Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2014 в 14:26, курсовая работа
Актуальность темы. Проблема качества является важнейшим фактором повышения уровня жизни, экономической, социальной и экологической безопасности. Качество – комплексное понятие, характеризующее эффективность всех сторон деятельности: разработка стратегии, организация производства, маркетинг и др.
Одним из важнейших факторов роста эффективности производства является улучшение качества выпускаемой продукции или предоставляемой услуги. Повышение качества выпускаемой продукции расценивается в настоящее время, как решающее условие её конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках. Конкурентоспособность продукции во многом определяет престиж страны и является решающим фактором увеличения её национального богатства.
Вступление 3
Раздел I. Теоритико–методические основы системного управления качеством 5
1.1.Основные требования стандартов серии ИСО 9001:2000 5
1.2. Отвественность руководства предприятия (организации), политика и цели в области качества 14
1.3. Главные направления процессов улучшения качества продукции и процессов ее создания 28
Раздел II. Аналитическая оценка существующего положения в вопросах качества на ООО „Профсталь” 37
2.1. Краткая характеристика предприятия 37
2.2. Анализ действуюшей СУК на предприятии 49
Раздел III. Разработка и обоснования мероприятий, направленных на внедрение СУК на ООО «Профсталь» 61
3.1. Концептуальные направления развития предприятия 61
3.2. Обоснавания мероприятий по внедрению СУК на ООО „Профсталь” 61
3.3. Прогнозная оценка влияния разработанных мероприятий на основные результаты деятельности предприятия 77
Выводы 90
Список используемой литературы 96
Почему необходимо распределение на факторы и условия? Что он нам дает? Реально изменяются свойства сырья и исходных материалов до заданного уровня качества, средств производства и труда. На их возможностях отражаются условия, в которых они взаимодействуют. Практика показывает, что такое распределение, такой подход, позволяет не только более четко организовать работы по качеству, но и более целеустремленно и эффективно определять мероприятия по обеспечению нужного качества.
При возникновении отклонений от заданных параметров качества, которые оказываются в блоке сравнения и принятия решения, блок сил влияния для устранения этих отклонений направляет усилие или на факторы, или на условия, или одновременно на то и другое. Мероприятия влияния и их соединения зависят от характера и величины отклонений качества и от эффективности тех или других возможных вариантов устранения отклонений [38, c. 83].
По универсальной схеме работают все, но наиболее часто рабочие, мастера, контролеры ОТК. Для них план по качеству заключен в чертежах, технологических, операционных и контрольных картах. Они сами непосредственно делают сравнение фактических и заданных в технологической документации параметров качества, сами, как правило, принимают решение о том, каким способом, приемом ликвидировать отклонение. Здесь механизм управления качеством находится в руках работника, и деятельность его зависит от профессиональных навыков и знаний. Он как бы заложен в самом работнике и в тех условиях, в которых ему придется работать. В данном случае универсальная схема управления качеством выступает как первичная схема, первичного звена всей сложной, разнообразной работы по качеству. Однако, чем выше уровень концентрации производства, его специализации и кооперирования, тем выше уровень системы качества, а, следовательно, сложнее механизм, который обеспечивает ее функционирование (смотр. Приложение Б и В).
Для эффективной организации управления качеством продукции необходимо, чтобы был не только ясно выделенный объект управления, но и, чтобы четко были определены категории управления, то есть явления, которые позволяют лучше осознать и организовать весь процесс. В отношении управления качеством продукции стоит выделить, как минимум, следующие категории:
Объект управления – качество продукции. Иногда, как объект, выступает конкурентоспособность, технический уровень или другой показатель, характеристика. Как объект управления может выступать или вся совокупность свойств продукции, или какая-то их часть, группа или отдельное свойство.
