Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 20:57, дипломная работа
Цель исследования: на основе программно-целевого подхода разработать приоритетные направления развития МОУДОД «Усть-Ишимская ДШИ» в условиях модернизации дополнительного образования.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность программно-целевого подхода к управлению образовательным учреждением.
2. Выявить проблемы и приоритетные направления дополнительного образования в условиях модернизации.
3. Изучить состояние социально-экономических условий функционирования МОУДОД «Усть-Ишимская ДШИ».
4. Определить приоритетные направления развития МОУДОД «Усть-Ишимская ДШИ» в условиях модернизации дополнительного образования..
Введение ………………………………………………………………………....3
Глава 1. Теоретические основы программно-целевого подхода
к управлению…………………………………………………………………..….7
1.1.Особенности программно-целевого подхода организации деятельности...7
1.2.Целевая программа как основное средство системного управления деятельностью организации…………………...………………………………..12
1.3.Основные этапы разработки целевой программы деятельности организации………………………………………………………………………17
1.4.Проблемы и приоритетные направления дополнительного образования
в условиях модернизации…………………………………………………….…29
Глава 2. Разработка приоритетных направлений развития МОУДОД
«Усть-Ишимская ДШИ» в условиях модернизации дополнительного образования………………………………………………………………………38
2.1.Анализ социально-экономических условий в Усть-Ишимском районе…38
2.2.Информационная справка о МОУДОД
«Усть-Ишимская ДШИ»………………………………………………………..39
2.3.Проблемно-ориентированный анализ состояния МОУДОД
«Усть-Ишимская ДШИ»………………………………………………………..46
2.4.Приоритетные направления развития МОУДОД
«Усть-Ишимская ДШИ» в условиях модернизации дополнительного образования………………………………………………………………………51
Заключение………………………………………………………………………57
Список литературы……………………………….……………………………..58
Приложения…………………………….………………………………………..61
Концертная деятельность.
Характеризуя яркие стороны достижений школы необходимо отметить её востребованность в селе. О школе знают, знают её преподавателей, выпускников, учеников. Учащиеся школы активные участники культурного процесса, культурных мероприятий поселения и района в целом. Очень любят у нас хореографический коллектив. Ни один концерт не обходится без их ярких красочных номеров. Не раз становились призёрами на зональных конкурсах наши ученики, они занимали 2,3,4 места в северной зоне (9 районов). В этом году учащиеся нашей школы дали несколько концертов для 2,3,4 классов лицея «Альфа», солисты принимали участие во всех праздничных концертах РДК. В конце мая по плану состоится сольный концерт ученицы 6-го класса Краснопёровой Яны, отчётный концерт школы в здании РДК 1-го мая, где участвуют все дети и педагоги.
Итоги учебно-воспитательного процесса.
Ступени образования – младшие классы, средние и старшие
Учебный план выполнен, нет неуспевающих.
Младшие классы более успешны - программа легче, отсутствие страха перед аудиторией, активность в познании нового.
Средние классы - самый большой процент отсева. Это период взросления детей, их самоопределения. Для сохранения контингента требуется индивидуальный подход к каждому ребенку, поиск новых форм работы.
Старшие классы - почти 100% выпуска. Появляется интерес к получению свидетельства, завершению начатого дела, осознанный интерес к выбранному делу.
Деятельность ДШИ направлена на совершенствование учебного процесса - уроки, экзамены, концерты – это занимает большую часть времени и дает свой воспитательный эффект.
Однако на селе нет возможности показать другую сторону искусства – посетить выставки, концерты, показать работу профессионалов. Частично эту проблему можно решить в ходе реализации программы развития через техническое оснащение ДШИ. Приобретение ДВД - дисков с классным материалом поможет педагогам открыть ребенку мир искусства. И в содержание воспитательных мероприятий можно будет включать демонстрацию дисков и слайдов.
Еще одним недостатком в учебно-воспитательном процессе прошлого года является недостаточно тесная связь с родителями. Мало мероприятий, вовлекающих родителей.
Характеристика достижений.
Призовые места на зональных и областных конкурсах.
Творческие коллективы (детские и взрослые), участвующие во всех культурных мероприятиях района. Преимущество этих коллективов по сравнению с другими районными коллективами – более профессиональные выступления.
Наличие районных стипендиатов по программе «Одаренные дети»
Характеристика управляющей системы
Директор – педагогический совет - родительский комитет- общее собрание.
Директор осуществляет основное руководство - планирует, организовывает, контролирует, а также ведет преподавательскую работу, занимается ведением документации.
