Программно-целевой подход в управлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 20:57, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: на основе программно-целевого подхода разработать приоритетные направления развития МОУДОД «Усть-Ишимская ДШИ» в условиях модернизации дополнительного образования.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность программно-целевого подхода к управлению образовательным учреждением.
2. Выявить проблемы и приоритетные направления дополнительного образования в условиях модернизации.
3. Изучить состояние социально-экономических условий функционирования МОУДОД «Усть-Ишимская ДШИ».
4. Определить приоритетные направления развития МОУДОД «Усть-Ишимская ДШИ» в условиях модернизации дополнительного образования..

Содержание

Введение ………………………………………………………………………....3

Глава 1. Теоретические основы программно-целевого подхода
к управлению…………………………………………………………………..….7
1.1.Особенности программно-целевого подхода организации деятельности...7
1.2.Целевая программа как основное средство системного управления деятельностью организации…………………...………………………………..12
1.3.Основные этапы разработки целевой программы деятельности организации………………………………………………………………………17
1.4.Проблемы и приоритетные направления дополнительного образования
в условиях модернизации…………………………………………………….…29
Глава 2. Разработка приоритетных направлений развития МОУДОД
«Усть-Ишимская ДШИ» в условиях модернизации дополнительного образования………………………………………………………………………38
2.1.Анализ социально-экономических условий в Усть-Ишимском районе…38
2.2.Информационная справка о МОУДОД
«Усть-Ишимская ДШИ»………………………………………………………..39
2.3.Проблемно-ориентированный анализ состояния МОУДОД
«Усть-Ишимская ДШИ»………………………………………………………..46
2.4.Приоритетные направления развития МОУДОД
«Усть-Ишимская ДШИ» в условиях модернизации дополнительного образования………………………………………………………………………51
Заключение………………………………………………………………………57
Список литературы……………………………….……………………………..58
Приложения…………………………….………………………………………..61

Вложенные файлы: 1 файл

диплом Программно-целевой подход в управлении.doc

— 724.05 Кб (Скачать файл)

-   повысили свой культурный уровень;

- получили дополнительное образование;

- научились организованности и дисциплинированности;

- организовали свой досуг;

- развили свои способности.

     Учащиеся хотят, чтобы в школе (приложение№2):

- создали условия для развития способностей;

- было интересно учиться;

- было комфортно и уютно;

- было больше современного оборудования.

    

     Преподаватели ожидают:

- улучшения материально-технического обеспечения образовательного процесса;

- создания условий для повышения квалификации и творческой самореализации в профессиональной деятельности.

 

2.4. Приоритетные направления развития МОУДОД «Усть-Ишимская ДШИ» в условиях модернизации дополнительного образования

 

     Современный этап социально-экономического развития можно охарактеризовать как переходный к качественно новому уровню развития. В конечном счете, от профессионального успеха отдельной личности, от предоставления ей возможности для реализации своего предназначения в окружающем пространстве зависит успех и будущее региона и всей страны. На решение этих задач направлены приоритеты Концепции модернизации образования РФ.

     Смысл всей жизни человека в самосовершенствовании. Личность определяет культурный уровень общества, духовное здоровье народа. Достойная человека жизнь- это жизнь, позволяющая ему максимально реализовать сущностные свойства и всю полноту функций. Необходимо, чтобы ребенок как можно раньше попал в ту интеллектуально-интеллигентную среду, где ему была бы предоставлена возможность раскрыть свой духовно-творческий потенциал.

     Научно доказано, что предметы художественно-эстетического цикла в большей степени ориентированы на индивидуальный подход к обучению, предполагают предоставление каждому обучающемуся возможности выстраивания совместно с педагогом траектории личностного образовательного и культурного роста.

      Для того чтобы удовлетворить социальный заказ всех субъектов образовательного процесса, школе необходимо меняться, переходить от функционирования к развитию.

     В течение многих лет от руководителей требовалось лишь поддерживать функционирование своего учреждения. Главное было осуществлять деловой процесс внутри коллектива, контролировать дисциплину и выполнение должностных обязанностей. На это выделялись пусть небольшие, но стабильные бюджетные средства.

     Сейчас бюджета едва хватает на основную деятельность организации, все чаще говорят о реформировании бюджетной сферы, а следовательно- урезании и этой части бюджетных средств.

     Благополучие учреждений теперь зависит от того, насколько они готовы активно действовать в современных условиях, понять и определить свое место в обществе, найти своего потребителя.

     А это возможно только:

- через проектную деятельность;

- расширение оказываемых услуг;

- поиск дополнительных средств;

- привлечение спонсоров.

