Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 16:14, отчет по практике
Цель преддипломной практики - закрепление практических аспектов совершенствования организационных структур управления предприятием в рыночной экономике.
Исходя из поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
провести анализ организационной структуры организации;
разработать проект мероприятий по совершенствованию организационной структуры в свете стратегии развития предприятия. Объектом исследований выступает Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Орску.
Включение органической структуры также потребует значительного расширения штата сотрудников, что Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Орску не может себе позволить.
Поэтому для Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Орску более всего подходит полная замена механической структуры управления на органическую, то есть адаптивную структуру. К этому можно прибавить хорошие лидерские качества начальника инспекции, стабильную команду единомышленников из руководителей среднего звена и сложившуюся за годы деятельности определенную организационную культуру организации.
Замена организационной структуры управления Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Орску на органическую также обусловлена особенностями деятельности данной организации, в частности, необходимостью быстро, качественно и с минимальными затратами реагировать на изменения внешней среды.
Существуют разные виды адаптивных структур. Например, матричная (или кросс-функциональная) и проектная (бригадная) структура. Основой этих структур управления является организация работ по рабочим группам.
Основными принципами такой организации управления являются:
автономная работа рабочих групп (бригад);
самостоятельное принятие решений рабочими группами и координация деятельности по горизонтали;
замена жестких управленческих связей бюрократического типа гибкими связями;
привлечение для разработки и решения задач сотрудников разных подразделений.
Эти принципы разрушает свойственное иерархическим структурам жесткое распределение сотрудников, которые образуют изолированные системы со своими целевыми установками и интересами.
В организации, построенной по этим принципам, могут как сохраняться функциональные подразделения, так отсутствовать. В первом случае работники находятся под двойным подчинением - административным (руководителю функционального подразделения, в котором они работают) и функциональным (руководителю рабочей группы или бригады, в которую они входят). Такая форма организации называется кросс-функциональной, во многом она близка к матричной. Во втором случае функциональные подразделения как таковые отсутствуют, ее называют бригадной. Такая форма достаточно широко применяется в организации управления по проектам.
При внедрении этих структур необходимо одновременно изменять и взаимоотношения между подразделениями организации.
В нашем случае для Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Орску подойдет смешанная форма из кросс-функциональной и проектной структуры. Это обусловлено тем, что предприятие не может нанять дополнительно наиболее высокооплачиваемых работников - руководителей проектов, так как издержки и затраты значительно высоки и их нужно снижать, а приглашение таких работников может значительно повысить и без того высокие затраты. Поэтому из работающих в организации руководителей необходимо отобрать наиболее профессиональных для замещения должностей руководителей направлений. Руководители направлений и созданные группы работников основных направлений деятельности образуют проектную организационную структуру. Остальные - административные руководители вместе с группами работников второстепенных направлений деятельности будут образовывать кросс-функциональную структуру, так как эти группы работников будут находиться в подчинении и руководителей проектов.
Как уже отмечалось, совершенствование организационной структуры неразрывно связано с реформированием предприятия, в частности, с устранением низкорентабельных структур.
В нашем случае таковым является отдел урегулирования задолженности. Однако урегулирования задолженности является сопутствующим направлением в работе с налогоплательщиками. Необходимо удалить отдел урегулирования задолженности как структурное подразделение, и подключить к направлению по работе с налогоплательщиками.
Это мероприятие для Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Орску даст основной прирост эффективности, экспертно оцениваемый в 15%.
На должность руководителя направления по работе с налогоплательщиками необходимо подобрать отличного специалиста с хорошими организаторскими способностями. Для этого необходимо организовать тщательный подбор и отбор кандидатов на эту должность. Предпочтительно, чтобы это был новый человек для организации, с опытом работы, высоким уровнем профессиональных знаний, хорошими личными качествами, высоким уровнем мотивации. Однако это может быть работник и из самой организации (из другого подразделения). При отборе кандидатов на данную должность большое значение должно придаваться умению руководителя распределить задачи между участниками команды, четко определить приоритеты и ресурсы, конструктивно подходить к разрешению конфликтов.
В связи с назначением руководителей на должности руководителей проектов их функции расширятся. Теперь в их подчинении будут не только группы работников основной деятельности, которыми они руководили до этого (то есть в настоящее время), но и группы работников функциональных подразделений.
Руководители направлений также будут выполнять функции стратегического планирования. Таким образом, в Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Орску появляется актуальный департамент стратегии. Благодаря этому новая организационная структура будет соответствовать одному из основных принципов построения организационных структур - формированию в структуре контуров не только оперативного и текущего, но и перспективного и стратегического управления.
Действительно, для стратегического планирования необходимо предусмотреть различные варианты структурного обеспечения стратегического управления. Ведь, в конечном счете, в процессе информирования всей организации о выбранном стратегическом направлении в каждом операционном подразделении вырабатывается стратегия. Каждое подразделение увязывает свою цель с общим стратегическим направлением. За эту увязку должен отвечать определенный человек.
Принятая стратегия развития
организационно-
Основными подразделениями Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Орску будут являться проектные группы.
Такое структурное положение функциональных подразделений обеспечит их более эффективную деятельность, чем при существующей механической организационной структуре.
Разработка Положения об организационной структур, его внедрение и дальнейшее развитие в системе управления позволит построить эффективную систему контроля за деятельностью аппарата управления на предприятии и значительно облегчит процедуру выявления дефектов организационной структуры управления.
Для развития деятельности отдела кадрового обеспечения, не ограничивающейся кадровым учетом, в штат организации необходимо принять руководителя отдела.
