Слияние и поглощение перспективы и проблемы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 08:04, реферат

Краткое описание

Целью изучение данной работы является рассмотрение основные аспектов, касающихся вопроса слияния и поглощения компаний. В работе рассматриваются сущность слияний и поглощений, классификация типов слияний, представлены основные мотивы, принципы и проблемы, возникающие при слиянии и поглощении компаний. Также описаны тенденции российского рынка в этой области.

Содержание

Введение. 3
1. Сущность «слияния и поглощения» 4
2. Классификация основных типов слияний и поглощений компаний 5
3. Основные мотивы слияния и поглощений компаний 7
4. Механизм слияний и поглощений компаний 10
5. Основные проблемы при проведении слияний/поглощений компаний. 11
6. Механизмы защиты компаний от поглощений 14
7. Основные тенденции российского рынка слияний и поглощений 15
Заключение 16
Список использованной литературы 17

Вложенные файлы: 1 файл

Слияние и поглощение перспективы и проблемы.docx

— 92.37 Кб (Скачать файл)

РЕФЕРАТ

по учебной дисциплине: «Современные проблемы менеджмента»

на тему: «Слияние и поглощение: перспективы и проблемы»

 

 

Содержание

 

Введение. 3

1. Сущность «слияния и поглощения» 4

2. Классификация основных типов слияний и поглощений компаний 5

3. Основные мотивы слияния и поглощений компаний 7

4. Механизм слияний и поглощений компаний 10

5. Основные проблемы при проведении слияний/поглощений компаний. 11

6. Механизмы защиты компаний от поглощений 14

7. Основные тенденции российского рынка слияний и поглощений 15

Заключение 16

Список использованной литературы 17

Введение.

Развитие национальных рынков, а также интеграция России в мировую  экономику ведет к консолидации и укрупнению предприятий, проведению сделок по слияниям и поглощениям  с участием российских предприятий. Данный вид деятельности наиболее динамичен  в мире в течение последних  нескольких лет и на ближайшую перспективу. Крупные компании стремятся изыскивать дополнительные способы расширения своей деятельности, среди которых одним из наиболее популярных является слияние и поглощение компаний. Слияние – один из самых распространенных приемов развития, к которому прибегают в настоящее время даже очень успешные компании. Этот процесс в рыночных условиях становится явлением обычным, практически повседневным.

Целью изучение данной работы является рассмотрение основные аспектов, касающихся вопроса слияния и  поглощения компаний. В работе рассматриваются  сущность слияний и поглощений, классификация  типов слияний, представлены основные мотивы, принципы и проблемы, возникающие  при слиянии и поглощении компаний. Также описаны тенденции российского  рынка в этой области.

Актуальность данной работы объясняется неблагоприятной обстановкой  в мировой экономике, которая сложилась на сегодняшний день перед многими компаниями, как никогда остро стоит проблема преодоления кризисной ситуации путем применения конкретных и эффективных мер. В этом свете деятельность по слияниям и поглощениям как один из основных элементов реструктуризации, ее заключительное звено, ставящее целью изменение структуры собственности, заслуживает особого изучения.

На сегодняшний день в  общемировой и российской практике сложилась ситуация, когда для  обеспечения роста бизнеса возникает  необходимость в процессах слияния  и поглощения и это неудивительно, ведь особенно в последние годы резко  возрос уровень глобальной конкуренции  в большинстве сфер деятельности, который вынуждает компании к  интегрированию.

На фоне быстрорастущего  рынка слияний и поглощений в  России остро встаёт вопрос об эффективности  проведения сделок по слиянию или  поглощению. Общемировой опыт в данной области показывает, что около 76% сделок оканчиваются неудачей. Таким  образом, стратегия роста предприятия  путём интеграции является крайне эффективной, но лишь при условии правильно  проведённой сделки по слиянию или  поглощению на всех этапах.

  1. Сущность  «слияния и поглощения»

Слияние и поглощение (M&A) - это общее имя для всех сделок, которые объединяет передача корпоративного контроля во всех формах, включая покупку  и обмен активами. Сюда входят сами слияния (соединение компаний в одну), поглощения, приобретение компаний, LBO, MBO (выкуп акций заемными средствами), «takeover» (враждебное поглощение), рекапитализация, изменение структуры собственности, «обратное слияние» (создание публичной компании без IPO), «spin-off» (выделение и продажа бизнес-единицы) и все другие сделки, которые подразумевают передачу корпоративного контроля из рук одних акционеров другим.

