Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 14:56, курсовая работа
Цель работы – изучить теоретические аспекты процесса стратегического планирования предприятия и разработать практические рекомендации по повышению эффективности стратегического планирования на исследуемом предприятии.
Методы исследования: абстрактно-логический метод, статистический анализ, сравнения.
Введение
1. Теоретические аспекты процесса стратегического планирования на предприятии
1.1 Понятие и основное назначение стратегического планирования на предприятии
1.2 Процесс стратегического планирования на предприятии
1.3 Понятие и структура стратегического планирования на предприятии
2. Анализ стратегического планирования на предприятии (на примере ОАО "Ардатовский светотехнический завод")
2.1 Характеристика стратегического планирования на предприятии
2.2 Организация стратегического планирования в ОАО "Ардатовский светотехнический завод"
2.3 Проблемы стратегического планирования в ОАО "Ардатовский светотехнический завод"
3. Совершенствование стратегического планирования в ОАО "Ардатовский светотехнический завод"
3.1 Рекомендации по совершенствованию процесса стратегического планирования в ОАО "Ардатовский светотехнический завод"
3.2 Создание организационно-экономического механизма стратегического планирования в ОАО "Ардатовский светотехнический завод"
Заключение
Литература
Министерство Образования и науки РФ
Брянский государственный технический университет
Кафедра “Экономика, организация производства, управление”
Курсовая работа по дисциплине: «Менеджмент»
на тему: «Стратегическое планирование на примере ОАО «Ардатовский светотехнический завод»»
Студент гр. 12-АУ
Медвинский А.С.
Проверил
проф. Панченко В.М.
Брянск 2012
Объект исследования:
процесс стратегического
Цель работы – изучить теоретические аспекты процесса стратегического планирования предприятия и разработать практические рекомендации по повышению эффективности стратегического планирования на исследуемом предприятии.
Методы исследования: абстрактно-логический метод, статистический анализ, сравнения.
Полученные результаты: изучены теоретические аспекты процесса стратегического планирования предприятия, проанализировано планирование в ОАО «Ардатовский светотехнический завод» и разработаны практические рекомендации по повышению эффективности стратегического планирования на исследуемом предприятии.
Область применения – в практической деятельности ОАО «Ардатовский светотехнический завод»
Содержание
Введение
1. Теоретические аспекты
1.1 Понятие и основное назначение стратегического планирования на предприятии
1.2 Процесс стратегического планирования на предприятии
1.3 Понятие и структура
2. Анализ стратегического
2.1 Характеристика
2.2 Организация стратегического
планирования в ОАО "
2.3 Проблемы стратегического
3. Совершенствование
3.1 Рекомендации по
3.2 Создание организационно-экономического механизма стратегического планирования в ОАО "Ардатовский светотехнический завод"
Заключение
Литература
Введение
Стратегическое управление организацией опирается, прежде всего, на постоянное и системное планирование. Но при переходе России к рыночным отношениям планирование оказалось практически полузабытым. Между тем оно является одной из важнейших функций управления любым предприятием. Именно с планирования и начинается как создание, так и функционирование любой организации. Многолетний опыт зарубежных компаний и российских предприятий убеждает, что недооценка планирования предпринимательской деятельности в условиях рынка, сведение его к минимуму, игнорирование или некомпетентное практическое осуществление зачастую приводит к огромным, ничем не оправданным экономическим потерям и, в конечном счете - к банкротству.
Стратегическое планирование в современном менеджменте является одним из ключевых вопросов для рассмотрения. Тому есть свои причины. Во-первых, стратегическое планирование охватывает всю деятельность предприятия в пространственном и временном аспектах. Стратегическое планирование (СП) деятельности предприятия начинается на этапе определение бизнеса и сопровождает все стадии развития организации, охватывая все ее подразделения и функциональные области. Во-вторых, стратегическое планирование, будучи ориентированным в будущее, аккумулирует, синтезирует и генерирует наиболее передовые идеи менеджмента и пограничных наук. Каждый процесс СП является сугубо индивидуальным, а поэтому требует особого, творческого подхода, свободы мышления, по сути дела являясь инновационным процессом. В-третьих, стратегическое планирование напрямую зависит от организационной культуры, находится в тесной взаимосвязи с вопросами работы с персоналом, характеристики которого являются ключевым ограничением СП. Последние также определяют особенности стратегического планирования на данном предприятии, в данном регионе, данной стране.
В Российской Федерации стратегическое планирование формируется в условиях переходного периода: нестабильности макро-, и микросреды, неподготовленности организационной культуры предприятия. Главным препятствием в России для стратегического планирования является проблема менталитета, усугубленная принципиально иным прежним подходом к планированию - перспективным экстраполяционным планированием государственного масштаба по принципу «из прошлого в настоящее и будущее». На предприятиях прежняя система планирования конфликтует с зарождающимся стратегическим планированием, пока доминируя над последним.
Планирование - не просто умение предусмотреть все необходимые действия. Это также способность предвидеть любые неожиданности, которые могут возникнуть по ходу дела, и находить оптимальные возможности с ними справляться.
Стратегическое планирование обеспечивает основу для всех управленческих решений. Правильное определение целей является важным фактором для достижения успеха в любой деятельности. Человеку необходимо сфокусировать свое внимание на стоящих перед ним проблемах, правильно направить и сконцентрировать свои усилия, и тогда достижение целей принесет удовлетворение. Отсутствие четких целей приводит к апатии, рассеянности и потере ориентации, за которой следуют падение внимания, расслабление, снижение работоспособности и производительности. Все сказанное относится к организации в целом и к исполнителям — ее членам.
Им необходимо сконцентрировать свое внимание на стоящих перед ними целях с тем, чтобы внести максимальный вклад в успешное достижение целей организации.
В условиях рынка организация сталкивается с множеством непредсказуемых факторов, что вызывает необходимость отказа от жесткой системы планирования и перехода к гибкой системе ее деятельности.
Реализация такого пути связана с разработкой стратегии деятельности организации, в которой определяются главные цели и задачи, их ресурсное и финансовое обеспечение, пути и методы достижения целей и решения возникающих проблем.
В тоже время, в настоящее время в переходных экономиках представляется уникальный шанс произвести своеобразный селекционный отбор в области методологии, дополнить известные, импортируемые методы стратегического планирования имеющимися, доставшимися в наследство от прежней системы планирования. Прежде всего, в этом смысле имеются в виду организационные и экономико-математические методы и модели.
Поэтому главной
проблемой в области СП для
российского предприятия
Цель работы – изучит теоретические аспекты процесса стратегического планирования предприятия и разработать практические рекомендации по повышению эффективности стратегического планирования в ОАО «Ардатовский светотехнический завод»
Задачи данной работы:
1. Изучить сущность и содержание современного СП в системе менеджмента.
2. Рассмотреть процесс СП на промышленном предприятии.
3. Исследовать
формирующуюся систему и
4. Оценить эффективность СП в ОАО «АСТЗ» и разработать рекомендации по ее повышению.
5. Дать экономическое
обоснование предлагаемых
Объектом исследования является процесс стратегического планирования в ОАО «АСТЗ».
Предметом исследования является система теоретических и методологических подходов к стратегическому планированию на предприятии.
Теоретико-методологической базой данного исследования являются труды теоретиков менеджмента, публикации в периодических изданиях, сборники научных трудов, статистические данные, годовая отчетность предприятия, а также система методов менеджмента, основанных на экономическом анализе, экспертных оценках, специфических методах стратегического планирования (матричные и эмпирические модели), а также экономико-математическом моделировании.
1. Теоретические
аспекты процесса
1.1 Понятие и
основное назначение
Стратегическое планирование вышло на передний план совсем недавно, лишь в 70-х годах, когда стало очевидно, что внутрифирменное управление должно обеспечивать в первую очередь ясное видение перспективы, что оно должно быть нацелено на прогнозирование состояния внешней для организации среды, на поиск возможностей долгосрочного и адаптивного роста.
Стратегическое планирование - это одна из функций менеджмента, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения. Стратегическое планирование обеспечивает основу для всех управленческих решений, функции организации, мотивации и контроля ориентированы на выработку стратегических планов. Динамичный процесс стратегического планирования является той базой, на которой строятся все управленческие функции, не используя преимущества стратегического планирования, организации в целом и отдельные люди будут лишены четкого способа оценки цели и направления корпоративного предприятия [15, с. 50].
В деловой жизни под стратегией понимается общая концепция того, как достигаются цели организации, решаются стоящие перед ней проблемы и распределяются необходимые для этого ограниченные ресурсы.
Стратегия представляет собой детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение ее целей.
План должен разрабатываться скорее с точки зрения перспективы всей корпорации, а не конкретного индивида. Редко когда основатель фирмы может себе позволить сочетать личные планы со стратегий организации.
Стратегический план должен обосновываться обширными исследованиями и фактическими данными. Поэтому необходимо постоянно заниматься сбором и анализом огромного количества информации об отраслях народного хозяйства, рынке, конкуренции и т.п. Кроме того, стратегический план придает фирме определенность, индивидуальность, которые позволяют ей привлекать определенные типы работников и помогают продавать изделия или услуги.
Стратегические планы должны быть разработаны таким образом, чтобы они оставались не только целостными в течении длительного времени, но и сохраняли гибкость. Общий стратегический план следует рассматривать как программу, направляющую деятельность фирмы в течение продолжительного периода времени, с учетом постоянных корректировок в связи с постоянно меняющейся деловой и социальной обстановкой.
Процесс стратегического планирования обеспечивает основу для управления членами организации.
Функция планирования предполагает решение вопроса о том, какими должны быть цели организации, что должна делать организация и ее члены для их достижения. По сути, и содержанию функция планирования должна отвечать на следующие три вопроса:
1. В каком
состоянии организация
2. В каком
направлении хочет двигаться
организация? Оценивая такие
3. Каким образом
организация собирается
Именно посредством планирования руководство организации стремится установить основные направления усилий и принятия решений, которые обеспечат единство целей для всех ее членов. Планирование — это одна из основ, с помощью которой руководство обеспечивает единое направление усилий всех членов организации к достижению ее общих целей.
Таким образом, в управлении планирование занимает основное место, воплощая в себе организующее начало всего процесса реализации целей организации. [15, с. 102]
Информация о работе Стратегическое планирование на примере ОАО «Ардатовский светотехнический завод»