Педагогический совет – участвует в обсуждении основных задач, стоящих перед школой, выносит решения.
Родительский комитет – помогает в решении определенных проблем (в том числе и материальных)
На общее собрание выносятся готовые решения в порядке обсуждения.
Конечный результат (выпускники)
Конечным результатом учебно-воспитательного процесса является качественная подготовка выпускников. Анализируя этот процесс можно сказать, что в нашей школе он развивается неравномерно и количественно, и качественно. Есть выпуски и по 14 человек, есть и по 3. Этому много причин. Но необходимо отметить и положительную динамику, так как в последнее время увеличилось количество поступающих в специальные учебные заведения. На данный момент проходят обучение в ООККиК – 3 выпускника, в институте культуры – 3 выпускника.
Выпускник музыкального отделения должен овладеть минимумом знаний, умений, навыков, необходимых для исполнительской деятельности в сфере музыкального искусства, уметь самостоятельно разучивать и грамотно, выразительно исполнять музыкальные произведения, читать с листа, играть в ансамбле, подбирать на слух.
Выпускник хореографического отделения должен владеть навыками экзерсиса, гимнастики, основных танцевальных элементов. Уметь грамотно разучивать и исполнять соло и в ансамбле произведения разных жанров и направлений, основанных на простых танцевальных элементах.
Для выпускника художественного отделения необходимо овладеть минимумом знаний, умений, навыков, необходимых в индивидуальной деятельности. Уметь грамотно и образно изображать с натуры предметы окружающего мира. Овладеть различными художественными материалами, техниками и жанрами.
Это знаниевые компоненты модели выпускника. К сожалению, в школе пока не разработаны другие компетентности, которыми также должен обладать выпускник ДШИ.
2.3. Проблемно-ориентированный анализ состояния
МОУДОД «Усть-Ишимская ДШИ»
Результатом деятельности ДШИ (согласно социальному заказу) в соответствии с выбранным направлением образовательной программы должно быть:
1. Овладение знаниями, умениями и навыками, необходимыми для формирования основ самостоятельной деятельности в сфере искусств после окончания школы.
2. Умение осваивать новый материал в общекультурных областях;
3. Формирование и развитие устойчивого интереса к самообразованию.
В связи с этим требования к уровню подготовки выпускника учитывают следующие показатели:
- степень овладения знаниями, умениями, навыками;
- показатели личностного развития.
Анализируя результаты можно выявить некоторые несоответствия. Иногда выпускник не отвечает этим требованиям, слабый уровень освоения ОП, частые пропуски занятий, падение интереса к занятиям - всё это недостатки учебно-воспитательного процесса. Использование старых методик, пособий, технологий на фоне современных достижений тоже ослабляет интерес к занятиям.
Перечень проблем УВП в нашей школе:
1. Небольшой преподавательский состав не позволяет в полной мере охватить образовательными услугами детей других сельских поселений Усть-Ишимского района. Удалённость от города и отсутствие жилья для преподавателей способствуют росту этой проблемы.
2. Такие явления, как демографический спад, уменьшение числа здоровых детей школьного возраста при общем увеличении учебной нагрузки в общеобразовательной школе, недооценка родителями роли искусства как важного средства в формировании и развитии личности, падение интереса родителей к художественному образованию, определили уменьшение числа детей, поступающих в ДШИ.
3. Отсутствие конкурса вынуждает принимать в контингент учащихся всех желающих без учёта индивидуальных способностей. Отсюда неоднородность контингента учащихся по уровню способностей, вкусов и потребностей, что усложняет процесс освоения образовательных программ.
4. Медленное насыщение современным оборудованием материальной базы школы. Отсутствие финансовой поддержки со стороны государства, неумение найти правильный способ существования в новых условиях хозяйствования руководством школы.
5. Слабый уровень методического обеспечения в школе, недостаточный уровень обученности преподавателей ( курсы повышения квалификации, нехватка общения с коллегами)
6. Недостаточная связь с родителями, преподавателями общеобразовательной школы, недопонимание ими стабильности и регулярности занятий.
7. Мало развита внеурочная работа с учащимися, ввиду занятости преподавателей и учащихся, а также отсутствие на селе разных культурных учреждений, отдалённости от областного центра.
SWOT- анализ состояния МОУДОД «Усть-Ишимская ДШИ»
1. | Сильные стороны | 3. | Возможности |
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.
1.5.
1.6.
1.7.
1.8.
1.9.