Эти сделки могут быть использованы в различных целях, как в интересах  компаний в целом, так и в интересах их совладельцев. Cлияния и поглощения могут улучшить положение компании и повысить прибыльность и устойчивость, сделать ваш бизнес более конкурентоспособным и прибыльным.

Существуют определенные различия в толковании понятия “слияние компаний” в зарубежной теории и  практике и в российском законодательстве.

В соответствии с общепринятыми за рубежом подходами под слиянием подразумевается любое объединение хозяйствующих субъектов, в результате которого образуется единая экономическая единица из двух или более ранее существовавших структур.

В соответствии же с российским законодательством под слиянием понимается реорганизация юридических лиц, при которой права и обязанности каждого из них переходят ко вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом. Следовательно, необходимым условием оформления сделки слияния компаний является появление нового юридического лица, при этом новая компания образуется на основе двух или нескольких прежних фирм, утрачивающих полностью свое самостоятельное существование. Новая компания берет под свой контроль и управление все активы и обязательства перед клиентами компаний – своих составных частей, после чего последние распускаются. Например, если компания А объединяется с компаниями В и С, то в результате на рынке может появиться новая компания D (D=А+В+C), а все остальные ликвидируются.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Классификация основных типов слияний и поглощений компаний

В современном корпоративном  менеджменте можно выделить множество разнообразных типов слияния и поглощения компаний. Подробная классификация представлена на рисунке 1.

 

Классификация типов  слияний и поглощений компаний

 

Дадим краткую характеристику типам, выделенным в зависимости от характера интеграции компаний:

  • горизонтальные слияния – объединение компаний одной отрасли, производящих одно и то же изделие или осуществляющих одни и те же стадии производства;
  • вертикальные слияния – объединение компаний разных отраслей, связанных технологическим процессом производства готового продукта (расширение компанией-покупателем своей деятельности либо на предыдущие производственные стадии, вплоть до источников сырья, либо на последующие – до конечного потребителя). Например, слияние горнодобывающих, металлургических и машиностроительных компаний;
  • родовые слияния – объединение компаний, выпускающих взаимосвязанные товары. Например, фирма, производящая фотоаппараты, объединяется с фирмой, производящей фотопленку или химреактивы для фотографирования;
  • конгломератные слияния – объединение компаний различных отраслей без наличия производственной общности, т.е. слияние такого типа – это слияние фирмы одной отрасли с фирмой другой отрасли, не являющейся ни поставщиком, ни потребителем, ни конкурентом. В рамках конгломерата объединяемые компании не имеют ни технологического, ни целевого единства с основной сферой деятельности фирмы-интегратора.

По  признаку национальной принадлежности объединяемых компаний выделяют два  вида слияния компаний:

  • национальные слияния – объединение компаний, находящихся в рамках одного государства;
  • транснациональные слияния – слияния компаний, находящихся в разных странах (transnational merger), приобретение компаний в других странах (cross-border acquisition).

Учитывая глобализацию хозяйственной  деятельности, в современных условиях характерной чертой становится слияние  и поглощение не только компаний разных стран, но и транснациональных корпораций.

В зависимости  от отношения управленческого персонала  компаний к сделке по слиянию или  поглощению компании можно выделить:

  • дружественные слияния – слияния, при которых руководящий состав и акционеры приобретающей и приобретаемой (целевой, выбранной для покупки) компаний поддерживают данную сделку;
  • враждебные слияния – слияния и поглощения, при которых руководящий состав целевой компании (компании-мишени) не согласен с готовящейся сделкой и осуществляет ряд противозахватных мероприятий. В этом случае приобретающей компании приходится вести на рынке ценных бумаг действия против целевой компании с целью ее поглощения.

