Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 19:01, дипломная работа
Цель исследования: разработка предложений по улучшению условий труда персонала организации на примере туристической фирмы «___» .
Задачи исследования:
1. Раскрыть содержание понятия «условия труда персонала организации» применительно к общей стратегии организации туристического бизнеса;
2. Изучить нормативно-правовую базу организации условий и охраны труда персонала;
3. Выполнить диагностику удовлетворенности условиями труда персонала организации (на примере туристической фирмы «___»);
4. Проанализировать полученные результаты и обосновать предложения по улучшению условий труда персонала организации.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты разработки предложений по улучшению условий труда персонала организации 7
1.1. Понятие и характеристика условий труда персонала организации 7
1.2. Факторы, определяющие условия труда персонала 16
1.3. Нормативно-правовое обеспечение условий труда персонала организации 24
Глава 2. Анализ условий труда персонала туристической фирмы «___» 36
2.1. Организационно-экономическая характеристика туристической фирмы «___» 36
2.2. Диагностика удовлетворенности условиями труда персонала туристической фирмы «___» 39
2.3. Оценка условий труда персонала туристической фирмы «___» 56
Глава 3. Улучшение условий труда персонала туристической фирмы «___» 59
3.1. Оптимизация условий труда персонала организации 59
3.2. Предложения по улучшению условий труда персонала туристической фирмы «___» 63
Заключение 69
Литература 71
Приложения 74
К шестой категории тяжести относятся работы, при выполнении которых в результате чрезвычайных, часто внезапных перегрузок, как правило, при стрессовых психических (нервно-эмоциональных) ситуациях, возникают острые патологические реакции, нередко сопровождающиеся тяжелыми нарушениями функций жизненно важных органов. Иногда психический или эмоциональный стресс усугубляется прочими, также неблагоприятными условиями труда. Это снижает общую сопротивляемость организма вредным и опасным производственным условиям.
Согласно работам авторов В.П. Пашуто и В.В. Адамчук, факторы, формирующие условия труда, можно разделить на следующие группы:
– Производственные, среди которых выделяют:
– психофизиологические,
– санитарно-гигиенические,
– эстетические.
Производственные факторы – это наиболее обширная группа факторов, порождаемых особенностями данного производства и формирующих специфические условия труда. Среди них выделяется несколько подгрупп: психофизиологические, санитарно-гигиенические, эстетические и некоторые другие (хозяйственно-бытовые, организационные, материальные и пр.).
Психофизиологические
факторы обусловлены
В настоящее время существует несколько психофизиологических подходов к интегральной оценке условий труда.
Профессиографический подход предусматривает изучение содержания трудового процесса, результат труда и основывается на поэлементарной оценке совокупности условий труда.
Другой подход предполагает классификацию условий труда по степени тяжести и напряженности на основе физиологических и психофизиологических показателей, динамики работоспособности и утомления, отражающих в той или иной мере реакцию организма на рабочую нагрузку и условия труда.
Санитарно-гигиенические
Многочисленными исследованиями гигиенистов и физиологов труда установлено, что на организм человека оказывают значительное воздействие санитарно-гигиенические факторы производственной среды. Некоторые из них оказывают неблагоприятное влияние на работника, что снижает работоспособность, ухудшает состояние здоровья и иногда приводит к профессиональным заболеваниям. Поэтому необходимо знать не только причину возникновения этих факторов, но и иметь представление о способах уменьшения их отрицательного влияния на организм работающих. Особое внимание целесообразно уделять влиянию адаптируемых факторов внешней среды (метеорологическим условиям, шуму, вибрации, освещенности), отрицательное воздействие которых можно в значительной степени уменьшить за счет применения активных средств совершенствования трудового процесса.
Эстетические – это те факторы, воздействие которых может вызывать у человека соответствующее отношение к условиям труда с точки зрения художественного восприятия окружающей среды (имеется в виду использование цвета, формы, музыки в трудовой деятельности человека).
Эти элементы находят
свое применение в решении художественно-
Количественных оценок элементы этой группы не имеют. Определение эстетического уровня условий труда осуществляется с помощью методов экспертной оценки.
Социально-психологические.
Социально-психологическая группа факторов определяется составом и особенностями предприятия (социально-демографический состав персонала, интересы работников, стиль руководства в подразделениях предприятия и др.).
