Социально психологические методы управления персоналом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 11:55, дипломная работа

Краткое описание

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ. Необходимость использования в практике управления организацией социально-психологических методов руководства очевидна, так как они позволяют своевременно учитывать мотивы деятельности и потребности работников, видеть перспективы изменения конкретной ситуации, принимать оптимальные управленческие решения.

Содержание

Введение
3

1
Роль и значение социально-психологических аспектов управления персоналом в повышении эффективности работы предприятия ……..

6

1.1
Социально-психологические методы управления персоналом: понятие, классификация …………………………………………..

6

1.2
Влияние социально-психологических методов управления персоналом на различные аспекты результативности организации ………………………………………………………..


26

2
Характеристика организационно-экономической деятельности ООО «ДИНАМИКА-2» ………………………………………………………..

50

2.1
Общая характеристика предприятия, построение аппарата управления, его задачи и функции ………………………………

50

2.2
Состояние материально-технической базы предприятия
58

2.3
Анализ основных финансово-экономических показателей хозяйственной деятельности предприятия ……………………..

63

3
Анализ эффективности социально-психологических аспектов управления персоналом в ООО «ДИНАМИКА-2» ……………………

73

3.1
Характеристика работников предприятия ……………………….
73

3.2
Анализ социально-психологического климата в коллективе…
79

3.3
Разработка рекомендаций по улучшению использования социально-психологических методов управления персоналом для повышения эффективности работы предприятия …………..


99
Заключение …………………………………………………………………...
104
Список использованных источников и литературы ………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

ЗАКИРОВА ДИПЛОМ (15.06.12).doc

— 2.39 Мб (Скачать файл)

Данный тест предназначен для выявления соотношения ролевых позиций при работе в команде. Основная теоретическая посылка, лежащая в основе типологического подхода, реализуемого группой P.M.Белбин, заключается в том, что все члены команды играют две роли. Первичная, функциональная очевидна: субъект входит в состав команды, поскольку он является специалистом в какой-либо профессиональной области. Однако, вторичная, которую P.M. Белбин называет групповой ролью, менее очевидна и проявляется только в условиях коллективной работы. Методика имеет восемь шкал, каждая из которых соответствует конкретной вторичной ролевой позиции, которую можно использовать в командной работе.

  1. Координатор: распределяет задачи; не доминирует над членами команды, но точно чувствует, когда нужно делегировать ответственность в группу, а когда принять на себя.
  2. Мотиватор: инициатор активности, «тянет» команду за собой; склонен к рискованным решениям, часто достигает очень высокого темпа деятельности; использует разнообразные подходы к делу; склонен к нетерпению и разочарованиям.
  3. Генератор идей: выдвигает новые идеи, устремлен к творчеству; ценит интеллект и оригинальность; привержен в большей степени своим идеям; недооценивает практические детали.
  4. Аналитик: независим, беспристрастен; привержен лучшей идее, а не своей собственной; практически не стремится побуждать других к действиям; слабая ориентация на личный успех.
  5. Реализатор: претворяет идеи в практические дела; дисциплинированный, надежный, предусмотрительный; недостаток гибкости, невосприимчивость к непроверенным идеям, медленно реагирует на новые возможности.
  6. Гармонизатор: разряжает обстановку, сглаживает противоречия; может проявлять нерешительность в решающие моменты; легко поддается влиянию; ориентирован внутрь команды.
  7. Изыскатель ресурсов: обнаруживает новое во внешней среде и сообщает команде об идеях, разработках и ресурсах за пределами группы; налаживает полезные внешние контакты и проводит переговоры; проявляет стойкость в сложной обстановке.
  8. Контролер: доводит деятельность до продукта; избавляет команду от ошибок, связанных как с деятельностью, так и с бездеятельностью; выявляет требующие внимания аспекты деятельности; неохотно делегирует полномочия, может быть чрезмерно требователен.

Всего тест содержит семь вопросов, на которые предлагается соответственно семь блоков утверждений по восемь штук в каждом. В каждом блоке испытуемый должен распределить десять баллов, приписывая тем больше баллов утверждению, чем более утверждение точно характеризует его типичное поведение в командной работе. Баллы по каждой шкале во всех блоках суммируются. Оценка результатов теста производится исходя из полученного профиля.

