Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2015 в 22:54, курсовая работа
Цель курсовой – разработать систему управления персоналом на примере Банка АКБ Росбанк (Открытое акционерное общество), а в частности, дополнительный офис Банка в городе Мончегорске.
Банк предоставляет банковские услуги крупным компаниям, предприятиям малого и среднего бизнеса и физическим лицам.
Значимость психологического климата определяется также тем, что он способен выступать в качестве фактора эффективности тех или иных социальных явлений и процессов, служить показателем как их состояния, так и их изменения под влиянием социального и научно-технического прогресса.
Психологический климат выступает также в качестве полифункционального показателя уровня психологической включенности человека в деятельность, меры психологической эффективности этой деятельности, уровня психического потенциала личности и коллектива, масштаба и глубины барьеров, лежащих на пути реализации психологических резервов коллектива.
Курсовая работа по дисциплине «Управленческая психология» посвящена разработке системы управления персоналом ОАО «Росбанк». Актуальность рассматриваемой темы обусловлена тем, что насколько коллектив организации соответствует стратегии её развития, насколько он профессионален в работе и в общении, зависят конечные результаты деятельности предприятия - размер получаемой им прибыли или убытка. Соответствие коллектива стратегии развития организации достигается разработкой и внедрением оптимальной системы управления персоналом и созданием хорошего социально - психологического климата в коллективе.
Объектом исследования данной работы является персонал организации ОАО «Росбанк».
Предметом исследования является психологический климат в коллективе.
Целью работы стал анализ психологического климата в трудовом коллективе.
Цель обусловила постановку следующих взаимосвязанных между собой задач:
1) проанализировать сущность
понятия психологического
2) определить основные
факторы, влияющие на формирование
психологического климата в
3) провести исследование психологического климата в коллективе ОАО «Росбанк».
2.2. Понятие.
Человек всегда является членом малых и больших групп и коллективов. От того, хорошо ли человеку в данной группе, во многом зависят и его личное счастье, и его желание учиться, работать, дружить, любить. А хорошо ему тогда, когда у него складываются благоприятные взаимоотношения с окружающими его людьми, когда он испытывает эмоциональное благополучие в группе. Поэтому желание и умение понимать другого человека составляет основу психологического климата любой — самой малой (он и она) и самой большой — группы, любого коллектива
Психологический климат представляет собой специфическое явление, которое слагается из особенностей восприятия человека человеком, взаимно испытываемых чувств, оценок и мнений, готовности к реагированию определенным образом на слова и поступки окружающих. Он оказывает влияние на самочувствие членов коллектива; на выработку, принятие и осуществление совместных решений; на достижение эффективности совместной деятельности.
Таким образом,
психологический климат — это
преобладающий в группе или
коллективе относительно
Как
известно, психологический
климат может быть
благоприятным или
Признаки
благоприятного социально-
— доверие
и высокая требовательность
— доброжелательная и деловая критика;
— достаточная информированность членов коллектива о его задачах и состоянии дел при их выполнении;
— свободное выражение собственного мнения при обсуждении вопросов, касающихся всего коллектива;
— удовлетворенность принадлежностью к фирме:
— терпимость к чужому мнению;
— высокая
степень эмоциональной
— принятие на себе ответственности за состояние дел в группе каждым из ее членов...
2.3. Факторы и показатели психологического климата
На формирование
определенного социально-психологического
климата оказывают влияние
1. Совместимость его членов, понимаемая как наиболее благоприятное сочетание свойств работников, обеспечивающее эффективность совместной деятельности и личную удовлетворенность каждого. Совместимость проявляется во взаимопонимании, взаимоприемлемости, сочувствии, сопереживании членов коллектива друг другу.
Существует два вида совместимости: психофизиологическая и психологическая. Психофизиологическая связана с синхронностью индивидуальной психической деятельности работников (различная выносливость членов группы, скорость мышления, особенности восприятия, внимания), что следует учитывать при распределении физических нагрузок и поручении отдельных видов работ. Психологическая предполагает оптимальное сочетание личностных психических свойств: черт характера, темперамента, способностей, что ведет к взаимопониманию.
Несовместимость проявляется
в стремлении членов коллектива
избегать друг друга, а в
случае неизбежности контактов
— к отрицательным эмоциональным
состояниям и даже к
2. Стиль поведения руководителя, менеджера, хозяина предприятия.
3. Успешный или неуспешный ход производственного процесса.
4. Применяемая шкала поощрений и наказаний.
5. Условия труда.
6. Обстановка в семье, вне работы, условия проведения свободного времени.
В зависимости от характера психологического климата его воздействие на личность будет различным — стимулировать к труду, поднимать настроение, вселять бодрость и уверенность, или, наоборот, действовать угнетающе, снижать энергию, приводить к производственным и нравственным потерям.
Кроме того,
психологический климат способен
ускорять или замедлять развитие
ключевых качеств работника,
необходимых в бизнесе: готовность
к постоянной инновационной деятельности,
умение действовать в экстремальных
ситуациях, принимать нестандартные
решения, инициативность и предприимчивость,
готовность к непрерывному
повышению квалификации, сочетание
профессиональной и
Психологический климат, или психологическая атмосфера,— это преобладающий в группе или коллективе эмоциональный настрой. Он является достаточно устойчивым образованием и определяется настроениями людей, их душевными переживаниями и волнениями, отношением друг к другу, к работе, к окружающим событиям. Психологический климат может быть благоприятным или неблагоприятным, здоровым или нездоровым. Очень много составляющих у благоприятного психологического климата: преобладание в коллективе атмосферы взаимного внимания, уважительного отношения людей друг к другу, духа товарищества, взаимопонимания, сплоченности, чувства защищенности и эмоционального благополучия каждого, сочетающегося с высокой внутренней дисциплиной, принципиальностью, ответственностью и др.
