Совершенствования системы управления мотивацией персонала на ОАО «Дятьковский деревообрабатывающий завод»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июля 2014 в 17:37, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломного проекта - на основе анализа теоретических подходов к поднимаемой проблеме и изучения системы управления персоналом непосредственно на ОАО "Дятьковский деревообрабатывающий завод" разработать направления по совершенствованию системы управления мотивацией на предприятии.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующее задачи:
1.Изучить понятие и сущность мотивации персонала.
2.Рассмотреть современные виды управления мотивацией персонала.
3.Изучить методы и механизмы эффективного управления трудовой мотивацией.
4.Провести анализ системы управления персоналом на ОАО «Дятьковский деревообрабатывающий завод»

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ МОТИВАЦИЕЙ НА ПРЕДПРИЯТИИ......................................................................................................6
1.1 Понятие и сущность мотивации персонала...................................................6
1.2 Виды управления мотивацией персонала …………………………………11
1.3 Методы и механизмы эффективного управления трудовой мотивацией..19
2. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ МОТИВАЦИЕЙ ПЕРСОНАЛА ОАО «Дятьковский деревообрабатывающий завод» и её совершенствование …….…………...……………………………….…28
2.1 Анализ системы управления персоналом на ОАО «Дятьковский деревообрабатывающий завод» …………………………………………..……28
2.2 Проблемы системы управления мотивацией персонала ОАО «Дятьковский деревообрабатывающий завод» ………………………………44
2.3 Проект рекомендаций по совершенствованию системы управления мотивацией персонала на ОАО «Дятьковский деревообрабатывающий завод»..……...……………………………………………………………...……..51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................66
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……............................................69

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом Дятьково-ДОЗ ИСПРАВЛЕННЫЙ.doc

— 568.50 Кб (Скачать файл)

- учет только формальных внутрифирменных регламентов и положений по оплате труда и компенсациям, при этом не принимается во внимание, что большая часть их не используется на практике:

- низкое использование способностей работников, отсутствие проработанной системы продвижения по службе  и развития карьеры.

В условиях неустойчивого социально- экономического развития на ОАО «Дятьковский деревообрабатывающий завод» целесообразно провести ряд мероприятий, связанных с усовершенствованием мотивации трудовой деятельности.

Проведенный обзор предприятия выявил сложившуюся историю деятельности ОАО «Дятьковский деревообрабатывающий завод», номенклатуру выпускаемой продукции, наличие достаточной географии продаж и рынков сбыта готовой продукции, подразделения основного производства предприятия.

На предприятии действует положение о персонале, закрепляющее философию и цели его деятельности, принципы работы, нормы деловой этики, направления работы с персоналом, а также возможности материального и нематериального стимулирования работников.

Закрепление кадров осуществляется различными методами стимулирования труда, важное место отводится разработке социальных программ. Все работники обеспечены социальным пакетом, в который входят медицинское и пенсионное страхование.

На предприятии работает столовая, организуется летний отдых детей сотрудников, проводятся профилактические мероприятия по охране здоровья персонала проводится ежегодный профилактический осмотр работников.

В плане культивирования организационной культурной среды на предприятии проводятся конкурсы художественной самодеятельности среди подразделений предприятия, праздничные вечера, конкурсы на лучший детский рисунок, на лучший фотокадр, спортивные мероприятия (соревнования по футболу, волейболу, настольному теннису, шахматам).

Эти мероприятия помогают сплотить коллектив предприятия, способствуют неформальному общению работников.

В условиях неустойчивого социально- экономического развития на  ОАО «Дятьковский деревообрабатывающий завод»  целесообразно провести ряд мероприятий, связанных с усовершенствованием мотивации трудовой деятельности.

 

2.3 Предложения по совершенствованию системы управления мотивацией персонала на ОАО «Дятьковский деревообрабатывающий завод» 

 

В ОАО «Дятьковский деревообрабатывающий завод» системы мотивации слабо развита, помимо материальных поощрений, существует система поощрений моральных – объявление благодарности за успешное выполнение сотрудником поставленных перед ним задач.

 Мотивация персонала должна  быть тесно увязана с результатами оценки и аттестации. Мы можем предложить в качестве модели исследования следующие системы мотивации для сотрудника в связи с результатами их участия в оценочной деловой игре (assessment center):

1. Сотрудникам – победителям деловой игры, первым трем игрокам набравшим максимальные баллы мы можем предложить поощрение в виде бонуса за победу (причем этот бонус должен быть существенным – не менее 50% от среднемесячной заработной платы сотрудника для сотрудника, занявшего первое место, 30% от заработной платы для второго победителя, и 15 процентов для третьего игрока).