Опросник К. Томаса (адаптация Н.В. Гришиной) используется для изучения личностной предрасположенности к конфликтному поведению. К.Томас выделяет следующие типы поведения в конфликтной ситуации [36]:

  • соперничество (конкуренция) как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому, данный способ поведения в конфликтной ситуации считается наименее эффективным;
  • приспособление, означающее в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого;
  • компромисс, который понимается как соглашение между участниками конфликта, достигнутое путем взаимных уступок;
  • избегание, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей;
  • сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон, данный способ поведения в конфликте считается наиболее эффективным.

В опроснике каждый из пяти типов поведения в конфликтной ситуации описывается 12 суждениями о поведении индивида. В различных сочетаниях они сгруппированы в 30 пар. За каждый ответ, совпадающий с ключом соответствующему типу поведения в конфликтной ситуации начисляется один балл. Доминирующим считается тип (типы) набравшие максимальное количество баллов.

Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса представляет собой опросник, в котором респонденту необходимо оценить себя по 41 высказыванию, за каждым, из которых стоит определённое поведенческое проявление. Для оценки респонденту предлагается выразить согласие или несогласие («да» или «нет») с тем, что поведение свойственно ему [28].

За каждый ответ, совпадающий с ключом, дается по одному балу. Результат от 1 до 10 баллов интерпретируется как низкая мотивация к успеху, от 11 до 16 баллов - средний уровень мотивации, от 17 до 20 баллов - умеренно высокий уровень мотивации, а свыше 21 балла - слишком высокий уровень мотивации к успеху.

Результаты теста можно анализировать как отдельно, так и в комплексе с результатами тестов «Мотивация к избеганию неудач».

В Методике диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач Т.Элерса респонденту предлагается список слов из 30 строк, по 3 слова в каждой строке. Из каждой строки следует выбрать только одно из трех слов, которое наиболее точно характеризует респондента, и отметить это слово на бланке [5].

За каждый ответ, совпадающий с ключом, дается по одному балу. Результат от 2 до 10 баллов интерпретируется как низкая мотивация к защите, результат от 11 до 16 баллов как средний уровень мотивации, результат от 17 до 20 баллов - высокий уровень мотивации, а свыше 20 баллов - слишком высокий уровень мотивации к избеганию неудач, защите.

Социометрическая техника, разработанная Дж. Морено и адаптированная Е.В. Коломенским, применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования [21]. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп.

Использование социометрии позволяет проводить измерение авторитета формального и неформального лидеров для перегруппировки людей в командах так, чтобы снизить напряженность в коллективе, возникающую из-за взаимной неприязни некоторых членов группы. Социометрическая методика относится к групповым методам, ее проведение не требует больших временных затрат (до 15 мин.). Она весьма полезна в прикладных исследованиях, особенно в работах по совершенствованию отношений в коллективе. Но она не является радикальным способом разрешения внутригрупповых проблем, причины которых следует искать не в симпатиях и антипатиях членов группы, а в более глубоких источниках [27].

Социометрическая процедура может иметь целью:

а) измерение степени сплоченности-разобщенности в группе;

б) выявление «социометрических позиций», то есть соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии, где на крайних полюсах оказываются «лидер» группы и «отвергнутый»;

в) обнаружение внутригрупповых подсистем, сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры.

Суть теоретического обоснования социометрии состоит в утверждении того, что социальные системы являются притягательно-отталкивающие нейтральными системами, включающими в себя не только объективные, внешне проявляемые отношения (макроструктура), но и субъективные, эмоциональные отношения, часто невидимые внешне (микроструктура) [28].

Для анализа используются социометрическая карточка, в которой каждый член группы должен указать свое отношение к другим членам группы по выделенным критериям (например, с точки зрения совместной работы, участия в решении деловой задачи, проведения досуга, в игре и т.д.) Критерии определяются в зависимости от программы данного исследования: изучаются ли отношения в производственной группе, группе досуга, во временной или стабильной группе.

Обработка результатов включает в себя разные направления - табличное (социометрическая матрица), графическое (социограмма) и индексологическое (социометрические индексы).

Социоматрица - это матрица связей, с помощью которой анализируются внутриколлективные отношения. В социоматрицу в форме числовых значений и символов заносится информация, полученная в ходе опроса. Анализ социоматрицы по каждому критерию дает достаточно наглядную картину взаимоотношений в группе. Могут быть построены суммарные социоматрицы, дающие картину выборов по нескольким критериям, а также социоматрицы по данным межгрупповых выборов. Основное достоинство социоматрицы -возможность представить выборы в числовом виде, что в свою очередь позволяет проранжировать порядок влияний в группе. На основе социоматрицы строится социограмма - карта социометрических выборов (социометрическая карта), производится расчет социометрических индексов.

