Стратегия развития предприятия (на примере ООО «Комплексный оздоровительный центр «Алтайхимпром»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2014 в 00:21, дипломная работа

Краткое описание

В первом разделе раскрыты теоретические основы управления планированием предприятия, проанализирована роль и место планирования в управлении предприятием, рассмотрено стратегическое планирование как основа развития предприятия, представлена организация процесса планирования на предприятиях здравоохранения.
Во втором разделе проведен анализ управления развитием предприятия на примере ООО «Комплексный оздоровительный центр «Алтайхимпром», представлена общая характеристика предприятия, проведен финансовый анализ, произведена оценка эффективности деятельности лечебного учреждения.

Содержание

Введение..............................................................................................................................4
1 Теоретические основы управления планированием предприятия..............................7
1.1 Роль и место планирования в управлении предприятием.........................................7
1.2 Стратегическое планирование как основа развития предприятия.........................13
1.3 Организация процесса планирования на предприятиях здравоохранения............21
2 Анализ управления развитием предприятия на примере ООО «Комплексный оздоровительный центр «Алтайхимпром»….................................................................30
2.1 Общая характеристика предприятия.........................................................................30
2.2 Финансовый анализ ООО «Комплексный оздоровительный центр «Алтайхимпром»……………….......................................................................................44
2.3 Оценка эффективности деятельности предприятия………….................................49
3 Разработка стратегии развития ООО «Комплексный оздоровительный центр «Алтайхимпром»…….......................................................................................................57
3.1 Формирование стратегии развития предприятия.....................................................57
3.2 Управление эффективностью использования коечного фонда...............................59
3.3 Совершенствование качества предоставляемых услуг............................................63
Заключение.........................................................................................................................71
Список использованных источников...............................................................................74

Вложенные файлы: 1 файл

Стратегия развития предприятия.DOCX

— 239.59 Кб (Скачать файл)



 

 




 


 

 



 


 

 

 

 

 

Рисунок 1 – Ключевые управленческие компоненты реализации стратегии

Стратегическое управление можно рассматривать как совокупность пяти взаимосвязанных управленческих процессов:

  1. анализ среды;
  2. определение миссии и целей;
  3. выбор стратегии;
  4. выполнение стратегии;
  5. оценка и контроль выполнения [1, c.29].

Самым первым в реализации процесса стратегического планирования должна стать выработка стратегического видения или миссии фирмы, ее предназначения. Важно отметить, что миссия организации должна формулироваться в качественных, а не в количественных терминах. Так иногда компании ошибочно формулируют свою миссию в терминах прибыли, что является результатом выбранной стратегии и тактики фирмы. Миссия же – это ориентир, к которому намеревается двигаться компания в своем развитии, причина ее существования. Миссия детализирует статус предприятия  и обеспечивает направление и ориентиры для определения целей и стратегий на различных организационных уровнях [1, c.29]. Формулировка миссии предприятия должна содержать следующее:

  1. сфера деятельности предприятия;
  2. задача предприятия с точки зрения его основных услуг или изделий, его основных рынков и основных технологий;
  3. внешняя среда по отношению к фирме, которая определяет рабочие принципы предприятия;
  4. культура организации (тип рабочего климата, существующего внутри предприятия) [7, c.101].

После формулировки миссии следует определение целей, направленных на претворение в жизнь выбранной миссии. Цели подразумевают под собой перечень уже конкретных достижений, планируемых фирмой на видимый срок. Цели могут быть краткосрочными и долгосрочными. Причем вторые имеют приоритет в реализации перед первыми (исключая вариант с кризисным состоянием компании). Кроме того, существуют стратегические и финансовые цели. Первые относятся к конкурентоспособности фирмы, а вторые - к  таким показателям деятельности, как объем прибыли, размеры дивидендов и т.д. [53, c.19-20] В случае многоуровневой организации со сложной организационной структурой необходимо общие цели разбить на несколько конкретных задач для каждого подразделения. Таким образом, достигается очень важная составляющая плодотворной работы - появляется общая заинтересованность в достижении результатов.

Хорошо проработанные цели должны обладать рядом характеристик:

1. Цели  должны быть  достижимыми.

2. Цели  должны быть гибкими – оставлять возможность для изменения и корректировки.

3. Цели  должны быть измеримы – они должны быть сформулированы так, что бы можно было количественно измерить.

4. Цели  должны быть конкретными – должны быть зафиксированы, определены сроки и методы их достижения.

5. Цели  должны быть совместимыми – совместимость предполагает, что долгосрочные цели соответствуют миссии, а краткосрочные – долгосрочным.

6. Цели  не должны противоречить друг  другу и быть взаимно комплексно  увязаны [7, c.102].

