Совершенствования системы управления мотивацией персонала на ОАО «Дятьковский деревообрабатывающий завод»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июля 2014 в 17:37, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломного проекта - на основе анализа теоретических подходов к поднимаемой проблеме и изучения системы управления персоналом непосредственно на ОАО "Дятьковский деревообрабатывающий завод" разработать направления по совершенствованию системы управления мотивацией на предприятии.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующее задачи:
1.Изучить понятие и сущность мотивации персонала.
2.Рассмотреть современные виды управления мотивацией персонала.
3.Изучить методы и механизмы эффективного управления трудовой мотивацией.
4.Провести анализ системы управления персоналом на ОАО «Дятьковский деревообрабатывающий завод»

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ МОТИВАЦИЕЙ НА ПРЕДПРИЯТИИ......................................................................................................6
1.1 Понятие и сущность мотивации персонала...................................................6
1.2 Виды управления мотивацией персонала …………………………………11
1.3 Методы и механизмы эффективного управления трудовой мотивацией..19
2. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ МОТИВАЦИЕЙ ПЕРСОНАЛА ОАО «Дятьковский деревообрабатывающий завод» и её совершенствование …….…………...……………………………….…28
2.1 Анализ системы управления персоналом на ОАО «Дятьковский деревообрабатывающий завод» …………………………………………..……28
2.2 Проблемы системы управления мотивацией персонала ОАО «Дятьковский деревообрабатывающий завод» ………………………………44
2.3 Проект рекомендаций по совершенствованию системы управления мотивацией персонала на ОАО «Дятьковский деревообрабатывающий завод»..……...……………………………………………………………...……..51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................66
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……............................................69

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом Дятьково-ДОЗ ИСПРАВЛЕННЫЙ.doc

— 568.50 Кб (Скачать файл)

Стимулирование как способ управления трудовым поведением работника состоит в целенаправленном воздействии на поведение персонала посредством влияния на условия его жизнедеятельности, используя мотивы, движущие его деятельностью. В широком смысле слова стимулирование — это совокупность требований и соответствующая им система поощрений и наказаний. Стимулирование предполагает наличие у органов управления набора благ, способных удовлетворить значимые сегодня и сейчас потребности работника и использовать их в качестве вознаграждения за успешную реализацию трудовых функций.

Существуют три основных подхода, к выбору мотивационной стратегии:

  1. Стимул и наказание: люди работают за вознаграждение: тем, которые работают хорошо и много, платят хорошо, а тем, кто работает еще больше, платят тоже больше. Тех, кто не работает качественно, наказывают.
  2. Мотивирование через саму работу: дайте человеку работу интересную и приносящую ему удовлетворение, и качество исполнения будет высоким.
  3. Систематическая связь с менеджером: определяйте цели с подчиненным и давайте ему положительную обратную связь, когда он действует правильно, и отрицательную, когда он ошибается. Выбираемая мотивационная стратегия базируется на анализе ситуации и предпочитаемом стиле взаимодействия руководителя с другими людьми. 

На трудовую мотивацию влияют различные стимулы: система экономических нормативов и льгот, уровень заработной платы и справедливость распределения доходов, условия и содержательность труда, отношения в семье, коллективе, признание со стороны окружающих и карьерные соображения, творческий порыв и интересная работа, желание самоутвердиться и постоянный риск, жесткие внешние команды и внутренняя культура и т.п.11

Приведем примерный перечень возможных  методов стимулирования:

1. Заработная плата (номинальная). Оплата труда наемного работника, включающая в основу (сдельную, повременную, окладную) и дополнительную (премии, надбавки за профмастерство, доплаты за условия труда, совместительство, подросткам, кормящим матерям, за работу в праздничные дни, за сверхурочную работу, за руководство бригадой, оплата или компенсация за отпуск и т.д.) заработную плату.

2. Заработная плата (реальная). Структура заработной платы включает: базовые ставки, премиальные (дополнительные) выплаты, социальные программы. Считается, что базовая оплата должна быть достаточной, чтобы привлечь на фирму работников нужной квалификации и подготовки. Размер базовой ставки должен быть связан с уровнем ответственности работника и его эффективностью. Дополнительные выплаты компания может производить исходя из целей, которые закладываются в программу стимулирования труда. Это может быть стимулирование инноваций, и тогда большое внимание уделяется предприятия стимулирования творчества; может быть оплата за квалификацию, и в этом случае уровень оплаты будет зависеть не только от сложности выполняемой работы, но и от набора специальностей, которые работник способен использовать в своей деятельности.

