Программно-целевой подход в управлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 20:57, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: на основе программно-целевого подхода разработать приоритетные направления развития МОУДОД «Усть-Ишимская ДШИ» в условиях модернизации дополнительного образования.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность программно-целевого подхода к управлению образовательным учреждением.
2. Выявить проблемы и приоритетные направления дополнительного образования в условиях модернизации.
3. Изучить состояние социально-экономических условий функционирования МОУДОД «Усть-Ишимская ДШИ».
4. Определить приоритетные направления развития МОУДОД «Усть-Ишимская ДШИ» в условиях модернизации дополнительного образования..

Содержание

Введение ………………………………………………………………………....3

Глава 1. Теоретические основы программно-целевого подхода
к управлению…………………………………………………………………..….7
1.1.Особенности программно-целевого подхода организации деятельности...7
1.2.Целевая программа как основное средство системного управления деятельностью организации…………………...………………………………..12
1.3.Основные этапы разработки целевой программы деятельности организации………………………………………………………………………17
1.4.Проблемы и приоритетные направления дополнительного образования
в условиях модернизации…………………………………………………….…29
Глава 2. Разработка приоритетных направлений развития МОУДОД
«Усть-Ишимская ДШИ» в условиях модернизации дополнительного образования………………………………………………………………………38
2.1.Анализ социально-экономических условий в Усть-Ишимском районе…38
2.2.Информационная справка о МОУДОД
«Усть-Ишимская ДШИ»………………………………………………………..39
2.3.Проблемно-ориентированный анализ состояния МОУДОД
«Усть-Ишимская ДШИ»………………………………………………………..46
2.4.Приоритетные направления развития МОУДОД
«Усть-Ишимская ДШИ» в условиях модернизации дополнительного образования………………………………………………………………………51
Заключение………………………………………………………………………57
Список литературы……………………………….……………………………..58
Приложения…………………………….………………………………………..61

Вложенные файлы: 1 файл

диплом Программно-целевой подход в управлении.doc

— 724.05 Кб (Скачать файл)

Концертная деятельность.

Характеризуя яркие стороны достижений школы необходимо отметить её востребованность в селе. О школе знают, знают её преподавателей, выпускников, учеников. Учащиеся школы активные участники культурного процесса, культурных мероприятий поселения и района в целом. Очень любят у нас хореографический коллектив. Ни один концерт не обходится без их ярких красочных номеров. Не раз становились призёрами на зональных конкурсах наши ученики, они занимали 2,3,4 места в северной зоне (9 районов). В этом году учащиеся нашей школы дали несколько концертов для 2,3,4 классов лицея «Альфа», солисты принимали участие во всех  праздничных концертах РДК. В конце мая по плану состоится сольный концерт ученицы 6-го класса Краснопёровой Яны, отчётный концерт школы в здании РДК 1-го мая, где участвуют все дети и педагоги.

Итоги учебно-воспитательного процесса.

     Ступени образования – младшие классы, средние и старшие

Учебный план выполнен, нет неуспевающих.

     Младшие классы более успешны - программа легче, отсутствие страха перед аудиторией, активность в познании нового.

     Средние классы - самый большой процент отсева. Это период взросления детей, их самоопределения. Для сохранения контингента требуется индивидуальный подход к каждому ребенку, поиск новых форм работы.

     Старшие классы - почти 100% выпуска. Появляется интерес к получению свидетельства, завершению начатого дела, осознанный интерес к выбранному делу.

    Деятельность ДШИ направлена на совершенствование учебного процесса - уроки, экзамены, концерты – это занимает большую часть времени и дает свой воспитательный эффект.

Однако на селе нет возможности показать другую сторону искусства – посетить выставки, концерты, показать работу профессионалов. Частично эту проблему можно решить в ходе реализации программы развития через техническое оснащение ДШИ. Приобретение ДВД - дисков с классным материалом поможет педагогам открыть ребенку мир искусства. И в содержание воспитательных мероприятий можно будет включать демонстрацию дисков и слайдов.

     Еще одним недостатком в учебно-воспитательном процессе прошлого года является недостаточно тесная связь с родителями. Мало мероприятий, вовлекающих родителей.

Характеристика достижений.

Призовые места на зональных и областных конкурсах.

Творческие коллективы (детские и взрослые), участвующие во всех культурных мероприятиях района. Преимущество этих коллективов по сравнению с другими районными коллективами – более профессиональные выступления.

Наличие районных стипендиатов по программе «Одаренные дети»

Характеристика управляющей системы

     Директор – педагогический совет - родительский комитет- общее собрание.

     Директор осуществляет основное руководство - планирует, организовывает, контролирует, а также ведет преподавательскую работу, занимается ведением документации.

     Педагогический совет – участвует в обсуждении основных задач, стоящих перед школой, выносит решения.