Таким образом, проект по совершенствованию организационной структуры Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Орску предполагает:
глобальное организационное нововведение - адаптивную проектно-матричную организационную структуру управления;
введение в штат новой должности - руководителя направления кадрового обеспечения;
создание департамента стратегии, который будет заниматься стратегическим планированием;
сокращение должности начальника отдела урегулирования задолжности, перемещение данного отдела под руководство руководителя направления работы с налогоплательщиками;
Перечисленные мероприятия по организационному развитию предприятия отражают тактические действия соответственно стратегии диверсификации услуг.
Органический тип структуры управления характеризуется индивидуальной ответственностью каждого работника за общий результат. Он подразумевает высокий уровень горизонтальной интеграции между персоналом, ориентацию культуры взаимоотношений на кооперацию, взаимную информированность (для создания общей системы знаний, помогающей решать проблемы организации быстрее и эффективнее) и самодисциплину.
Гибкая организационная структура может стать для организации неэффективной, если без изменения остаются действовавшие раньше системы планирования, контроля, не вводятся новые условия материального стимулирования участников, не меняется стиль руководства и не поддерживается стремление работников к самовыражению и саморазвитию. Поэтому в Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Орску необходимо также пересмотреть систему контроля, необходимо создать новую систему стимулирования работников, их трудовой мотивации. Условия оплаты труда должны быть направлены, прежде всего, на стимулирование экономически выгодного сотрудничества и повышение заинтересованности в собираемости налогов. В группах вводятся гибкие системы, предусматривающие тесную связь между уровнем заработной платы каждого члена группы и общими результатами.
В процессе работы в проектных группах и группах матричного управления адаптивной организационной структуры Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Орску должны поощряться взаимопомощь, взаимозаменяемость, личная ответственность. Менеджмент в группах должен носить характер консультаций и опираться на групповое решение проблем.
Любую перестройку структуры управления необходимо оценивать, прежде всего, с точки зрения достижения поставленных перед ней целей. В условиях нормально развивающейся экономики реорганизация направлена чаще всего на то, чтобы путем совершенствования системы управления повысить эффективность работы организации. При этом главными показателями улучшения являются сокращение затрат, улучшение обслуживания клиентов, более гибкий стиль управления, ускорение технического развития, кооперация в принятии и реализации управленческих решений и т.д. Важным критерием оценки организационной структуры управления является ее восприятие людьми, которым предстоит работать в новых условиях. Идеальным вариантом является такая структура, которая позволяет менеджерам работать как единой команде.
В кризисный период изменения в структурах управления направлены на создание условий для выживания организации за счет более рационального использования ресурсов, снижения затрат и более гибкого приспособления к требованиям внешней среды. Но вне зависимости от причин, вызывающих перестройку, она обязательно преследует цели расширения полномочий на нижних уровнях иерархии управления и повышение производственно-хозяйственной самостоятельности подразделений, входящих в состав организации. Практически это означает привлечение все большего количества работников (в том числе и не относящихся к управленческому персоналу) к процессу выявления и решения проблем организации. Поэтому наряду с теми возможностями, которые новая структура управления создает для улучшения экономических и социальных параметров, ее оценка производится и по таким направлениям, как быстрота обработки и получения информации, необходимой для принятия решений; использование информационной технологии, упрощающей не только решение проблем, но и всю систему взаимодействий, необходимых в процессе разработки и реализации управленческих решений
Проект новой организационной структуры Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Орску был предложен на рассмотрение руководителям структурных подразделений. Большинство отметило ее высокую эффективность и возможность выхода по средствам данной оргструктуры на новый качественный уровень.
В таблице 3.1 приведены результаты опроса руководителей на предмет возможности внедрения данной структуры на предприятии и эффекта от ее реализации.
Таблица 3.1 - Результаты экспертной оценки руководителями предприятия эффекта от внедрения проекта адаптивной организационной структуры Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Орску.
Показатель |
Оценка руководителями |
Наиболее вероятная оценка | ||
Начальник инспекции |
Зам.начальника инспекции |
Ст.инспектор отдела кадрового обеспечения | ||
Вероятность успешной реализации проекта |
95 |
90 |
95 |
93 |
Рост производительности труда |
15 |
15 |
18 |
16 |
Снижение коммерческих и управленческих расходов |
12 |
10 |
15 |
12 |
На основе этих прогнозируемых данных можно рассчитать основные показатели деятельности рассматриваемой организационной структуры по результатам внедрения проекта (таблица 3.2).
Таблица 3.2 - Показатели социально-экономической эффективности проекта совершенствования организационной структуры Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Орску
Наименование показателя |
Значение до внедрения проекта |
Значение после внедрения проекта |
Абсолютное отклонение |
Темп роста, % |
Численность персонала, чел. |
52 |
53 |
1 |
101,9 |
Численность работников аппарата управления, чел. |
5 |
5 |
0 |
100,0 |
Годовой фонд оплаты труда работников, тыс. руб. |
7 284 |
7 494 |
210 |
102,9 |
Средняя заработная плата в целом по организации, руб. |
11 673 |
11 783 |
110 |
100,9 |
Средняя заработная плата административно- |
27 375 |
28 375 |
1 000 |
103,7 |
Текучесть кадров,% |
11,2 |
9,5 |
- 1,7 |
84,8 |
Производительность труда, тыс. руб. /чел. |
1 373 |
1 593 |
220 |
116,0 |
Информация о работе Совершенствование организационной структуры ИФНС