    МОУДОД «Усть-Ишимская ДШИ» ориентируется на создание наиболее благоприятных условий организации учебного процесса с учётом доминирующих особенностей групп учащихся, а также обеспечение решения задач индивидуального подхода к обучению, что позволит более точно определить перспективы развития каждого ребёнка и тем самым даст возможность большему количеству детей включиться в художественное творчество.

     Поэтому руководителю особое внимание необходимо обратить на следующие направления деятельности:

- доступность образования;

- развитие системы вариативного образования;

- повышение квалификации преподавателей;

- развитие практико-деятельностного подхода;

-создание корпоративной культуры;

- разработка и внедрение образовательных программ на условиях индивидуализированного и дифференцированного подходов в обучении;

- сохранение сложившихся традиций и формирование новых;

- внедрение инновационных форм работы;

- работа над проектами.

     Разрабатывая содержание изменений, которые следует осуществить в образовательном учреждении, необходимо сформулировать его миссию.

     Миссия в переводе с латыни означает «ответственное задание, роль, поручение». В управленческой науке понятие «миссия» представляет собой сформулированное представление о том, для чего существует учреждение, и в чем заключаются его отличия от аналогичных организаций.

     После обсуждения нескольких вариантов весь коллектив поддержал следующие формулировки:

     Миссия нашей школы  – это возрождение культурных традиций через воспитание духовно-нравственных качеств личности ребенка в образовательной среде на основе нравственно-гуманистических идеалов средствами искусства.

     Цели деятельности Усть-Ишимской ДШИ:

1.      Обеспечить  условия  для получения художественного образования всем желающим в селе и районе.

2.      Сохранить и развить эмоционально привлекательную воспитывающую  среду в школе.

3.      Сформировать коллектив преподавателей, способных на современном уровне решать задачи обучения и воспитания на основе приоритетных направлений модернизации дополнительного образования.

4.      Сохранить и развить  материально-техническую базу школы с  помощью привлечения новых источников финансирования.

     Задачи обучения (задачи – это методы достижения целей) или оперативные цели:

- разработать проект выездного класса музыкального отделения школы искусств;

- организовать работу выездного класса музыкального отделения с 01.09.2008 года в селе Ашеваны Усть-Ишимского района (Приложение № 4);

- разработать проект единого образовательного пространства совместно с лицеем «Альфа» и Домом детского творчества;

- сохранить старые и разработать новые традиции ДШИ,

- совершенствовать формы воспитательных мероприятий для обучающихся на каждом отделении ДШИ;

- разработать план обучения преподавателей на курсах повышения квалификации;

- модернизировать локальные акты;

- закончить работу над образовательными программами разной направленности на  всех отделениях;

- разработать подпрограмму муниципальной программы «Сохранение и развитие национальных культур на территории Усть-Ишимского района» как заявку на финансирование (Приложение № 5);

     Критериями результативности выполнения поставленных задач можно считать ту положительную динамику, которая будет присутствовать по выбранным направлениям.

     1. Обеспечивая условия для получения художественного образования детям в селе и районе,  школа увеличит контингент учащихся.

     2.Привлекательная эмоциональная среда в школе сократит отсев учащихся.

     3.Постоянно обучающийся коллектив преподавателей обеспечит хороший уровень освоения выбранных учащимися образовательных программ.

     4.Поиск новых источников финансирования позволит обновить и развить материальную базу ДШИ.

     Главной целью современного образования должно стать формирование личности, активно, компетентно и эффективно участвующей во всех сторонах общественной жизни; осуществление прогнозирования будущего для подрастающего поколения через осознание личностью культурных процессов и процессов самовоспроизводства культурных ценностей.

     Важная роль в этом процессе отводится педагогам, способным демонстрировать на практике свою профессиональную компетентность и создающим условия для становления ключевых компетенций у своих учеников.

     Под компетентностью понимается способность личности адекватно реагировать на изменения, происходящие в социуме (социализация), и способность к эффективному осуществлению ее в своей профессиональной деятельности [6].

«Продуктом» деятельности образовательного учреждения является выпускник. В связи с этим наиболее полно в «модели» должны быть отражены те качества, которые формируются под воздействием выбранной школой миссией, целями и задачами.

     Выпускник, закончивший выбранное отделение Усть-Ишимской ДШИ, это человек, который обладает ключевыми компетенциями  для эффективной деятельности в дальнейшей жизни.

     К ним относятся – информационная, культурологическая и социально-психологическая компетенции.