Причем материальные стимулы желательно сочетать с нематериальным – победа в игре сама по себе является стимулом для дальнейшей эффективной работы, можно усилить этот эффект сообщив об успехах этих сотрудников другим работникам (стенд, доска почета или газета), для того чтобы  мотивировать и других сотрудников работать эффективнее, развивать свои профессиональные качества.

2. Для сотрудников, показавших плохие результаты могут быть применены негативные стимулы, хотя для этого должны быть очень тщательно проработаны причины таких результатов.

3.  Для тех сотрудников, которые набрали максимальные баллы  в каких-либо оценочных категориях (аналитическое мышление, креативность, дисциплинированность и т.д.) необходимо применять те стимулы, которые действительно эффективно действуют для данного конкретного сотрудника – возможно, что для человека хорошо проявившего себя в ходе деловой игры как творческая личность, соответственно и стимул к работе должен быть оригинальным.

4. Для тех сотрудников, которые набрали большие баллы по умению организовывать, планировать, администрировать - возможно создание таких неординарных стимулов – как повышение ответственности вместе с повышением полномочий.

В процессе внедрения концепции «обучающейся организации» можно было бы провести «праздничную» сессию, посвященную юбилею ОАО «Дятьковский деревообрабатывающий завод».

             Концепция обучающейся организации состоит в том, что, обучаясь, организация получает способности к тому, чего не могла делать до того, то есть изменяется и при этом меняет мир вокруг себя. При этом подразумевается не просто обучение отдельных сотрудников, но групповое обучение, приобретение группового знания.

           В обучающейся организации рост знаний и совершенствование навыков происходит не только на индивидуальном, но и на коллективном уровне. Для нее характерно и необходимо также совершенствование способностей к обучению как таковых. Обучение персонала в ней происходит не только в более или менее традиционных формах, но и в процессе самой трудовой деятельности, которая включает взаимопомощь, обмен опытом и знаниями.

                Наиболее прогрессивный вариант – это поддержка и обеспечение обучения каждого сотрудника на всем протяжении его работы. Это могут быть стажировки, внутренние и внешние обучающие курсы, лаборатории, мастер-классы, и так далее.

             Обучающаяся организация по сути своей отлична от традиционной. В то время как традиционная организация опирается на власть, обучающаяся полагается на лидерство. Существует ряд принципов и технологий, составляющих основу обучающейся организации. К ним относятся, по П. Сенге, который является автором самого термина «обучающаяся организация», следующие:

                 Совершенствование личного мастерства – человек совершенствует свои умения и ищет новых знаний не только по требованиям среды и обстоятельств, но по собственной инициативе, исходя из внутренней потребности в этом.

                Создание общего видения – основывается на представлении о том, что для наибольшего успеха в достижении общих групповых целей необходимо общее ясное представление о желаемом будущем организации, которое было бы равно известно и разделяемо абсолютно всеми работниками. Это не только улучшает согласованность работы, но и порождает искреннюю личную заинтересованность в ее результатах.

                Групповое обучение – предполагает создание группового знания, то есть обучение людей групповому взаимодействию на уровне отдельных команд и организации в целом. Осуществляется не только в форме тренингов и семинаров, но и в самом трудовом процессе посредством открытых диалогов, дискуссий, обмена опытом. Результат группового обучения – синергетический эффект, когда группа становится чем-то большим, нежели простой совокупностью людей, и ее знания, соответственно, превосходят простую сумму знаний каждого входящего в нее человека.

                    Выявление преобладающих ментальных моделей – под ментальными моделями здесь понимаются имплицитные, неявные и невыраженные, порой даже не осознаваемые представления, убеждения, верования, присущие людям. Такие ментальные модели могут мешать людям обучаться, так как с ними вступают в конфликт новые способы действий. Анализ существующих стереотипов и ментальных штампов необходим для успешного внедрения изменений.

              Системное мышление – подытоживает все вышеперечисленное, подразумевая способность к глубокому и всестороннему пониманию причинно-следственных связей и отношений между явлениями окружающего мира.