Следует подчеркнуть, что здоровая психологическая атмосфера не дается коллективу кем-то и за что-то. Она вырабатывается самими членами коллектива и зависит от их усилий, от их воспитанности, от их культурного развития в личностной сформированности.
Психологическая атмосфера определяется прежде всего отношением человека к делу, ради которого существует группа или коллектив и удовлетворенностью трудом. Благоприятная атмосфера будет только тогда, когда каждый добросовестно, честно относится к своим обязанностям. Кому-то бывает трудно — это другое дело, но каждый должен отдавать все силы для достижения положительного результата в учении, труде, общественной работе и пр. Только тогда отношения будут на равных, только тогда возможно уважение каждого. С лентяем, недобросовестным человеком еще можно как-то мириться, но уважать его нельзя.
На формирование психологического климата влияет не только отношение к делу, к труду, но и то, как каждый член коллектива относится к себе и к другим людям.
Человек всегда находится в каком-либо эмоциональном состоянии: или жизнерадостном, оптимистичном, или грустном, печальном, или подавленном, мрачном. Это проявляется в его настроении. Причем у каждого человека есть так называемый общий, характерный именно для него тон настроения. И мы про одного говорим: «жизнерадостный человек», хотя у него в определенной ситуации может быть и печальное, и подавленное настроение, другого мы воспринимаем как мрачного, недовольного, хотя и он иногда может быть радостным, оживленным. Настроение одного человека очень часто передается другим людям, с которыми тот общается, работает, учится. Психологические исследования показывают, что человек с устойчивым мрачным настроением, у которого отрицательные эмоциональные переживания возникают без каких-либо существенных объективных причин, распространяет это свое состояние на других людей, с которыми он контактирует. В результате в группе может возникать общее подавленное настроение. Поэтому для общего психологического состояния группы или коллектива далеко не безразлично, какое настроение у каждого из его членов. На Востоке сохранилась традиция, по которой человек не имеет права демонстрировать не только свое плохое настроение, но и горе, печаль. Эта традиция предписывает во всех случаях сохранять приветливое выражение лица, чтобы не обременять других людей своими заботами и переживаниями. В нашей культуре нет такой традиции, но, по-видимому, каждый должен стремиться к тому, чтобы приходить в коллектив с хорошим настроением, доброжелательной улыбкой, с радостью; помнить, что от него во многом зависит настроение окружающих его людей.
С другой стороны, всем известно, что постоянно выраженная жизнерадостность, экзальтированность в проявлении своих чувств, даже положительных, мажорных, также угнетающе действует на окружающих людей, утомляя их и вызывая часто раздражение, особенно тогда, когда оптимизм одного человека не соответствует настроению других. Поэтому важен не только характер эмоционального состояния человека, но и соответствие этого состояния общей ситуации, а также мера (степень) его проявления.
На общую атмосферу в коллективе большое влияние оказывает степень уверенности человека в себе. Трудно бывает не только с самоуверенным человеком, но и с неуверенным, постоянно сомневающимся и в своих силах, умениях, и в успехе общего дела. В коллективе при этом может создаться нервозная обстановка.
Уважать достоинство другого человека так же, как свое,— дело очень трудное, особенно при постоянном общении. Неудачная шутка, слишком резкая критика, обидное прозвище — все эти явления, конечно, встречаются в каждом коллективе . Вопрос в том, какова степень их проявления.
Таким образом, прежде всего на психологический климат в коллективе влияют следующие моменты: отношение к делу, отношение к себе и к другим.
2.4. Показатели
благоприятного и
Когда ведут речь о показателях социально-психологического климата коллектива, подразумевают следующее:
Благоприятный психологический характеризуют оптимизм, радость общения, доверие, чувство защищенности, безопасности и комфорта, взаимная поддержка, теплота и внимание в отношениях, межличностные симпатии, открытость коммуникации, уверенность, бодрость, возможность свободно мыслить, творить, интеллектуально и профессионально расти, вносить вклад в развитие организации, совершать ошибки без страха наказания и т.д.
Неблагоприятный психологический характеризуют пессимизм, раздражительность, скука, высокая напряженность и конфликтность отношений в группе, неуверенность, боязнь ошибиться или произвести плохое впечатление, страх наказания, неприятие, непонимание, враждебность, подозрительность, недоверие друг к другу, нежелание вкладывать усилия в совместный продукт, в развитие коллектива и организации в целом, неудовлетворенность и т.д.
Существуют признаки, по которым косвенно можно судить об атмосфере в группе. К ним относят:
Слово «моббинг» происходит от английского «to mob» — грубить, нападать стаей, травить. В упрощенном понимании моббингом называется явление, когда коллектив или его часть ополчаются на одного или нескольких своих членов с целью их изгнания.
Информация о работе Система управления персоналом на примере Банка АКБ Росбанк