Цель управления – уровень и состояние качества продукции с учетом экономических интересов производителя и потребителя, а также требований безопасности и экологического состояния продукции. Речь идет о том, какую совокупность свойств и какой уровень качества стоит задать, а затем достичь и обеспечить, чтобы данная совокупность и данный уровень отвечали характеру потребности. При этом возникают вопросы эффективности производства и потребления, доступности цены для потребителя, уровень себестоимости и прибыльности продукции для ее разработчика и производителя. Нельзя также упустить из виду сроки разработки продукции, развертывания ее производства и доведения до потребителя, что напрямую связано с конкурентоспособностью. [51, с.293]
Субъект управления – управляющие органы всех уровней и лица, призванные обеспечить достижение и содержание планируемого состояния и уровня качества продукции.
Методы и средства управления – способы, которыми органы управления влияют на элементы производственного процесса, обеспечивая достижение и поддержку планируемого состояния и уровня качества продукции.
Управление качеством использует следующие четыре типа методов:
1) экономические методы: обеспечивают создание экономических условий, побуждают коллективы предприятий, конструкторских, технологических и других организаций изучать запросы потребителей, создавать, изготовлять и обслуживать продукцию, которая удовлетворяет эти потребности и запросы. К числу экономических методов относятся правила ценообразования, условия кредитования, экономические санкции за несоблюдение требований стандартов и технических условий, правила возмещения экономического ущерба потребителю за реализацию ему некачественной продукции;
2) методы материального
3) организационно – распорядитель
4) воспитательные методы, которые влияют на сознание и настроение участников производственного процесса, которые побуждают их к высококачественному труду и четкому выполнению специальных функций управления качеством продукции. К их числу относятся: моральное поощрение за высокое качество продукции, воспитание гордости за честь заводской марки и др.
Выбор методов управления качеством продукции и поиск их наиболее эффективного соединения – один из самих творческих моментов в создании систем управления, потому что они влияют на людей, которые принимают участие в процессе создания и изготовления продукции, то есть на мобилизацию человеческого фактора. Средства управления – включают оргтехнику (в том числе, компьютеры), средства связи, словом, все то, что используют органы и лица, которые руководят выполнением специальных функций в системах управления качеством.
В состав средств управления качеством продукции также включаются:
Управленческие отношения, то есть отношения субординации (подчинение) и координации (сотрудничества). Отношения субординации обычно характеризуются вертикальными связками от руководителя к подчиненным. Содержание этих отношений определяется степенью централизации и децентрализации функций и заданий управления качеством продукции. На уровне предприятия отношения субординации по управлению качеством определяются производственной структурой предприятия и структурой действующей системы управления качеством. Управленческие отношения базируются на соединении единоначалия, коллегиальности, активности членов трудового коллектива, на экономических, моральных и материальных стимулах. Отношения координации характеризуются горизонтальными связками между отдельными работниками и организациями, которые вступают во взаимодействие ради обеспечения определенного уровня качества продукции или его улучшения [51, c. 294].
При определении органов управления качеством продукции нужно выходить из того, что управление качеством – органическая составная часть общего управления производством, одна из его отраслей, одна из его функций. В силу этого оно не может противостоять ему. Поэтому, как правило, управление качеством развивается и выполняется в рамках действующего аппарата управления и заключается в более четкой и хорошо организованной деятельности по выявлению потребностей, созданию, изготовлению и обслуживанию продукции (смотр. Приложение Г).
На уровне предприятия, объединение управлением качеством организуется одним из двух способов. Первый заключается в четком распределении функций и задач управления качеством продукции между существующими подразделами и работниками, периодическом пересмотре как самих функций и заданий, так и их распределения ради улучшения деятельности. При этом не создается специализированный орган – отдел управления качеством. Второй допускает в добавление к первому варианту выделение общей функции координации и создание специального органа – отдела управления качеством. На этот отдел и возлагаются много специальных функций управления качеством продукции.
