Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2015 в 22:54, курсовая работа
Цель курсовой – разработать систему управления персоналом на примере Банка АКБ Росбанк (Открытое акционерное общество), а в частности, дополнительный офис Банка в городе Мончегорске.
Банк предоставляет банковские услуги крупным компаниям, предприятиям малого и среднего бизнеса и физическим лицам.
Под моббингом в служебном коллективе понимается коллективный психологический террор, травля в отношении кого-либо из работников со стороны его коллег, подчиненных или начальства, осуществляемые с целью заставить работника уйти с места работы или ослабить степень его социального или профессионального влияния в коллективе.
Жертвой моббинга может стать и молодой специалист, и профессионал со стажем, и женщина предпенсионного возраста. При этом моббинг в организации возможен как по вертикали (начальник — подчиненный), так и по горизонтали (работники одного ранга).
Если подчиненного терроризирует начальник, такое проявление мобинга часто называют боссингом. Около трети случаев моббинга — это именно боссинг, нацеленный на изоляцию, отстранение и, в конечном итоге, выживание сотрудника. Однако иногда можно наблюдать и моббинг подчиненными своего руководителя. Обычно это происходит в случаях, когда руководитель очевидно менее компетентен в профессиональных вопросах и не является лидером для своих сотрудников.
Таким образом, моббинг становится тормозом для организации. Снижение работоспособности, нездоровый климат в коллективе, текучка кадров, большая вероятность неправильно принятых решений негативно сказываются на экономическом балансе предприятия.
В качестве организационно-управленческих средств профилактики моббинга в коллективе выделяются следующие:
• поддержание здорового социально-психологического климата в коллективе;
• развитие навыков управления у высшего руководства;
• создание условий, обеспечивающих получение обратной связи от сотрудников;
• рациональное и четкое разделение труда между отделами, исключение возможности дублированных или пересекающихся заданий различных подразделений;
• четкое формулирование служебных обязанностей каждого работника с обозначением границ их персональной ответственности;
• формирование прозрачного механизма принятия управленческих решений, рационализация и открытость информационных потоков в организации;
• формирование системы кадрового продвижения и возможностей карьерного роста;
• формирование нетерпимого отношения к разносчикам сплетен и любителям интриг на работе;
• исключение интимных или родственных связей между подчиненными и руководством.
Также в многочисленных статьях приводятся различные советы и рекомендации как себя вести, чтобы избежать моббинга на рабочем месте. В обобщенном виде эти рекомендации можно представить следующим образом:
• Будьте доброжелательны со всеми сотрудниками.
• Не сплетничайте, а услышав сплетню, не пересказывайте ее другим.
• Никого не унижайте. Напротив, старайтесь хвалить человека, возвышать его в собственных глазах и в глазах других.
• Постарайтесь найти золотую середину между тем, чтобы сохранить свое лицо и не выделяться из коллектива.
• Не позволяйте унижать себя. Иногда нужно «показать зубы».
• Соблюдайте традиции коллектива. Участвуйте в корпоративных мероприятиях.
• Если кто-то из сотрудников пытается вас «достать», не нервничайте, спокойно поговорите с ним, выясните, чего он добивается. Старайтесь не реагировать на обидные слова. Помните, что обижают тех, кто обижается.
• Не фамильярничайте с начальником. Даже если вы с ним друзья, не афишируйте это, а лучше — дружите за пределами организации.
• Добросовестно выполняйте свои обязанности. В случае конфликта начальник будет на вашей стороне, так как он не захочет терять ценного работника.
Термин «харассмент» (Harassment) переводится с английского как «оскорбление, притеснение, агрессия». Также под этим термином понимается «совершение каких-либо действий без вашего согласия».
Харассмент — это преступление, нарушающее неприкосновенность частной жизни лица преследованием (телефонными звонками, письмами, слежкой и пр.), назойливым приставанием, домогательством, которое обычно совершается с сексуальными мотивами.
ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ХАРАСМЕНТА:
1. Оскорбления. Высказывания суждений и выражений, дискриминирующих или оскорбляющих собеседника по половому признаку в любой форме.
Например: оскорбительные реплики (типа «все бабы одинаковы!»); неприличные шутки, выражения или любой юмор на тему секса или сексуальных отношений в присутствии представителей противоположного пола без их предварительного согласия и т. п.
2. Приглашения и принуждения. Нежеланные и (или) оскорбительные приглашения к совместным действиям или принуждения, которые могут быть расценены как связанные с сексом.
Например: телефонные звонки, письма и прочие приглашения к контакту, не имеющему отношения к работе; предложения начальника подчиненному совместно позавтракать, пообедать, поужинать или выпить; фразы типа «Дорогуша, загляните ко мне в кабинет, и мы решим вопрос о вашей премии» и т. п. могут быть расценены как «приглашения». Просьба руководителя секретарю надевать на работу более короткую юбку, намекая, что в случае отказа он будет вынужден взять другую секретаршу, может быть расценено как «принуждение».
3. Длительное беспричинное разглядывание. Подразумевается интимное разглядывание «с головы до пят».
4. Прикосновения. Включают в себя общие формы прикосновения к физическому телу лица противоположного и собственного пола.
Например: любые виды физического прикосновения (положить руку на плечо, на талию); любые мимолетные, случайные хватания (за руку, под локоть) без предварительного согласия трогаемого, вынужденные прижимания в лифте и т. п., а также поглаживания, в том числе самого себя, в присутствии представителей противоположного пола.
В целях профилактики следует:
А) Не отдавать открыто предпочтения никому из своих сотрудников — это может стать провокацией и поводом для моббинга, харассмента;
Б) Никогда не поддерживать сотрудников, если явно видно, что кто-то из них хочет очернить одного из коллег в глазах руководства, имейте свое мнение о каждом из сотрудников и отстаивайте его;
В) Показать персоналу, что руководство фирмы против моббинга и харассмента;
Г) Постараться поддержать того, кто стал жертвой;
Д) Продемонстрировать эту свою поддержку не вовлеченным и конфликт сотрудникам.
К сожалению, как правило, работодатели обычно стремятся расстаться как с виновником конфликта, так и с его жертвой. Прежде чем увольнять обоих, еще раз нужно проанализировать ситуацию.
Межличностные конфликты непрофессиональной направленности, моббинг, харассмент приносят двойной вред. Все их участники не могут полностью посвятить себя работе. К тому же это приводит к психологическим проблемам. Люди, ставшие жертвами, часто меняют рабочее место: либо они уходят после испытательного срока, либо через несколько месяцев, год. Фирме приходится постоянно искать новых сотрудников. Фирмы, в которых распространены интриги и скандал (конфронтационные проявления конфликтов), имеют плохую репутацию. Сотрудники стремятся подыскать другое место, где была бы не только хорошая зарплата, но было бы заметным уважительное отношение к персоналу.
Исследование проводилось в трудовом коллективе филиала ОАО «Росбанк», состоящем из 25 человек. Для изучения психологического климата была сделана выборка, в коллективе было проведено тестирование и анкетирование коллег отдела продаж розничных продуктов, в котором работают 7 человек.
Возрастной состав членов коллектива: от 25 до 40 лет
Образование: высшее - экономическое
Профессии: Начальник отдела, Старший менеджер-консультант, менеджер – консультант (три человека), мобильный менеджер (два человека).
Цель: изучение психологического климата в трудовом коллективе ОАО «Росбанк»
В своей работе я использовала два метода – опросный и тестирование. Для этого я составила анкету для членов коллектива, в которой вопросы направлены на выявление факторов, влияющих на особенность психологического климата, и подобрала тестовую методику на изучение психологического климата. Она позволяет выявить, насколько благоприятен или неблагоприятен климат в коллективе. Текст тестовой методики и анкеты привожу в приложении.
