1. Обеспечение государственных гарантий доступности дополнительного образования детей
2. Создание условий для повышения качества дополнительного образования детей.
3. Создание условий для повышения качества профессиональной подготовки педагогов дополнительного образования детей.
4. Формирование эффективных экономических отношений в дополнительном образовании детей.
5. Управление развитием системы дополнительного образования детей.
Глава 2. Разработка приоритетных направлений развития
МОУДОД «Усть-Ишимская ДШИ» в условиях модернизации дополнительного образования
2.1. Анализ социально-экономических условий в Усть-Ишимском районе
Усть-Ишимский район образован 24 сентября 1924 года.
На территории района образованы 13 сельских поселений, в которых проживают 15900 человек.
В Усть-Ишимском сельском поселении, на территории которого находится детская школа искусств, проживают 6233 человека.
Из информации, предоставленной ведущим специалистом администрации Усть-Ишимского муниципального района, можно узнать о социально-экономическом состоянии района.
Ситуация на рынке труда характеризуется снижением уровня зарегестрированной безработицы, по сравнению с соответствующим периодом 2006 года уровень безработицы снижен на 34%. В районе создано 46 постоянных рабочих места.
По итогам работы 2007 года рост производства промышленной продукции увеличился на 3,5%. В основном это предприятия лесной и деревообрабатывающей промышленности.
В сельском хозяйстве наблюдается рост производства молочной, мясной и зерновой продукции.
На территории муниципального района разработана программа «Доступное и комфортное жилье - гражданам России», оказывается господдержка в строительстве и приобретении индивидуальных жилых домов за счет средств областного бюджета. В 2007 году по этим программам необходимо сдать 13 жилых домов.
Для обеспечения равного доступа населения к качественному образованию, повышению уровня подготовки выпускников, улучшения материально-технической базы учреждений образования в сфере образования на территории муниципального района проводится следующая работа:
- в образовательных учреждениях используются здоровьесберегающие технологии, технологии индивидуализированного, дифференцированного, личностно-ориентированного обучения и другие;
- совершенствуется система оплаты труда работников образования за счет использования надтарифного фонда оплаты труда, выплаты за классное руководство;
- организован мониторинг участия образовательных учреждений в реализации Приоритетного Национального проекта «Образование».
2.2 Информационная справка о МОУДОД «Усть-Ишимская ДШИ»
Детская школа искусств открылась в Усть - Ишиме в 1970 году. Первые годы (7-10лет) она была известна в селе как музыкальная школа. Преподавательский коллектив был небольшой - 2-3 человека и состоял в основном из студентов, отрабатывающих практику после окончания музыкального училища.
Постепенно, вместе с развитием школы, стабилизировался и развивался ее педагогический состав. В 1990 году музыкальная школа преобразовалась в детскую школу искусств. Открылись ещё два отделения, кроме музыкального, - это хореографическое и художественное.
В таком виде она существует и сейчас. В будущем планируется открыть выездной класс в поселке Ашеваны.
В 2002 году школа получила первую лицензию на образовательную деятельность, в 2005 прошла аттестацию и аккредитацию, в мае 2007 года получена очередная лицензия.
Кадровый состав.
В школе на данный момент работают восемь преподавателей, из них пять штатных работников и три совместителя. Специальное образование есть у всех – из них три преподавателя с высшим образованием, четыре преподавателя со средним специальным образованием и один преподаватель учится на четвертом курсе педагогического университета по специализации хореография.
Ежегодно проводятся курсы повышения квалификации на базе Регионального Инновационного Центра. В 2005 году курсы по теоретическим дисциплинам закончила преподаватель Коротаева О.М. Она в 1996 году закончила Усть-Ишмскую ДШИ и поступила в музыкальный колледж, по окончании которого приехала в Усть-Ишим и одновременно с преподаванием в детской школе искусств получала высшее образование в педагогическом университете. В 2007 году в школу пришли работать в качестве преподавателей по классу баяна два выпускника колледжа культуры, также выпускники Усть-Ишимской ДШИ.
Контингент школы.
На начало 2007 года контингент школы составлял 102 человека, обучающихся на трёх отделениях: инструментального музицирования, хореографического искусства, изобразительного искусства.