     Родительский комитет – помогает в решении определенных проблем (в том числе и материальных)

     На общее собрание выносятся готовые решения в  порядке обсуждения.

Конечный результат (выпускники)

Конечным результатом учебно-воспитательного процесса является качественная подготовка выпускников. Анализируя этот процесс можно сказать, что в нашей школе он развивается неравномерно и количественно, и качественно. Есть выпуски и по 14 человек, есть и по 3. Этому много причин. Но необходимо отметить и положительную динамику, так как в последнее время увеличилось количество поступающих в специальные учебные заведения. На данный момент проходят обучение в ООККиК – 3 выпускника, в институте культуры – 3 выпускника.

     Выпускник музыкального отделения должен овладеть минимумом знаний, умений, навыков, необходимых для исполнительской деятельности в сфере музыкального искусства, уметь самостоятельно разучивать и грамотно, выразительно исполнять музыкальные произведения, читать с листа, играть в ансамбле, подбирать на слух.

Выпускник хореографического отделения должен владеть навыками экзерсиса, гимнастики, основных танцевальных элементов. Уметь грамотно разучивать и исполнять соло и в ансамбле произведения разных жанров и направлений, основанных на простых танцевальных элементах.

     Для выпускника художественного отделения необходимо овладеть минимумом знаний, умений, навыков, необходимых в индивидуальной деятельности. Уметь грамотно и образно изображать с натуры предметы окружающего мира. Овладеть различными художественными материалами, техниками и жанрами.

     Это знаниевые компоненты модели выпускника. К сожалению, в школе пока не разработаны другие компетентности, которыми также должен обладать выпускник ДШИ.

 

2.3. Проблемно-ориентированный анализ состояния

МОУДОД «Усть-Ишимская ДШИ»

     Результатом деятельности ДШИ (согласно социальному заказу) в соответствии с выбранным направлением образовательной программы должно быть:

     1. Овладение знаниями, умениями и навыками, необходимыми для формирования основ самостоятельной деятельности в сфере искусств после окончания школы.

      2. Умение осваивать новый материал в общекультурных областях;

     3. Формирование и развитие устойчивого интереса к самообразованию.

     В связи с этим требования к уровню подготовки выпускника учитывают следующие показатели:

- степень овладения знаниями, умениями, навыками;

- показатели личностного развития.

     Анализируя результаты можно выявить некоторые несоответствия. Иногда выпускник не отвечает этим требованиям, слабый уровень освоения ОП, частые пропуски занятий, падение интереса к занятиям - всё это недостатки учебно-воспитательного процесса. Использование старых методик, пособий, технологий на фоне современных достижений тоже ослабляет интерес к занятиям.

     Перечень проблем УВП в нашей школе:

1.      Небольшой преподавательский состав не позволяет в полной мере охватить образовательными услугами детей других сельских поселений Усть-Ишимского района. Удалённость от города и отсутствие жилья  для преподавателей способствуют росту этой проблемы.

2.      Такие явления, как демографический спад, уменьшение числа здоровых детей школьного возраста при общем увеличении учебной нагрузки в общеобразовательной школе, недооценка родителями роли искусства как важного средства в формировании и развитии личности, падение интереса родителей к художественному образованию, определили уменьшение числа детей, поступающих в ДШИ.

3.      Отсутствие конкурса вынуждает принимать в контингент учащихся всех желающих без учёта индивидуальных способностей. Отсюда неоднородность контингента учащихся по уровню способностей, вкусов и потребностей, что усложняет процесс освоения образовательных программ.

4.      Медленное насыщение современным оборудованием материальной базы школы. Отсутствие финансовой поддержки со стороны государства, неумение найти правильный способ существования в новых условиях хозяйствования руководством школы.

5.      Слабый уровень методического обеспечения в школе, недостаточный уровень обученности преподавателей ( курсы повышения квалификации, нехватка общения с коллегами)

6.      Недостаточная связь с родителями, преподавателями общеобразовательной школы, недопонимание ими стабильности и регулярности занятий.

7.      Мало развита внеурочная работа с учащимися, ввиду занятости преподавателей и учащихся, а также отсутствие на селе разных культурных учреждений, отдалённости от областного центра.

SWOT- анализ состояния МОУДОД «Усть-Ишимская ДШИ»

1.

Сильные стороны

3.

Возможности

1.1.

 

1.2.

 

1.3.

 

1.4.

 

1.5.

 

1.6.

 

1.7.

 

 

 

1.8.

 

1.9.

 

1.10.

 

Наличие детей в возрасте 5-16 лет, потенциальных учащихся Усть-Ишимской ДШИ

Квалифицированный педагогический состав

 

Наличие хорошего помещения для занятий

 

Высокий творческий потенциал коллектива

 

Наличие системы материального стимулирования кадрового состава

 

Наличие образовательных программ по музыкальному, художественному и хореографическому направлениям

Наличие адаптированных образовательных программ по направлению «Любительское музицирование»

 

 

Хороший морально-психологический климат в коллективе

 

Принят кодекс чести преподавателя и кодекс поведения учащегося

 

Стабильное финансирование заработной платы и коммунальных услуг

 

3.1.