Важно поставить сложные, но достижимые цели, т.к. это подталкивает организацию к постоянному развитию, совершенствованию.

Определившись с целями, т.е. с желаемыми результатами, менеджеры должны выработать стратегию по их достижению.

Здесь остановимся подробнее на понятии стратегии. Слово «стратегия» произошло от греческого strategos, «искусство генерала», которое с большим успехом использовал еще Александр Македонский. А.Чандлер,  автор одной из пионерских работ в области стратегического планирования, считает, что стратегия – «это определение основных долгосрочных целей и задач предприятия и утверждение курса действий и распределения ресурсов, необходимых для достижения этих целей» [7, c.104]. Определение стратегии Чандлера дополняется требованием  экономичности для принимаемых курсов действий: «Стратегическая альтернатива определяется путём сопоставления возможностей и ресурсов корпорации с учётом приемлемого уровня риска».

Таким образом, стратегию можно рассматривать как долгосрочное качественно определенное направление развития организации, касающееся сферы, средств и формы ее деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиции организации к окружающей среде, приводящее организацию к ее целям [53, c.26]. Стратегия представляет собой набор правил, которыми руководствуется организация при принятии управленческих решений, чтобы обеспечить осуществление миссии и достижение хозяйственных целей организации. Одна из важных задач стратегии состоит в том, чтобы путем разработки комплексного плана с учетом влияния факторов внешней и внутренней среды максимально повысить возможность достижения поставленных целей. Учитывая комплексный характер разработки стратегии, вырабатываются:

  1. стратегия маркетинга,
  2. финансовая стратегия,
  3. стратегия НИОКР,
  4. стратегия производства,
  5. социальная стратегия,
  6. стратегия организационных изменений,
  7. экологическая стратегия [7, c.105].

Цели будут значимой частью процесса стратегического планирования только в том случае, если высшее руководство правильно их сформулирует и обеспечит их осуществление во всей организации.

Одно из существенных решений при стратегическом планировании – это выбор основной общей цели организации. Основная общая цель организации обозначается как миссия, и все остальные цели вырабатываются для ее осуществления. Значение миссии заключается в том, что она отражает причину существования организации (ради чего была организована фирма) [62, c.504-505]. Миссия определяет статус фирмы, задаёт ориентиры для целей и стратегий на различных уровнях управления. Следует помнить, что прибыль представляет собой полностью внутреннюю проблему предприятия, поэтому в качестве миссии нельзя обозначать «погоню за прибылью». Поскольку организация является открытой системой, она может выжить только в том случае, если будет удовлетворять какую-то потребность, находящуюся вне ее самой. Чтобы заработать прибыль, необходимую фирме для выживания, следует проводить постоянный мониторинг среды, в которой она функционирует. Поэтому именно в окружающей среде руководство подыскивает общую цель организации. Необходимость выбора миссии была признана выдающимися руководителями задолго до разработки теории систем. Генри Форд – руководитель, хорошо понимающий значение прибыли, – определил миссию «Форд» фразой: «Предоставление людям дешевого транспорта» [7, c.106].

Общефирменные цели формулируются и устанавливаются на основе миссии организации, определенных ценностей и целей, на которые ориентируется высшее руководство [62, c.505]. Чтобы внести истинный вклад в успех организации, цели должны обладать рядом характеристик.

  • во-первых, цели должны быть конкретными и измеримыми. Выражая свои цели в конкретных измеримых формах, руководство создает четкую базу отсчета для последующих решений и оценки хода работы.
  • во-вторых, необходим конкретный горизонт прогнозирования. Цели обычно устанавливаются на длительные сроки или краткие временные промежутки. Долгосрочная цель имеет горизонт планирования приблизительно равный пяти годам. Краткосрочная цель в большинстве случаев представляет собой один из планов организации, который следует завершить в течение года. Среднесрочные цели имеют горизонт планирования от одного года до пяти лет.
  • в-третьих, любая цель должна быть достижимой,  – чтобы  служить повышению эффективности организации. Недостижимые цели снижают трудовую мотивацию людей, приводят к снижению эффективности их работы.
  • в-четвёртых, чтобы быть эффективными, множественные цели организации должны быть взаимно поддерживающими – т.е. действия и решения, необходимые для достижения одной цели, не должны мешать достижению других целей [15, c.108-110].

Таким образом, стратегическое управление планированием играет очень важную роль в развитии предприятия, является основой для дальнейшего благополучного существования организации. В условиях экономического реформирования в нашей стране становится необходимым поиск новых форм и методов управления, позволяющих предприятиям адаптироваться к динамике внешней среды, рационально использовать их производственно-рыночный потенциал, наращивать конкурентные преимущества и создавать на этой основе реальные предпосылки к обеспечению в обозримой перспективе стратегической устойчивости [60, c.60-61]. Возможность реализации данных задач обусловлена рядом факторов, к которым в том числе относится совершенствование системы управления планированием на российских предприятий.