Обеспечение реальной заработной платы путем:

  • повышение тарифных ставок в соответствии с устанавливаемым государственным минимумом;
  • введение компенсационных выплат;
  • индексация заработной платы в соответствии с инфляцией.

3. Бонусы. Разовые выплаты из прибыли предприятия (вознаграждение, премия, добавочное вознаграждение). За рубежом это – годовой, полугодовой, рождественский, новогодние бонусы, связанные, как правило, со стажем работы и размером получаемой зарплаты. Различают следующие виды бонусов: за отсутствие прогулов, экспортный, за заслуги, за выслугу лет, целевой.

4. Участие в прибылях. Выплаты через участие в прибылях – это не разовый бонус. Под такой системой понимается участие работников в прибыли предприятия и разделение между ними и компанией дополнительной прибыли, которая была получена в результате  повышения производительности труда или качества продукции.

Распространяется на категории персонала, способные реально воздействовать на прибыль (чаще всего это управленческие кадры). Доля этой части прибыли коррелирует с рангом руководителя в иерархии и определяется в процентах к его  доходу (зарплате базовой).

5. Участие в акционерном капитале. Покупка акций предприятия (АО) и получение дивидендов: покупка акций по льготным ценам, безвозмездное получение акций

6. Планы дополнительных выплат. Планы связанные чаще всего с работниками сбытовых организаций и стимулируют поиск  новых рынков сбыта: подарки фирмы, субсидирование деловых расходов, косвенно связанных с работой (деловых командировок не только работника, но и его супруга или друга в поездке). Это косвенные расходы, не облагаемые налогом и поэтому более привлекательные.

7. Стимулирование свободным временем. Регулирование времени по занятости путем: предоставления работнику за активную и творческую работу дополнительных выходных, отпуска, возможности выбора времени отпуска и т.д.; предприятия гибкого графика работы; сокращение длительности рабочего дня за счет высокой производительности труда. Большой популярностью пользуются банки отпусков, которые объединяют оплаченные дни отпусков, больничные дни и т. п. Когда работнику требуется  дополнительно взять какой-либо день (или несколько дней) для своих нужд, он может пользоваться запасом дней из банка отпусков, «выкупить» какое-то их число в счет будущих отпускных или взять в обмен на другие льготы.

8. Трудовое или организационное стимулирование. Регулирует поведение работника на основе измерения чувства его удовлетворенности работой и предполагает наличие творческих  элементов в его труде, возможность участия в управлении, продвижения по службе в пределах одной и то же должности, творческие командировки.

Заработная плата — важнейшая часть системы оплаты и стимулирования труда, один из инструментов воздействия на эффективность труда работника. Это вершина айсберга системы стимулирования персонала компании12.

Деньги в качестве зарплаты или других форм вознаграждения — очевидная форма награды. Сомнение Герцберга в эффективности денег как средства мотивации заключается в том, что повышение зарплаты не приводит автоматически к повышению эффективности и производительности труда, хотя недостаток денег или задержка выплаты зарплаты однозначно приводит к росту недовольства, напряженности и снижению производительности труда13. Но следует учитывать, что деньги являются средством достижения различных целей, прямо или не прямо связаны с удовлетворением многих потребностей: в иерархии Маслоу деньги удовлетворяют основные потребности выживания и безопасности, они могут удовлетворять и потребность в самоуважении, в престиже и статусе, а также желания   алчности.

Представим в виде следующего рисунка основные методы мотивации.

 

Рис. 3 . - Методы мотивации

Единственным исключением выступают немногочисленные ситуации, когда внутренняя привязанность к работе превалирует над финансовыми соображениями. Деньги могут вызывать положительную мотивацию при определенных условиях, но Герцберг прав, что неизменная систематическая плата может и демотивировать14. Чтобы эффективно использовать деньги как мотиватор и избегать их воздействия как демотиватора, следует:

  • платить конкурентную зарплату для привлечения и удержания специалистов;
  • давать такую зарплату, которая отражает стоимость работы для компании на основах справедливости;
  • связать плату с качеством исполнения или результатом, чтобы награда была соизмерима с усилиями работника;
  • работник уверен, что его усилия будут поощрены соответствующей наградой.

Но зарплата - это не единственная форма поощрения, возможны самые разнообразные поощрения.

Каждая благодарность, награда, денежная премия и тому подобное действует тем эффективнее, чем меньший отрезок времени отделяет заслуживающий награждение поступок от полученного поощрения. «Вдвойне дает тот, кто дает во время», - гласит поговорка. Менеджер должен уметь выразить свою признательность работнику именно тогда когда он ее заслужил; Это следует сделать сразу, чтобы вызванные у работника приятные эмоции ассоциировались с качественным и своевременным выполнением работы.