В зависимости  от способа объединения потенциала можно выделить следующие типы слияния:

  • корпоративные альянсы – это объединение двух или нескольких компаний, сконцентрированное на конкретном отдельном направлении бизнеса, обеспечивающее получение синергетического эффекта только в этом направлении, в остальных же видах деятельности фирмы действуют самостоятельно. Компании для этих целей могут создавать совместные структуры, например, совместные предприятия;
  • корпорации – этот тип слияния имеет место тогда, когда объединяются все активы вовлекаемых в сделку фирм.

Слияния могут осуществляться на паритетных условиях (“пятьдесят на пятьдесят”). Однако накопленный опыт свидетельствует о том, что “модель  равенства” является самым трудным  вариантом интеграции. Любое слияние  в результате может завершиться  поглощением.

В зарубежной практике можно выделить также следующие  виды слияний компаний:

  • слияние компаний, функционально связанных по линии производства или сбыта продукции (product extension merger);
  • слияние, в результате которого возникает новое юридическое лицо (statutory merger);
  • полное поглощение (full acquisition) или частичное поглощение (partial acquisition);
  • прямое слияние (outright merger);
  • слияние компаний, сопровождающееся обменом акций между участниками (stock-swap merger);
  • поглощение компании с присоединением активов по полной стоимости (purchase acquisition) и т.п.

Тип слияний зависит от ситуации на рынке, а также от стратегии  деятельности компаний и ресурсов, которыми они располагают.

  1. Основные  мотивы слияния и поглощений компаний

Существует достаточно много  причин для объяснения слияний и  поглощений компаний. Выявление мотивов  слияний очень важно, именно они  отражают причины, по которым две  или несколько компаний, объединившись, стоят дороже, чем по отдельности.

В мировой практике выделяют следующие основные мотивы слияний  и поглощений компаний.

 Получение синергетического  эффекта. Основная причина реструктуризации компаний в виде слияний и поглощений кроется в стремлении получить и усилить синергетический эффект, т.е. взаимодополняющее действие активов двух или нескольких предприятий, совокупный результат которого намного превышает сумму результатов отдельных действий этих компаний. Синергетический эффект в данном случае может возникнуть благодаря:

  • экономии, обусловленной масштабами деятельности;
  • комбинирования взаимодополняющих ресурсов;
  • финансовой экономии за счет снижения трансакционных издержек;
  • возросшей рыночной мощи из-за снижения конкуренции (мотив монополии);
  • взаимодополняемости в области НИОКР.

Экономия, обусловленная масштабами, достигается тогда, когда средняя величина издержек на единицу продукции снижается по мере увеличения объема производства продукции. Один из источников такой экономии заключается в распределении постоянных издержек на большее число единиц выпускаемой продукции. Основная идея экономии за счет масштаба состоит в том, чтобы выполнять больший объем работы на тех же мощностях, при той же численности работников, при той же системе распределения и т.д. Иными словами, увеличение объема позволяет более эффективно использовать имеющиеся в наличии ресурсы. Однако надо помнить, что существуют определенные пределы увеличения объема производства, при превышении которых издержки на производство могут существенно возрасти, что приведет к падению рентабельности производства.

Слияние может оказаться  целесообразным, если две или несколько  компаний располагают взаимодополняющими ресурсами. Каждая из них имеет то, что необходимо для другой, и поэтому их слияние может оказаться эффективным. Эти компании после объединения будут стоить дороже по сравнению с суммой их стоимостей до слияния, так как каждая приобретает то, что ей не хватало, причем получает эти ресурсы дешевле, чем они обошлись бы ей, если бы пришлось их создавать самостоятельно. Слияния с целью получить взаимодополняющие ресурсы характерны как для крупных фирм, так и для малых предприятий.

Мотив монополии. Порой при слиянии, прежде всего, горизонтального типа, решающую роль играет (гласно или негласно) стремление достичь или усилить свое монопольное положение. Слияние в данном случае дает возможность компаниям обуздать ценовую конкуренцию: цены из-за конкуренции могут быть снижены настолько, что каждый из производителей получает минимальную прибыль. Однако антимонопольное законодательство ограничивает слияния с явными намерениями повысить цены. Иногда конкуренты могут быть приобретены и затем закрыты, потому что выгоднее выкупить их и устранить ценовую конкуренцию, чем опустить цены ниже средних переменных издержек, заставляя всех производителей нести существенные потери.

Информация о работе Слияние и поглощение перспективы и проблемы