Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2015 в 22:23, курсовая работа
Объект исследования - процесс формирования культуры здорового образа жизни в образовательном учреждении
Предмет исследования – организационно-педагогические условия формирования культуры здорового образа жизни в образовательном учреждении.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………4
ГЛАВА І. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО – УПРАВЛЕНЧЕСКИХ УСЛОВИЙ СОЗДАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕ-ГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ………...9
1.1.Проблема создания здоровьесберегающей среды образовательного учреждения в теории и практике……………………………………………….9
1.2. Структура и основные характеристики здоровьесберегающей среды образовательного учреждения………………………………………………….18
1.3. Организационно-управленческие аспекты создания здоровьесберегающей среды образовательного учреждения………………...30
Выводы по первой главе………………………………………………………...37
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗРАБОТКЕ И ВНЕДРЕНИЮ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ «ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮ-ЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ДОУ»………………………………..38
2.1. Изучение первоначального состояния здоровья и здоровьесберегающих факторов в Муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении детский сад комбинированного вида №6 города Миньяра Ашинского района Челябинской области…………………………..38
2.2. Целевая программа создания здоровьесберегающей среды Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида № 6 города Миньяра Ашинского района Челябинской области…………………………….. …………………………....55
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы………………….96
Выводы по второй главе……………………………………………………….103
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….105
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………
2. При реализации педагогической системы рекомендуется сочетать формирование культуры здорового образа жизни с организацией содержательного досуга и укреплением здоровья дошкольников в условиях здоровьесберегающей образовательной среды.
3. Процесс формирования культуры здорового образа жизни будет эффективен при использовании педагогических здоровьесберегающих технологий (коммуникативных, игровых, коррекционных, гуманно-личностных, а также педагогики сотрудничества, технологии элективной дифференциации, коллективной творческой деятельности), которые позволяют выстроить каждому дошкольнику индивидуальный оздоровительный маршрут.
4. Медико-образовательную деятельность рекомендуем осуществлять с опорой на примерный валеологический стандарт, раскрывающий содержание всех компонентов здоровья и дополненный с учетом гендерного подхода.
5. Для повышения эффективности процесса формирования культуры здорового образа жизни и укрепления здоровья школьников рекомендуем составлять индивидуальные оздоровительные карты, фиксирующие физическое здоровье воспитанников, уровень физической подготовленности, функциональные характеристики, антропометрические показатели для коррекции индивидуального оздоровительного маршрута.
7. Для организации партнерства детей и взрослых в оздоровительной деятельности рекомендуем создать Клуб родителей, способствующий сплочению семьи и усилению здоровьесберегающих мотивов.
Поэтому актуальным на сегодняшний день является:
- подготовка
педагогов к работе в
- использование
здоровьесберегающих
Цель ЗОТ – обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья за период пребывания в ДОУ, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Достигнуть цели можно только с помощью комплексной, системной, сов-местной работы педагогов, специалистов служб сопровождения, воспитанников, их родителей.
Помимо мер административного характера, существенную пользу в формировании ЗОЖ могут дать тематические недели ,занятия . Важно, чтобы это проводилось систематически, в каждой группе, на протяжении всего периода пребывания ребенка в ДОУ. При этом подросткам должна сообщаться только объективная и проверенная информация.
Приоритетное спортивно-оздоровительное направление в работе ДОУ приводит к созданию устойчивых традиций, которые в первую очередь выражаются в участии в соревнованиях различного уровня, привлечении родителей к организации и проведению, а также к участию в конкурсах и соревнованиях, проводимых на базе ДОУ.
Обеспечение дошкольникам возможности сохранения и укрепления здоровья и формирование у них культуры здорового образа жизни за период пребывания в ДОУ, в деятельности образовательного учреждения выражается через непосредственное обучение детей элементарным приёмам здорового образа жизни; привитие детям элементарных гигиенических навыков; правильную организацию режима дня (строгое соблюдение режима учебных занятий, построение и анализ занятия с позиции здоровьесбережения, использование средств наглядности, обязательное выполнение гигиенических требований, благоприятный эмоциональный настрой и т.д.); чередование занятий с высокой и низкой двигательной активностью; в процессе проведения массовых физкультурно-оздоровительных мероприятий; через обучение педагогического коллектива; в работе с семьёй.
Здоровьесберегающая инфраструктура образовательного учреждения составляет основу для сохранения и укрепления здоровья школьников.
Важная составная часть здоровьесберегающей работы администрации и педагогов школы – это рациональная организация занятия. От правильной организации занятия, уровня его гигиенической рациональности во многом зависит функциональное состояние воспитанников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное утомление. Нельзя забывать и о гигиенических условиях занятий , которые влияют на состояние здоровья воспитанника и педагога: используются методы и методики обучения, адекватные возрастным возможностям и особенностям воспитанников (использование методик, прошедших апробацию).
Обязательным компонентом реализации программы по формированию здорового образа жизни, является включение в систему работы подпрограмм, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, что предполагает создание у воспитанников устойчивой мотивации на здоровье, убеждения в необходимости соблюдения здорового образа жизни (оптимизацию режима питания, гигиены, отказ от вредных привычек, формирование навыков регуляции своего поведения, психоэмоционального состояния).
Такие подпрограммы предполагают активное участие самого обучающегося:
- в
освоении культуры
<span class="dash041e_0441_043d_