Каждый из этих двух вариантов имеет свои преимущества и свои недостатки. Да, преимущество первого варианта заключается в том, что все участники производственного процесса несут ответственность за качество. Не возникает чувство того, что кто-то за них несет эту ответственность и должен решать все вопросы, связанные с качеством. Недостаток состоит в том, что ряд координирующих функций никто не выполняет, никто не ведет организационные и методические вопросы общего характера. Второй вариант лишен отмеченного недостатка, но зато у работников предприятия нередко возникает чувство, что есть специально выделенные люди на предприятии, которые отвечают за качество, следовательно, они и должны разрешать все проблемы, связанные с качеством.
В любом варианте, общее руководство системой управления качеством должен возглавлять руководитель предприятия, ответственный за всю деятельность предприятия и за экономические результаты, которые в условиях рыночной экономики не могут быть высокими при плохом качестве продукции.
Анализ развития форм и методов организации работ по качеству, выявление возможности применения к работам по качеству принципов общей теории управления, разработка схем механизма управления качеством, определение характера потребностей, состояние конъюнктуры рынка, как исходного элемента управления качеством продукции, критическое рассмотрение определений основных сроков свидетельствуют о следующем:
Для проведения исследования специалисты предлагают 6 статистических методов контроля качества продукции.
Гистограмма. Метод гистограмм является эффективным инструментом обработки данных и предназначен для текущего контроля качества в процессе производства, изучения возможностей технологических процессов, анализа работы отдельных исполнителей и агрегатов. Гистограмма - это графический метод представления данных, сгруппированных на частоте попадания в определенный интервал.
Расслаивание. Этот метод, основанный только на достоверных данных, применяется для получения корректной информации, выявления причин, связей, последствий.
Контрольные карты. Контрольные карты графически отображают динамику процесса, то есть изменение показателей во времени. На карте отмечен диапазон неминуемого рассеивания, которое лежит в пределах верхней и нижней границ. С помощью этого метода можно оперативно проследить начало дрейфа параметров по какому-либо показателю качества в ходе технологического процесса для того, чтобы проводить меры пресечений и не допустить нехватку.
АВС-анализ. АВС - анализ - способ оптимального управления. Этот метод универсален и может применяться при решении проблем распределения усилий в любой отрасли промышленности и сферы деятельности. В АВС - анализе используется двойное нагромождение до 100 % как на осе абсцисс, так и на осе ординат, получается кривая (ломаная) линия.
Диаграммы Исикави и Парето. Мы объединим рассмотрение этих методов. Результат процесса зависит от многочисленных факторов, между которыми существуют отношения типа причина - следствие. Проконтролировать все эти причинные факторы невозможно. Даже если бы это было возможным, такая работа была бы не рентабельной [53, c. 36].
Если следовать принципу Парето (диаграмма Парето), нужно стандартизировать два - три наиболее важных фактора и руководить ими. Но сначала нужно обнаружить эти главные факторы, это можно определить методом мозговой атаки, то есть когда собирается группа экспертов – людей, которые имеют к этому отношение, или те, которые знакомые с конкретным процессом, и обсуждают сложившуюся ситуацию. Потом берется одна из наиболее важных причин и с помощью диаграммы Исикави определяется схема, которая являет собой цепь причин и результатов. Диаграмма Исикави позволяет обнаружить и сгруппировать условия и факторы, которые влияют на данную проблему. С помощью схемы Исикави можно решать широкий спектр конструкторских, технологических, технических, экономических, организационных, социальных и других проблем. Исследуемая проблема условно изображается в виде прямой горизонтальной стрелки. Причины и факторы прямо и побочно влияют на проблему, изображаются наклонными стрелками. При анализе должны изображаться и фиксироваться все факторы, даже те, которые кажутся незначительными, потому что цель схемы – отыскать наиболее правильный и эффективный способ решения поставленной проблемы, а на практике достаточно часто встречаются случаи, когда можно добиться красивых результатов путем устранения нескольких, на первый взгляд несущественных, причин. Используя диаграмму «причины - результаты» мы можем проанализировать нашу проблему, обнаружить и сгруппировать условия и факторы, которые влияют на неустроенность системы управления качеством. С помощью диаграммы «причины - результат» обнаруживаются факторы, которые влияют на качество продукции на всех стадиях технологического процесса.