Под действием этих факторов
формируется морально-
Чем сложнее условия труда, тем трудовой коллектив труднее организуется, психоклимат менее поддается воздействию. Интересно, что для членов обследованных бригад снижение численности бригады совпадает с усилением тяги к общению между собой, и межличностным неформальным контактам. В этом случае деловой четкий контакт, способствующий повышению морального здоровья коллектива, подменяется активным неделовым. Можно предположить, что в каждом случае при уменьшении определенной численности бригады, в коллективе возможно ухудшение психоклимата.
Проблема активизации
человеческого фактора возникла
как способ разрешения противоречия
между резко возросшим
О реальности и остроте этого противоречия свидетельствуют общая тенденция роста интенсивности труда и ухудшения его условий, отставание психологической надежности человека при обслуживании технических средств на фоне возрастания их сложности.
1.3. Нормативно-правовое обеспечение условий труда персонала организации
Государственное управление
условиями труда заключается
в формулировке и организации
основных направлений государственной
политики в этой области, разработке
законодательных нормативных
Статья 216 ТК предусматривает, что государственное управление охраной труда в нашей стране осуществляется Правительством РФ или по его поручению федеральным органом исполнительной власти по труду и другими федеральными органами исполнительной власти.
В соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" (РГ. 2004. 12 марта) (в редакции от 20 мая 2004 г.) вопросы, касающиеся труда и занятости, отнесены к компетенции Министерства здравоохранения и социального развития РФ (Минздравсоцразвития РФ) и подведомственной ему Федеральной службе по труду и занятости.
Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 321 (РГ. 2004. 8 июля) (в редакции от 31 декабря 2004 г.) утверждено Положение о Министерстве здравоохранения и социального развития РФ, в котором на данное Министерство возложено осуществление функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, социального развития, труда и защиты прав потребителей, включая вопросы условий и охраны труда .[11.стр246]
Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 324 утверждено Положение о Федеральной службе по труду и занятости (РГ. 2004. 8 июля), которая является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров.
Разграничивая полномочия между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений к ведению федеральных органов государственной власти относит принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников. Вместе с тем ст. 252 ТК в новой редакции предусматривает установление особенностей регулирования труда актами разного уровня вплоть до коллективных договоров и локальных нормативных актов.
В последнее время
принимаются федеральные
В основе дифференциации лежат различия условий труда (вредные, опасные), климатические условия и отдаленность районов применения рабочей силы (районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности), физиологические (психофизические) особенности организма работника (женщины, несовершеннолетние), состояние здоровья (инвалиды), специфика содержания и характера работы (основные работники ряда отраслей экономики, государственные гражданские служащие, руководители организаций), отсутствие российского гражданства (иностранцы, апатриды), характер трудовой связи работника с работодателем (совместители, надомники) и другие основания, связанные с объективными обстоятельствами или особенностями субъекта - работника.
Дифференциация правового регулирования труда проводится в определенных целях.
Во-первых, это необходимость особой защиты работников от производственных вредностей с учетом, например, физиологических особенностей женского организма, его материнской функции, а также социальной роли женщины-матери по воспитанию малолетних детей.
Во-вторых, дифференциация правового регулирования труда некоторых категорий работников необходима и для того, чтобы обеспечить этим работникам равные возможности, условия осуществлять право на труд наравне с другими работниками.
Специальные нормы трудового права могут быть трех видов:
1) нормы-льготы, предоставляющие
работникам дополнительные
2) нормы-изъятия, как-то
ограничивающие общие права (
3) нормы-приспособления,
которые приспосабливают общие
нормы к особенностям данного
вида труда (отраслевая
Особенности регулирования труда определяются и устанавливаются в связи:
1) с характером и условиями труда;
2) психофизиологическими особенностями организма;
3) природно-климатическими условиями;
4) наличием семейных обязанностей;
5) другими основаниями.
Перечень возможных оснований для установления особенностей позволяет считать, что законодатель при их определении исходит из объективных обстоятельств, существенно влияющих на трудовые отношения и требующих учета при их регулировании. Следовательно, и другие основания, упомянутые в этой статье, должны обладать теми же свойствами.
Перечень актов, которыми могут быть установлены особенности регулирования труда, широк. В него входят:
1) трудовое законодательство;
2) иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права;
3) коллективные договоры, соглашения;
4) локальные нормативные акты.
Трудовое законодательство состоит из настоящего Кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов РФ, содержащих нормы трудового права. Иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, являются: указы Президента РФ, постановления Правительства РФ; нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти; нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ; нормативные правовые акты органов местного самоуправления.
Локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, принимаются работодателем в порядке, предусмотренном Кодексом- ст. 8, 371, 372.[11.стр.278]
Информация о работе Разработка предложений по улучшению условий труда персонала организации