Под стратегическим планированием понимается процесс практического воплощения стратегии. Он заключается в принятии конкретных решений, позволяющих обеспечить эффективное функционирование и развитие организации в будущем, уменьшить их неопределенность.

Стратегическое управление – способ, технология, методика, механизм осуществления плана во времени, совокупность действий руководителя для достижения результатов, целей. Процесс управления может быть рассмотрен как последовательное выполнение функций управления, как механизм принятия управленческих решений [15, c.112].

 

 

1.2 Стратегическое  планирование как основа развития  предприятия

 

 

Основные составляющие стратегического управления развитием – это формирование видения, выявление целей и задач, определение стратегии, разработка   планов развития, установление соответствующего лидерства. Основной формой, в которой реализуется менеджмент развития, является стратегическое планирование [15, c.118].

Будучи функцией стратегического управления, стратегическое планирование является фундаментом, на котором строится вся система управленческих функций, или основой функциональной структуры системы управления. Стратегическое планирование является инструментом, с помощью которого формируется система целей функционирования предприятия и объединяются усилия всего коллектива предприятия по ее достижению.

Стратегическое планирование представляет собой набор процедур и решений, с помощью которых разрабатывается стратегия предприятия, обеспечивающая достижение целей функционирования предприятия. Логика этого определения такова: деятельность аппарата управления и принимаемые на ее основе решения формируют стратегию функционирования предприятия, которая позволяет фирме достичь своих целей, графически это изображено на рисунке 1.2 [7, c.115].

 

         


             


      

                                                               

Рисунок 2 – Логика стратегического планирования

 

Процесс стратегического планирования является инструментом, с помощью которого обосновываются управленческие решения в области хозяйственной деятельности. Его важнейшая задача обеспечить нововведения и организационные изменения, необходимые для жизнедеятельности предприятия. Как процесс стратегическое планирование включает четыре вида деятельности (функции стратегического планирования), которые представлены на рисунке 1.3 [17, c. 230].

 






 

 

 

Рисунок  3 – Функциональная структура стратегического планирования

 

1. Распределение ресурсов – данный процесс включает планирование распределение ресурсов, таких как материальные, финансовые, трудовые, информационные ресурсы и т.д. Стратегия функционирования предприятия строится не только на расширении бизнеса, удовлетворении рыночного спроса, но и на эффективном потреблении ресурсов, постоянном снижении издержек производства. Поэтому эффективное распределение ресурсов между различными сферами бизнеса, поиск комбинаций их рационального потребления является важнейшей функцией стратегического планирования.

2. Адаптация к внешней среде – адаптацию следует интерпретировать в широком смысле слова как приспособление предприятия к изменяющимся рыночным условиям хозяйствования. Рыночная среда по отношению к субъектам хозяйствования всегда содержит благоприятные и неблагоприятные условия (преимущества и угрозы). Задача данной функции — приспособить хозяйственный механизм предприятия к этим условиям, т.е. воспользоваться преимуществами в конкурентной борьбе и предотвратить различные угрозы. Разумеется, эти функции выполняются также и в текущем управлении предприятием. Однако эффективность оперативного управления будет достигнута лишь в том случае, если конкурентные преимущества и барьеры будут предвидены заранее, т.е. спланированы. В этом отношении задача стратегического планирования состоит в том, чтобы обеспечить для предприятия новые благоприятные возможности посредством создания соответствующего механизма адаптации предприятия к внешней среде [17, c.232].

3. Координация и регулирование – данная функция предполагает согласование усилий структурных подразделений фирмы (предприятий, производств, цехов) для достижения цели, предусмотренной стратегическим планом. Стратегия предприятия включает сложную систему взаимосвязанных целей и задач. Декомпозиция этих целей и задач предусматривает их деление на более мелкие компоненты и закрепление за соответствующими структурными подразделениями и исполнителями. Этот процесс происходит не спонтанно, а на плановой основе в стратегическом плане. Поэтому все компоненты стратегического плана должны быть увязаны по ресурсам, структурным подразделениям и исполнителям и функциональным процессам. Эта увязка обеспечивается системой формирования показателей планирования, а также наличием на предприятии в аппарате управления соответствующего подразделения или исполнителя, отвечающих за координацию. Объектами координации и регулирования являются внутренние производственные операции.

Информация о работе Стратегия развития предприятия (на примере ООО «Комплексный оздоровительный центр «Алтайхимпром»)