     Информационная – это овладение основами знаний по выбранной программе.

     Культурологическая – это приобретение таких свойств личности как духовность, нравственность, эстетизм.

     Социально- психологическая – это способность эффективно адаптироваться и самореализовываться в окружающем мире.

 


Заключение

 

     Программно-целевой подход- это метод структурирования, применяемый при решении задач комплексного планирования и управления. Этот метод обладает потенциальными возможностями объединения планирования и контроля в сложной области человеческих ресурсов. Такой метод организации деятельности учреждения дополнительного образования детей является наиболее перспективным в условиях модернизации образования. Любая программа или проект предусматривает создание разнообразных, гибких форм своей деятельности, способствующих развитию учреждения.

Усть- Ишимская ДШИ делает только первые шаги по освоению новых форм и методов работы в современных условиях.

Изучение  теоретического материала по программно-целевому планированию помогло определить приоритетные направления развития ДШИ.

Первый опыт в создании проекта выездного класса открывает новые возможности по вовлечению все большего числа детей в художественное творчество.

     Управление образовательным учреждением – это не просто опыт, который может приобрести каждый, это новая особая область научного знания, которым необходимо овладеть, и это искусство, требующее природных задатков, особого таланта, лидерских качеств личности.

     Изучение литературы по данной работе помогает разобраться в сложной проблеме - как сделать свою управленческую деятельность эффективной, чтобы поставленные цели развития школы достигались вовремя и не любыми, а минимально необходимыми, грамотно отобранными и искусно примененными средствами.

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Артеменкова Т.А. Управление образовательным учреждением культуры. Омск, издательство ОмГТУ, 2001г.

2. Буйлова Л.Н., Кочнева С.В. Организация методической службы учреждений дополнительного образования детей. –М: ВЛАДОС, 2001г.- 160с.

3. Закон Российской Федерации «Об образовании»

4. Закон Российской Федерации «О Культуре»

5. Зверева В.И. Образовательная программа школы: структкра, технология разработки- М: Педагогический поиск, 1998г.

6. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. М.: 2004

7. Ильенко Л.П. Программа развития школы: структкра, содержание, перспективное планирование работы.-М: АРКТИ,2001-117с.

8. Инновационный менеджмент в образовательном учреждении. Под редакцией Л.А. Шипилиной.- Омск: ОмГПУ-2004-220с.

9. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010г. М.:ТУСфера, 2006-32с.

10. Концепция художественного образования в Российской Федерации. Культура.Искусство.Образование.2007.- №1.

11. Конаржевский Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление.- М., 2000г.

12. Конаржевский Ю.А. Что нужно знать директору школы и системах и системном подходе.- Челябинск, 1986г.

13. Лазарев В.С., Поташник М.М. Как разработать программу развития школы.-м: Новая школа, 1993-48с.

14. Лазарев В.С. системное развитие школы.- М. Педагогическое общество России, 2002-304с.

15. Мексон М., Альберт М., Хедоурн Р. Основы менеджмента.- М.: Дело, 2004 г. – 720с.

16. Методические рекомендации по разработке программ для специалистов центров социально-психологической помощи. Омск, 2000.

17. Менеджмент социальной работы. Под редакцией Е.И.Комарова и А.И.Войтенко.- М: ВЛАДОС,1999-288с.

18. Менеджмент в управлении школой (под ред. Т.И.Шамовой)- М., 1992г.

19. Моисеев А.М. Качество управления школой: каким оно должно быть.-М.: Сентябрь, 2001г.

20. Нестерова И.А.,  Максютова Р.М.. Конкурентоспособность школы искусств. Справочник руководителя учреждения культуры.- 2004-№9.с.42-54.

21. Основы современного социального управления /Под ред. В.Н.Иванова. –М.2000г.

22. Шалаев И.К. Программно-целевой подход в управлении педагогическим коллективом.- М.: 1987.

23. Поташник М.М. Как подготовить проект на получение грантов.-М. Педагогическое общество России.2005-192с.

24. Программно-целевое управление развитием образования: опыт. Проблемы, перспективы.Под ред. А.М.Моисеева.- М. Педагогическое общество России, 1999г.-191с.

25. Райсберг Б.А., Лобко А.Г. Программно-целевое планирование и управление. М.: ИНФРА-М, 2002.

26. Ремизов А.В. Реализация приоритетного регионального проекта «Культура Омской области и задачи модернизации системы непрерывного образования отрасли культуры».- Омск:ГОУ «РИЦ». 2007. С. 6-17.

Информация о работе Программно-целевой подход в управлении