Социограмма - схематическое изображение реакции испытуемых друг на друга при ответах на социометрический критерий. Социограмма позволяет произвести сравнительный анализ структуры взаимоотношений в группе в пространстве на некоторой плоскости с помощью специальных знаков. Социограммы бывают двух типов: групповые и индивидуальные. Первые изображают картину взаимоотношений в группе в целом, вторые - систему отношений, существующих у интересующего исследователя индивида с остальными членами его группы. Групповые социограммы в свою очередь могут быть представлены в виде: конвенциональной социограммы - индивиды, составляющие группу, изображаются в виде кружочков, соединенных между собой стрелками, символизирующими социометрические выборы или отклонения, и «социограммы-мишени», представляет собой систему концентрических окружностей, количество которых равно максимальному количеству выборов, полученных в группе. Все члены группы располагаются на окружностях в соответствии с количеством полученных выборов. Вся «социограмма-мишень» делится на секторы по социально-демографическим

характеристикам группы (пол, возраст и т.п.). Индивидуальные социограммы применяют для более наглядного представления о положении отдельных лиц в группе, на которых изображают индивида в совокупности всех его связей с другими членами группы. Выделяют два типа социометрических индексов: персональные социометрические индексы и групповые социометрические индексы. Первые характеризуют индивидуальные социально-психологические свойства личности в роли члена группы. Вторые дают числовые характеристики целостной социометрической конфигурации выборов в группе. Они описывают свойства групповых структур общения. Основными персональными социометрическими индексами являются: индекс социометрического статуса i-члена; индекс эмоциональной экспансивности j-члена; индекс объема интенсивности и  концентрации взаимодействия ij-члена. Символы i и j обозначают одного и того же члена группы, но в разных ролях: i - объект выбора; j - субъект выбора; ij - совмещение ролей. Среди групповых социометрических индексов наиболее важными являются: индекс эмоциональной экспансивности группы и индекс психологической взаимности в группе (сплоченности группы).

Суть проведения методики «360 градусов», заключается в «круговой» оценке компетенций и навыков человека, то есть оценке его с разных сторон - снизу (подчиненные), сверху (руководитель), со стороны (коллеги, стоящие на том же уровне управления).

По результатам оценки 360 градусов можно сделать выводы: о характере взаимодействия между подразделениями, выявления конфликтных ситуаций; насколько человек вписывается в корпоративную культуру организации и существующий коллектив; насколько адекватна самооценка человека.

Рассмотрим результаты диагностики социально-психологического климата и других ключевых, связанных с ним социально-психологических параметров.

В методике Е.Б. Парыгина диагностика социально-психологического климата производится за счет измерения параметров потенциалов участников коллектива. Каждый потенциал характеризует как уровень притязаний членов, так и уровень социально-психологических возможностей, представляемых совместной деятельностью и общением. Результаты диагностики представлены в таблице 10.

 

Таблица 10 - Параметры социально-психологического климата ООО «ДИНАМИКА-2»

 

 

Потенциалы фактические

Административно-управленческий персонал

(сред. знач. по группе)

Технический персонал (сред. знач. по группе)

 

фактические

прогнозные

фактические

прогнозные

Потенциал выбора

9,8

10,5

6,2

8.2

Потенциал изменения (обновления)

10,0

10,2

7,3

8.9

Потенциал самовыражения

10,6

10,3

4,3

7.4

Потенциал признания

7,8

9,6

8,7

8,6

Потенциал определенности

7,3

7,7

11.1

10.6

Потенциал напряженности

10,9

8,1

6,6

7,2


 

Показатели по фактическим значениям параметра «потенциал выбора» говорят о том, что административно-управленческий персонал ощущает достаточно широкий диапазон своих возможностей, что менеджеры организации чувствуют достаточную свободу применительно к выбору целей и способов выполнения деятельности. Напротив, технический персонал значительно ниже чувствует возможность проявления на работе личностной активности индивида. У всего коллектива проявляется желание увеличить показатель личностной активности, наиболее ярко это желание проявляется в группе технического персонала. Возможно, что работа над осуществлением возможности личностного выбора в трудовом процессе сможет улучшить социально-психологический климат.

Информация о работе Социально психологические методы управления персоналом