1.10.
| Наличие детей в возрасте 5-16 лет, потенциальных учащихся Усть-Ишимской ДШИ Квалифицированный педагогический состав
Наличие хорошего помещения для занятий
Высокий творческий потенциал коллектива
Наличие системы материального стимулирования кадрового состава
Наличие образовательных программ по музыкальному, художественному и хореографическому направлениям Наличие адаптированных образовательных программ по направлению «Любительское музицирование»
Хороший морально-психологический климат в коллективе
Принят кодекс чести преподавателя и кодекс поведения учащегося
Стабильное финансирование заработной платы и коммунальных услуг
| 3.1.
3.2.
3.3.
3.4.
3.5.
3.6.
3.7.
3.8.
3.9.
3.10. | Организация свободного времени детей, предупреждение детских асоциальных проявлений Качественный образовательный процесс
Возможность открытия театрального отделения
Активизация инновационной деятельности
Активизация творческих проявлений в деятельности
Возможность организации выездных классов
Формирование мотивации у преподавателей для создания адаптированных образовательных программ для детей со слабыми данными
Возможность творческого роста коллектива
Формирование корпоративной культуры
Реализация проектов, программ, привлечение к негосударственному финансированию |
2. | Слабые стороны | 4. | Угрозы |
2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
2.5.
2.6.
2.7.
2.8.
2.9.
2.10.
2.11.
| Отсутствие гармонического развития личности, асоциальные проявления среди молодежи Отсутствие специалистов по музыкально-теоретическим дисциплинам Отсутствие интеграции с другими учреждениями дополнительного образования Отсутствие единого образовательного пространства
Удовлетворение не в полном объеме образовательных потребностей детей из сельских поселений Усть-Ишимского района
Отсев учащихся
Поступление потенциальных учащихся в другие кружки
Отставание предложенных образовательных услуг от требований времени и потребностей населения
Неоказание школой дополнительных образовательных услуг населению
Недостаточная насыщенность музыкальными инструментами, материально-техническим оборудованием на отделениях школы
Отсутствие выездного класса в других поселениях района
| 4.1.
4.2.
4.3.
4.4.
4.5.
4.6.
4.7.
4.8.
4.9. | Отсутствие сформированной потребности в обучении художественным дисциплинам Слабый интерес к сольфеджио, музыкальной литературе
Частое совпадение культурных мероприятий по датам
Уменьшение контингента школы
Неконкурентоспособность учреждения
Падение интереса к занятиям
Неиспользование потенциальных дополнительных услуг населению
|
Для того чтобы выявить приоритетные направления развития учреждения, необходимо также изучить состояние социального заказа образовательному учреждению.
Социальный заказ, адресуемый любому образовательному учреждению, складывается из следующих основных компонентов:
- государственный заказ (определяется нормативными документами, в первую очередь, качественной подготовкой выпускников, поступающих в профессиональные Вузы и Сузы);
- потребности обучающихся (выявляются по результатам опросов, анкетирования и оценок педагогов;
- ожидания родителей (определяется в ходе бесед, анкетирования и т.п.);
- профессионально-педагогические потребности преподавателей (выявляются в процессе бесед, публичного обсуждения проблем);
- требования и ожидания образовательных учреждений профессионального образования (определяются в ходе анализа успешности сдачи выпускниками вступительных экзаменов в вузы, учреждения среднего профессионального образования) и работодателей.
Изучая социальные ожидания по отношению к Усть-Ишимской ДШИ, выделены субъекты, участвующие в формировании социального заказа нашему образовательному учреждению. Это:
- государство (Россия, Омская область, которые формулируют свой заказ в виде различных документов, определяющих государственную политику в области дополнительного художественного образования) и муниципалитет;
- учащиеся;
- их родители;
- педагогическое сообщество.
С точки зрения государства к числу приоритетных направлений развития в условиях модернизации образования относятся:
1.Обеспечение государственных гарантий доступности дополнительного образования детей
2.Создание условий для повышения качества дополнительного образования детей.
3.Создание условий для повышения качества профессиональной подготовки педагогов дополнительного образования детей.
4.Формирование эффективных экономических отношений в дополнительном образовании детей.
5.Управление развитием системы дополнительного образования детей.
Эти направления являются актуальными и востребованными участниками образовательного процесса Усть-Ишимской ДШИ. Мы видим свое учреждение как открытое образовательное пространство, в котором созданы условия для личностного и профессионального роста всех субъектов образовательного процесса.
По итогам проведенного анкетирования (Пиложение №1) родители учащихся хотят, чтобы их дети: