Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 11:55, дипломная работа
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ. Необходимость использования в практике управления организацией социально-психологических методов руководства очевидна, так как они позволяют своевременно учитывать мотивы деятельности и потребности работников, видеть перспективы изменения конкретной ситуации, принимать оптимальные управленческие решения.
Введение
3
1
Роль и значение социально-психологических аспектов управления персоналом в повышении эффективности работы предприятия ……..
6
1.1
Социально-психологические методы управления персоналом: понятие, классификация …………………………………………..
6
1.2
Влияние социально-психологических методов управления персоналом на различные аспекты результативности организации ………………………………………………………..
26
2
Характеристика организационно-экономической деятельности ООО «ДИНАМИКА-2» ………………………………………………………..
50
2.1
Общая характеристика предприятия, построение аппарата управления, его задачи и функции ………………………………
50
2.2
Состояние материально-технической базы предприятия
58
2.3
Анализ основных финансово-экономических показателей хозяйственной деятельности предприятия ……………………..
63
3
Анализ эффективности социально-психологических аспектов управления персоналом в ООО «ДИНАМИКА-2» ……………………
73
3.1
Характеристика работников предприятия ……………………….
73
3.2
Анализ социально-психологического климата в коллективе…
79
3.3
Разработка рекомендаций по улучшению использования социально-психологических методов управления персоналом для повышения эффективности работы предприятия …………..
99
Заключение …………………………………………………………………...
104
Список использованных источников и литературы ………………………..
По таким стратегиям как компромисс, готовность достигать согласие путем взаимных уступок, и избегание, уход, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей, различий между административно-управленческим звеном и техническим персоналом нет. Заметим, что стратегия избегания занимает третье место после стратегии сотрудничества и соперничества среди всего персонала. Возможно, это стратегия является в определенной степени эффективной, так как помогает сохранить некоторый допустимый уровень нейтралитета и не тратить силы на разрешение некоторых конфликтных ситуаций.
Далее мы обратимся к результатам, полученным по методикам диагностики мотивации Т. Элерса. Результаты диагностики выраженности мотивации достижения успеха представлены в таблице 13.
Завышенные значения по мотивации достижения встречаются только в группе технического персонала (9,1%). Для него характерен такое уровень стремлений к цели, при котором снимаются защитные ограничения, упускаются оценку потенциальных рисков.
Таблица 13 - Уровень мотивации достижения успеха у сотрудников ООО «ДИНАМИКА-2»
Уровень мотивации достижения успеха (по методике Т. Элерса) | ||||
Группа |
Низкие значения |
Средние значения |
Умеренно высокие значения |
Завышенные значения |
Весь персонал |
22,2% |
44,4% |
27,8% |
5,6% |
Административно-управляющий персонал |
14,3% |
42,9% |
42,9% |
0,0% |
Технический персонал |
27,3% |
45,5% |
18,2% |
9,1% |
Умеренно высокие значения
значительно больше встречаются в группе
административно-
Количество человек со средними
значениями по мотивации достижения успеха
относительно равно, и представлены в
группе административно-
Низкие значения по мотивации
достижения успеха чаще встречаются в
группе технического персонала (27,3%), чем
в группе административно-
Результаты диагностики выраженности мотивации избегания неудачи представлены в таблице 14.
Таблица 14 - Уровень мотивации избегания неудачи у сотрудников ООО «ДИНАМИКА-2»
Уровень мотивации избегания успеха (по методике Т. Элерса) | ||||
Группа |
Низкие значения |
Средние значения |
Умеренно высокие значения |
Завышенные значения |
Весь персонал |
22,2% |
33,3% |
33,3% |
22,2% |
Административно-управленческий персонал |
42,9% |
28,6% |
28,6% |
0,0% |
Технический персонал |
9,10% |
36,40% |
36,40% |
18,2% |
Завышенные значения по показателю мотивации избегания неудачи встречаются только в группе технического персонала (18,2%). Для этих сотрудников характерна максимальная неготовность включения в деятельность из-за возможности её отрицательных последствий.
Следует заметить, что в группе
административно-
Умеренно высокие значения
по мотивации избегания неудачи встречаются
чуть больше у технического персонала
(36,4%), чем у административно-
Наблюдаются достаточно сильные
различия в количестве сотрудников с низким
уровнем мотивации избегания неуспеха.
Таких сотрудников много в группе административно-
Для процедуры проведения социометрического исследования нами были предложены два критерия и сформирована социометрическая карточка, представленная в таблице 15.
Таблица 15 - Социометрическая карточка
Социометрическая карточка | ||||||
№ |
Тип |
Критерии |
Выборы | |||
1. |
Контекст трудовых отношений |
а) С какими коллегами Вы бы в первую очередь хотели решать деловой задачи? |
1. |
2. |
3. |
4. |
2. |
Контекст личных отношений |
а) С какими коллегами Вы бы в первую очередь хотели отмечать корпоративные праздники? |
1. |
2. |
3. |
4. |
В карточке каждый сотрудник
указывал свое отношение к другим участникам
коллектива по выделенным критериям. Такую
карту каждый сотрудник заполнял дважды:
с возможностью выбора коллеги из всего
коллектива и возможностью выбора только
своей статусно-иерархической группы
(то есть только из административно-
На основании данных социометрического исследования можно рассмотреть групповые индексы, характеризующие степень развития социально-психологической структуры персонала, он определяется через индекс психологической взаимности группы (ИПВГ) и рассчитывается по формуле (21):
ИПВГ = , (21)
где N - общее количество испытуемых, чел.
Чем выше индекс психологической взаимности в группе, тем выше её сплоченность, тем выше уровень социально-психологического развития её как коллектива.
По результатам расчетов индекс
психологической взаимности в группе
административно-
По результатам расчетов индекс психологической взаимности в группе технического персонала по деловому критерию (контекст трудовых отношений) равен 0,81 (средний, ближе к низкому). Это определяет лишь среднюю степень организованности при решении вопросов и не дает возможности говорить о единстве при решении возникающих вопросов. Индекс психологической взаимности в группе обслуживающего персонала по эмоциональному критерию (контекст личных отношений) равен 1,40 (высокий), что можно интерпретировать как сплоченность участников группы, готовность делиться эмоциями, поддерживать друг друга. Обобщая результаты социометрического исследования по техническому персоналу можно заключить, что данная группа сотрудников делает акцент не на деловые, а на личные связи в процессе работы, отношения в ней могут переходить с рабочих в дружеский формат. Это может определять высокую сплоченность коллектива, но негативно сказываться на достижении целей, особенно тех, для которых требуется формальная дисциплина.
3.3 Разработка рекомендаций по улучшению использования социально-психологических методов управления персоналом для повышения эффективности работы предприятия
В данном параграфе нами предложены рекомендации по улучшению использования социально-психологических аспектов управления персоналом предприятия.
Начнем с рекомендаций по улучшению
социально-психологического климата.
Нами было выявлено, что как у административно-
Для решения этих
задач и улучшения социально-психологического
климата ООО «ДИНАМИКА-2» рекомендуем
внедрить процедуру «открытое планирование
недели». На любом предприятии существуют
совещания, направленные на согласование
отделов, постановку целей и раскрытие
приоритетов. В исследуемом нами предприятии
эти совещания имеют нерегулярный характер
и участвуют в них только сотрудники административно-
В группе административно-
Рассогласование
в существующем и желаемом уровнях психического
напряжения у административно-
Выделяется три вида причин стресса:
1) внутриличностные (стили мышления, копинг-стратегии, личностные особенности);
2) профессиональные (стиль жизни в компании, деловое общение, интенсивность деятельности и др.);
3) социально-экономические (ситуации экономического и социального кризиса).
Информация о работе Социально психологические методы управления персоналом