В школу принимаются дети с 5-7 лет до 12 лет, после подачи родителями ( или их законными представителями) заявления установленного образца. На музыкальном отделении у поступающих проверяются данные (слух, ритм, память)
Контингент ДШИ составляют в основном дети из благополучных семей, родители которых заинтересованы в культурном развитии своих детей. Обычно хорошо учатся те дети, которые и в общеобразовательной школе успевают. Определённую часть контингента составляют учащиеся со слабыми данными, которых родители отдали в школу, чтобы они не болтались на улице, контроль за ними со стороны родителей слабый и результат обучения соответствующий. Есть проблема плохой посещаемости занятий некоторыми учащимися, её надо решать совместно педагогу и родителям, а также необходимо иметь хороший контакт с преподавателями лицея.
Материально- техническая база.
Материально- техническая база школы на 80% состоит из той основы, которая была заложена при её создании. Дети играют на инструментах 70-80 годов выпуска, мебель старая, фонды художественного и хореографического отделений тоже не вполне устраивают преподавателей.
И всё же немного и медленнее чем хотелось бы, пополняется школа новыми приобретениями. Они происходят за счёт родительских взносов, субсидий из областного бюджета. За последние несколько лет школа приобрела – два баяна, видеомагнитофон, два музыкальных центра, ксерокс, видеокамеру, компьютер, принтер, телевизор, ДВД - плеер, пюпитры, стулья, плафоны. По программе Министерства культуры школе переданы четыре новых баяна и аккордеон. За счёт родительских взносов и личных вложений преподавателей пополняется библиотечный фонд (новые нотные сборники, методическая литература). Иногда новую нотную литературу дарят бывшие выпускники – студенты музыкального колледжа.
Образовательные программы.
Школой реализуются образовательные программы по инструментальному музицированию, изобразительному искусству, хореографическому искусству. Направленность всех программ – художественно- эстетическая.
По программе инструментального музицирования в Усть-Ишимской ДШИ есть такие специализации: баян, аккордеон, фортепиано, гитара. В соответствии с программой учащиеся этих специализаций изучают сольфеджио, музыкальную литературу, посещать хор или оркестр.
По программе хореографическое искусство учащиеся посещают такие предметы как народный танец, классический танец, бальный танец, гимнастика, ритмика, история балета.
По программе изобразительного искусства изучаются живопись, рисунок, композиция, скульптура, история ИЗО, ДПИ (декоративно- прикладное искусство).
В основе образовательных программ Усть-Ишимской ДШИ лежат примерные образовательные программы Министерства культуры от 1998, 2000,2001,2005 г. издания.
Каждый преподаватель, опираясь на эти программы, написал и утвердил на педагогическом совете адаптированную программу, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
В начале 21-го века в России существенно изменились условия деятельности учреждений дополнительного художественного образования.
Такие явления, как демографический спад, резкое уменьшение числа здоровых детей школьного возраста при общем увеличении нагрузки в общеобразовательной школе, недооценка роли искусства как одного из важных средств формирования и развития личности, падение интереса родителей к художественному образованию, определили уменьшение числа детей, поступающих в школу искусств. Часто отсутствие конкурса вынуждает принимать в контингент учащихся практически всех желающих без учёта индивидуальных способностей. Отсюда неоднородность контингента учащихся по уровню способностей, вкусов, потребностей, что усложняет процесс освоения образовательных программ.
Однако, даже ребёнок с низким уровнем художественных способностей имеет право обучаться в школе искусств. Именно для таких детей (а их большинство) необходима адаптированная программа. Педагоги ДШИ берут за основу примерные программы и разрабатывают адаптированные, в которых предусмотрен дифференцированный подход к обучению учащихся. В адаптированной программе, в отличие от примерной, предусмотрено меньшее количество произведений, изучаемых за год и изменён репертуарный подбор. Для учащихся, которые не обладают высоким уровнем музыкальных способностей, предусмотрен репертуар, в котором преобладают народные мелодии, танцевальные и песенные обработки. Сложность пьес также зависит от способностей обучаемых. На результаты освоения учебных программ влияют внеаудиторные, домашние занятия учащегося. Домашняя самоподготовка должна быть не менее 1-2 часов в день. Уровни освоения программ разделяются на классический, общеэстетический и допрофессиональный.
На художественном и хореографическом отделениях предпочтение в написании адаптированных программ были отданы групповым формам работы, немного снижены требования к контрольным точкам.
На этих отделениях преподавателями будет продолжена работа над совершенствованием образовательных программ, так как имеются определенные недочеты.