Мотивация не есть только вопрос раздачи наград. Людям требуется знать, что их ожидает в случае некомпетентного или недобросовестного выполнения своих служебных обязанностей, какие взыскания, могут быть на них наложены за то или иное нарушение. Метод взысканий, если они наложены справедливо и не являлись неожиданностью для сотрудника, мотивируют его к улучшению своей работы.

Развитие сопричастности и идентификации сотрудников с организацией, с ценностями, целями предприятия мотивирует работников на повышение эффективности труда15.

Мотивирование через саму работу использует внутренние стимулы интереса к работе, чувства удовлетворения от процесса работы, от возможности проявить свои способности собственные силы при принятии решений и выполнении производственных задач.

Поощрение достижений сотрудников мотивирует их к улучшению дальнейшей деятельности, если это поощрение разнообразно: сама система зарплаты устроена так, что связывает награду с достижениями, а также требуется поощрение людей через повышение их ответственности и самостоятельности (внутренняя награда) и создания возможности повышения статуса, продвижения в карьере (внешняя награда). Поощрения мотивируют лишь тогда, когда они заслужены и человек сознает это. И они обесцениваются, если раздаются и получаются незаслуженно «налево и направо».

Упражнение в руководстве, применение руководства как ключевого фактора мотивации позволяет улучшить эффективность деятельности персонала, ибо умелое руководство способствует развитию сопричастности и идентификации, прояснению ролей и целей, развитию группового духа. Важное значение имеет личность и стиль управления руководителя.

Руководитель должен иметь в виду две цели:

  • снизить уровень неудовлетворенности подчиненных, улучшив положение с регуляторами мотивации;
  • увеличить уровень удовлетворенности, усилив главные мотиваторы (которые реально увеличивают выделение энергии у подчиненных).

В общем виде выделяют следующие методы стимулирования результативности труда:

1) Экономические методы (денежные поощрения либо наказание в виде лишения премий, штрафов).

2) Целевой метод (постановка перед подчиненным конкретных и ясных трудовых целей повышает его активность).

3) Метод расширения и обогащения работ («Расширить работу — это значит дать работнику больше работы того же типа, тогда как для обогащения труда ему поручают «более сложную» или «более высокого порядка работу», более разнообразную, значимую, самостоятельную и т. п.).  

4) Метод соучастия или привлечения работников (партисипативный стиль) (работники участвуют в совместном принятии решений, что повышает их активность и удовлетворенность работой).

Результативность работы подчиненных зависит также от психологического климата в трудовом коллективе и стиля управления, применяемого руководителем.

В целом можно сформулировать ряд правил осуществления эффективной мотивации работников:

Мотивирование тогда приносит результаты, когда подчиненные ощущают признание своего вклада в результаты работы, обладают заслуженным статусом. Обстановка и размер кабинета, участие в престижных конгрессах, функция представителя фирмы на важных переговорах, поездка за рубеж; неординарное обозначение должности — все это подчеркивает положение сотрудника в глазах коллег и посторонних лиц. Прибегать к этому методу стоит деликатно: частичное или полное лишение работника ранее предоставленного статуса приводит, как правило, к чрезвычайно бурным реакциям вплоть до увольнения.

Неожиданные, непредсказуемые и нерегулярные поощрения мотивируют лучше, чем прогнозируемые, когда они практически становятся неизменной частью заработной платы.

Положительное подкрепление результативнее отрицательного.

Подкрепление должно быть безотлагательным, что выражается в незамедлительной и справедливой реакции на действия сотрудников. Они начинают осознавать, что их неординарные достижения не только замечаются, но и ощутимо вознаграждаются. Выполненную работу и неожиданное вознаграждение не должен разделять слишком большой промежуток времени; чем больше временной интервал, тем меньше эффект. Однако поощрения руководителя должны в конце концов воплощаться в жизнь, а не оставаться в виде обещаний.

 

 

2. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ МОТИВАЦИЕЙ ПЕРСОНАЛА ОАО «Дятьковский деревообрабатывающий завод» и её совершенствование

 

2.1 Анализ системы управления  персоналом на ОАО «Дятьковский деревообрабатывающий завод»

 

Структура организации - упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого. Организационная структура управления определяется также как форма разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой осуществляется процесс управления по соответствующим функциям, направленным на решение поставленных задач и достижение намеченных целей. Организационная структура ОАО «Дятьковский деревообрабатывающий завод» представлена в Приложении 1.

Информация о работе Совершенствования системы управления мотивацией персонала на ОАО «Дятьковский деревообрабатывающий завод»