 

3.2.

 

3.3.

 

3.4.

 

3.5.

 

3.6.

 

3.7.

 

 

 

3.8.

 

3.9.

 

3.10.

Организация свободного времени детей, предупреждение детских асоциальных проявлений

Качественный образовательный процесс

 

Возможность открытия театрального отделения

 

Активизация инновационной деятельности

 

Активизация творческих проявлений в деятельности

 

Возможность организации выездных классов

 

Формирование мотивации у преподавателей для создания адаптированных образовательных программ для детей со слабыми данными

 

Возможность творческого роста коллектива

 

Формирование корпоративной культуры

 

Реализация проектов, программ, привлечение к негосударственному финансированию

2.

Слабые стороны

4.

Угрозы

2.1.

 

2.2.

 

2.3.

 

2.4.

 

2.5.

 

 

 

2.6.

 

2.7.

 

2.8.

 

 

 

2.9.

 

2.10.

 

 

 

2.11.

 

 

Отсутствие гармонического развития личности, асоциальные проявления среди молодежи

Отсутствие  специалистов по музыкально-теоретическим дисциплинам

Отсутствие интеграции с другими учреждениями дополнительного образования

Отсутствие единого образовательного пространства

 

Удовлетворение не в полном объеме образовательных потребностей детей из сельских поселений Усть-Ишимского района

 

 

Отсев учащихся

 

 

Поступление потенциальных учащихся в другие кружки

 

Отставание предложенных образовательных услуг от требований времени и потребностей населения

 

 

Неоказание школой дополнительных образовательных услуг населению

 

Недостаточная насыщенность музыкальными инструментами, материально-техническим оборудованием на отделениях школы

 

 

Отсутствие выездного класса в других поселениях района

 

 

4.1.

 

4.2.

 

4.3.

 

4.4.

 

4.5.

 

 

 

 

 

4.6.

 

4.7.

 

 

 

4.8.

 

4.9.

Отсутствие сформированной потребности в обучении художественным дисциплинам

Слабый интерес к сольфеджио, музыкальной литературе

 

Частое совпадение культурных мероприятий по датам

 

 

 

 

Уменьшение контингента школы

 

 

 

 

 

 

 

 

Неконкурентоспособность учреждения

 

Падение интереса к занятиям

 

 

 

 

 

Неиспользование потенциальных дополнительных услуг населению

 

 

     Для того чтобы выявить приоритетные направления развития учреждения, необходимо также изучить состояние социального заказа образовательному учреждению.

     Социальный заказ, адресуемый любому образовательному учреждению, складывается из следующих основных компонентов:

     - государственный заказ (определяется нормативными документами, в первую очередь, качественной подготовкой выпускников, поступающих в профессиональные Вузы и Сузы);

     - потребности обучающихся (выявляются по результатам опросов, анкетирования и оценок педагогов;

     - ожидания родителей (определяется в ходе бесед, анкетирования и т.п.);

     - профессионально-педагогические потребности преподавателей (выявляются в процессе бесед, публичного обсуждения проблем);

     - требования и ожидания образовательных учреждений профессионального образования (определяются в ходе анализа успешности сдачи выпускниками вступительных экзаменов в вузы, учреждения среднего профессионального образования) и работодателей.

     Изучая социальные ожидания по отношению к Усть-Ишимской ДШИ, выделены субъекты, участвующие в формировании социального заказа нашему образовательному учреждению. Это:

     - государство (Россия, Омская область, которые формулируют свой заказ в виде различных документов, определяющих государственную политику в области дополнительного художественного образования) и муниципалитет;

     - учащиеся;

     - их родители;

     - педагогическое сообщество.

     С точки зрения государства к числу приоритетных направлений развития в условиях модернизации образования относятся:

     1.Обеспечение государственных гарантий доступности дополнительного образования детей

     2.Создание условий для повышения качества дополнительного образования детей.

     3.Создание условий для повышения качества профессиональной подготовки педагогов дополнительного образования детей.

     4.Формирование эффективных экономических отношений в дополнительном образовании детей.

     5.Управление развитием системы дополнительного образования детей.

     Эти направления являются актуальными и востребованными участниками образовательного процесса Усть-Ишимской ДШИ. Мы видим свое учреждение как открытое образовательное пространство, в котором созданы условия для личностного и профессионального роста всех субъектов образовательного процесса.

     По итогам проведенного анкетирования (Пиложение №1) родители  учащихся хотят, чтобы их дети:

Информация о работе Программно-целевой подход в управлении