              Американским исследователем М. Педлером также был описан ряд признаков обучающейся организации:

  1. Гибкость в выработке стратегий. Стратегия рассматривается не как что-то неизменное, однажды заданное и подлежащее к исполнению, но как постоянно меняющиеся, отвечающие на возникающие влияния и обстоятельства процессы.
  2. Сотрудники активно участвуют в разработке стратегий и тактик организации, то есть в них привносятся идеи, ценности, цели не только высшего руководства, но и всего персонала.
  3. Открытость информации. Организация открыта для информации извне и столь же легко предоставляет организацию о себе. Для принятия решений используется как внешняя, так и внутренняя информация.
  4. Контроль и учет способствуют развитию организации. Системы учета и контроля строятся на этом принципе, имеют обучающую функцию.
  5. Подразделения оказывают друг другу услуги в рамках организации, поставляя и потребляя их для успешной деятельности организации в целом.
  6. Гибкая система поощрений. Понятие «вознаграждение» понимается шире, чем «оплата труда». При этом вознаграждение зависит от вклада работника в общие результаты, а формы приемлемых вознаграждений определяются коллективным опытом.
  7. Структура организации открывает возможности: должности не являются чем-то незыблемым, но рассматриваются как условия, варианты для развития и роста, которые достаточно легко могут быть изменены. Могут меняться границы подразделений, регламенты и процедуры.
  8. Сбор и анализ информации о том, что происходит вне и вокруг организации, входит в обязанности каждого сотрудника в той или иной мере.
  9. Присутствует постоянный обмен опытом с клиентами и партнерами – организация стремится к совместному обучению и совместным проектам.
  10. Атмосфера способствует обучению. Сама корпоративная культура в основе своей такова, чтобы поощрять работников к постоянному росту и развитию, при этом признавая его право на ошибки и предоставляя ему нужный ресурс времени на обучение.
  11. Возможности для саморазвития сотрудников. Обучение – важнейшая часть карьеры работника, оно планируется и поддерживается.

           Обучающиеся организации имеют более высокую конкурентоспособность, так как быстро изменяются и таким образом адаптируются к быстро меняющимся условиям и требованиям рынка. Часто необходимо даже опережающее обучение. При этом обучаться должна вся организация – от дирекции до самых низовых работников, в условиях постоянного прогнозирования будущих условий.

           В обучающейся организации происходит не простое накопление знаний, но опыт их использования, создаются новые идеи, представления и способы действий. Суть не в простом повышении квалификации, но в наращивании потенциала гибкости, изменчивости, адаптивности. Решая любую текущую задачу, обучающаяся организация ставит перед собой не только цель достижения нужного результата, но и обучение в процессе решения задачи. Такие организации также иногда определяются, как интеллектуальные организации, в том смысле, что им присущи высокие способности получения информации, ее анализа, интерпретации, использование и, в конечном итоге, генерации новой информации, новых идей.

         Важность именно группового обучения в организации состоит в том, что вложения в человеческий капитал могут быть легко потеряны в случае увольнения работников, если знания имеют характер индивидуального достояния, а не группового. Это определяет важность предотвращения текучки кадров, а значит, требует эффективного и профессионального управления.

        Одним из методов функционирования и развития обучающейся организации является корпоративное обучение. Оно может осуществляться в разных формах, как традиционных, так и в форме наставничества, мозговых штурмов, разбора кейсов. Насколько эффективным будет корпоративное обучение, зависит от ряда факторов. К ним относят потенциал наставничества, проницаемость границ внутри организации, культуру обучения и информационную инфраструктуру.

            Наставничество – это древнейший механизм передачи и накопления знаний и опыта. В современных условиях организации проявляют большой интерес к использованию этого метода для корпоративного обучения. Наставничество представляет собой неформальное обучение. Один из основных инструментов здесь – так называемый «сторителлинг», рассказывание историй, касающихся традиций и прецедентов действий руководства, отношений сотрудников, или каких-либо важных событий. Такие истории порождаются корпоративной культурой и отражают ее сущность – нормы, ценности, символы. Выделяют несколько видов типичных историй. Они рассказывают о несоблюдении правил, ценных или важных человеческих качествах начальника, историях успеха, прорыва с низов к вершинам успеха, увольнениях, поддержке со стороны организации при переезде, о том, во что обходятся ошибки, о том, как организация справляется с трудностями. Все эти рассказы – выразительны, эмоциональны, увлекательны, а значит, человек принимает их глубже, чем формальные правила и указания.

           Внутриорганизационные границы – отражают степень свободы движения идей, людей в рамках организации, возможность создания сообществ. Чем выше эта свобода, тем больше возможностей и конкурентных преимуществ имеет организация. Наивысших успехов достигают организации, в чьё развитие могут вносить свой вклад абсолютно все сотрудники. Это подразумевает в том числе широкие возможности самостоятельного принятии решений сотрудниками в рамках своей непосредственной работы. Необходимо также существование общей картины будущего, системы целей, которые известны всему персоналу, а также механизмы содействия превращения индивидуального опыта в общее знание.

Информация о работе Совершенствования системы управления мотивацией персонала на ОАО «Дятьковский деревообрабатывающий завод»