Данные результатов анкетирования и тестирования приведены в следующих таблицах (таблица 1):
Данные теста «Психологический климат коллектива»
Таблица 1.
№ |
Код испытуемого |
Полученный результат |
1 |
В. С. |
29 |
2 |
Л. Ф. |
26 |
3 |
М. Г. |
30 |
4 |
Д. Н. |
21 |
5 |
А. И. |
24 |
6 |
П. Т. |
27 |
7 |
В. В. |
32 |
Среднегрупповая оценка психологического климата равна 28, что говорит о благоприятном психологическом климате в изучаемом коллективе.
Данные анкетирования членов коллектива
Таблица 2.
Вопрос |
Количество ответов | |
Да |
Нет | |
Нравится ли вам ваша работа? |
6 |
1 |
Хотели бы вы ее поменять? |
2 |
3 |
Если бы вам сейчас предстояло заняться поиском работы, остановили бы вы свой выбор на вашем настоящем месте? |
4 |
0 |
Устраивают ли вас условия на вашем рабочем месте? |
4 |
3 |
Удовлетворяет ли вас оснащение, оборудование, которое вы используете в работе? |
7 |
0 |
Вас удовлетворяет оплата труда? |
3 |
4 |
Имеете ли вы возможность повысить свою квалификацию? |
5 |
2 |
Хотите ли воспользоваться такой возможностью? |
4 |
1 |
Устраивает ли вас объем работы, которую вам приходится выполнять? |
2 |
4 |
Приходится ли работать в нерабочее время? |
6 |
1 |
В организации совместной деятельности вы что-то предложили бы изменить? |
3 |
1 |
Устраивают ли вас отношения с вашим непосредственным руководителем? |
5 |
1 |
Часто ли возникают в вашем коллективе конфликты? |
1 |
5 |
Считаете ли вы своих коллег квалифицированными, ответственными работниками? |
7 |
0 |
Пользуетесь ли вы доверием и уважением у ваших коллег? |
5 |
0 |
Исходя из данных анкетирования, можно сделать вывод, что в данном коллективе наблюдается достаточно высокий уровень группового развития, члены его в основном действую сообща, удовлетворены принадлежностью к данному коллективу, что свидетельствует о благополучном социально-психологическом климате, но есть моменты, которые могут его несколько ухудшить, если длительное время не предпринимать никаких мер.
В частности, многих
работников не устраивает
Заключение
В данной курсовой работе решены следующие задачи: проанализирована сущность понятия психологического климата в трудовом коллективе; определены основные факторы, влияющие на формирование психологического климата в трудовом коллективе. Проведено исследование психологического климата в коллективе организации ОАО «Росбанк».
Актуальность темы
обоснована во введении: в современных
условиях развития
Я рассмотрела основные характеристики психологического климата в коллективе, определила, что психологический климат представляет собой преобладающий и относительно устойчивый психический настрой коллектива, который находит многообразные формы проявления во всей его жизнедеятельности. В структуре психологического климата выделяют: отношение человека к членам своего коллектива, отношения человека к труду, а также отношения к себе в контексте принадлежности к конкретной организации.
Благоприятный психологический климат в коллективе оказывает эффективное воздействие не только на психологическое здоровье людей, однако и влияет на экономические параметры организации: производительность труда, качество выполняемой работы, статичность коллектива. Для поддержания благоприятного психологического климата необходимо иметь представление о факторах, оказывающих на него влияние. Совокупность грамотной организации структуры коллектива, достойного материального поощрения, эффективного в каждом конкретном коллективе стиля руководства могут значительно помочь в профилактике возникновении конфликтности в коллективе и предотвратить формирование неблагоприятного психологического климата.
В данной курсовой работе был раскрыт вопрос психологического климата производственного коллектива. Актуальность темы обоснована во введении: в современных условиях развития человеческих ресурсов успех коллективу обеспечивает нормальный морально – психологический климат в нем.
Информация о работе Система управления персоналом на примере Банка АКБ Росбанк